Бутылко-пенолёты 1:12 (истребители и не только)

Денис_из_Петергофа
Владимир#:

Как правильно осаживать бутылку что бы она садилась по диаметру а не по длине?

damian:

контролировать по длине помогает маленький забитый гвоздик в ПЭТ.

Тремя страницами ранее, пост №537, есть фотки, как я тянул фюз Корсара. Там очень хорошо видно, как и куда 😉 вбиваются гвоздики. 😃

ramisham:

Странное расположение тяги РН. Почему качалка не на верх?

Да я и вниз попробовал, и вверх. И почему-то если она идёт снизу, мне показалось менее коряво. На реальном самолёте. На фотке оно, действительно, как-то иначе смотрится.

Вообще, с “Корсаром” пора как-то закругляться - есть куча других проектов, про которые надо бы написать…
Итак:
Облетал Корсара.

на снимке он с 4-х лопастным винтом 10х8,5. Пробовал с ним, и с 2-х лопастными 11-7 и 12х6. Примерно одинаково, особой разницы нет. Ну, может с 11х7 чуть побыстрее (у 4-х лопастного шаг явно навран - реально там не 8,5, а около 5…6 дюймов. Это видно и по потребляемому току, и по скорости)

Нормальный ролик пока не снял, есть спонтанные кадры:

Видео не очень информативное. Т.к. в тот день ветер был совершенно дурной, и понять характер самолёта в тот день было сложно – сплошная борьба с ветром. Можно было спокойно лететь и хвостом вперёд (на малом газу).

Полётный вес получился 675 грамм. Точно, как у Ил-2.

На следующий день снова поднял корсара в воздух. Камеры на этот раз с собой не захватил. Но ветер был послабже, метров 5…6 /сек.
Что понравилось в самолёте: очень устойчив при коротких, энергичных эволюциях, никаких срывов. Рулится очень хорошо. С Ил-2, конечно не сравнить, но лучше, чем, к примеру, Лавочкин или Аэрокобра.
В первый же день полётов случился конфуз – отказала серва руля высоты. Заклинила РВ в положении минус 25 градусов. Хода руля не хватило вытянуть, успел только сбросить газ. Ладно, в траву плюхнулся. Помял морду, ободрал краску с крыла.

Морду сразу выправил, полетел снова (тогда и сняли это видео).

Крыло уже тоже подкрасил. Серву заменил. Действительно ОНА! 50 раз дёрнешь – возвращается в «0», на 51-й – застревает «в минус 25 градусов». Такого у меня раньше не было, но оказывается, бывает и ТАК.
Нормальное видео сниму позже. Также осталось навести лоск на самолёте – номера, пиратский флажок на капот и прочее…

А пока следующий проект на подходе…… Ла-7 (2шт)

Денис_из_Петергофа

Две лёгкие Лавочки (Ла-7) для СОЮЗа-500.

Практика – критерий истины. Поучаствовал я в боях СОЮЗ-500 на своих «Аэрокобрах»,

первый раз - в ноябре, в холодную погоду, а второй раз - в мае, когда потеплело. И результаты получились противоположно разные: в ноябре – второе место, в мае – тоже второе, но только с конца. Т.е. предпоследнее.

Откуда такая разница? Всё просто - я эти Кобры сделал по осени, когда было уже холодно, и двигатели работали в облегчённых, комфортных условиях. Да, чуть-чуть грелись, но не фатально! А тут потеплело, и – привет! В ноябре все бои отлетал на одном самолёте, а в мае….
У двух Аэрокобр движки погорели от перегрева, а у третьей разрушился отсек для батареи (ещё до боя, на пробном подлёте). Финита ля комедия – отлетал 1,5 боя и остальное время, пока остальные рубились в небе, я, безлошадный, грустно загорал на земле.
Почему погорели движки? Причин много. Одна из них (и самая основная) – плохое охлаждение. Почему у других хорошо охлаждается, а у меня плохо? Ответ очевиден – все мои самолёты с коками. Главным образом, для безопасности (коки мягкие). У Кобры морда узкая, кок закрывает весь торец – обдува почти нет.

Большинство коки не ставят:

Считаю это неправильным - и опасно, и некрасиво.

