максим горький

Денис_из_Петергофа
Дальневосточник:

Смущает, как будет слышимость, ведь все динамики внутри модели. На Пе-8 отличное решение размещения динамиков - открыл бомболюки и льётся музыка на просторы.

М-да… проблемка. Посмотрел я на фюзеляж “МГ” ещё разок, более внимательно, и понял, что не всё так просто.
Дело в следующем: ситуация с озвучиванием данного самолёта очень напоминает мне то, как обстоят дела с озвучкой автомобилей. Там всё очень похоже - туда, куда хотелось бы, динамики не поставить (или площади поверхности не хватает, или она не плоская, или глубины мало - магнит не лезет, и т.д.), т.е производитель думает о звуке в последнюю очередь. Вот и приходится установщикам выёживаться - делать всякие подиумы, ладить проставочные кольца, и прочая, и прочая…

Здесь, в МГ, ситуация очень похожая: сначала делается самолёт, а потом возникает вопрос - а как его озвучить?

Мне видятся такие варианты:

  1. самый простой. Из экструды делается короб максимально возможного объёма, ну, хотя бы литров 5…6, динамик ставится в него и вся эта “авиа-колонка” заталкивается в фюзеляж МГ, благо, там места достаточно.
    Колонок может быть две, три и больше - на конечный эффект это особо не повлияет, т.к. ни о какой направленности тут речи идти не будет - весь звук выше 300…400 Герц останется внутри фюза. Он сам по себе послужит акустическим фильтром, отсекая средние и высокие частоты. Низы - они никакой особой направленности не имеют, и распространяются практически вкруговую.
    Беда в том, что нам нужны не только низы. Для достоверной имитации работы авиамотора нам нужен ВЕСЬ спектр звукового сигнала. Говорю это не просто так - я знаю, как работает звуковой имитатор на моём Пе-8. Так вот - там, в спектре, присутствует практически весь звуковой диапазон: и низы, и средние, и частично верхи. Ну, как минимум килогерц до 6…7. Ну, и как это запирать внутри фюзеляжа?!
    Вся эта вкусная “историческая достоверность” останется внутри фюза, а наружу выйдет только невнятный гул, слегка (и очень примерно) напоминающий звук работающего двигателя.

  2. вариант №2: почти тоже самое, но в районе расположения диффузора динамика в обшивке насверлить множество мелких отверстий, ну, наподобие того, ка это было реализовано на приёмнике ВЭФ 202:

Я так понял, что обшивка - стеклопластик? Думаю, что множество мелких отверстий в ложбинках гофра не особо испортит внешний вид?

Вот в этом случае у нас появится шанс реализовать действительно качественную имитацию работы двигателей - несколько сотен мелких отверстий позволят средним м высоким частотам выскочить “на улицу”. И с направленностью будет всё хорошо. И, конечно же, имеет смысл ставить несколько динамиков, направляя их в разные стороны.

Есть ещё варианты, правда, более сложные, связанные с дополнительным “тюнингом” внутренних объёмов фюзеляжа - для того, чтобы сам фюзеляж можно было использовать в качестве корпуса для динамиков. Этот метод обеспечит гораздо более мощный бас, но и более трудоёмкий по исполнению… 😃

Sinka

Позвольте посоветовать.
А что если сделать один басовик в фюзеляже, а маленькие динамики на средние частоты в непосредственной близости к моторам?

Денис_из_Петергофа

Да, абсолютно здравое решение. Пара 16-см басовиков в фюзе, плюс 4, а лучше 8, небольших широкополосников что-то типа 3ГДШ. Чтобы не сжечь их, и отсечь от них низы, их надо подключить через простейший фильтр - конденсатор что-то около 10…22 мкФ.

Дальневосточник

Этот вариант мне так-же кажется более правильным. ЗГДШ установить в районе четырёх ближайших к фюзеляжу моторам. В мотогандолах внизу есть решётки радиаторов, спереди и сзади, через них и будет выход звука. В крайние мотогандолы не буду ставить динамики, из-за больших плеч и переделки крыла.

