ТБ-3 - Летающая суперкрепость 30-х. Масштаб 1/8
ТБ-3 (АНТ-6) - Летающая суперкрепость 30-х. масштаб 1/8
Тяжелый бомбардировщик конструкции Андрея Николаевича Туполева
ТБ-3 — такой же символ тридцатых годов, как «тридцатьчетверка» — символ Великой Отечественной.
Официально начать этот проект на форуме хочется словами из монографии Владимира Котельникова «Бомбардировщик ТБ-3. Воздушный суперлинкор Сталина» :
Легендарный ТБ-3 является настоящей Летающей крепостью 30-х годов.
Летящий на огромной высоте со сверхзвуковой скоростью пилот Ту-160может усмехнуться:
какая там «крепость»… Громоздкий, неуклюжий, угловатый… Крейсерская скорость ТБ-3 была порядка 200 км/ч — ему не догнать и гоночного автомобиля, потолок у первых серий не превышал 4000м. Гофрированная обшивка вызывает ассоциации со стиральной доской (некоторые сейчас, правда, не знают, что это такое), отовсюду что-то торчит, игнорируя требования аэродинамики, колеса со спицами, как у велосипеда.
Экипаж закутан в меха, пилоты и стрелки в открытых кабинах усердно мажут физиономии гусиным жиром, чтобы не обморозиться. По фюзеляжу гуляет ветер, поддувая из многочисленных щелей. А нормальная бомбовая нагрузка в 2000кг вполне по силам большинству современных истребителей-бомбардировщиков. Да и не кажется ТБ-3 сейчас таким уж гигантским. Размах его крыла — около 40 м, примерно как у Ту-154.
И, тем не менее, тогда что была “крепость”. Во всем мире в то время лишь Япония могла похвастаться шестью четырехмоторными бомбардировщиками Ки-20("тип 92»), переделанными из пассажирских самолетов Юнкерс G.38.
Во Франции тяжелобомбардировочная авиация начала создаваться во второй половине 30-хгодов, и ее численность никогда не превышала одной—двух эскадрилий. Американцы начали в 1937г. с трех самолетов.
В Англии после длительного перерыва четырехмоторные бомбардировщики встали в строй уже в ходе Второй мировой войны.
А над Красной площадью в середине 30-х годов 1 мая и 7 ноября проплывало по полторы сотни ТБ-3, всего же ВВС РККА могли выставить до шестисот таких кораблей. Помножили на две тонны бомб?
Именно СССР имеет неоспоримый приоритет в создании стратегической авиации. И это произошло благодаря появлению на свет ТБ-3.
предпосылки
Проект этого легендарного бомбардировщика фактически уже давно начат. Еще во время строительства первого отечественного бомбардировщика «Илья Муромец» родилась мечта сделать этапные отечественные воздушные корабли. Я прекрасно понимаю, что это сверх мечта и наверно не реально ее осуществить мне в этой жизни. Но хотя бы приблизиться…
Очень рад, что Денис взялся за реализацию летающей реликвии второй мировой – ПЕ-8 и его«Пешка» , уверен, обязательно полетит во славу нашей истории.
Это тоже моя мечта, но к ней еще надо подойти.
Начиная ТБ-1, я конечно, видел перед собой и ТБ-3. Это совершенно логичный ход, так как прототипы тоже создавались с разницей на пару лет. ТБ-3 имеет аналогичную конструкцию, технологию и многие агрегаты, вооружение. У них почти одинаковое стрелковое вооружение, турели ТУР-5, ТУР-6, бомбодержатели, бомбы, колеса, детали, оборудование кабин, гофр, ферменная конструкция, моторы и т.д.
Оба служили основой летных комплексов по десантированию воинов и техники, экспериментов и боевого применения в качестве летающих бомбардировщиков. Это были даже первые БПЛА, т.е беспилотные самолеты, управляемые на расстоянии.
В общем-то, с самого начала предполагалось на ТБ-1 отработать ряд технологий и решений, с дальнейшим стартом проекта ТБ-3.
Сбор документации и архивов по ТБ-3 идет у меня уже не первый год. Для меня это не просто проект очередной RC модели. Их достаточно у меня для полетов на любой вкус. Сказать, что я эти летающие корабли строю сугубо для соревнований… Да, безусловно, я буду с ними участвовать, но скорее не для победы, а для популяризации нашей выдающейся авиационной истории.
