ТБ-3 - Летающая суперкрепость 30-х. Масштаб 1/8
Спасибо, друзья!
Я не буду обещать, что этот проект будет сделан на одном дыхании, такие корабли быстро не делаются, но чувствую, что я наконец-то созрел к интенсивной работе в рамках серьезных проектов.
По всей видимости отдохнул от “Муромца” и удалось основательно очистить мозги от кипы мелких проектов, и пропитать их “ТБ”-духом. Это очень важно настроить себя, особенно в предверии очередного отпуска, который специально взял в конце января, чтобы ничего не отвлекало от проекта.
До отпуска планируется получить более-менее технологичное решение по гофру и спроектировать 3d модель поверхности ТБ-3 для получения плаза. Весь конструктив так быстро не спроектировать, поэтому планируется начать изготовление тех частей, которые будут абсолютно понятны и унифицированы с ТБ-1.
МАСШТАБ
Это один из принципиальнейших вопросов перед началом любого копийного проекта. Для ТБ-3 он был решен еще в прошлом году , когда я принял решение изменить масштаб ТБ-1 на 1/8, вместо ранее планируемого 1/10. К слову сказать, считаю, что совершил большую ошибку при постройке “Муромца”.
Надо было тоже его в 8-м строить!
Конечно, масштаб будет как и у ТБ-1 - 1/8!
Движки на прототипах были разные, но наиболее массовые модификации и ТБ-1 и ТБ-3 были с М-17.
Вот и я собираюсь строить вариант ТБ-3 4 М-17 ранних серий с посадочными фарами.
Соответственно и движки моделей тоже будут однотипные. Сейчас у меня есть два 4-х тактных
SAITO-100 на ТБ-1. возможно для ТБ-3 будут приобретаться 4-е SAITO-125.
Рассматривается вариант и с 4-х тактными OS MAX-100/125. Все они вписываются в копийные мотогондолы и могут быть применены винты копийного диаметра.
Итак основные габариты будущего копийного корабля ТБ-3:
Размах крыла - 4937,5мм
Длина - 3050 мм
Площадь крыла - 359 дм2
По взлетному весу сейчас еще нет четкого прогноза. Ясно, что 5-метровый 4-х моторный корабль не впишется в F4C с 15-кг лимитом. 99%, что это будет F4"Гигант" - до 25 кг.
Но как знать… Есть намерение делать его по жесточайшим авиационным нормам веса. После создания мат-модели и детальных весовых ведомостей будут видны более четкие рамки. Таких размеров я еще не строил. Поле неизученных возможностей…
С ТБ-1 так получилось, что я начинал создавать мат-модель, но она была сделана только на основные поверхности крыла, о чем я горько сожалею. Все-таки она необходима для проектов сложных копийных моделей. В чертежах печатных изданий полно неувязок, и масса ситуаций, когда надо бы детально покрутить тот или иной узел сначала в 3D. С “Муромцем” было более правильное решение, когда я два месяца потратил на виртуальный проект.
С ТБ-3 я решил делать полную 3d корабля, которая сама по себе уже является очень серьезным проектом. Планирую на 3D модели смоделировать весь конструктив и начинку бомбардировщика и получить реалистические данные по весу и центровке. Но изготовление будет вестись параллельно с проектированием для тех агрегатов, которые уже будут спроектированы и по которым будет полная ясность.
Планируется и параллельная работа над уточнением мат-модели ТБ-1.
3D модель.
Постройку копии рекомендуют делать по чертежам из одного печатного издания, того что будет предьявляться судьям, хотя там и могут быть какие-то несоответствия и несходимости.
Для ТБ-3 есть разные варианты чертежей,но наиболее информативные из “МК”. И самое главное, они есть у меня в оригинальном бумажном виде.
Предварительный их анализ в ACADе с наложением на чертежи из других изданий показал некоторые несходимости по геометрии, но главное они сходимы более менее внутри себя по трем проекциям, а это главное!
На них я и решил остановить свой выбор в качестве основных для постройки.
В SW затаскиваются несколько проекций, тщательно масштабируются под масштаб 1/8 по масштабной линейке чертежа и подгоняются по размаху крыла в соответствии с ТТХ прототипа.
