Ил-4 1:12 электро размах 1,78м.
100-летию Великой Октябрьской социалистической революции посвящается…
Советский дальний бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3ф).
Вот и дошли руки до этого проекта.
Идея проста: на данный момент у меня в эксплуатации находится куча небольших полукопий.
Про них я пишу в этой теме: rcopen.com/forum/f81/topic337088
Есть ещё и монструозный Пе-8: rcopen.com/forum/f82/topic178430
Но Пе-8 - это самолёт не «на каждый день»: вывезти его в поле – это как ракету в космос запустить….
А душа просит чего-то мощного, значительного, пусть и не 4-х моторного, так хотя бы 2-х моторного. Да, был у меня Ме-110, также был «стерео-мессер» Bf-109Z «Zvilling».
И да, я недавно сделал ФВ-189. Это, конечно же, 2-х моторники, но относительно небольшие. Да ещё и немцы.
А хочется нашего, советского!
Но при этом, чтобы самолёт спокойно помещался в багажник машины, т.е. чтобы была возможность «ежедневной» эксплуатации.
Это, так сказать, соображения технического характера.
Далее…
Есть соображения и эстетического характера.
Я не очень люблю делать всякие опытные и экспериментальные самолёты, не пошедшие в серию, и выпущенные в единичных экземплярах. Исключения, пожалуй, составляют лишь те, которые оставили заметный след в развитии авиации, или же являли собой очень интересные и оригинальные новшества. Такие самолёты у меня в ангаре тоже присутствуют: И-185, Би-1, Чанс-Воут F5U «Скиммер».
Был также вышеупомянутый Bf-109Z «Zvilling» (и в будущем тоже планируется, даже уже заготовки есть).
В тоже время я считаю пустой тратой времени постройку моделей самолётов-неудачников, вообще ничем и никак себя не проявивших. Это – не для меня.
Есть у меня глубокое убеждение, что модель (тем более, летающая) – это своеобразный памятник самолёту. А памятник надо заслужить. Поэтому – никаких аутсайдеров! Только те, кто заслужил это право.
Итак, советский 2-х моторный бомбардировщик (1941….1945г.г.) Выбор прототипа.
Начал считать, и на удивление, кандидатов оказалось не так уж и мало (чуть ли не 20шт!).
Но основных вариантов всего шесть:
это список «особо заслуженных», и внёсших реальный вклад в Победу.
Что с остальными?
Есть еще Як-2(4), он же ББ-22 и Ар-2
– эти да, воевали, но так как были построены небольшими сериями, и воевать им пришлось в начальный период войны, то их боевая карьера быстро закончилась, не успев толком и начаться…
ТБ-1
Отпадает, т.к. в Великую Отечественную он уже как бомбардировщик не использовался. Да и не нравится он мне.
Есть ещё куча построенных, но не пошедших в серию: СББ-1 (Б-1) Архангельского, Ил-6, ДБВ-102 Мясищева, НБ и СПБ Поликарпова, Су-8 (штурмовик), ТИС и ОКО-6 (два последних – истребители).
Самолёты безусловно, интересные, и некоторые лично мне очень даже симпатичные, но…. Не проходят (причины см. выше).
– хотя и использовались в качестве бомбардировщиков, но по сути являются транспортными машинами. Немножко не то.
Получается, что выбирать надо из первой шестёрки.
Выбираем:
- Пе-2 рассматривался, но отпал: во-первых, маловат, во-вторых, этот самолёт повторяли в моделях уже очень многие, в том числе и в бутылочном варианте. Вот, к примеру, Пе-2 Вадима Книжникова:
выходит, что памятников (в виде моделей) ему уже достаточно.
-
СБ-2 я уже делал, в 2006г. правда, тогда ещё в масштабе 1:15.
И болванка сохранилась. Но повторяться не хочется. Тем более, что и вклад этого
самолёта в Победу меньше, чем у других из этого списка. Да и масштаб не тот (1:15) -
Ер-2 мне просто не нравится внешне.
