АИР-5 , АИР-6 – «воздушные лимузины» А.С. Яковлева

fed
Waco:

у Яковлева не было такого варианта?

Удивительно, но был!😃 Насколько можно верить интернету, в 30-е годы делались эксперименты по созданию “невидимого” самолета, и как раз это делалось на легком самолете Яковлева АИР-4, который был очень близок по конструкции к АИР-3.
“авиаконструктор В. Шавров упоминает о таком полете в первом томе своей книги «История конструкции самолетов СССР». Он пишет, что эта машина была создана в КБ Военно-воздушной академии под руководством С. Козлова в 1935 году на базе одного из самолетов Яковлева. Основной особенностью машины-невидимки была ее обшивка, изготовленная из прозрачного материала родоида — специального органического стекла. Плюс к этому при взлете использовалась специальная дымовая завеса — газ голубоватого оттенка, который и делал самолет невидимым на фоне неба. Шавров пишет также, что прозрачная поверхность корпуса машины с внутренней стороны покрывалась слоем амальгамы.” (взято отсюда : fisechko.ru/100vel/zagxx/32.htm)

Я больше всего люблю каркасы (тяжелое наследие многолетних занятий резиномоторными копиями:P)! (может потому и многие мои проекты не сразу получают летную годность а живут долго в каркасах. Всегда очень жалко их обтягивать😁)
Наверно потому и композиты не люблю, мертвые они какие-то😁.
Но это так, лирика…😁 … а артель пашет…

Horizont

С таким колличеством нервюр можно совсем не обтягивать и так полетит !😃

sprint

Андрей, с таким подходом и документацией можно строить реплику 1:1. Не было подобных мыслей? Вот только где живой М-11 взять. А самолет славный мог бы получиться.

fed
sprint:

Не было подобных мыслей?

😁😁 … Были не мысли… а три настоящих легких самолета довелось и проектировать и строить… диплом был по полному проекту легкого самолета…
так что знаю это дело, так сказать, изнутри… проблем сделать планер самолета нет особых. … только деньги, время, энтузиазизм, которого надо очень много.
Проблемы потом… где хранить, содержать, легализовать, где летать… а тут уже очень много всего надо…

Так что, модели до 25кг. как то более осязаемо и реально, и все роли можно попробовать - и проектировщика, и модельщика, и пилота… и пока летать можно без особых разрешений.

… тем не менее работы идут и дома и в моделке, и всей артелью…

неожиданно, созрела готовность на сборку ПРАВОЙ консоли, что сегодня вечером, надеюсь состоится…😇

Wit
fed:

и всей артелью…

так и знал, кота за укосину виноватым назначили и уволили, пёс на техприёмке по надзору, а жена одна вкалывай… всё с вами понятно…

fed

… продолжается проектирование каркаса.
Немного обозначился конструктив костыля лимузина. (интересно как звучит:P)
И самое главное нужно определиться с креплением стабилизатора.
На АИР-5-ом угол установки стабилизатора мог меняться в полете штурвальчиком, который приводил, через тросы, червячный механизм перестановки стабилизатора (поз.5), через задние кронштейны навески.
Есть соблазн тоже реализовать эту функцию.

Хвостовая ферма уже дает возможность “поставить самолет на бетонку”😁

ANT53
fed:

червячный механизм перестановки стабилизатора

С центровкой не будет потом проблем? У АИР-5 довольно короткий “нос”.

fed

За центровку всегда надо бороться. Как правило, у большинства прототипов относительно тяжелый мотор по сравнению с модельным.
Так, по предварительной весовой сводке АИР-6-го, спроецированной с самолета на модель, ДУ должна быть в районе 4кг.
Поэтому для хвостовой части надо вести очень жесткую весовую политику. Посмотрим, что получится. На 3d модели будет первая прикидка по весам агрегатов.
________________________

А вечер завершился сборкой ПРАВОЙ консоли. 😇

ANT53
fed:

Нервюры бальзовые под бак

Как будет вставляться бак,ведь силовые нервюры вклеены.

sprint

Меня это тоже заинтересовало. На прототипе, если я правильно понял, баков было два, они вкладывались в крыло сверху. Причем верхняя часть бака являлась поверхностью крыла, обшивки в этом месте не было. Неужели будете повторять?

А на чертеже из МК баков вообще четыре, по два в каждом крыле. И на фото из первого поста, где два самолета в воздухе, у дальнего четыре бака, у ближнего два.

ДедЮз
fed:

На АИР-5-ом угол установки стабилизатора мог меняться в полете штурвальчиком, который приводил, через тросы, червячный механизм перестановки стабилизатора (поз.5), через задние кронштейны навески.