Затем делается векторизация двух основных проекций : вид сбоку и сверху.
При этом тщательно контролируется и уточняются соответствие проекций друг другу. Пришлось дополнительно подмасштабировать отдельные виды чертежа.
Начинается построение теоретической поверхности корабля с одновременным расчленением на основные агрегаты (об этом чуть позднее)
стабилизатор первым получает более детальную проработку теоретической поверхности
Разработка теоретической поверхности крыла.
Профиль был разработан специально для самолетов Туполева в ЦАГИ.
Он более остроносый, по сравнению с ТБ-1, но имеет ту же идеологию построения. Плоский низ, обеспечивающий хорошее сопряжение с фюзеляжем и носик профиля приподнятый, так что точка разделения потока организует угол атаки профиля (по моим графическим построениям - +2.5 - +2.6град к строительной горизонтали.
Концевой профиль подобный, но с модифицированным носком и меньшей относительной толщины.
Так как в SW модель параметризованная, то легко подбирать форму сплайна на корневом и концевом сечениях, чтобы получить промежуточные сечения наиболее близкие к чертежам.
Это определитель поверхности крыла. Розовое - проверочное сечение в районе внешней мотогондолы
А это уже членение поверхности на отсеки под сборку.
крыло на ТБ-3 состояло из короткого 4-х лонжеронного мощного центроплана до внутреннего мотора, отьемного носика и хвостовика в пределах центроплана, потом еще три аналогичные секции между моторами и наконец консоль с отьемным хвостовиком , на который навешивались элероны.
Моторы крепились консольно тремя точками к переднему лонжерону центроплана. Здесь на модели организована такая же схема членения крыла (видно по цвету)
Планируется аналогичное членение крыла модели, что должно обеспечить транспортабельность и “влезаемость” 5-метрового микро - ТБ-3 в салон легкового автомобиля!😃
Я в восторге от проекта! С нилучшими пожеланиями! В свое время по службе курировал АНТК им Туполева в г.Москве кое какие связи в архиве остались, есть сввязи и в НПО им Лавочкина, та к что при возможности помогу.
На всякий случай, может прозевали 😃 “Альбом по технической эксплоатации самолетов Р-5 и ТБ-3 с моторами М-17 и М-34” 1934 год ~6Mb narod.ru/disk/3330721001/TB3.zip.html
Удачи!
Да, у меня есть этот альбом. Но там мало информации по конструктиву. Вот если бы техническое описание найти! Раньше умели такие книги писать и рисовать!
Чего только стоит ТО на У-2!!! Шедевр технического черчения!
Продолжаем работы по теоретической поверхности крыла.
построены законцовка и элерон консоли. Получены сечения (голубые) в месте нервюр. Там будут короба - реборды, выступающие над обшивкой
Итак, получаем теоретический плаз поверхности крыла. Это первый важный итог. Эта информация будет базой для проектирования конструктива
И вот схема разбивки крыла на сочленяемые части (как у прототипа) К центроплану крепилось 7 отсеков крыла.
Передний отсек фюзеляжа “Ф-1”
Настал черед проектирования теоретической поверхности носа - отсека Ф-1, по терминологии Туполевских бомберов.
“Теория” носа в первом приближении.
Надо сказать, что с каждым новым моделируемым агрегатом идет дальнейшее уточнение формы самолета в целом, сопрягаемых частей, отдельных сечений. Идет постоянная сверка с чертежом прототипа и коррекция, в том числе и по фотографиям. Особенно они оказались полезны для носовой части. Здесь довольно хитрые поверхности на самом деле. И итерация еще не закончена.
Сейчас идет первый проход по всем основным поверхностям самолета. Попутно выясняются масса мелких нестыковок в чертежах прототипа😈, приходится апроксимировать, решать, какой вид более важен для реалистичного восприятия.
В какой-то степени уже моделируется процесс стендовой оценки. ведь судьи тоже будут по проекциям прототипа из издания оценивать достоверность модели. Чем собственно я и занимаюсь сейчас.
Контуры легендарной крепости начинают проступать…
Добрался до киля. Вроде простой агрегат, но чтобы чисто его простроить потребовалось время. Еще до конца не сформировал его поверхность.