Ну, в самом деле, крокодил крокодилом: крылья ломанные, как у лаптёжника, фонарь «набекрень». Не хочется…. Не по сердцу он мне. -
Ту-2. Самолёт, безусловно, красив и изящен.
Хыщщник. Породистый. Но тоже, как и Пе-2, воспроизводился в виде моделей авиамоделистами неоднократно.
Вклад в Победу? Да, есть. Но только на конечном этапе войны (не его вина - так получилось). -
остаются ДБ-3 и Ил-4.
если выбирать из этих двух, то у ДБ-3 морда как у бегемота, а вот Ил-4 (ДБ-3ф) - изящен, красив, и, хоть и не на первых ролях, но честно провоевал всю войну.
В самом деле – в его активе, помимо привычной, «обыденной» работы бомбардировщика, есть ещё и:
А) бомбардировки Берлина
Б) регулярные ночные полёты в тыл врага (помощь партизанам, заброска диверсантов/радистов/разведчиков)
В) работа в качестве торпедоносца, морского бомбардировщика, постановка минных заграждений на Балтике, на Чёрном море, и на Северном флоте
Г) буксировка десантных планеров.
Одним словом, рабочая лошадка не только АДД и морской авиации, но и всей бомбардировочной авиации РККА. Служака, старый солдат.
Опять же, огненный таран Гастелло, фильм «Торпедоносцы»…
Нет, самолёт определённо достоин, чтобы его воспроизвести в качестве модели!
Решено, делаем!
И именно Ил-4!
…………………………………………………………………
Теперь пора прояснить вопросы, касаемые самой модели.
-
масштаб.
Само собой разумеется, 1:12. как и все мои полукопии Второй Мировой. Так нагляднее.
Размах при этом получается 178см, длина 122см. (исходные, у прототипа: 21,44м. и 14,4м.) -
материалы.
Фюзеляж – само собой: бутылочный.
Капоты двигателей и мотогондолы – тоже.
Крыло и оперение – пенопласт. Обшивка – скотч.
Всё, как у большинства моих бутылочников, но с маленькой хитринкой. Обычно я беру пенопласт плотностью 15….20г/л. Здесь же для крыла, скорее всего, буду брать самую лёгкую «пену» - не более 10г/л. И поверх неё на титан уложу слой потолочки. По весу получится примерно чуть потяжелее, но и гораздо долговечнее (самолёт делается не на год-два). Хотя, конечно, и более трудоёмко.
-
шасси – убирающиеся однозначно
-
интерьер кабины, пилоты(вернее - пилот, штурман, стрелок) – всё будет
-
бомбоотсек – пока под вопросом. Скорее всего, делать не буду – дело в том, что он у Ил-4 маленький, рассчитан на «сотки», а сброс макетов таких небольших бомб совершенно незрелищен (пробовал выбрасывать с Пе-8 серию из 4шт ФАБ-250 – фигня какая-то, «мелочёвка»; сброс 1шт ФАБ-5000 гораздо нагляднее).
Но внешние бомбодержатели будут обязательно. А там у Ил-4 и покрупнее «подарки» подвешивали. Торпеда, опять же – интересная штука. Пробовал на «Кейте». -
звуковой модуль – скорее всего, будет, может быть, и не на первом этапе. На Пе-8 сделал, мне понравилось. Ежели сподоблюсь, то лучшее место для динамиков – под центропланом, как раз на месте бомбоотсека.
-
мотоустановка.
Батарея, исходя из предполагаемого полётного веса и потребной мощности моторов, – 4-х баночная, 3….4А/ч. Одна для обоих моторов. Таких батарей у меня – много. На них у меня летает Пе-8. Чего им вхолостую свои бока отлёживать? Пусть работают и на Ил-4!
