Ил-4 1:12 электро размах 1,78м.

Денис_из_Петергофа

100-летию Великой Октябрьской социалистической революции посвящается…

Советский дальний бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3ф).

Вот и дошли руки до этого проекта.
Идея проста: на данный момент у меня в эксплуатации находится куча небольших полукопий.
Про них я пишу в этой теме: rcopen.com/forum/f81/topic337088
Есть ещё и монструозный Пе-8: rcopen.com/forum/f82/topic178430

Но Пе-8 - это самолёт не «на каждый день»: вывезти его в поле – это как ракету в космос запустить….
А душа просит чего-то мощного, значительного, пусть и не 4-х моторного, так хотя бы 2-х моторного. Да, был у меня Ме-110, также был «стерео-мессер» Bf-109Z «Zvilling».
И да, я недавно сделал ФВ-189. Это, конечно же, 2-х моторники, но относительно небольшие. Да ещё и немцы.

А хочется нашего, советского!
Но при этом, чтобы самолёт спокойно помещался в багажник машины, т.е. чтобы была возможность «ежедневной» эксплуатации.
Это, так сказать, соображения технического характера.

Далее…
Есть соображения и эстетического характера.
Я не очень люблю делать всякие опытные и экспериментальные самолёты, не пошедшие в серию, и выпущенные в единичных экземплярах. Исключения, пожалуй, составляют лишь те, которые оставили заметный след в развитии авиации, или же являли собой очень интересные и оригинальные новшества. Такие самолёты у меня в ангаре тоже присутствуют: И-185, Би-1, Чанс-Воут F5U «Скиммер».
Был также вышеупомянутый Bf-109Z «Zvilling» (и в будущем тоже планируется, даже уже заготовки есть).
В тоже время я считаю пустой тратой времени постройку моделей самолётов-неудачников, вообще ничем и никак себя не проявивших. Это – не для меня.
Есть у меня глубокое убеждение, что модель (тем более, летающая) – это своеобразный памятник самолёту. А памятник надо заслужить. Поэтому – никаких аутсайдеров! Только те, кто заслужил это право.

Итак, советский 2-х моторный бомбардировщик (1941….1945г.г.) Выбор прототипа.

Начал считать, и на удивление, кандидатов оказалось не так уж и мало (чуть ли не 20шт!).
Но основных вариантов всего шесть:

  1. конечно же, Пе-2

  2. само собой, СБ-2

  3. как вариант, Ер-2

  4. естественно, Ту-2

  5. и, наконец, ДБ-3

    или же

  6. Ил-4 (он же ДБ-3Ф)

это список «особо заслуженных», и внёсших реальный вклад в Победу.

Что с остальными?

Есть еще Як-2(4), он же ББ-22 и Ар-2

– эти да, воевали, но так как были построены небольшими сериями, и воевать им пришлось в начальный период войны, то их боевая карьера быстро закончилась, не успев толком и начаться…

ТБ-1

Отпадает, т.к. в Великую Отечественную он уже как бомбардировщик не использовался. Да и не нравится он мне.

Есть ещё куча построенных, но не пошедших в серию: СББ-1 (Б-1) Архангельского, Ил-6, ДБВ-102 Мясищева, НБ и СПБ Поликарпова, Су-8 (штурмовик), ТИС и ОКО-6 (два последних – истребители).

Самолёты безусловно, интересные, и некоторые лично мне очень даже симпатичные, но…. Не проходят (причины см. выше).

Як-6, Ли-2

– хотя и использовались в качестве бомбардировщиков, но по сути являются транспортными машинами. Немножко не то.

Получается, что выбирать надо из первой шестёрки.
Выбираем:

  1. Пе-2 рассматривался, но отпал: во-первых, маловат, во-вторых, этот самолёт повторяли в моделях уже очень многие, в том числе и в бутылочном варианте. Вот, к примеру, Пе-2 Вадима Книжникова:

выходит, что памятников (в виде моделей) ему уже достаточно.

  1. СБ-2 я уже делал, в 2006г. правда, тогда ещё в масштабе 1:15.