Поэтому и хочется максимально воспроизвести именно конструктив этих кораблей, прикоснуться к частице нашей истории, исследовать то время и людей, создававших и летавших на этой технике.
Ну а с точки зрения зрелищности и функциональности эти гиганты уникальны. И безусловно хочется реализовать весь этот летающий комплекс с бомбами, подвесной сбрасываемой техникой, десантом, подвешиваемыми истребителями и буксируемыми планерами.
Я решил начать освещение этого проекта на форуме, так как накоплена уже критическая масса информации и начата конкретная проектная работа над кораблем. А задним числом, потом уже иногда тяжело вспомнить все мысли, идеи, настроение, что снижает информационность темы.
Документация
Какая основная документация используется мной в проекте:
1.Чертежи и описание ТБ-3 в «Моделисте конструкторе» №1,2 92г.
2. Монография и чертежи в «Авиация и время» №4 97г.
3. Чертежи и профили в «Мир Авиации»
4. Монография В.Р. Котельникова «Бомбардировщик ТБ-3. Воздушный суперлинкор Сталина»
5. Монография «ТБ-3» в «Авиация и космонавтика» №5-6 2003г.
6. Монография Petera Korrella “ТВ-3”
Ну и конечно множество статей, фотографий, воспоминаний конструкторов и летчиков, доступных в сети.
Безусловно, я буду очень рад любым дополнительным документам, ссылкам, фотографиям, посвященным этой эпохе строительства и эксплуатации ТБ-бомберов
Я замер…!!!😲😁 5 метров размаха ,это уже из серии гигантов .Андрей,поздравляю с началом проекта!Напутствий никаких давать не буду,знаю,что всё у тебя получится…но буду весь внимания— явесьоднобольшоеухо😒
С почином, Андрей! Я замер в восхищении от смелости замысла и терпеливо жду, затаив дыхание.
Приветствую начало нового, чрезвычайно интересного проекта. Даже завидно. Позвольте присоединиться к предыдущим восторгам! От себя могу пообещать (если потребуется) всемерную помощь документацией по авиабомбам 30-х годов.
Если что надо помочь вырезать лазером, отфрезеровать на ЧПУ, просто отфрезеровать или выточить, отформовать в вакууме из стекла или карбона, вытянуть вакуумформовкой термопласт - стучите в личку. Проект амбициозный! Всяческих Вам удач!
Это надо будет видеть. 😋
Желаю успехов!
Спасибо, друзья!
Я не буду обещать, что этот проект будет сделан на одном дыхании, такие корабли быстро не делаются, но чувствую, что я наконец-то созрел к интенсивной работе в рамках серьезных проектов.
По всей видимости отдохнул от “Муромца” и удалось основательно очистить мозги от кипы мелких проектов, и пропитать их “ТБ”-духом. Это очень важно настроить себя, особенно в предверии очередного отпуска, который специально взял в конце января, чтобы ничего не отвлекало от проекта.
До отпуска планируется получить более-менее технологичное решение по гофру и спроектировать 3d модель поверхности ТБ-3 для получения плаза. Весь конструктив так быстро не спроектировать, поэтому планируется начать изготовление тех частей, которые будут абсолютно понятны и унифицированы с ТБ-1.
МАСШТАБ
Это один из принципиальнейших вопросов перед началом любого копийного проекта. Для ТБ-3 он был решен еще в прошлом году , когда я принял решение изменить масштаб ТБ-1 на 1/8, вместо ранее планируемого 1/10. К слову сказать, считаю, что совершил большую ошибку при постройке “Муромца”.
Надо было тоже его в 8-м строить!
Конечно, масштаб будет как и у ТБ-1 - 1/8!
Движки на прототипах были разные, но наиболее массовые модификации и ТБ-1 и ТБ-3 были с М-17.
Вот и я собираюсь строить вариант ТБ-3 4 М-17 ранних серий с посадочными фарами.
Соответственно и движки моделей тоже будут однотипные. Сейчас у меня есть два 4-х тактных
SAITO-100 на ТБ-1. возможно для ТБ-3 будут приобретаться 4-е SAITO-125.
