Super Zoom 4D
Собираю первый самолёт из ЕРР. Дайте совет чем лучше клеить?
Циакрином, можно поискать в Ашане наш обычный моментальный клей, только не в 3-х грамовых тюбиках, а в бутылочках
И еще, для быстрого склеивания можно купить активатор для циакрина.
Super Zoom - мой второй, но практически первый самолёт. Поскольку многие в этой теме, как я понял, тоже впервые сталкиваются со сборкой и вообще с радиоуправляемыми моделями, поделюсь своим опытом чайника.
На день рождения жена подарила мне планер Rainbow Runner, набор RTF. http://pilotage-rc.ru/catalogue/15_/15_20/RC9918/.
Жена у меня хорошая и заботливая. Как-то я проболтался про мечту детства - радиоуправляемую модель самолёта, и вот я эту мечту получил.
Первый полёт - 30 секунд и морковка. Сделал вывод что летать надо при хорошем освещении (полетел в сумерках) Ремонт - склейка корпуса жидкими гвоздями, покупка нового пропеллера и замена кварца. Второй полёт - 30 секунд и в дерево. Сделал вывод что для планера нужно большое поле. Летает он быстро а поворачивает медленно. Ремонт - склейка жидкими гвоздями. На третий раз наконец удалось полетать несколько минут, один раз нормально посадить, потом зарулился и морковка. Ремонт жидкими гвоздями. Полетал еще раз, опять разбил. Сделал вывод, что планер мне не нравится. Слишком он неповоротливый, а я все время норовлю маневр резкий заложить и он сваливается. Потом, полетав на симуляторе, я в этом убедился.
В общем пошёл в магазин (у нас в городе только пилотаж) и купил по совету продавца Зума pilotage-rc.ru/catalogue/15_/15_15/RC6858/. Там же выяснил, что в магазине есть симулятор, так что в течение постройки каждый вечер после работы заходил в магазин и летал минут по 20. Скажу всем начинающим - полетать на симуляторе надо обязательно. Первый взлёт на зуме на симуляторе - отломанный руль направления =) Летать хоть как-то смог только минут через 10. Нормально сажать - дня через 3. Еще купил три рулевых машинки S-405MG pilotage-rc.ru/catalogue/75_/75_10/RC5745/, чтобы не разбирать планер. Жалко. Подарок всё-таки. Остальное оборудование решил снять с планера.
Также купил три карбоновых прутка 3мм и одну трубку 5мм (прочитал про зум в этой теме и решил усилить карбоном) Почему купил трубки? Потому что пластин не было. По результатам сборки могу сказать, что с полосками собирать было бы проще. Да и большей жесткость фюзеляжа можно было бы достичь не одной 5мм трубкой, а двумя полосками 1х3 с двух сторон вдоль фюзеляжа. А по весу было бы примерно также.
Сразу скажу, что вес приоритетом не был. Самолёт то практически первый, так что приоритетом была неубиваемость.
Клеил эпоксидной смолой, купленной по случаю у ребят, занимающихся поклейкой автомобильных бамперов. Сохнет долго - сутки, зато остается немного эластичной и не трескается. На сборку потратил 60 грамм наведенной эпоксидки.
Сборку начал с того, что разрезал фюзеляж и вклеил 5мм трубку. Трубку обмотал ниткой с шагом 5-10мм. Со стороны моторамы вклеил стойку под винт М3 - она идеально вошла в трубку. Решил так усилить крепление моторамы. Как показала первая морковка, это ни к чему =)
Крыло склеил на двух зубочистках что бы ничего никуда не сместилось
В горизонтальное оперение вклеил для усиления 3мм карбон. Для прижима использовал стеклянные дверцы от полок и свою библиотеку. Чтобы ничего не измазать эпоксидкой - прокладывал под детали и сверху целофановые пакеты - эпоксидка к ним не липнет.
С рулем высоты вышла промашка. Почему-то я решил что чем дальше от петель я вклею карбоновый стержень - тем лучше. Поэтому указаниями инструкции я пренебрег. И это было не правильно. В последствии оказалось, что кабанчик не дотягивается до усиления и руль в промежутке между ними гнется. Пришлось вклеивать еще маленький кусочек карбона чтобы соединить кабанчик с поперечным стержнем.