Сделал выводы – уж если ставить кок, то прототип должен быть из широкомордых. Из всех кандидатов Лавочкин оказался самым подходящим (наш, советский, заслуженный вояка, небольшой – легко уложить в 500 грамм)
.
Работа закипела:

Т.к. полётный вес модели в СОЮЗ-500 ограничен только сверху (500 грамм), решил так – делаю Лавочкины настолько лёгкие, насколько это получится (при той же мотоустановке и той же батарейке). Для этого предпринял меры по облегчению планера:

  1. бутылки для фюза взял лёгонькие, тонкостенные (кроме носа-там “толстые”)
  2. крыло – из лёгкого шарика (15 грамм/литр)
  3. оперение из потолочки.

Я не стану здесь скурпулёзно описывать весь тех.процесс производства – об этом я писал многократно в предыдущих постах в этой теме. Кому надо, тот найдёт. Скажу только, что всё стандартно для моих бутылочников: фюз – из бутылок, усаженных на болванке и склеенных моментом. Крыло – вырезанное струной и обтянуто скотчем. Лонжероны – 2шт бамбуковые хворостинки из азиатской циновки.

В конструкции есть несколько мелких деталей из кусочков бутылки: накладки на законцовки крыла (с отрубными зубчиками), и накладки на крыло под резинки крепления, и отрубные устройства на верхнюю поверхность крыла:

вес 14 грамм (по 7 грамм на самолёт)

Готовы к покраске:

Вес до покраски: 129 и 133 грамма.

некоторые элементы конструкции, которые видны до покраски:

Усиления (накладки) для элементов крепления крыла + кабанчики на элеронах:

Хвостовое оперение и крыло снизу:

хорошо видны накладки на крыле под резинки, угольный лонжерон в стабилизаторе, угольная же перемычка между половинками стаба.

продолжение следует…

Денис_из_Петергофа

Продолжаем…

Покраска.
Сразу скажу – я не склонен выискивать какие-то особые, попугайские, схемы окраски для своих самолётов. Да, в отдельных случаях самолёты так раскрашивали. Да, ежели покопаться, то в тырнэте можно найти и жёлтые, и оранжевые и прочие «жёвто-блакитные» схемы раскраски. Да, смотрится контрастно, да, прикольно. НО! НЕПОХОЖЕ. На настоящий боевой истребитель. На те, которые реально на фронте воевали.
Вот и решил, что камуфляж моих Ла-7 должен быть, с одной стороны, максимально копийным, а с другой стороны, максимально контрастным (зрение у меня как бы помягче… «не очень», а свой самолёт в куче других во время боя надо видеть очень чётко).
Понятно, что некоторые вольности в толковании допускаются. Какие? Об этом ниже. А пока красим низ:

Пока никаких вольностей, всё, как в реале. Светло-голубой.

Красим верх, в зелёный:

Далее – камуфляж:

А вот здесь – первая, допущенная мною вольность. Насколько я знаю, Ла-7 в камуфляж «зелёный с чёрным» не красились. Ла-7 появились на фронте, когда для истребителей уже был утверждён камуфляж из двух оттенков серого:

Правда, в тырнэте есть рисунки чисто зелёных Ла-7. К примеру:

Но, я так понимаю, Ла-7 с такой раскраской встречались нечасто.

А вот Ла-5Ф и Ла-5ФН в «зелёный с чёрным» камуфляж красились. И очень часто.

Ла-5Ф(ФН) от Ла-7 отличается несильно, из самого заметного – наличием верхнего воздухозаборника на капоте двигателя. Вот этот воздухозаборник-то я и не стал ставить. Причина – лишний вес и лишнее сопротивление. А у бойцовки - каждый грамм на счету…
Вот и пойми: по внешнему виду у меня – Ла-7, а по камуфляжу – Ла-5Ф(ФН). Гибрид, короче.

Дальше-больше. Зачесалось мне ещё и белые зимние пятна нанести, для пущей контрастности. Опять же вольность, хоть и заметная только спецу. Вольность следующая: насколько я знаю, подобный зимний камуфляж из белых пятен использовался только в первую и вторую зиму войны (41/42гг и 42/43гг.) а тогда ещё не было Лавочкиных с низким гаргротом, как у меня. Были только (зима 42/43гг) Ла-5 с гаргротом, как у ЛаГГ-3:

Короче, везде, где мог, я нарушил. Историческую правду. В угоду визуальным эффектам. А получилось в итоге следующее:

Для бойцовки крепкая морда – условие обязательное. Тараны, грубые приземления после таранов – всё это приводит к «помятому лицу». Посему: морда – двойная. Примерно так:

продолжение следует…

Андрей_Зазулин

Ну , то есть , некоторые отступления от Догматов Религии , всё-таки допускаются ? 😛 “Ну хоть на полшишечки” (С) ?😛

S_A

Тут вот какое дело…Не могу научить воевать Як-9.

