Ansaldo A1 Balilla 1:4.5 –Самолет без краски
Эта модель была начата давно, затем многие годы лежала, пылилась. Теперь будет продолжена, правда, с некоторыми коррекциями, которые, в, основном, касаются появившимися за последние годы новыми источниками информации по прототипу. Именно эти особенности и определили название топика.
Основной источник, который окончательно повлиял на выбор окраски (вернее почти полное ее отсутствие) модели – книга Андрея Александрова «ЛИЧНОЕ ДЕЛО. Советская морская авиация на Балтике 1918-1925 гг» (лежит рядом с фюзеляжем). В книгу попали часть исторических материалов и фотографий из оригинального фотоальбома, который «раскопали» питерские историки Геннадий Петров и Андрей Александров, которых я знаю лично и хочу выразить обоим глубокую признательность в помощи по фото и другой исторической информации. Автор фотоальбома произвел несколько «фотосессий» на аэродроме базирования авиаотряда Узена (Новый Петергоф ) в 1923г., где базировались 8 Балилл из состава авиации Балтийского флота. Фотографии черно-белые и ,вроде, с точки зрения правил не дают по цвету ничего. Но это только на первый взгляд, ИМХО.
Тут надо проанализировать другие источники. В Италии сохранился единственный экземпляр Балиллы , заводской номер 16553. И в инете выложено много фоток процесса реставрации этой машины, которые и дают много ключевых моментов к оценке окраски Балтийских Балилл. Я некоторое время рассматривал 16553 как прототип для модели, но решил, что к нему не лежит душа, да и «фрески» на его крыльях и фюзеле рисовать совсем нет желания.
То ли дело – отечественная Балилла со звездами! Да еще надо заметить, что итальянский истребитель в отечественной авиации представляет очень редкий период, когда все оставшиеся от «царя» самолеты уже выработали свой ресурс, а отечественная авиапромышленность еще практически не существовала. Вот и закупали самолеты за «Бугром». В том числе и Балиллы. Кроме Балтфлота, насколько мне известно, они были и на Черноморском Флоте. Занятно, что первоначальная закупка в Италии была произведена без синхронизаторов пулеметов, т.е. фактически, без вооружения. Почему так, история умалчивает. Может и в те времена были откаты? По счастливой случайности, из советских только Балиллы из Нового Петергофа попали под пристальный объектив фотографа и осталась в истории их деталировка.
В качестве прототипа я выбрал «четверку», по которой есть полноразмерные фото с обоих бортов.
Окончательный выбор долгое время тормозился отсутствием в книге Александрова фото, на котором видно расположение и размер звезд на верхнем крыле. В течение прошлого года я искал недостающее звено. И о чудо! В личном архиве Гены Петрова нашлось недостающая часть. Вот здесь хорошо все видно.
Итак, из краски на будущей модели будут только звезды , черные бортовые «четверки» и черные расчалки и подкосы. После долгой полемики с авиаисториками, победило мнение , что крылья и оперение были обтянуты полотном и покрыты лаком, который давал полотну желтый оттенок. Подойдет SOLARTEX оттенка LINEN. Ну а фюзеляж – это тонированная фанера, покрытая полуматовым лаком, прибитая гвоздями (имитация ессно)к силовому набору.
Что я так долго про окраску. ИМХО, это определяет технологию сборки. То есть делаем каждый элемент в отдельности , до финишного покрытия , а потом только собираем. В частности, корпус фюзеля - нужно сделать имитацию листов, гвоздей, люков, маркировки ( о ней отдельная история, о которой ниже) , покрыть лаком, и только потом заняться монтажом шасси и подкосов крыла и всего остального.
Да еще. Очень занятная, но возможно, полезная с модельной точки зрения деталь. На Балиллах был сбрасываемый основной топливный бак. Видимо, печальный опыт боевых действий первой мировой ( а Балилла появилась в 1917г) заставил сделать что-то для спасения пилота в случае пожара на борту, что было обычным делом в воздушном бою. Много грустных кадров воздушных боев, когда из пылающего факелом самолета пилот выпрыгивал, предпочитая разбиться, но не сгореть заживо. Парашютов тогда еще не было. В случае ЧП пилот Балиллы дергал ручку, перерезавшую тросы крепления бака, и совершал посадку на топливе, остававшемся в небольшом расходном бачке. Очень гуманная конструкторская деталь.
В итоге модель должна выглядеть как-то так
все затормозилась из-за небольшой детали на носу машины, которая присутствует с обоих бортов
Детальное исследование фото из всемозможных источников ( Итальянских, польских, южноамериканских Балилл - ни на одном из них нет ясного изображения этого элемента) дало догадку, что это логотип Ansaldo. Сверху от круглой эмблемы нанесен тип самолета (A1), снизу-заводской номер. Для “четверки” заводской номер согласно таблице из первоисточника Александлова - 304. На итальянском музейном экземпляре на месте этого лого присутствует воздухозаборник, да и сам логопип явно отличается от советского самолета.