    И болванка сохранилась. Но повторяться не хочется. Тем более, что и вклад этого
    самолёта в Победу меньше, чем у других из этого списка. Да и масштаб не тот (1:15)

  2. Ер-2 мне просто не нравится внешне.
    Ну, в самом деле, крокодил крокодилом: крылья ломанные, как у лаптёжника, фонарь «набекрень». Не хочется…. Не по сердцу он мне.

  3. Ту-2. Самолёт, безусловно, красив и изящен.
    Хыщщник. Породистый. Но тоже, как и Пе-2, воспроизводился в виде моделей авиамоделистами неоднократно.
    Вклад в Победу? Да, есть. Но только на конечном этапе войны (не его вина - так получилось).

  4. остаются ДБ-3 и Ил-4.
    если выбирать из этих двух, то у ДБ-3 морда как у бегемота, а вот Ил-4 (ДБ-3ф) - изящен, красив, и, хоть и не на первых ролях, но честно провоевал всю войну.

В самом деле – в его активе, помимо привычной, «обыденной» работы бомбардировщика, есть ещё и:

А) бомбардировки Берлина
Б) регулярные ночные полёты в тыл врага (помощь партизанам, заброска диверсантов/радистов/разведчиков)
В) работа в качестве торпедоносца, морского бомбардировщика, постановка минных заграждений на Балтике, на Чёрном море, и на Северном флоте
Г) буксировка десантных планеров.

Одним словом, рабочая лошадка не только АДД и морской авиации, но и всей бомбардировочной авиации РККА. Служака, старый солдат.

Опять же, огненный таран Гастелло, фильм «Торпедоносцы»…
Нет, самолёт определённо достоин, чтобы его воспроизвести в качестве модели!

Решено, делаем!
И именно Ил-4!

…………………………………………………………………

Теперь пора прояснить вопросы, касаемые самой модели.

  1. масштаб.
    Само собой разумеется, 1:12. как и все мои полукопии Второй Мировой. Так нагляднее.
    Размах при этом получается 178см, длина 122см. (исходные, у прототипа: 21,44м. и 14,4м.)

  2. материалы.
    Фюзеляж – само собой: бутылочный.
    Капоты двигателей и мотогондолы – тоже.

Крыло и оперение – пенопласт. Обшивка – скотч.
Всё, как у большинства моих бутылочников, но с маленькой хитринкой. Обычно я беру пенопласт плотностью 15….20г/л. Здесь же для крыла, скорее всего, буду брать самую лёгкую «пену» - не более 10г/л. И поверх неё на титан уложу слой потолочки. По весу получится примерно чуть потяжелее, но и гораздо долговечнее (самолёт делается не на год-два). Хотя, конечно, и более трудоёмко.

  1. шасси – убирающиеся однозначно

  2. интерьер кабины, пилоты(вернее - пилот, штурман, стрелок) – всё будет

  3. бомбоотсек – пока под вопросом. Скорее всего, делать не буду – дело в том, что он у Ил-4 маленький, рассчитан на «сотки», а сброс макетов таких небольших бомб совершенно незрелищен (пробовал выбрасывать с Пе-8 серию из 4шт ФАБ-250 – фигня какая-то, «мелочёвка»; сброс 1шт ФАБ-5000 гораздо нагляднее).
    Но внешние бомбодержатели будут обязательно. А там у Ил-4 и покрупнее «подарки» подвешивали. Торпеда, опять же – интересная штука. Пробовал на «Кейте».

  4. звуковой модуль – скорее всего, будет, может быть, и не на первом этапе. На Пе-8 сделал, мне понравилось. Ежели сподоблюсь, то лучшее место для динамиков – под центропланом, как раз на месте бомбоотсека.

  5. мотоустановка.
    Батарея, исходя из предполагаемого полётного веса и потребной мощности моторов, – 4-х баночная, 3….4А/ч. Одна для обоих моторов. Таких батарей у меня – много. На них у меня летает Пе-8. Чего им вхолостую свои бока отлёживать? Пусть работают и на Ил-4!
    Моторы, скорее всего, – серии 2836, кв 750. Моторы брал с низким кв, исходя из 4-х баночности аккумулятора. Винты предполагается ставить или 13х8 (как на Пе-8), или что-то близкое, к примеру, 12х8, 12х6. Газ, скорее всего, придётся ограничивать расходами. Регули – или 30, или, на крайняк, 40А.