Далее некоторые этапы не фотографировались. Приклеил бока к фюзеляжу так же прижимая сверху книгами, в крыле сделал прорези сверху и снизу и вклеил карбоновые стержни. Крыло стало очень жестким. Вклеил в крыло рулевую машинку для элеронов. Покрасил снизу крыло и стабилизатор красной автомобильной краской из баллончика. Тонкий стабилизатор от этого слегка покоробился, но после высыхания краски и под давлением литературы вернулся в первоначальное состояние. Ошибка была в том, что я не оставил белых полос. Издалека верх и низ самолёта плохо различимы, так как довольно близки по цвету. Теперь думаю сделать чёрные полосы. Красный цвет уже ничем не перебить.
Далее, применив коробки от обуви, собрал стапель чтобы ровно вклеить крыло и стабилизатор в фюзеляж.
Изначально в руль направления никакого усиления не вклеивал. Машинки руля направления и руля высоты расположил чуть ближе к крылу. Толку от этого ноль. Машинки слишком легкие, чтобы координально изменить ЦТ, проблемы с тягами - на лицо. Пришлось мастерить дополнительные костыли чтобы тяги не гнулись. Но они всё равно гнутся. Плюс немного гнётся и сам фюзеляж. Машинки и тяги расположил сверху, так как говорят что они хорошо отрываются травой.
Управление, мотор, регулятор хода, аккумулятор - взял с планера.
Центр тяжести из-за легкого аккумулятора (1000мАч) получился на пределе рекомендованного инструкцией в сторону хвоста. Решил, раз по инструкции, значит нормально. Первый полет показал что не нормально - самолет все время пытался стать на хвост, управлять им было очень тяжело. Результат - морковка на посадке.
Склеил. Дополнительно усилил нижний клык куском карбоновой трубки. Потом пожалел что взял короткий кусок и не довел его до стойки шасси - конструкция была бы значительно прочнее и шасси так легко не вырывало бы. Для исправления ситуации с ЦТ решил вопрос жестко - купил новый аккумулятор на 1.8Ач. ЦТ стал на один см ближе к носу от крайнего рекомендуемого значения. После этого самолет наконец полетел. Тут конечно очень помог симулятор. Поведение самолета оказалось на удивление предсказуемо. Самолёт четко управляется и очень послушен. Самое главное - двигать ручками управления плавно. Да, рычагами машинок изначально ограничил углы отклонения всех поверхностей, так как никаких экспонент и двойных расходов на моей аппаратуре нет.
Чтобы не пропадал старый аккумулятор, сделал для него из текстолита и гаек адаптер. Получился тот же вес и размер что и у нового аккумулятора.
После нескольких полетов хвост пришлось усилить. Сначала вклеить стержень снизу - вырывало нижнюю петлю, если цепляешь хвостом на взлете. По этой же причине увеличил длинну костыля до 5см. Потом пришлось вклеить еще один стержень в продолжение кабанчика - в этом месте руль тоже надломился.
Для отработки взлетов и посадок сделал из 2л пластиковой бутылки лыжи
Красными линиями обозначены места разрезов, куда продета алюминиевая проволока. Сверху все проклеено скотчем. Проволочная стойка примотона изолентой к основной. Получилась очень удобная быстросъемная и лёгкая конструкция. Вес - 10гр.
После нескольких полетов сгорел регулятор, потом сильно погнулась ось мотора. В результате поставил пилотажевский 2213 и соответсвующий регулятор. Винт 10х3.8.
К слову сказать, после всех ремонтов и с новым оборудованием вес самолета
Да, это еще и с ночной подсветкой. Которую пока не тестировал.
Клеил эпоксидной смолой
Отличный отчет, жаль нет крупно фото серв на элероны.
Вместо эпоксидки очень удобно и надежно клеить Ухупором. При необходимости можно разобрать, если нагреть феном.
Отверстие под акк резать не стоит. Лучше крепить на липучку на бок и сквозь фюз еще липучкой-хомутом. С обратной стороны можно усилить кусочком линейки. Тогда можно регулировать центровку и использовать разные акки.
Сервы лучше ставить как можно ближе к хвосту.
Отличный отчет, жаль нет крупно фото серв на элероны.