Эмблема хоть и не очень большая , но находится на ключевом месте самолета и видна очень хорошо с любого ракурса. Надо делать. Фантазировать с рисованием как то не очень хотелось. Дело зашло в тупик. Ленивый просмотр инета по музеям дал неожиданное решение. В музеях в отличие от А1 сохранилось несколько других машин Ансальды, а именно SVA. На одном из них хорошо просматривалось что-то похожее на искомое изображение. Но все-равно плохочитаемое. Написал на мыло итальянскому фотографу Пьеру Луиджи Кастеллано, который разместил фотки SVA. И о чудо! Он живо откликнулся и прислал другие фотки, на которых все было видно! За что ему большое человеческое спасибо😒
Далее было дело техники. В результате фотошоппинга родилось вот что
Извиняюсь, не то загрузил. Пьер Луиджи вот что прислал
Ну а далее был процесс нанесения эмблемы на дерево. Сделал файл с зеркальным изображением эмблемы на левый и правый борт (отличаются направлением полета аиста на эмблеме) .За основу взял процесс ксерографии, тот что лежит в основе работы любого лазерного принтера. Напечатал на бумаге, запустил печать, остановил машину в тот момент, когда лист с незапеченым тонером только подходил к печке принтера. Дальше пошли эксперименты с переносом изображения на дерево
Для переноса использовал паяльную станцию с регулировкой температуры. Сдерал насадку-гладилку на паяльник и подобрал температуру около 200 градусов(температура запекания тонера). Еще немного подкорректировал ее во время экспериментов, чтобы не жгло бумагу.
Ну и окончательно на модели
Итого две эмблемки съели около 2 месяцев изысканий😵
очевидно в разные года производства менялся немного дизайн логотипа компании .и ставился не на всех самолетах. в профиле вообще ни на одной фотографии этой эмблемы нет. а по другим источникам есть вот такие.
Да, центральную эмблему я встречал, а вот остальные - нет. Вот на первой стилизация аиста очень похожа на то, что я делал…
Вот на первой стилизация аиста очень похожа на то, что я делал…
это оригинал , из датафайл по SVA5 .
хотя на самолете в музее Vigna di Valle на эмблеме надпись по кругу(я такую ни на каких фото больше не встречал), а в музее капрони никаких эмблем нет.надо глянуть еще в профиле на А1.
Здорово!!!Очень приятно что интерес к самолетам той эпохи не пропадает а наоборот растет у моделистов!!!
Покрыл фюз лаком. Нанес краской бортовой тактический номер.
Занятно, после покрытия лаком дерево стало вести себя как хамелеон. Хотя общий тон поверхности стал зеленовато- коричневатый ( по сравнению с чистым деревом), в зависимости от направления освещения и тона внешней близлежащей поверхности фюз может казаться как очень темным, так и светлым. На исходных черно-белых фотках прототипа наблюдается такие же эффекты.
Мне сварили заготовку действующего макета выхлопных патрубков мотора. По На модель планируется установиить 120-ю Сайту. Через гибкий гофр выхлоп Сайты должен попадать в этот выхлопной коллектор.
Тут возникло некое сомнение. Производитель пишет в инструкции к гофру, что радиус изгиба трубки в крайнем случае не должен быть меньше 4 диаметров гофра. Иначе возможно появление трещин в трубке из-за перегрева. Может кто-нибудь поделиться опытом использования такого гофра, так как у меня радиус получается явно меньше, иначе не подвести гофр к приваренной площадке снизу коллектора
Да тут еще одна дилемма. Надо , чтобы коллектор создавал нужное давление наддува в бак. Посчитал, что площадь выходных отверстий (в четырехгранном профиле внутри каждого патрубка) в сумме должна быть где-то такой же, как суммарная площадь отверстий во внутренней перегородке стокового глушителя. Там тоже шесть отверстий. Насколько эти мои рассуждения правильны? Буду признателен за советы
Я бы не стал заморачиваться с таким выхлопом,поставил бы штатный глушитель и аккуратно вывел бы выхлоп вниз через небольшое отверстие.Сильфоновый (гофрированный )шланг имеет одну неприятную особенность-лопается…Не даром на Ямадах давным давно от него отказались…Места у Вас предостаточно,ставьте родной глушитель.Да и модель будет замаслена только снизу чутка,нежели из шести дырок весь борт обосрет…
одну неприятную особенность-лопается
Опаньки…😦 Спасибо, Алексей, за ценную информацию. Хорошо, что я в этом направлении далеко не успел уехать. А как тогда “дотянуть” выхлоп до нижнего обреза фюзеляжа? Штатной длины глушака явно не хватит, а силиконовый удлиннитель, боюсь, не выдержит температуры. Во время обкатки у меня штуцере отбора давления из глушителя силиконовые трубки совсем мало жили : обгорали. Можно, конечно выточить самому удлиннитель из металла…
На штуцер отбора давления трубку неопрен полюбому надо ставить.А удлиннить штатный выхлоп глушителя можно тем же гофрошлангом(сильфоном)или тонкостенной алюминиевой трубочкой.