  6. полётный вес. Очень хочется уложиться в 3кг. Посмотрим, получится ли?

  7. транспортабельность модели. Для того, чтобы этот Ил-4 помещался в багажник, консоли крыла будут складывающимися, точно также, как это я делал совсем недавно на «раме»:

Итак, приступаем.
Что мы имеем в активе?

  1. чертежи с тырнета:

  2. журнал:

  3. опыт создания больших и толстых бутылочных фюзеляжей из 5, 6 и 8 литровых бутылок – фюзеляжи «Корсара», «Скайрейдера», «Уайлдкэта». Нос и прочие бутылочные элементы на Пе-8.

  4. опыт создания подобного крыла на Пе-8 (ядро из пены малой плотности + поверх него потолочка + скотч)

  5. опыт борьбы за минимальный вес при достаточно больших габаритах: Ил-2 размахом 122см с полётным весом 670 грамм, и «Кейт» размахом 137см и весом 630 грамм. Методы ясны, попробуем применить.

  6. отработанный механизм складывания крыла. Проверено, работает безотказно.

  7. отработанная на Пе-8 схемотехника звукового модуля.

  8. опробованная на Пе-8 технология изготовления приборной доски и интерьера
    кабины.

  9. Отработанная недавно на Пе-8 технология изготовления полукопийных шасси.

Уже неплохо, с таким заделом можно и приступать…

Начинаем с болванки.
Делать её я начал почти 2 года назад – поздней осенью 2015. А доделал только недавно.
Чтобы было проще, я взялся тогда за изготовление сразу несколько болванок: четыре штуки для истребителей, и, до кучи, для Ил-4. Так проще. И фоткал их все вместе, поэтому не стоит удивляться обилию деревяшек в кадре. Да и для сравнения габаритов полезно…

Заготовки.
У фюзеляжа Ил-4 в данном масштабе ширина фюза около 10см, поэтому заготовку склеил из трёх досок: 40+20+40мм.

Примерка шаблонов (все модели в одном масштабе 1:12):

Снимаем первую стружку. Оформляем, так сказать, контур по «виду сбоку»:

Укладываем заготовку набок, и обрезаем контур по «виду сверху». Сверяемся с шаблонами:

Делаем пил под крыло:

Грубо снимаем первые фаски электрорубанком:

Групповой снимок – грубо ободраны рубанком:

Сапёрная лопатка – для масштаба.

Зашпаклевал:

Для сравнения рядом стоит болванка на «Скайрейдер».

Что получилось в итоге? Длина болванки: 1170мм, высота: 138мм, толщина: 98мм.
Бутылки – только 5 или 6 литров, однозначно.

Продолжение следует…

Игорь_Петрович

[хмм может предложить как вариант бутыли из под пива , сидра из пивных магазинов , на 35 литров??

Ил-4 это красавец , с замиранием смотрел “Торпедоносцы”

Денис_из_Петергофа
Игорь_Петрович:

бутыли из под пива , сидра из пивных магазинов , на 35 литров

При усадке бутылки на болванке желательно (как показывает опыт), чтобы соблюдалось следующее правило: бутылка по диаметру (или по обхвату) не должна сильно отличаться от болванки. Самый оптимальный вариант, если обхват бутылки больше обхвата болванки где-то процентов на 15…25.
В данном случае (Ил-4) обхват болванки - около 40см; обхват 5 или 6-литровки - около 50см. Самое то.

AirMax

Еще один блиц от Дениса! Яркое впечатляющее начало, болванки - бутылки, пишется дольше чем строится, складывается - раскладывается, отпихивается - приклеивается и… Самолет готов!!! Удивительно, и не постижимо!
Я уже писал в одной теме, Вы, Денис, меня вдохновляете!

Денис_из_Петергофа

Продолжаем.

Про Ил-4 нельзя сказать, что это - долгий проект. По трудоёмкости он однозначно в десятки раз проще, чем Пе-8, но с другой стороны, это и не проект “на пару недель”. По субъективным ощущениям, десяток-другой истребителей типа Ла-7 (в масштабе 1:12) отняли бы у меня времени меньше, чем один этот Ил-4. Очень много закавык. К примеру - шасси, или те же зализы. И с первыми, и со вторыми придётся помучиться…
Вот поэтому работа по Ил-4 идёт рывками: что-то сделал, отдохнул, опять что-то сделал…
Болванку на фюз начинал делать осенью 2015-го, а болванки на фонарь и мотогондолу - аж через год. Закончил их в декабре 2016-го.

