АИР-5 , АИР-6 – «воздушные лимузины» А.С. Яковлева
Первая Мастерспорта СССР по авиамоделизму женщина, была Людочка Мангасарова, в классе планеров А2. 1965 г. Харьков. Все технологии выполняла самостоятельно + была КМС по спортивной гимнастике.
… немного новостей из столярки…
Как вы понимаете, “артель” с блеском закончила вторую партию заготовок нервюр на вторую консоль! Итак, имеем 42 шт. на две консоли, за две недели.
В среднем, на нервюру уходит 40мин. развлекухи:)
Теперь, все это хозяйство поступает в сортировочный цех. Главное не запутаться в типах нервюр😁 Их шесть разновидностей: концевые сосновые, сосновые длинные усиленные, бальзовые под крыльевые баки, сосновые усиленные под кронштейны элеронов, простые бальзовые укороченные, длинные бальзовые
Жестокое ЧПУ “шкуриролово” и первая проверка на прочность
Калибровочные штыри, аналоги лонжеронов. На них, пакетом, сначала обрабатываются сосновые, силовые нервюры. А потом сосновые используются как боковые шаблоны и внутри обрабатываются бальзовые, которые потом и будут стоять между сосновыми. Обработка минимальна, в основном торцовка кромок. Точность сборки на стапелях оказалась весьма высокой, как и работа “артели”.
Затем, обработанные серии нервюр маркируются, согласно номерам чертежа и в этом порядке поступят в сборочный цех.
Пробная нервюра получила диафрагму и пропитку. Результат весьма порадовал и по жесткости и по весу.
Ну, а лонжероны шкурятся, калибруются и еще немного будут усиливаться и облегчаться.
Одно заглядение смотреть за работой. Я поражаюсь!
Колоссальный труд ! И спасибо за подробности !
Баки в крыльях ?
КРАСИВО РАБОТАТЬ, НЕ ЗАПРЕТИШ!
Снимаю шляпу…просто прекрасная работа.
По поводу лобиков. У нас как-то делались самолёты подобных размеров и конструкции. Так отец покупал в магазине шпон лущёный 0.4мм для инкрустации. Вышкуривал его до 0.3мм.Склеивал два листа, между ними стекло 0.49 под вакуумом в негативной форме крыла. Получалось очень легко и прочно. А так как выклейка происходила в форме, то и гнуть ничего уже не приходилось, лобик имел законченную форму. Там-же в форме мы и собирали сами плоскости. На нижней полуформе собирался каркас, а затем накладывалась верхняя часть и форма соединялась. Получалось идеально ровно.
Может пригодится, для этого и написал. Все материалы доступны, себестоимость очень низкая. Прочность огромная, как вариант можно вместо стекла проложить тонкий уголь. Вообще получится неубиваемо.
Снимаю шляпу…просто прекрасная работа.
По поводу лобиков. У нас как-то делались самолёты подобных размеров и конструкции. Так отец покупал в магазине шпон лущёный 0.4мм для инкрустации. Вышкуривал его до 0.3мм.Склеивал два листа, между ними стекло 0.49 под вакуумом в негативной форме крыла. Получалось очень легко и прочно. А так как выклейка происходила в форме, то и гнуть ничего уже не приходилось, лобик имел законченную форму. Там-же в форме мы и собирали сами плоскости. На нижней полуформе собирался каркас, а затем накладывалась верхняя часть и форма соединялась. Получалось идеально ровно.
Может пригодится, для этого и написал. Все материалы доступны, себестоимость очень низкая. Прочность огромная, как вариант можно вместо стекла проложить тонкий уголь. Вообще получится неубиваемо.
Отличная технология, особенно при липовом шпоне с диагональной тканью внутри. Можно формовать целиком лобик (верх-низ). Тогда, передняя кромка смановится чисто технологическим элементом, можно и из бальзы минимальных сечений в виде стрингера или горизонтальной пластины.
…
Пробная нервюра получила диафрагму и пропитку.
А что за пропитка? И для чего?