Моторы, скорее всего, – серии 2836, кв 750. Моторы брал с низким кв, исходя из 4-х баночности аккумулятора. Винты предполагается ставить или 13х8 (как на Пе-8), или что-то близкое, к примеру, 12х8, 12х6. Газ, скорее всего, придётся ограничивать расходами. Регули – или 30, или, на крайняк, 40А. -
полётный вес. Очень хочется уложиться в 3кг. Посмотрим, получится ли?
-
транспортабельность модели. Для того, чтобы этот Ил-4 помещался в багажник, консоли крыла будут складывающимися, точно также, как это я делал совсем недавно на «раме»:
Итак, приступаем.
Что мы имеем в активе?
-
опыт создания больших и толстых бутылочных фюзеляжей из 5, 6 и 8 литровых бутылок – фюзеляжи «Корсара», «Скайрейдера», «Уайлдкэта». Нос и прочие бутылочные элементы на Пе-8.
-
опыт создания подобного крыла на Пе-8 (ядро из пены малой плотности + поверх него потолочка + скотч)
-
опыт борьбы за минимальный вес при достаточно больших габаритах: Ил-2 размахом 122см с полётным весом 670 грамм, и «Кейт» размахом 137см и весом 630 грамм. Методы ясны, попробуем применить.
-
отработанный механизм складывания крыла. Проверено, работает безотказно.
-
отработанная на Пе-8 схемотехника звукового модуля.
-
опробованная на Пе-8 технология изготовления приборной доски и интерьера
кабины. -
Отработанная недавно на Пе-8 технология изготовления полукопийных шасси.
Уже неплохо, с таким заделом можно и приступать…
Начинаем с болванки.
Делать её я начал почти 2 года назад – поздней осенью 2015. А доделал только недавно.
Чтобы было проще, я взялся тогда за изготовление сразу несколько болванок: четыре штуки для истребителей, и, до кучи, для Ил-4. Так проще. И фоткал их все вместе, поэтому не стоит удивляться обилию деревяшек в кадре. Да и для сравнения габаритов полезно…
Заготовки.
У фюзеляжа Ил-4 в данном масштабе ширина фюза около 10см, поэтому заготовку склеил из трёх досок: 40+20+40мм.
Примерка шаблонов (все модели в одном масштабе 1:12):
Снимаем первую стружку. Оформляем, так сказать, контур по «виду сбоку»:
Укладываем заготовку набок, и обрезаем контур по «виду сверху». Сверяемся с шаблонами:
Грубо снимаем первые фаски электрорубанком:
Групповой снимок – грубо ободраны рубанком:
Сапёрная лопатка – для масштаба.
Зашпаклевал:
Для сравнения рядом стоит болванка на «Скайрейдер».
Что получилось в итоге? Длина болванки: 1170мм, высота: 138мм, толщина: 98мм.
Бутылки – только 5 или 6 литров, однозначно.
Продолжение следует…
[хмм может предложить как вариант бутыли из под пива , сидра из пивных магазинов , на 35 литров??
Ил-4 это красавец , с замиранием смотрел “Торпедоносцы”
бутыли из под пива , сидра из пивных магазинов , на 35 литров
При усадке бутылки на болванке желательно (как показывает опыт), чтобы соблюдалось следующее правило: бутылка по диаметру (или по обхвату) не должна сильно отличаться от болванки. Самый оптимальный вариант, если обхват бутылки больше обхвата болванки где-то процентов на 15…25.
В данном случае (Ил-4) обхват болванки - около 40см; обхват 5 или 6-литровки - около 50см. Самое то.
Еще один блиц от Дениса! Яркое впечатляющее начало, болванки - бутылки, пишется дольше чем строится, складывается - раскладывается, отпихивается - приклеивается и… Самолет готов!!! Удивительно, и не постижимо!
Я уже писал в одной теме, Вы, Денис, меня вдохновляете!
Продолжаем.