Вот как это было.
Болванка на мотогондолу:

Переворачиваем:

Теперь фонарь с гаргротом:

По ходу пьесы было принято решение, что будет полезным профиль крыла сделать потолще, чтобы повысить несущие свойства.
Выпиливаем ещё маленько дерева под новый профиль:

Шлифуем на шлифмашинке:

фонарь отшлифован, но ещё не отшпаклёван:

И до кучи пара фоток. Все три болванки вместе, и селфи с “Ишачком”:

(“Ишак” в том же масштабе)

Продолжение следует…

Olegss

Начинаю смотреть очередной, замечательный проект! Удачи!

Денис_из_Петергофа

Ох, и намучился я с натяжкой! С первого раза ничего не получалось, и почти все элементы пришлось натягивать по два, а что-то и по три раза…
Проблема в том, что в месте выреза под крыло очень большой перепад сечения болванки, и очень сложно обеспечить такую сильную утяжку толстостенной 6-литровой бутылки.

Тем не менее, всё получилось. Вот основные этапы:

Подготовленные бутылки:

На самом деле, бутылок было заготовлено гораздо больше, дальше по ходу дела станет ясно, почему.

  1. Натяжка хвостовичка (с 1-литровки):

  2. Тянем нос:

Здесь уместны комментарии. Бутылки закрепляем на болванке гвоздиками, утягиваем над газовой плитой. После остывания поверхности бутылки (примерно через 1 минуту), сковыриваем гвоздики и сдёргиваем скорлупку с болванки. В случае носа или хвостовичка это делается с помощью мощных тисков: зажимаем горлышко бутылки в тиски и покачивая болванку, вытаскиваем её. С хвостовичком, который идёт на конус, это сделать очень просто, а вот нос надо разрезать вдоль, на 2/3 длины. Разрез делаю снизу, потом он будет заклеен.

Примеряем вторую бутылку с хвоста:

Блин, хвостовичок короткий! Тянем его заново (уже с 1,5-литровки):

  1. Тянем вторую бутылку с хвоста (раздутая 3-литровка):

Опять не получилось!

  1. Попытка №2 – снова тянем вторую бутылку с хвоста (6-литровка):

  2. Натягиваем бутылку №2 с носа:

По результатам оказывается, что ни фига не сойдётся – не получается фюзеляж из шести бутылок (как задумывалось), а это плохо – надо переделывать. Хвостовичок надо делать ещё длиннее, тогда и следующая за ней, вторая с хвоста, бутылка выдвинется чуть ближе к носу, и тогда всё должно сойтись!

  1. Ещё раз, в третий, тянем хвостовичок, теперь уже максимальной длины (с 2-литровки):

И сразу за ним, опять же, аж в третий раз, тянем бутылку №2 с хвоста (опять 6-литровка):

Снимаем гвоздики:

  1. С носом тоже беда: плохо утянулась носовая часть скорлупки, пошли морщины, которые никак не удалось убрать (на фото они незаметны). Тянем нос ещё раз:

  2. Тянем бутылку №3 с хвоста:

  3. Примеряем последнюю бутылку, и приматываем её скотчем:

Почему скотчем, а не гвоздиками? Очень просто: при её натяжке две соседние скорлупки должны оставаться на своих местах, а как в них гвоздики-то бить? Лишние дырки нам не нужны!

  1. Греем-погреем, утянуть не можем…. Требуется слишком большое обжатие…
    Неудача! Прогар:

Хуже всего то, что прогорела и часть соседней скорлупки, приходится ампутировать и её:

  1. Примеряем ещё одну бутылку. Теперь расстояние, которое она должна «закрыть своим телом» увеличилось. Понимая, что история с прогаром повторится, иду на иезуитскую хитрость: разрезаю 6-литровку вдоль, максимально оборачиваю её вокруг болванки и по-максимуму фиксирую её края гвоздиками. Должно получиться:

И крепко-накрепко опять приматываю скотчем:

Барабанная дробь!
Утягиваем!
Вуаля(бля)!