Рассматривается вариант и с 4-х тактными OS MAX-100/125. Все они вписываются в копийные мотогондолы и могут быть применены винты копийного диаметра.
Итак основные габариты будущего копийного корабля ТБ-3:
Размах крыла - 4937,5мм
Длина - 3050 мм
Площадь крыла - 359 дм2
По взлетному весу сейчас еще нет четкого прогноза. Ясно, что 5-метровый 4-х моторный корабль не впишется в F4C с 15-кг лимитом. 99%, что это будет F4"Гигант" - до 25 кг.
Но как знать… Есть намерение делать его по жесточайшим авиационным нормам веса. После создания мат-модели и детальных весовых ведомостей будут видны более четкие рамки. Таких размеров я еще не строил. Поле неизученных возможностей…
С ТБ-1 так получилось, что я начинал создавать мат-модель, но она была сделана только на основные поверхности крыла, о чем я горько сожалею. Все-таки она необходима для проектов сложных копийных моделей. В чертежах печатных изданий полно неувязок, и масса ситуаций, когда надо бы детально покрутить тот или иной узел сначала в 3D. С “Муромцем” было более правильное решение, когда я два месяца потратил на виртуальный проект.
С ТБ-3 я решил делать полную 3d корабля, которая сама по себе уже является очень серьезным проектом. Планирую на 3D модели смоделировать весь конструктив и начинку бомбардировщика и получить реалистические данные по весу и центровке. Но изготовление будет вестись параллельно с проектированием для тех агрегатов, которые уже будут спроектированы и по которым будет полная ясность.
Планируется и параллельная работа над уточнением мат-модели ТБ-1.
3D модель.
Постройку копии рекомендуют делать по чертежам из одного печатного издания, того что будет предьявляться судьям, хотя там и могут быть какие-то несоответствия и несходимости.
Для ТБ-3 есть разные варианты чертежей,но наиболее информативные из “МК”. И самое главное, они есть у меня в оригинальном бумажном виде.
Предварительный их анализ в ACADе с наложением на чертежи из других изданий показал некоторые несходимости по геометрии, но главное они сходимы более менее внутри себя по трем проекциям, а это главное!
На них я и решил остановить свой выбор в качестве основных для постройки.
В SW затаскиваются несколько проекций, тщательно масштабируются под масштаб 1/8 по масштабной линейке чертежа и подгоняются по размаху крыла в соответствии с ТТХ прототипа.
Затем делается векторизация двух основных проекций : вид сбоку и сверху.
При этом тщательно контролируется и уточняются соответствие проекций друг другу. Пришлось дополнительно подмасштабировать отдельные виды чертежа.
Начинается построение теоретической поверхности корабля с одновременным расчленением на основные агрегаты (об этом чуть позднее)
стабилизатор первым получает более детальную проработку теоретической поверхности
Разработка теоретической поверхности крыла.
Профиль был разработан специально для самолетов Туполева в ЦАГИ.
Он более остроносый, по сравнению с ТБ-1, но имеет ту же идеологию построения. Плоский низ, обеспечивающий хорошее сопряжение с фюзеляжем и носик профиля приподнятый, так что точка разделения потока организует угол атаки профиля (по моим графическим построениям - +2.5 - +2.6град к строительной горизонтали.
Концевой профиль подобный, но с модифицированным носком и меньшей относительной толщины.
Так как в SW модель параметризованная, то легко подбирать форму сплайна на корневом и концевом сечениях, чтобы получить промежуточные сечения наиболее близкие к чертежам.
Это определитель поверхности крыла. Розовое - проверочное сечение в районе внешней мотогондолы
А это уже членение поверхности на отсеки под сборку.
крыло на ТБ-3 состояло из короткого 4-х лонжеронного мощного центроплана до внутреннего мотора, отьемного носика и хвостовика в пределах центроплана, потом еще три аналогичные секции между моторами и наконец консоль с отьемным хвостовиком , на который навешивались элероны.
Моторы крепились консольно тремя точками к переднему лонжерону центроплана. Здесь на модели организована такая же схема членения крыла (видно по цвету)
Планируется аналогичное членение крыла модели, что должно обеспечить транспортабельность и “влезаемость” 5-метрового микро - ТБ-3 в салон легкового автомобиля!😃
Я в восторге от проекта! С нилучшими пожеланиями! В свое время по службе курировал АНТК им Туполева в г.Москве кое какие связи в архиве остались, есть сввязи и в НПО им Лавочкина, та к что при возможности помогу.