Про шасси. Классическая технология. Гнем из проволоки 3.5 мм (что-то около этого , дюймовая проволока), предварительно отпустив на газу место сгиба. Припаиваем заготовки различных “выступающих” элементов - “уши” тросов растяжек и ограничителей хода амортизаторов, фиксаторы резиновых амортизаторов, " и трубки для дальнейшей сборки горизонтальной части “пирамиды” стоек шасси. Все эти элементы из латуни, “обмотаны” вокруг проволоки стойки.
Наматываем нитки на проволоку и “одеваем” на смоле стойки в деревянную “одежку” из бука.
Затем все покрываем стеклотканью на смоле
Колеса. Заказал готовые с башни.
Сделаны из полистирола. Если бы на модели стоял бензиновый двигатель-😦!! Бензин смертелен для полистирола. Сделал бронзовые втулки, как то опаска оставлять полистирол крутиться по стали
Колеса дорабатывал согласно прототипу. Наплывы “как бы спиц” сошлифовал на токарном станке - на прототипе гладкие диски без признаков “проступания” спиц. Прорезал копийные сервисные отверстиия в дисках.
Заглянем внутрь сборки.
Похоже, диски собираются “защелкиванием” друг в друга. Не разбираются уже никогда.
На лето темка слегка подзасохла. Полеты ( + ремонты) однако. Работы над Балиллой немного приостановились. Но вот летный сезон почти позади. Пора продолжить. Шасси отложил пока в сторону.Ставить не буду, чтобы не увеличивать габариты фюзеляжа, пока не сделаю капот и радиатор. Надо много будет крутить фюзеляж. “Соты” радиатора сделал из сетки для динамиков аудиосистем. Вырезал по форме и по периметру припаял окантовку, которая формирует характерную ступеньку “сот” над самим “телом” медного радиатора
после покрытия лаком дерево стало вести себя как хамелеон.
А если не секрет, что за лак использовали?
Сам радиатор решил сделать из липы. Тяжелее, чем бальза, но. Носовая часть модели подвергается разным воздействиям, как-то: капотирование, удар носом и т.п. Пусть будет попрочнее. Попробую облегчить насколько можно. Основной инструмент для изготовления - ручной фрезер по дереву
Сообщение от 75777 после покрытия лаком дерево стало вести себя как хамелеон. А если не секрет, что за лак использовали
Да какой тут секрет! Тиккурила для полов полуматовый. Испытания на метанолоустойчивость пройдены успешно😒 Есть небольшой секретик. В лак добавил немного черной краски для легкой тонировки дерева.
Ну и вчерне сборка радиатора должна выглядеть как-то так
Обалдеть!
какие же они всё таки стильные , еропланы первой мировой…
Модель классная, работа по поиску материала проведена колоссальная!
Раньше следил за “Альбатросом”, теперь буду - за Балиллой.
Удачи Вам, Пётр!
Ну вот наступило время капота.
Это, пожалуй, самое сложное место на самолете. Я не видел ни одной картинки, на которой был правильно нарисован этот элемент. В отличие, от других самолетов WW1, в Балилле итальянские конструкторы пошли по пути наибольшего сопротивления: они закапотировали пулеметы. Там где англичане и немцы, не мудрствуя лукаво на круглый фюзеляж просто ставили сверху вооружение, итальянцы проявили чудеса пространственного воображения, родив ЭТО. Капот закрывает полностью пулеметы. Но не надо радоваться тому , что не надо моделировать их. Форма капотов такова, что полностью понять конструкцию можно только обложившись кучей фотографий. Чертежей нет, но они и не смогли передать бы полет аппенинской фантазии. Выпуклые части капота над пулеметами переходят в вогнутую носовую часть, формируя каналы в которых летят пули. В задней части капота сделаны выколотки - бульбы, в которых еще и “промяты” каналы для растяжек. На всех этих художественных изгибах еще присутствуют жалюзи для выхода воздуха, охлаждающего радиатор. Представляю, что в условиях военного производства за то время пока на итальянском заводе сделают такой один капот, немцы или англичане выпустят несколько самолетов😁. Поистине любовь к прекрасному живет любой итальянской душе, кровь Микеланджело и Леонардо вскипает перед немецкой и английской практичностью.😁
Смоделировать это решил сделать стеклопластиковые корки с последующей окраской под металл. Можно было бы и обшить алюминием, если бы не жалюзи. При таком масштабе это нереально. Форму под корки делал из пеноплекса, прямо на фюзеляже.
Носовую часть пришлось поначалу делать из кусков, чтобы удобнее было резать “горловины” под дула пулеметов
Ну и в конечном виде форма под стеклопластик выглядит так