Получилось!
Шесть скорлупок, из которых и будет сформован фюзеляж для Ил-4:

Фу-у! прямо триллер получился!

Продолжение следует….

EVIL

Подписываюсь на тему. Сам хочу построить такой, все хожу вокруг да около более 15 лет, да не решаюсь взяться.

8 days later
Денис_из_Петергофа

Продолжаем.

Прикладываем скорлупки к чертежу:

Рисуем окошки в носовой секции фюзеляжа:

Полоски из бутылки для склейки швов на скорлупках:

Здесь надо сделать небольшие пояснения. Практически все скорлупки (за исключением хвостовичка) без продольного разреза с болванки не снимаются.
Места склейки шва и сама бутылочная полоска (заплатка) тщательно зашкуриваются и обезжириваются. Клеятся на обычный жёлтый момент. Выдержка перед склейкой небольшая – минуты 3…4. После этого они должны отлежаться, чтобы клей окончательно встал. Как правило, сборку фюзеляжа я делаю уже на следующий день.

Готовые секции с заклеенными швами на весах:

37, 24, 30, 48, 43 и 16 грамм соответственно.

Все вместе на весах – 197 грамм:

По ходу дела обнаружилось несоответствие формы хвостовичка изображению на чертеже:

Пришлось чутка подстрогать хвостовую часть болванки, и натянуть ещё один, новый хвостовичок:

Старый и новый хвостовички, сравнительное фото:

Далее…
К сожалению, первая фаза склейки фюзеляжа в кадр не попала, а фоткал его уже чуть позже, когда начал вклеивать в него пенопластовые шпангоуты:

Также хорошо видны деревянные рейки для крепления крыла к фюзеляжу.
Вес конструкции в таком виде – 250 грамм.

Пенопласт к бутылке клеил на ухупор, сосновые рейки – на момент, плюс на маленькие саморезики.

Прорезанные окошки в кабине штурмана:

Вид с носа в сторону носового шпангоута:

Вообще говоря, готовый, склеенный фюзеляж внушает уважение. Этакая здоровенная бутылочная сигара, очень похожая на Цеппелин.
(Вот оно что! Вот откуда, наверное,
Ильюшин тогда черпал вдохновение!) Блин… стишок получился… 😒

На данный момент это самый длинный известный мне бутылочный фюзеляж. Длина – 115см! Даже фюзеляж Скайрейдера при сравнимой толщине был короче на 23см. (92см)

Для сравнения. Фюзеляж Ил-4 и фюзеляж Bf-109 (оба в масштабе 1:12):

Продолжение следует…

EVIL

Сколько по весу получается?

SAMODELKIN1
EVIL:

Сколько по весу получается?

Денис_из_Петергофа:

Вес конструкции в таком виде – 250 грамм.

Денис поправьте если ошибся.

Денис_из_Петергофа

Спасибо, Олег, успели раньше меня.
Да, действительно, на данном этапе - 250 грамм.

Но ещё добавятся: фонарь с гаргротом и батарейный отсек. Да и остекление кабины штурмана.
Плюс ещё всяко-разно по мелочи. Думаю, грамм 300 с гаком получится…

ПНКист

Нос, так понимаю только переплет остекления? а само стекло- следующая соответствующая бутылочная скорлупка во-внутрь?
Денис, сосок от бескамерной шины в штатную бутылочную крышку и пару атм. от автомобильного компрессора и усажанная бутылка слетает с болванки без продольного реза.

EVIL
Денис_из_Петергофа:

на данном этапе - 250 грамм.

Получается, мои технологии по весу то же самое, а по трудоемкости не выдерживают никакой критики.

Денис_из_Петергофа
ПНКист:

Нос, так понимаю только переплет остекления? а само стекло- следующая соответствующая бутылочная скорлупка во-внутрь?
Денис, сосок от бескамерной шины в штатную бутылочную крышку и пару атм. от автомобильного компрессора и усажанная бутылка слетает с болванки без продольного реза.