Андрей, в дальнейшем на ЛА, непоследственное управление углов установки стабилизаТОРОВ сервоприводами и прочими аналогичными мех-ми (червячные и рычажные) было заменено на двуплечие трехосные шарниры с пространственной структурой, приводимых в действие любыми приводами, включая удаленные тросовые или тяговые. Это значительно облегчает конструкцию и повышает надежность узла стабилизатора (внедрено после многочисленных случаев деформации, отказов и аварий). О данной машине сведений по этому узлу не имею.

fed

по бакам

На АИР-5 было 4-е бака, по два на консоль. Они вкладывались сверху в крыло, на ложементные нервюры. Между баками была силовая нервюра, и в ее месте установки крепились крестообразные растяжки между лонжеронами.
Абсолютно аналогично я тоже собираюсь поступить на копии.
Но скорее всего будут по одному баку на консоль, ближний к фюзеляжу. Под него и сделаны ложементные нервюры. Верхняя полка технологическая, будет потом удалена.
Силовые нервюры №1 (корневая) и №4 из сосны. Они обеспечат необходимую жесткость и прочность межлонжеронной фермы, которая также будет расчаливаться, как на прототипе.
Объем одного бака - 1.76 литра. Понятно, что это много для модели. Поэтому, скорее всего, будет задействована лишь треть бака, отделенная перегородкой.
Планируется правый бак использовать для бензина, а левый (опционально) для солярки или другого горючего, для дым-системы.
Так как модель планируется получить достаточно легкой на выходе, то можно неиспользуемое пространство баков использовать для водного балласта под ветренную погоду.😁

ДедЮз:

было заменено на двуплечие трехосные шарниры с пространственной структурой, приводимых в действие любыми приводами, включая удаленные тросовые или тяговые.

Спасибо, Иосиф, за информацию!
Кстати, начиная заниматься стабилизатором, я как раз и подумал о нечто подобном.
Естественно, червячный механизм не пойдет, а вот сделать качалку реально.
Чем дальше вникаю в конструкцию оперения, тем интересней! Оказывается киль с РН был жестко связан со стабилизатором. И все это вместе, могло изменять угол установки.
Это замечательно! Значит можно будет реализовать съемным все оперение с килем. И все будет крепиться на трех штифтах при сборке!

fed

…бегом после работы в моделку, и смотреть, что же получается в размахе 😁😁😁😃😃😃 … законцовок явно не хватает…

Срочно нарисовал законцовку крыла (постом выше) и вывел шаблон для оправки. По пенопластовой оправке 4 слоя 2мм , шириной 25мм распаренной бальзы на ПВА, должны завтра дать ламинированную законцовку крыла, которую можно будет приатачить к любой консоли. Да, и еще одну заложить. Некогда даже чаек попить😇

Вторая консоль получила переднюю кромку. Завтра постругаем это уже всласть! Все, теперь все работы (которых еще немеряно) пойдут параллельно на двух консолях, к чему и стремились!😇

fed

Всегда, при разработке проекта копии, меня интересовала история и все, что связано с этим прототипом. Создание виртуального проекта прототипа является не менее увлекательным процессом чем и материальное воплощение в летающей чемпионатной копии.
Давно хотелось совместить разрабатываемый виртуальный образ с сохранившимися фотографиями прототипа. Это довольно просто сделать, подобрав расположение виртуальной камеры и ее фокус.

Еще далеко до завершения виртуального проекта АИР-5, но уже можно немного поэкспериментировать.

Вот один из самых известных снимков АИР-5, во время прилета в Горки.
Я попытался боле менее точно спозиционировать камеру и виртуальную модель АИР-5

Совмещенные проекции. Когда появится оперение, можно будет более точно сработать.

И фазы превращения… (смотреть при полном увеличении)

DonPedro

😃

fed:

И фазы превращения… (смотреть при полном увеличении)

Ну прям волшебник.

fed

С наслаждением выстрогал предварительный профиль передней кромки, по касательной к профилю нервюры. Что может быть приятней работы с бальзой…😁
Теперь надо по лонжерону нарастить его профиль до обвода легкой бальзой и можно будет делать лобик. По лобику еще нет окончательного решения. Пока варианты…

Получилась замечательная ламинированная законцовка. Можно предварительно ее обработать в соответствии с мат-моделью и начинать установку на крыло. Завтра высохнет вторая…
А 22-я нервюра уже будет делаться по месту.

fed

Начал обшивать силовой каркас на мат-модели. Несмотря на кажущуюся простоту самолета, не все так просто.
Начал зашивать алюминием кабину. В смысле, это пока “теория” его внешней поверхности. По мат-модели можно будет точно кроить листы и проектировать все подкрепляющие и крепежные элементы.
Скоро и стекла можно будет вставить…
Построилась “теория” полотна на гаргротах. Теперь можно строить полушпангоуты.
вид снизу на “брюшко” АИР-5-го

И к боковине можно приступать. Там тоже куча ньюансов…

ДедЮз

“Построилась “теория” полотна на гаргротах. Теперь можно строить полушпангоуты.”

Для точного построения полушпангоутов гаргрота, не хватает одного стрингера (или условной линии) на крайней секции между центрами прямого участуа 1ш. и дужкой 5ш. Это линия вершин перехода прямой в дугу.

николай73

Классная тема, как бальзам на душу, и прототип любимый, АИР-5-й!!!