Про Ил-4 нельзя сказать, что это - долгий проект. По трудоёмкости он однозначно в десятки раз проще, чем Пе-8, но с другой стороны, это и не проект “на пару недель”. По субъективным ощущениям, десяток-другой истребителей типа Ла-7 (в масштабе 1:12) отняли бы у меня времени меньше, чем один этот Ил-4. Очень много закавык. К примеру - шасси, или те же зализы. И с первыми, и со вторыми придётся помучиться…
Вот поэтому работа по Ил-4 идёт рывками: что-то сделал, отдохнул, опять что-то сделал…
Болванку на фюз начинал делать осенью 2015-го, а болванки на фонарь и мотогондолу - аж через год. Закончил их в декабре 2016-го.
Вот как это было.
Болванка на мотогондолу:
По ходу пьесы было принято решение, что будет полезным профиль крыла сделать потолще, чтобы повысить несущие свойства.
Выпиливаем ещё маленько дерева под новый профиль:
фонарь отшлифован, но ещё не отшпаклёван:
И до кучи пара фоток. Все три болванки вместе, и селфи с “Ишачком”:
(“Ишак” в том же масштабе)
Продолжение следует…
Начинаю смотреть очередной, замечательный проект! Удачи!
Ох, и намучился я с натяжкой! С первого раза ничего не получалось, и почти все элементы пришлось натягивать по два, а что-то и по три раза…
Проблема в том, что в месте выреза под крыло очень большой перепад сечения болванки, и очень сложно обеспечить такую сильную утяжку толстостенной 6-литровой бутылки.
Тем не менее, всё получилось. Вот основные этапы:
Подготовленные бутылки:
На самом деле, бутылок было заготовлено гораздо больше, дальше по ходу дела станет ясно, почему.
Здесь уместны комментарии. Бутылки закрепляем на болванке гвоздиками, утягиваем над газовой плитой. После остывания поверхности бутылки (примерно через 1 минуту), сковыриваем гвоздики и сдёргиваем скорлупку с болванки. В случае носа или хвостовичка это делается с помощью мощных тисков: зажимаем горлышко бутылки в тиски и покачивая болванку, вытаскиваем её. С хвостовичком, который идёт на конус, это сделать очень просто, а вот нос надо разрезать вдоль, на 2/3 длины. Разрез делаю снизу, потом он будет заклеен.
Примеряем вторую бутылку с хвоста:
Блин, хвостовичок короткий! Тянем его заново (уже с 1,5-литровки):
Опять не получилось!
По результатам оказывается, что ни фига не сойдётся – не получается фюзеляж из шести бутылок (как задумывалось), а это плохо – надо переделывать. Хвостовичок надо делать ещё длиннее, тогда и следующая за ней, вторая с хвоста, бутылка выдвинется чуть ближе к носу, и тогда всё должно сойтись!
И сразу за ним, опять же, аж в третий раз, тянем бутылку №2 с хвоста (опять 6-литровка):
-
С носом тоже беда: плохо утянулась носовая часть скорлупки, пошли морщины, которые никак не удалось убрать (на фото они незаметны). Тянем нос ещё раз:
Почему скотчем, а не гвоздиками? Очень просто: при её натяжке две соседние скорлупки должны оставаться на своих местах, а как в них гвоздики-то бить? Лишние дырки нам не нужны!
Хуже всего то, что прогорела и часть соседней скорлупки, приходится ампутировать и её:
- Примеряем ещё одну бутылку. Теперь расстояние, которое она должна «закрыть своим телом» увеличилось. Понимая, что история с прогаром повторится, иду на иезуитскую хитрость: разрезаю 6-литровку вдоль, максимально оборачиваю её вокруг болванки и по-максимуму фиксирую её края гвоздиками. Должно получиться:
И крепко-накрепко опять приматываю скотчем:
Барабанная дробь!
Утягиваем!
Вуаля(бля)!
Получилось!