  1. Да, только переплёт. Но остекление будет выполнено не в виде единой бутылочной скорлупки, как на Пе-8 (там удобно - снял весь нос, и вставил остекление), а в виде пяти отдельных фрагментов. Полоса на левый борт, полоса на правый, полоска вверх, полоска вниз, и плюс носовая пипка.
  2. Метод хороший, спасибо, Вадим!
    Но в данном случае он мало применим: хвостовичок имеет сильное сужение, поэтому соскакивает и так, носовая же скорлупка имеет сильно выраженный завал под лобик крыла - тут только разрез, никакие компрессоры не помогут, а все остальные скорлупки вообще не имеют горлышка - оно отрезано.
EVIL:

Получается, мои технологии по весу то же самое, а по трудоемкости не выдерживают никакой критики.

Насчёт трудоёмкости, Константин, вопрос спорный. Это если планируется серия из хотя бы 3…4…5…6 одинаковых самолётов, тогда да, чувствуется, что болванка делается не зря: она себя окупит. А вот решиться на изготовление болванки для единственного самолёта - это должны быть веские основания. Не стал же я делать целиковую болванку на фюзеляж для Пе-8 (ограничившись только некоторыми фрагментами: нос, хвост фюзеляжа, носовые части мотогондол и т.п.)

Но с другой стороны, для меня есть один очень мощный побудительный мотив: феноменальная живучесть бутылочного фюза. И от габаритов она практически не зависит.

Вот здесь мной описан один из зафиксированных на видео случаев, когда при аварийной посадке бутылочный фюзеляж сложился под 90 градусов, и мгновенно отыграл обратно, а заметил я это только лишь, когда потом замедленно просматривал видео. Более подробно об этом случае вот здесь:
rcopen.com/forum/f81/topic337088/961 пост №993, в конце. Там же и видео.

EVIL
Денис_из_Петергофа:

Насчёт трудоёмкости, Константин, вопрос спорный.

Дело в том, что я опробовал разные технологии: наборные из пены и бальзы, и 1 раз выклейка фюзеляжа методом папье-маше. В последнем случае болванка все же нужна и качество поверхности требует серьезной доводки. Но вот по весу никакого прорыва я не получил. Ко всему, требуется покупка материалов для изготовления оболочки фюзеляжа. Бутылки по 5л лежат у меня на кухне, как отходы. Выкинуть жаль, я иногда делаю из них ванночки для протравки плат для усилителей.

Я так понимаю, что бутылочный фюзеляж не требует какой-либо серьезной доводки для последующей покраски?

Что касается серии, то ремонтная серия точно будет, если самолетом начать активно пользоваться 😃 А лучше ремонтная серия, нежели ремонтное штучное производство.

Денис_из_Петергофа
EVIL:

Я так понимаю, что бутылочный фюзеляж не требует какой-либо серьезной доводки для последующей покраски?

Только обезжирить, и больше ничего.
Но крашу не из баллончика - эта краска держится плохо, со временем осыпается. Крашу автомобильной алкидной краской, которой полно в большинстве автомагазинов, выбор широчайший. Обычно продаётся в 1кг банках. Крашу с краскопульта, держится годами. Если нет нужного оттенка, то намешиваю “пал-литру” из нескольких цветов.

Есть ещё одна тонкость в склейке фюзеляжа из бутылок: если пользоваться клеем “момент” строго по инструкции, скорее всего, ничего не получится. Из личного опыта скажу: склеивать фюзеляж из скорлупок желательно так - мажем моментом и сразу вставляем скорлупки друг в друга, никакой выдержки 10…15 мин (как в инструкции), клеим “вмокрую”. Это даёт возможность первые 5…10 мин сдвигать скорлупки друг относительно друга.

ПНКист

Автомобильные компрессоры имеют разную конструкцию впускных и выпускных клапанов. Есть с впускным клапаном в поршне, там воздух засасывается из подпоршневого пространства и штуцер к шлангу для вакуума просто некуда прикручивать. А есть оба клапана в голове. Хочу замутить два шланга на нагнетание для снятия и вакуумирования при усадке. Может быть качество улучшится и появится возможность обжимать какие то выпуклости?
Денис, может быть вы уже это проходили? Стоит огород городить?

FFedor
ПНКист:

Автомобильные компрессоры

Может зайти в Модельные технологии, чтобы Денису успеть модель построить?