Добавил фото и кое-что в описании. За раз такое сочинение тяжело осилить. =)
Да, еще забыл сказать. Опять же ничего нового, просто личный опыт. Выкос вправо оставил какой был у штатной моторамы. Выкос вниз сначала сделал, просто потому что где-то прочитал что нужно его сделать. Когда выяснил, что с полным газом самолет летит прямо, а на малых оборотах задирает нос, углубился в изучение темы выкоса и понял что ось тяги должна проходить через ЦТ. Отрегулировал - самолет стал летать одинаково на любых оборотах мотора. Единственное что пока не поборол - в перевернутом полете приходится поддергивать руль высоты. Но хуже всего что на ноже самолет уводит в бок. Пробовал избавится отклонением элеронов в одну сторону - сейчас они стоят немного вверх и в таком положении увод почти поборол. Но не до конца. Ситуация усугубляется лыжами - без них аэродинамика заметно меняется. Так что пока решил отложить эксперименты до схода снега и перехода на колеса.
Отличный отчет, а КАЧАЛКУ на РН лучше поставить как в мануале или поближе к центру?
Серво РН лучше поставить посредине фюзеляжа. Точнее на том же месте, где она стоит в хвосте, только поднять ее повыше
Серво РН лучше поставить посредине фюзеляжа. Точнее на том же месте, где она стоит в хвосте, только поднять ее повыше
почему?
У меня сервы от пилотажа С02. Почитал и закралось сомнение, поставить сервы с металическими шестернями. Есть сервы Corona DS-919MG Didgital. Может кто знает как они?
не чешется - не чеши!
почему?
Я поставил так, просто когда кабанчик стоял внизу, у меня скручивало киль, в центре не так сильно скручивает.
Полетал в ночи. Сразу получил напоминание, что перед полётом надо всё проверить. Триммер элеронов был случайно сдвинут в крайнее положение. Так как всё усугубилось ночью, воткнулся в землю. Теперь у меня винт 10х4.7 (был с собой запасной). Насаться стал как угорелый. Света не хватает. Точнее снизу и сверху самолет видно нормально, но вот под каким углом крылья к горизонту - не ясно. Маневры совершать очень тяжело. Понял что нужны красный и зеленый светодиоды на законцовках крыльев.
Всем Привет! Я тоже вступаю в ряды зуумоводов. Собираюсь начать сборку, возникли вопрсы:
1 сервы на РВ и РН лучше вклеивать как указано в мануале или можно ближе к центру, чтобы отказаться от их удлинителей?
Для начала можно как в мануале, но я со временем переставил сервы вперед-вверх. Тяги сделал из карбоновых стержней, с поддерживающими опорами где то в середине длины тяг. На мой взгляд плюсы следующие:
- Штатно (снизу в хвосте) установленые сервы при интенсивных полетах (много взлетов-посадок на грунт) все время в пыли и грязи. Если на поле еще и роса, то совсем беда.
- При переносе серв вперед хвост становится легче. Нарушение центровки парируем перемещением акка назад, ближе к центру тяжести. Соответственно, меньше становится разнос масс, что должно улучшать выполнение резких маневров.
- Кабанчик РН при этом монтируется в середине высоты РН, что исключает скручивание руля
- Кабанчик РВ перемещается на верхнюю плоскость РВ, при этом угол отклонения РВ при том же плече качалки РВ увеличивается.
- Качалки, тяги и кабанчики не рвут траву и не могут быть свернуты, зацепившись за какой - нибудь особо крепкий стебель.
2 можно ли поставить мотор на такую мотораму www.pilotage-rc.ru/catalogue/15_/15_55/RC4193/
Штатная моторама выполняет свои функции нормально и не нуждается в доработках
3 сервы на элероны лучше как я понимаю сверху, но сколько фото я видел, они снизу.
Сервы лучше ставить наверх по двум причинам. Первая - все та же грязь и пыль, летящие из под колес при взлете и посадке прямо в сервы, если они стоят снизу. Вторая - увеличивается угол отклонения элеронов, поэтому сильной необходимости в установке удлиненных качалок на сервы нет.
Господа, если хотите, можете посмотреть видео полетов на зумах!
К слову сказать, после всех ремонтов и с новым оборудованием вес самолета
Тяжеловат он у Вас вышел. Граммов 100 скидывать надо, учтите при постройке следующего))). А неубиваемость от снижения веса только выиграет.