По поводу диафрагмы… Такая конструкция ожидает все нервюры? Или только силовые? В чём глубокий смысл, я не могу поймать ход мыслей… Ведь если нервюры выклеены из рейки,то вполне достаточно местного усиления в местах сопряжения контурных реек с диагональными обычной тонкой фанерой с двух сторон. Для чего в данном случае полный контур из фанеры?
по поводу диафрагмы.
Я уже немного поднимал эту тему в пост №35 rcopen.com/forum/f82/topic422678/35
На прототипе нервюры выглядели так:
По техническому описанию имели полки из сосны и боковую диафрагму из 1.5мм фанеры.
Теперь о ходе мыслей… Все просто. Я хочу сделать копийный каркас, насколько это возможно. Зачем, если его не видно? На это мне трудно ответить рационально.
Можно сделать нервюры из пенопласта, с полками и этого будет более чем достаточно и это будет очень легкий каркас.
Можно вырезать из тополевой фанеры на ЧПУ. Это тоже возможно, но дорого и не оптимально по весу и не по-авиационному, хотя и быстро собирать. Это в принципе не для меня.
Я всегда старался повторить силовую логику прототипа, это пожалуй самая интересная часть проекта для меня! Да, мне интересно досконально разобраться в силовой схеме прототипе и логике конструкторов его создававших. Интересно по крупицам восстановить все нюансы конструкции и попытаться ее повторить. Пожалуй, копийный внутренний набор для меня на порядок интересней даже готовой копии… можно долго спорить на эту тему… но мне так интересно!
Теперь о диафрагме. она должна быть порядка 0,3мм. Рассматривался шпон, как вариант. Но оказалось слишком дорого и сложно его достать, да и не нужна там такая прочность.
Я сделал пробную нервюру. На бальзовый каркас наклеена диафрагма из тонкого картона (порядка 0.2 - 0.3мм) Цвет картона светлобежевый, близок цвету дерева. Окна делаются просечкой трубочкой по углам и последующей прорезкой. Вся нервюра пропитывается аквалаком под сосну, что дает дополнительную прочность, жесткость картону, уменьшает гигроскопичность, уменьшает вероятность гниения от длительной эксплуатации и конечно, самое главное - дает реалистичность внешнего вида нервюры и общую эстетичность каркаса. Зачем? Мне трудно на это ответить рационально😁
Кстати добавка веса составила 2гр. на нервюру, вполне допустимо.
Фанерная диафрагма будет только на концевую нервюру.
А вот силовые нервюры из сосны получат как раз маленькие фанерные кницы по узлам фермы. Это как раз будет оптимально по условиям прочности.
Кстати, согласен о достаточности книц только по узлам. Но копийность… так что идем на жертвы весу и технологичности и расходу материала и дополнительной трудоемкости ради этого самого “духа копиизма”😁
Тут вот какой еще момент. Не осталось у нас живых АИРов, даже чертежей путевых, даже фотоснимков в достаточном количестве и качестве. Хочется внести пускай маленький, но хоть какой-то вклад в сохранении нашей дорогой отечественной истории авиации. Постараться воспроизвести этот самолет в модели, максимально похожим на прототип, сделать его виртуальную модель конструкции, восстановить чертежи и техническое описание.
И конечно, летающая модель должна быть пускай маленьким, но САМОЛЕТОМ, соответствующем конструкции прототипа, а не фанерным кружевом на ЧПУ.
…Давайте поднимем бокалы или кружки за отсутствие рациональности в наших действиях. Видимо жить в рациональном обществе тоже вредно!
Спасибо за правдивость и полное описание мышления. При наличии таких комментариев со стороны автора, как-то сразу проникаешься в ту атмосферу его творчества, которая порой закрыта от посторонних глаз. Ещё раз огромное спасибо!
Да, fed имеет талант не только красиво строить модели, но и талант захватывающе вести повествование.
Очень рад Андрей, что Вы обустроились и радуете нас новым проектом.
Теперь о ходе мыслей… Все просто. Я хочу сделать копийный каркас, насколько это возможно. Зачем, если его не видно? На это мне трудно ответить рационально.
Можно сделать нервюры из пенопласта, с полками и этого будет более чем достаточно и это будет очень легкий каркас.