Немного уточнился хвостовой отсек уже с учетом киля и его сечений.
По носовой части также произошло уточнение формы и пошла некоторая детализация.
К сожалению фотографий прототипа не так уж и много, да и повторяются одни и те же фото в разных изданий. По чертежам из разных изданий также идут разночтения, так что масса времени уходит на взаимные согласования каждой линии обводов по разным источникам
1.Чертежи и описание ТБ-3 в «Моделисте конструкторе» №1,2 92г.
2. Монография и чертежи в «Авиация и время» №4 97г.
3. Чертежи и профили в «Мир Авиации»
4. Монография В.Р. Котельникова «Бомбардировщик ТБ-3. Воздушный суперлинкор Сталина»
5. Монография «ТБ-3» в «Авиация и космонавтика» №5-6 2003г.
6. Монография Petera Korrella “ТВ-3”
Есть общее техническое описание конструкции ТБ-3 с моторами М-17 и М-34, файл 3,7 МБ в Дежавю.
www.airwar.ru/other/bibl/r5tb3-te.html
Спасибо, Павел, но это не “Технческое описание”, а Альбом по эксплуатации. Вот если бы ТО найти!!! (сообщ№11)
Уточнил и достроил ВО
Хвостовое оперение в общих чертах сформировано
Начал мотогондолы с М-17 строить. Довольно простая форма, но есть там очень непростая поверхность перехода от кока к гондоле с очень хитрым поджимом. Изучаю фотоархивы, чтобы понять закон формообразования…
Вот этот поджим.(по стрелочке) За счет него образуются две такие нижние “скулы”
Андрей, ты маньяк! 😁
Вот этот поджим.(по стрелочке) За счет него образуются две такие нижние “скулы”
А что конкретно в скулах неясно?
Вроде фотографий много?
Движок, правда, BMW, но капоты те же, ИМХО:
Тут много ещё всякого- crimso.msk.ru/Site/Crafts/Craft20369.htm
Спасибо за подборку фото по мотогондолам. Я все эти фото смотрел и раньше. Проблема в качестве фоток, не очень хорошо видна геометрия скул и поджатия, причем она по разному смотрится на разных фотках.
Очень помогли фотографии стендовых ТБ-3, там на отливках можно тоже разглядеть какую-то версию мотогондолы.
А у меня вот такая получилась версия теоретической поверхности могондолы под М-17:
Интересные “скулы” получились
Многомоторен и очень опасен😁
Итак, можно подвести первый итог.
Закончена первая фаза проектирования.
Создана в первой итерации теоретическая модель поверхности корабля.
Увязаны линии обводов с проекциями чертежа ТБ-3 из МК.
Кое-где есть некоторые отклонения, но они обусловлены нестыковками самого чертежа и увеличенных видов чертежа. Я постарался апроксимировать эти неточности по разным видам.
Надо отметить, что поверхность еще будет немного уточнятся при разработке деталировки и конструктива. Т.е. это будет вторая итерация формы.
Шасси будет разрабатываться на следующем этапе, так как оно уже связано с конструктивом центроплана.
проектный кубик пространства
Вид сбоку
вид сверху
вид спереди
габариты будущей модели
Эта поверхность становится отправной точкой для следующих, неизмеримо более сложных этапов проектирования- разработки конструктива и деталировки
Красавец!
Что-то тема заглохла.
Как успехи? На какой стадии проект?
Фильм 1944 года о ТБ-3. Может будет полезен.
Ссылка: www.ex.ua/get/596540
И фсё???А я думал щас нагляжусь…Сам строил,Тб-3,только у меня самолёт,похожий на копию…
Сам строил,Тб-3,только у меня самолёт,похожий на копию…
Хм,…тада показывай😒
У такого Мастера ,как Fed не может быть в работе лишь один проект. Проект - “камень брошенный вперёд” . Андрей непременно продолжит ТБ-3 ,но отточит всё досконально на менее сложном rcopen.com/forum/f82/topic158143
Хм,…тада показывай
В альбоме фото есть,правда нечего там показывать…Размах два метра,четыре 380 коллекторных движка…
правда нечего там показывать…
ну вот, а мы думали, пришел такой мастер, так громко, щас насмотримся…