75777

Господа, а ведь был вариант МГ с большими “лаптями” на шасси. Такими большими, что кроме колес туда и динамиков кучу можно поставить. И “дырявить” лапти под звук значительно проще, чем гофр корпуса. Да и если что все это хозяйство убрать можно. И по ЦТ почти находится, динамики ведь не легкие - в нос-хвост не больно повесишь…

EVIL

Динамики можно оснастить неодимовым магнитом. Очень много веса уходит и уменьшаются габариты.

Дальневосточник
75777:

а ведь был вариант МГ с большими “лаптями” на шасси. Такими большими, что кроме колес туда и динамиков кучу можно поставить.

Да. Интересное предложение. Сознаюсь, что эта идея даже в голову не приходила. Раньше я считал – взял динамик, закрепил на фанерку и всё готово. А, оказывается, есть ещё и акустическое оформление. Только задняя часть, для динамика 160мм, должна, помещена в закрытый короб объёмом не менее 15литров, не говоря уже о свободной передней сферы. Это уже меня ставит в тупик, На модели вся обшивка уже готова, а из обшивки делать “дуршлаг”, я не готов. Одно дело это ухудшит внешний вид и копийность, но главное резко ухудшит прочность работающей обшивки.

Денис_из_Петергофа:

туда, куда хотелось бы, динамики не поставить (или площади поверхности не хватает, или она не плоская, или глубины мало - магнит не лезет, и т.д.), т.е производитель думает о звуке в последнюю очередь

Согласен, это планировать надо сразу, с проектированием модели. И то. На следующий год, с осени собираюсь приступить к проектированию и изготовлению следующей модели. Но как я могу проектировать “помещения " под акустику и беспрепятственный выход звука, если так и не знаю – смогу найти я соответствующий звуковой генератор или нет.

EVIL
Дальневосточник:

задняя часть, для динамика 160мм, должна, помещена в закрытый короб объёмом не менее 15литров,

Зачем так много?

Я в машине сделал 3 литра. От 60Гц дубасят зачетно. На модели я думаю, можно взять нижнюю планку 80-100Гц. Подобрать экспериментально. Добавить фазик, чтобы гудело громче.

Чтобы не делать лишних дыр, можно сделать акустическое оформление бандпасс. БП бывают с 1 и 2 фазиками. Плюсы - дубасит громче остальных АО. Минусы - узкополосный.

ZigZag_ZZ

В пенопластовом А-10 размах 1700мм америкос поставил
“Я установил звуковую систему Aspire вместе со всеми 4 динамиками”
Говорит громко…
без всяких фазоинвекторов …
www.motionrc.com/…/mrrcsound-aspire-sound-system

EVIL
ZigZag_ZZ:

Говорит громко…
без всяких фазоинвекторов

Что говорит? )

ZigZag_ZZ
EVIL:

Что говорит? )

ССылку открой, там есть слова про звуки и всякое такое…

EVIL

Ссылка полчаса грузится… жаль столько времени 😦

boss
ZigZag_ZZ:

Ща спрошу у пенда, подожди…

Устали ждать, где ответ?

vovan1972

Один боится написать Валере из Харькова, а пять остальных советуют чего где купить. Так может проще все таки написать человеку который один из первых сам сделал модуль звука.
Может он поможет, а может нет, но попробовать то можно. Десять постов и все ни о чем!!!

boss
vovan1972:

Один боится написать Валере из Харькова

Это точно,Валера молчит. Я даже через сайт отправлял ему письмо. Сам модуль хорошо, но есть свои недостатки, как и у всех.

Денис_из_Петергофа
EVIL:

Я в машине сделал 3 литра. От 60Гц дубасят зачетно. На модели я думаю, можно взять нижнюю планку 80-100Гц. Подобрать экспериментально. Добавить фазик, чтобы гудело громче.