Можно вырезать из тополевой фанеры на ЧПУ. Это тоже возможно, но дорого и не оптимально по весу и не по-авиационному, хотя и быстро собирать. Это в принципе не для меня.Я всегда старался повторить силовую логику прототипа, это пожалуй самая интересная часть проекта для меня! Да, мне интересно досконально разобраться в силовой схеме прототипе и логике конструкторов его создававших. Интересно по крупицам восстановить все нюансы конструкции и попытаться ее повторить. Пожалуй, копийный внутренний набор для меня на порядок интересней даже готовой копии… можно долго спорить на эту тему… но мне так интересно!
Тут вот какой еще момент. Не осталось у нас живых АИРов, даже чертежей путевых, даже фотоснимков в достаточном количестве и качестве. Хочется внести пускай маленький, но хоть какой-то вклад в сохранении нашей дорогой отечественной истории авиации. Постараться воспроизвести этот самолет в модели, максимально похожим на прототип, сделать его виртуальную модель конструкции, восстановить чертежи и техническое описание.
И конечно, летающая модель должна быть пускай маленьким, но САМОЛЕТОМ, соответствующем конструкции прототипа, а не фанерным кружевом на ЧПУ.
Я это так понимаю! Браво! 😃😃😃😃😃
Приветствую, коллеги!
Процесс проектирования идет параллельно с изготовлением. Мне надо до сборки крыла окончательно определится с металлической фурнитурой - кронштейнами навески, а они в свою очередь связаны с силовым каркасом.
Так что идет процесс уточнений, и проработки всяких разных кронштейнов.
Подкосы крыла связаны с пирамидой шасси, поэтому ими пришлось вплотную заняться.
Шасси мне очень нравится на АИР-е - эдакая каракатица эффектная! но очень грамотное по своей силовой идеологии! Все стойки под определенными углами. Но все узлы постепенно уточняются и вскоре их можно будет превратить в чертежи и плазы.
Очень интересна система амортизации - набором резиновых шайб. Интересно будет это дело повторить в материале и посмотреть как оно работает!
Отличная работа, Андрей!
С самого начала с удовольствием слежу за вашей темой. Дело в том, что АИР-5 мне близок и дорог. Еще в школе я делал этот самолет и участвовал с ним на соревнованиях. Модель сохранилась до сих пор, правда в очень плохом состоянии. Похоже я скоро должен отдать должное и приступить к восстановлению этой модели. А пока буду читать вашу тему.
Всегда с большим удовольствием читаю Ваши темы, Андрей.
Приятно читать мысли человека и осознавать, что они невероятно близки к собственным.
Наверное, все ребята- копиисты такие неисправимые романтики)
… удалось еще немного позаниматься виртуальной моделью АИР-5-го.
Для силового каркаса надо разместить оборудование салона, чтобы видеть еще какие трубы надо добавить. Кресла и приборка заняли свое проектное положение, еще надо пост ручного и ножного управления. Теперь можно их “приваривать” к силовому каркасу.
Ну и наконец-то, моторным отсеком начал заниматься. тут тоже миллион проблем. Надо муляж мотора “Wright J4” начинать потихоньку делать,
с размещением боевого движка ситуацию понять, с моторамой определится…
К сожалению, по мотору “Wright J4” удалось найти совсем мало информации, всего несколько фотографий более-менее. Так что придется по минимуму информации воссоздать образ мотора.
Первые наброски мотора и капота
Согласно техническому описанию, кресла и нижняя часть кабины были обшиты красным дермантином!😃 А пол кабины был из гофрированного дюралюминия!
А что, мне нравится салончик!😁 Хочется это все поскорее в материале увидеть! Вкусный и винтажный автомобильчик летающий получается, однако:P
кресла и нижняя часть кабины были обшиты красным дермантином! А пол кабины был из гофрированного дюралюминия!
А что- и по нонешним стандартам дизайна очень и очень даже… Украсило бы любой современный интерьер - стиль - “техно”.
Андрей, а как выглядели двери для пассажиров на пятерке?
Просто красотень получается ! Андрей, в какой прграмме создается проэкт ?