АИР-5 , АИР-6 – «воздушные лимузины» А.С. Яковлева
на следующем экземпляре масштаб, возможно, изменится
Довелось видеть на Кирпе копию Бристоль-Бульдог 1:2
…пока там нервюры собираются и лонжероны клеются…😎
… продолжаем заниматься силовой частью фюзеляжа АИР-5-го. Пока виртуально сварил почти всю силовую ферму фюзеляжа. Трехмерная модель позволяет точно увязать все проекции чертежа и наглядно представить конструкцию прототипа.
Есть разные идеи по воплощению “этого” в модели… 😇
А это схема фермы АИР-6 из “Технического описания”, все очень похоже, только фюзеляж уже:
пока там нервюры собираются и лонжероны клеются…
У Вас чего там артель что ли вкалывает ?😃
А из чего предполагаете реализовать ферму, не уж то из трубок ?
В 70-ые, Бережнов Евгений паял серебром каркас на Як-12 из перешлифованных на безцентровке трубок 30ХГСА 5х1 (4,5х0,75).
не уж то из трубок ?
А в чём проблема?
Трубки есть, припой есть, горелка найдётся…
А в чём проблема?
Трубки есть, припой есть, горелка найдётся…
Главное, копийно очень прочно и по весу даст фору фанеро-сосновой технологии. Под мягкой обшивкой идеально копируется.
А в чём проблема?
Вопрос был к автору, как он ответит, так и будет ! Если уж решили ответить, обоснуйте отсутствие проблем ( без обид )!
Ну нет! Я этому фотомонтажу верить отказываюсь! Ну когда Андрей говорил что жена помогает, я еще не совсем, но поверил. Знаете, разное бывает. А тут еще кошка и собака! Это вообще ерунда какая-то. Нас не проведешь!
А тут еще кошка и собака! Это вообще ерунда какая-то.
Макс, не наезжай! Всем давео известно что собаки тоже авиаторы! 😁
Мой вон тоже, инжэнэээр 😁
Соори Андрей, больше не флудим у тебя! 😇
Ну да, типа того
Второй раз в жизни вижу такое! Первый случай произошёл 15 лет тому назад, когда лицом к лицу столкнулся с девушкой модельной внешности, выходящей из модельного магазина с рюкзаком набитым бальзой и предсобранным крылом подмышкой. Она растворилась, как мираж…а тут фото-документ !
Первая Мастерспорта СССР по авиамоделизму женщина, была Людочка Мангасарова, в классе планеров А2. 1965 г. Харьков. Все технологии выполняла самостоятельно + была КМС по спортивной гимнастике.
… немного новостей из столярки…
Как вы понимаете, “артель” с блеском закончила вторую партию заготовок нервюр на вторую консоль! Итак, имеем 42 шт. на две консоли, за две недели.
В среднем, на нервюру уходит 40мин. развлекухи:)
Теперь, все это хозяйство поступает в сортировочный цех. Главное не запутаться в типах нервюр😁 Их шесть разновидностей: концевые сосновые, сосновые длинные усиленные, бальзовые под крыльевые баки, сосновые усиленные под кронштейны элеронов, простые бальзовые укороченные, длинные бальзовые
Жестокое ЧПУ “шкуриролово” и первая проверка на прочность
Калибровочные штыри, аналоги лонжеронов. На них, пакетом, сначала обрабатываются сосновые, силовые нервюры. А потом сосновые используются как боковые шаблоны и внутри обрабатываются бальзовые, которые потом и будут стоять между сосновыми. Обработка минимальна, в основном торцовка кромок. Точность сборки на стапелях оказалась весьма высокой, как и работа “артели”.
Затем, обработанные серии нервюр маркируются, согласно номерам чертежа и в этом порядке поступят в сборочный цех.
Пробная нервюра получила диафрагму и пропитку. Результат весьма порадовал и по жесткости и по весу.
Ну, а лонжероны шкурятся, калибруются и еще немного будут усиливаться и облегчаться.
Одно заглядение смотреть за работой. Я поражаюсь!
Колоссальный труд ! И спасибо за подробности !
Баки в крыльях ?
КРАСИВО РАБОТАТЬ, НЕ ЗАПРЕТИШ!
Снимаю шляпу…просто прекрасная работа.
По поводу лобиков. У нас как-то делались самолёты подобных размеров и конструкции. Так отец покупал в магазине шпон лущёный 0.4мм для инкрустации. Вышкуривал его до 0.3мм.Склеивал два листа, между ними стекло 0.49 под вакуумом в негативной форме крыла. Получалось очень легко и прочно. А так как выклейка происходила в форме, то и гнуть ничего уже не приходилось, лобик имел законченную форму. Там-же в форме мы и собирали сами плоскости. На нижней полуформе собирался каркас, а затем накладывалась верхняя часть и форма соединялась. Получалось идеально ровно.