Центровку любит крайне переднюю - порядка 10%, иначе валится при любой эволюции. Но даже с такой центровкой при энергичном левом вираже скручивает… вправо. Резко, в штопор. Сделал небольшую отрицательную крутку - не помогает. Вчера в тренировочном бою уже решил ходить правыми виражами. В один прекрасный момент опять срыв. Высоты вывести не хватило…
Фюз ремонтопригоден (бутылка от Дениса), а вот крылом думаю полностью переделать. Что посоветует боевая общественность? Может V больше сделать?..или профиль симметроичный?

damian
S_A:

а вот крылом думаю полностью переделать. Что посоветует боевая общественность? Может V больше сделать?..или профиль симметроичный?

Тоже интересно про профиль крыла? у Дениса из Петергофа все плосковыпуклые?

S_A
damian:

у Дениса из Петергофа все плосковыпуклые?

Наверное надо у Дениса спросить.
…и…есть такое понятие в авиации как реверс элеронов. В моем случае очень похоже. Хотя конечно это не оно. Но попробую другое крыло соорудить с двояковыпуклым профилем либо симметричным.

Concord
S_A:

валится при любой эволюции

Причиной этому форма крыла в плане прототипа. Даже они требовали установки автоматических предкрылков.
Можно попробовать поднять оба элерона немного вверх (т.е. изменить профиль и угол установки крыла). Обычно помогает мало.
Можно установить турбулизатор (суровую нитку приклеить в 1см от передней кромки)
Но лучше всего себя зарекомендовали предкрылки как на прототипе (полоски фольги от пивной банки согнутой по профилю и закрепленной на саморезах в закладных трубках через шайбы высотой 3-4 мм).

TVadim

Спасибо за идею простой реализации предкрылков на небольшом крыле! 😃

Денис_из_Петергофа

Век живи - век учись. Надо попробовать. Это я про предкрылки.

Насчёт Як-9: у меня точно такой же Як, только с гаргротом (Як-7Б), точно такое же крыло. Там таких проблем нет - летит ровно.
Но такие проблемы у меня были на Аэрокобрах - все три летали по-разному. Одна - как надо, две кувыркались, как пьяные. Причину выявил и устранил - у обоих были перекошены крылья - когда утюжком прижаривал скотч к пенопласту, вот тогда и вывернуло винтом. Пришлось опять брать утюжок, и выкручивать обратно.
И ещё: угол отклонения руля высоты (особенно верх) должен быть очень маленьким - около 10…15 градусов. Эта фишка особенно важна на небольших самолётах, с размахом менее 1м (Ла-5, Як-9, И-16 и т.д.). На Скайрейдере и Корсаре у меня угол отклонения РВ вверх гораздо больше - около 20…22 градусов. На Ил-2 делал и 35…40 градусов - никаких фокусов, всё рулится даже очень адекватно. А на маленьких и нервных - совсем иначе…

По поводу центровки - практически везде делаю 25%.

Профиль - на ВСЕХ полукопиях использую только плосковыпуклый кларк Y 10…12% (или его ламинизированную вариацию с чуть более острым носиком).

S_A
Денис_из_Петергофа:

точно такое же крыло

Денис, я крыло маленько того… от себя “дорисовал” в плане, но профиль оставил твой. Есть у меня Як-3 с “копийным” крылом - тот еще строже.
Хотелось бы понять физику процесса…Геометрию проверю конечно. Можно попробовать для начала сломать это крыло и сделать V поболе. У меня на данный момент угол образован геометрией нижней поверхности крыла, верх - ровный.

vlad_den

У меня на маленьком Яке была тоже проблема срыва. Не уверен, что вам подойдет - у меня элероны пошире и только на пол-размаха Вылечил - во-первых элеронны сделал профильными - были плоскими, во-вторых приподнял оба на 3-4 градуса. Все срывы исчезли.

Bob=
S_A:

Тут вот какое дело…Не могу научить воевать Як-9.

Центровку любит крайне переднюю - порядка 10%, иначе валится при любой эволюции. Но даже с такой центровкой при энергичном левом вираже скручивает… …

микс РВ-флапероны помогает.
и, ессно, расходы по РВ

Concord:


Но лучше всего себя зарекомендовали предкрылки как на прототипе (полоски фольги от пивной банки согнутой по профилю и закрепленной на саморезах в закладных трубках через шайбы высотой 3-4 мм).