К слову сказать, после всех ремонтов и с новым оборудованием вес самолета 640г. (!!!)
ИМХО дохрена (мягко говоря) и правильно уже заметили это же постом ранее. Старайтесь не “вылазить” за 500 гр. и тогда получите совершенно другой самолёт. Тут всё дело в том, что ЗУМ позволяет перетяжелять себя до бесконечности и при этом летает, а вот его полётные качества в плане 3D этого не позволяют. Как следствие избыточного веса - проблемы увода в ножах, нестабильные харриеры и инверты с постоянным доруливанием и пр. и т.д… Мой ЗУМ тоже был 550гр., а вот ЯК вышел меньше 500 - и это совсем другая “песня”.
Самый простой способ облегчить - поставить меньше аккумулятор. Но тогда со сдвинутым максимально вперед аккумулятором центр тяжести оказывается сдвинут слишком далеко назад. Надо менять сервы, надо сдвигать приемник вперед. Честно говоря не охото этим заниматься и для себя смысла не вижу. Я на нем учусь летать. И до 3Д мне еще далеко.
Я на нем учусь летать. И до 3Д мне еще далеко.
А ничего переделывать и не нужно! Всё ОК - учитесь, и летать учитесь - и строить. Все советы - скорее на будущее. Удачи! 😃
После очередного краша нос был разбит полностью.
Склеив и взвесив нос вместе с креплением шасси, которое тоже много пережило и было даже укреплено шурупом, понял что вся эта конструкция набрала в весе слишком много.
Решил сделать нос из потолочки и срезал все остатки, в которых присутствовала эпоксидка.
Начал клеить нос. Решил боковые “клыки” не делать. Толку от них кроме сомнительной красоты никакого, отламываются они часто, ставить мотор мешают. Нос к фюзеляжу и между собой клеил Титаном.
Нижний и верхний клык - пустотелые. Жесткость получилась более чем удовлетворительная, особенно после обклейки скотчем.
Новую мотораму сделал из стеклотекстолита. По весу, может, один-два лишних грамма, зато прочность - в разы.
Моторама склеена на эпоксидке. Задняя стенка насажена на углепластиковый штырь. В углах моторама укреплена ватой с эпоксидкой - лучший композит для таких соединений. Легкий, довольно прочный и при этом эластичный.
Стойку шасси примотал ниткой к длинной пластинке текстолита, которая проходит до середины фюзеляжа и уперается в стеклопластиковый стержень. Дырка, в которую вставляется эта конструкция была так же заполнена ватой с эпоксидкой. Получилось очень жестко. Несколько жестких посадок показали, что конструкция очень надежная. При этом веса, думаю, она добавила минимум.
Окончательно нос был усилен накладками с боков, чтобы аккумулятор не разорвал место стыка потолочки с корпусом. После обклейки скотчем выигрыш в весе с новым носом составил 20г. относительно старого. Вес фюзеляжа с машинками и РУ (без регулятора, мотора и аккумулятора) - 341г.
Заодно поменял рулевые машинки на РН и РВ. Поставил их ближе к хвосту. С новыми машинками управление стало чётче, ЦТ сместился вперед, так что пришлось двигать аккумулятор назад, вес снизился где-то на 18 грамм.
Окончательно обклеил нос скотчем и прогладил утюгом.
Итого вес самолёта с аккумулятором 1800Ач теперь 592г. с 1000Ач - 570.
Нос уже пережил несколько ударов - выламывалось крепление мотора, нижний клык. Всё чинится легко и без набора веса. В поведении самолёта ничего не изменилось, только ощущается что он стал легче
И еще одна доработка. Актуально для тех, у кого одна машинка на оба элерона. Сделал новую качалку элеронов. Причина - неодинаковое отклонение элеронов вверх и вниз из-за чего в обычном полете при отклонении элеронов самолет “всплывал”, а в перевернутом наоборот проваливался. Ну и на бочках соответственно водит носом.
Новая качалка получилась чуть длиннее, так что средние дырки - как на штатной крайние.
Теперь тяги перпендикулярны к качалке в нейтральном положении и отклонение элеронов вверх и вниз одинаковое.
Сверху - то что было до, снизу - то что стало после замены качалки.
Бочки стали ровнее, в перевернутом полете самолет перестал проваливаться, так что эффект исключительно положительный.