Может пригодится, для этого и написал. Все материалы доступны, себестоимость очень низкая. Прочность огромная, как вариант можно вместо стекла проложить тонкий уголь. Вообще получится неубиваемо.
Снимаю шляпу…просто прекрасная работа.
По поводу лобиков. У нас как-то делались самолёты подобных размеров и конструкции. Так отец покупал в магазине шпон лущёный 0.4мм для инкрустации. Вышкуривал его до 0.3мм.Склеивал два листа, между ними стекло 0.49 под вакуумом в негативной форме крыла. Получалось очень легко и прочно. А так как выклейка происходила в форме, то и гнуть ничего уже не приходилось, лобик имел законченную форму. Там-же в форме мы и собирали сами плоскости. На нижней полуформе собирался каркас, а затем накладывалась верхняя часть и форма соединялась. Получалось идеально ровно.
Может пригодится, для этого и написал. Все материалы доступны, себестоимость очень низкая. Прочность огромная, как вариант можно вместо стекла проложить тонкий уголь. Вообще получится неубиваемо.
Отличная технология, особенно при липовом шпоне с диагональной тканью внутри. Можно формовать целиком лобик (верх-низ). Тогда, передняя кромка смановится чисто технологическим элементом, можно и из бальзы минимальных сечений в виде стрингера или горизонтальной пластины.
…
Пробная нервюра получила диафрагму и пропитку.
А что за пропитка? И для чего?
По поводу диафрагмы… Такая конструкция ожидает все нервюры? Или только силовые? В чём глубокий смысл, я не могу поймать ход мыслей… Ведь если нервюры выклеены из рейки,то вполне достаточно местного усиления в местах сопряжения контурных реек с диагональными обычной тонкой фанерой с двух сторон. Для чего в данном случае полный контур из фанеры?
по поводу диафрагмы.
Я уже немного поднимал эту тему в пост №35 rcopen.com/forum/f82/topic422678/35
На прототипе нервюры выглядели так:
По техническому описанию имели полки из сосны и боковую диафрагму из 1.5мм фанеры.
Теперь о ходе мыслей… Все просто. Я хочу сделать копийный каркас, насколько это возможно. Зачем, если его не видно? На это мне трудно ответить рационально.
Можно сделать нервюры из пенопласта, с полками и этого будет более чем достаточно и это будет очень легкий каркас.
Можно вырезать из тополевой фанеры на ЧПУ. Это тоже возможно, но дорого и не оптимально по весу и не по-авиационному, хотя и быстро собирать. Это в принципе не для меня.
Я всегда старался повторить силовую логику прототипа, это пожалуй самая интересная часть проекта для меня! Да, мне интересно досконально разобраться в силовой схеме прототипе и логике конструкторов его создававших. Интересно по крупицам восстановить все нюансы конструкции и попытаться ее повторить. Пожалуй, копийный внутренний набор для меня на порядок интересней даже готовой копии… можно долго спорить на эту тему… но мне так интересно!
Теперь о диафрагме. она должна быть порядка 0,3мм. Рассматривался шпон, как вариант. Но оказалось слишком дорого и сложно его достать, да и не нужна там такая прочность.
Я сделал пробную нервюру. На бальзовый каркас наклеена диафрагма из тонкого картона (порядка 0.2 - 0.3мм) Цвет картона светлобежевый, близок цвету дерева. Окна делаются просечкой трубочкой по углам и последующей прорезкой. Вся нервюра пропитывается аквалаком под сосну, что дает дополнительную прочность, жесткость картону, уменьшает гигроскопичность, уменьшает вероятность гниения от длительной эксплуатации и конечно, самое главное - дает реалистичность внешнего вида нервюры и общую эстетичность каркаса. Зачем? Мне трудно на это ответить рационально😁
Кстати добавка веса составила 2гр. на нервюру, вполне допустимо.
Фанерная диафрагма будет только на концевую нервюру.
А вот силовые нервюры из сосны получат как раз маленькие фанерные кницы по узлам фермы. Это как раз будет оптимально по условиям прочности.
Кстати, согласен о достаточности книц только по узлам. Но копийность… так что идем на жертвы весу и технологичности и расходу материала и дополнительной трудоемкости ради этого самого “духа копиизма”😁
Тут вот какой еще момент. Не осталось у нас живых АИРов, даже чертежей путевых, даже фотоснимков в достаточном количестве и качестве. Хочется внести пускай маленький, но хоть какой-то вклад в сохранении нашей дорогой отечественной истории авиации. Постараться воспроизвести этот самолет в модели, максимально похожим на прототип, сделать его виртуальную модель конструкции, восстановить чертежи и техническое описание.
И конечно, летающая модель должна быть пускай маленьким, но САМОЛЕТОМ, соответствующем конструкции прототипа, а не фанерным кружевом на ЧПУ.