боюсь, на бойцовке эти предкрылки долго не проживут - до первого контакта с противником/травой/лентой…

Concord
Bob=:

боюсь, на бойцовке эти предкрылки долго не проживут

По правилам Союз 500 они вроде бы и вне закона (как все выходящее за переднюю кромку) 😃 Хотя что считать передней кромкой Як-9?

vlad_den
Concord:

Но лучше всего себя зарекомендовали предкрылки как на прототипе

Я как-то никогда не читал о предкрылках на Яках. У Лавочкиных они были, а на Яках? Могу ошибаться…, но - www.airpages.ru/dc/yak9_01.shtml

Concord

Точно. Мой склероз 😃
Скажу честно - пробовал на Ишаке. На И-16 тоже предкрылков не было 😃
С ними в петле стоит как влитой, а без них крутится как мыло

Денис_из_Петергофа

Наклейка звёздочек, номеров и имитации металлического экрана в зоне выхлопа:

Вот, во всей красе:

Переплёт фонаря:

Как заметно на снимках, один Лавочкин имеет нарисованный переплёт на фонаре, у второго переплёт – отдельный, в виде отдельной сеточки. И так и эдак красиво, а без переплёта – не очень…

Вес после покраски и с наклейками: 158 и 159 грамм.

Получается, что краска и наклейки добавили весу по 29 и 26 грамм соответственно.

продолжение следует…

ramisham
Денис_из_Петергофа:

продолжение следует…

Отличная работа! Читаю про Ваши проекты и всегда восхищаясь ими. Наверное мне такого не достичь.

S_A
vlad_den:

Вылечил - во-первых элеронны сделал профильными - были плоскими, во-вторых приподнял оба на 3-4 градуса. Все срывы исчезли.

Попробовал этот совет. Стало лучше…Заодно уменьшил расходы и затупил экспоненту. Воевать вроде можно…

Денис_из_Петергофа

продолжаю про Ла-7

Про то, что внутри.
А там всё типично для бойцовок СОЮЗ-500, начинка для которых уже давно устаканилась ( с различными незначительными вариациями):
Мотор – серия 2830 кв 1300
Регуль – плюш 25А
Батарейка – 1,3А/ч
Винт – 9х5
Сервы – три штуки по 9 грамм.

Для того, чтобы определить место расположения батареи, навешиваю с помощью скотча на планер всю требуху (мотор, регуль, сервы, винт) и секу получившуюся центровку. Исходя из этого, определяю место для батарейного отсека. Как ни странно, получилось прямо над центром тяжести (обычно ближе к носу). А там места – с гулькин …… И так и сяк прикидывал, а не помещается туда стоймя батарея. И поперёк фюза тоже не лезет – это вам не толстопуз-корсар. А вдоль фюза - не хочется. Слишком длинный получится лючок для загрузки батареи – ослабление фюза в этом месте гарантированно. Решение нашёл, нестандартное: ставлю батарею вертикально и нижним торцом утапливаю её в крыло.
Дальше – проще:
Лючок для загрузки батарейки:

делаю отсек для батарейки (трубка-утеплитель для труб), жгу в ней отверстия для охлаждения батарейки:

Так как батарея по высоте в фюзеляж не влезает, то пришлось сделать сквозной вырез в крыле. Снизу закрыл куском бутылки. Подкрасил.

Моторама – алюминиевая пластина шириной 30мм:

Моторсет в сборе (мотор + моторама + регуль + винт на пропсейве + кок) на весах – 116 грамм:

Мягкий (травмобезопасный) кок:

Сервы в крыло:

Приёмник – на липучку к борту. Через остекление фонаря видно – включился или нет:

Ну, вот, снарядили… Полётный вес: 457 грамм у обоих.

Облетал. Ничего себе самолётики, шустрые. Хорошо, что не перетяжелил.
Вот вместе с «Корсаром»:

Хорошо видна разница в размерах (все три в едином масштабе – 1:12). Корсар весит 675 грамм. Кстати, «Корсар» мне «на ручке» нравится больше – менее капризный, виражит лучше, петли – короче. Ну так там и крыло, как лопата. И нагрузка на площадь поменьше.
Но воевать в СОЮЗе-500 буду именно на Лавочкиных. “Корсар” там по весу не проходит.