На всякий случай, может прозевали 😃 “Альбом по технической эксплоатации самолетов Р-5 и ТБ-3 с моторами М-17 и М-34” 1934 год ~6Mb narod.ru/disk/3330721001/TB3.zip.html
Удачи!
Да, у меня есть этот альбом. Но там мало информации по конструктиву. Вот если бы техническое описание найти! Раньше умели такие книги писать и рисовать!
Чего только стоит ТО на У-2!!! Шедевр технического черчения!
Продолжаем работы по теоретической поверхности крыла.
построены законцовка и элерон консоли. Получены сечения (голубые) в месте нервюр. Там будут короба - реборды, выступающие над обшивкой
Итак, получаем теоретический плаз поверхности крыла. Это первый важный итог. Эта информация будет базой для проектирования конструктива
И вот схема разбивки крыла на сочленяемые части (как у прототипа) К центроплану крепилось 7 отсеков крыла.
Передний отсек фюзеляжа “Ф-1”
Настал черед проектирования теоретической поверхности носа - отсека Ф-1, по терминологии Туполевских бомберов.
“Теория” носа в первом приближении.
Надо сказать, что с каждым новым моделируемым агрегатом идет дальнейшее уточнение формы самолета в целом, сопрягаемых частей, отдельных сечений. Идет постоянная сверка с чертежом прототипа и коррекция, в том числе и по фотографиям. Особенно они оказались полезны для носовой части. Здесь довольно хитрые поверхности на самом деле. И итерация еще не закончена.
Сейчас идет первый проход по всем основным поверхностям самолета. Попутно выясняются масса мелких нестыковок в чертежах прототипа😈, приходится апроксимировать, решать, какой вид более важен для реалистичного восприятия.
В какой-то степени уже моделируется процесс стендовой оценки. ведь судьи тоже будут по проекциям прототипа из издания оценивать достоверность модели. Чем собственно я и занимаюсь сейчас.
Контуры легендарной крепости начинают проступать…
Добрался до киля. Вроде простой агрегат, но чтобы чисто его простроить потребовалось время. Еще до конца не сформировал его поверхность.
Немного уточнился хвостовой отсек уже с учетом киля и его сечений.
По носовой части также произошло уточнение формы и пошла некоторая детализация.
К сожалению фотографий прототипа не так уж и много, да и повторяются одни и те же фото в разных изданий. По чертежам из разных изданий также идут разночтения, так что масса времени уходит на взаимные согласования каждой линии обводов по разным источникам
1.Чертежи и описание ТБ-3 в «Моделисте конструкторе» №1,2 92г.
2. Монография и чертежи в «Авиация и время» №4 97г.
3. Чертежи и профили в «Мир Авиации»
4. Монография В.Р. Котельникова «Бомбардировщик ТБ-3. Воздушный суперлинкор Сталина»
5. Монография «ТБ-3» в «Авиация и космонавтика» №5-6 2003г.
6. Монография Petera Korrella “ТВ-3”
Есть общее техническое описание конструкции ТБ-3 с моторами М-17 и М-34, файл 3,7 МБ в Дежавю.
www.airwar.ru/other/bibl/r5tb3-te.html
Спасибо, Павел, но это не “Технческое описание”, а Альбом по эксплуатации. Вот если бы ТО найти!!! (сообщ№11)
Уточнил и достроил ВО
Хвостовое оперение в общих чертах сформировано
Начал мотогондолы с М-17 строить. Довольно простая форма, но есть там очень непростая поверхность перехода от кока к гондоле с очень хитрым поджимом. Изучаю фотоархивы, чтобы понять закон формообразования…
Вот этот поджим.(по стрелочке) За счет него образуются две такие нижние “скулы”
Андрей, ты маньяк! 😁
Вот этот поджим.(по стрелочке) За счет него образуются две такие нижние “скулы”
А что конкретно в скулах неясно?
Вроде фотографий много?
Движок, правда, BMW, но капоты те же, ИМХО:
Тут много ещё всякого- crimso.msk.ru/Site/Crafts/Craft20369.htm