Шесть скорлупок, из которых и будет сформован фюзеляж для Ил-4:
Фу-у! прямо триллер получился!
Продолжение следует….
Подписываюсь на тему. Сам хочу построить такой, все хожу вокруг да около более 15 лет, да не решаюсь взяться.
Продолжаем.
Прикладываем скорлупки к чертежу:
Рисуем окошки в носовой секции фюзеляжа:
Полоски из бутылки для склейки швов на скорлупках:
Здесь надо сделать небольшие пояснения. Практически все скорлупки (за исключением хвостовичка) без продольного разреза с болванки не снимаются.
Места склейки шва и сама бутылочная полоска (заплатка) тщательно зашкуриваются и обезжириваются. Клеятся на обычный жёлтый момент. Выдержка перед склейкой небольшая – минуты 3…4. После этого они должны отлежаться, чтобы клей окончательно встал. Как правило, сборку фюзеляжа я делаю уже на следующий день.
Готовые секции с заклеенными швами на весах:
37, 24, 30, 48, 43 и 16 грамм соответственно.
Все вместе на весах – 197 грамм:
По ходу дела обнаружилось несоответствие формы хвостовичка изображению на чертеже:
Пришлось чутка подстрогать хвостовую часть болванки, и натянуть ещё один, новый хвостовичок:
Старый и новый хвостовички, сравнительное фото:
Далее…
К сожалению, первая фаза склейки фюзеляжа в кадр не попала, а фоткал его уже чуть позже, когда начал вклеивать в него пенопластовые шпангоуты:
Также хорошо видны деревянные рейки для крепления крыла к фюзеляжу.
Вес конструкции в таком виде – 250 грамм.
Пенопласт к бутылке клеил на ухупор, сосновые рейки – на момент, плюс на маленькие саморезики.
Прорезанные окошки в кабине штурмана:
Вид с носа в сторону носового шпангоута:
Вообще говоря, готовый, склеенный фюзеляж внушает уважение. Этакая здоровенная бутылочная сигара, очень похожая на Цеппелин.
(Вот оно что! Вот откуда, наверное,
Ильюшин тогда черпал вдохновение!) Блин… стишок получился… 😒
На данный момент это самый длинный известный мне бутылочный фюзеляж. Длина – 115см! Даже фюзеляж Скайрейдера при сравнимой толщине был короче на 23см. (92см)
Для сравнения. Фюзеляж Ил-4 и фюзеляж Bf-109 (оба в масштабе 1:12):
Продолжение следует…
Сколько по весу получается?
Сколько по весу получается?
Вес конструкции в таком виде – 250 грамм.
Денис поправьте если ошибся.
Спасибо, Олег, успели раньше меня.
Да, действительно, на данном этапе - 250 грамм.
Но ещё добавятся: фонарь с гаргротом и батарейный отсек. Да и остекление кабины штурмана.
Плюс ещё всяко-разно по мелочи. Думаю, грамм 300 с гаком получится…
Нос, так понимаю только переплет остекления? а само стекло- следующая соответствующая бутылочная скорлупка во-внутрь?
Денис, сосок от бескамерной шины в штатную бутылочную крышку и пару атм. от автомобильного компрессора и усажанная бутылка слетает с болванки без продольного реза.
на данном этапе - 250 грамм.
Получается, мои технологии по весу то же самое, а по трудоемкости не выдерживают никакой критики.
Нос, так понимаю только переплет остекления? а само стекло- следующая соответствующая бутылочная скорлупка во-внутрь?
Денис, сосок от бескамерной шины в штатную бутылочную крышку и пару атм. от автомобильного компрессора и усажанная бутылка слетает с болванки без продольного реза.
- Да, только переплёт. Но остекление будет выполнено не в виде единой бутылочной скорлупки, как на Пе-8 (там удобно - снял весь нос, и вставил остекление), а в виде пяти отдельных фрагментов. Полоса на левый борт, полоса на правый, полоска вверх, полоска вниз, и плюс носовая пипка.