Чтобы не делать лишних дыр, можно сделать акустическое оформление бандпасс. БП бывают с 1 и 2 фазиками. Плюсы - дубасит громче остальных АО. Минусы - узкополосный.

Занимался автозвуком, много лет. Ну что сказать… Да, в машине можно и в 3-х литровый корпус динамик засунуть. Работать будет - там и “стены помогают”. А проще говоря, небольшая комнатная акустика, запихнутая в относительно небольшой объём салона машины, вдруг неожиданно “прибавляет прыти” на низких частотах. Значительно больше, чем в комнате. Но будучи вынесенной на улицу, теряет и тот бас, который у неё был в комнате.
Кто не верит, может провести простейший эксперимент. Правда, для этого необходимо, чтобы в машине был в наличии автомобильный корпусной сабвуфер (если нет своего, можно попросить об этом друга, у которого он есть).
Суть эксперимента: сначала послушайте, как сабвуфер дубасит в салоне, а потом вытащите его из багажника и поставьте его просто на землю около машины. От большого БУМ-БУМ останется просто бум-бум. Три четверти “мяса” просто улетучатся.
Делал я сабвуферы для машин, для дома и для улицы. Так вот, если случалось использовать один и тот же динамик, то “для дома” приходилось увеличивать объём корпуса примерно в 1,5…2 раза, в сравнении с автомобильным, а ежели “для улицы”, то раза в 3…4.
Вот такая физика.😃
Поэтому, конечно же, для того, чтобы от Максима Горького пёр во все стороны действительно мощный, мясистый бас, то на объём корпуса для низкочастотников скупиться не надо. Почему я и сказал, что идеальный вариант был бы, если весь фюзеляж сделать большим мега-корпусом.

Банд-пасс - это вообще отдельная песня и в данном случае… и в общем… ну его нафиг, не для этого он - это чистый низкочастотник с очень узкой полосой и в данной области практически неприменим.
(кто не знает: банд-пасс - это особого вида корпус для сабвуфера, в котором динамик стоит внутри, зажатый между двумя объёмами. Крайне сложен в расчёте и в исполнении. Даже профи берутся делать их неохотно, т.к. очень велика вероятность ошибки)

Пробежался по ссылкам. Что понравилось - на одном из генераторов прописаны моторы, звук которых эта приблуда имитирует (Мерлин, Райт-Циклон, Лайкоминг, и т.д.)
не понравилось - какой-то совершенно голимый динамичек.
по другой ссыли - увидел пару “динамиков” без диффузоров. Понял так (если правильно понял), что эти тарахтелки крепятся где-то к самому самолёту, и трясут его, извлекая звук.
Может быть, это и работает, да вот только помню, лет 15…20 назад всколыхнулась волна под названием “бас-шейкер” - типа такой особый динамик, который потребитель крепит на любую (как указывалось в рекламе) часть мебели, и эта бухтелка превращает данный диван (шкаф, комод) в прекрасный сабвуфер. В общем, как вспыхнуло, так и потухло. Не выдержала эта бухтелка конкуренции с нормальными, корпусными сабфуферами - диваны и комоды тряслись, скрипели, бухтели, но музыкальный бас из них извлечь было невозможно.
История идёт по кругу. 😃

Дальневосточник

Сделал новую заднюю стойку, вес 113г, стала тяжелее на 30г. Но значительно добавила в прочности, надёжности и практичности. Всегда ведь приходится выбирать из двух зол. Да и состыковал задний обтекатель. На прототипе в этот отсек для обслуживания стойки, проникали через маленькую дверь в фюзеляже, на ПС-124, для удобства сделали справа по борту, дверь. Ну, а я сделал полностью съёмным обтекатель-колпак, тягу на кабанчик цеплять, штекер на светодиод и тд.