- Метод хороший, спасибо, Вадим!
Но в данном случае он мало применим: хвостовичок имеет сильное сужение, поэтому соскакивает и так, носовая же скорлупка имеет сильно выраженный завал под лобик крыла - тут только разрез, никакие компрессоры не помогут, а все остальные скорлупки вообще не имеют горлышка - оно отрезано.
Получается, мои технологии по весу то же самое, а по трудоемкости не выдерживают никакой критики.
Насчёт трудоёмкости, Константин, вопрос спорный. Это если планируется серия из хотя бы 3…4…5…6 одинаковых самолётов, тогда да, чувствуется, что болванка делается не зря: она себя окупит. А вот решиться на изготовление болванки для единственного самолёта - это должны быть веские основания. Не стал же я делать целиковую болванку на фюзеляж для Пе-8 (ограничившись только некоторыми фрагментами: нос, хвост фюзеляжа, носовые части мотогондол и т.п.)
Но с другой стороны, для меня есть один очень мощный побудительный мотив: феноменальная живучесть бутылочного фюза. И от габаритов она практически не зависит.
Вот здесь мной описан один из зафиксированных на видео случаев, когда при аварийной посадке бутылочный фюзеляж сложился под 90 градусов, и мгновенно отыграл обратно, а заметил я это только лишь, когда потом замедленно просматривал видео. Более подробно об этом случае вот здесь:
rcopen.com/forum/f81/topic337088/961 пост №993, в конце. Там же и видео.
Насчёт трудоёмкости, Константин, вопрос спорный.
Дело в том, что я опробовал разные технологии: наборные из пены и бальзы, и 1 раз выклейка фюзеляжа методом папье-маше. В последнем случае болванка все же нужна и качество поверхности требует серьезной доводки. Но вот по весу никакого прорыва я не получил. Ко всему, требуется покупка материалов для изготовления оболочки фюзеляжа. Бутылки по 5л лежат у меня на кухне, как отходы. Выкинуть жаль, я иногда делаю из них ванночки для протравки плат для усилителей.
Я так понимаю, что бутылочный фюзеляж не требует какой-либо серьезной доводки для последующей покраски?
Что касается серии, то ремонтная серия точно будет, если самолетом начать активно пользоваться 😃 А лучше ремонтная серия, нежели ремонтное штучное производство.
Я так понимаю, что бутылочный фюзеляж не требует какой-либо серьезной доводки для последующей покраски?
Только обезжирить, и больше ничего.
Но крашу не из баллончика - эта краска держится плохо, со временем осыпается. Крашу автомобильной алкидной краской, которой полно в большинстве автомагазинов, выбор широчайший. Обычно продаётся в 1кг банках. Крашу с краскопульта, держится годами. Если нет нужного оттенка, то намешиваю “пал-литру” из нескольких цветов.
Есть ещё одна тонкость в склейке фюзеляжа из бутылок: если пользоваться клеем “момент” строго по инструкции, скорее всего, ничего не получится. Из личного опыта скажу: склеивать фюзеляж из скорлупок желательно так - мажем моментом и сразу вставляем скорлупки друг в друга, никакой выдержки 10…15 мин (как в инструкции), клеим “вмокрую”. Это даёт возможность первые 5…10 мин сдвигать скорлупки друг относительно друга.
Автомобильные компрессоры имеют разную конструкцию впускных и выпускных клапанов. Есть с впускным клапаном в поршне, там воздух засасывается из подпоршневого пространства и штуцер к шлангу для вакуума просто некуда прикручивать. А есть оба клапана в голове. Хочу замутить два шланга на нагнетание для снятия и вакуумирования при усадке. Может быть качество улучшится и появится возможность обжимать какие то выпуклости?
Денис, может быть вы уже это проходили? Стоит огород городить?