максим горький

EVIL
ANT53:

нынешняя автомобильная сигнализация-она ж ревёт на весь город, не потребляет много и лёгенькая.

Дык она ревет в узком диапазоне, в области максимальной чувствительности слуха. Поэтому так противно верещит. 😉

Денис_из_Петергофа
ДедЮз:

Оболочки модели (поверхности) и объемы внутри них нельзя использовать как элементы акустической системы? В свое время, занимаясь обратной задачей - подавлением шума убедился в “эффективности” полостей и примыкающих к ним поверхностей увеличивать акустическую мощность.

Не только можно, но и нужно!

ANT53:

Как это нельзя?Боимся что всё расклеится?Насколько знаю-чем больше объём тем лучше слышна низкая частота-эт я упрощённо.Можно ещё и фазоинвертор вклеить в виде настроенной трубы в фюз

Да, для низов обязательно надо выделить большой объём. Ну, да я думаю, на Максиме Горьком с этим проблем не будет. Фазоинвертор - вещь для наших дел архиполезная, и, если получится, её можно реализовать. Я скажу, как (где, какого сечения, какой длины, и т.д.)

Вот, к примеру, несколько фото с процесса изготовления корпуса для музыкальной “балалайки” из экструды (до сих пор нигде не выкладывал, потому как повода особого не было):

динамиков там четыре штуки - пара 5-дюймовых, пара 4-х дюймовых (остатки от прошлого этапа жизни):

сейчас эта балалайка успешно работает у нас на стартах, уже третий год:

небольшая, лёгонькая, мощная, озвучивает всю площадку. Работает об 3-х баночных липолек (видно на фото).

ANT53:

Конечно 100гц вы не услышите на высоте уже 50метров-а это основная базовая частота,делающая звук реальным.

Вот здесь я не совсем согласен. Все наверняка видели (и слышали) такую картину: едет по дороге машина, а от неё на десятки, а порой и на сотни метров распространяются волны мощных басов? Это - сабвуфер. И я за 15 лет построил сотни подобных бамбастеров для таких умалишённых. Ничего там сложного нету. Всё работает согласно законам физики.
Если всё сделать правильно, то звуковой модуль на Максиме Горьком будет и басы выдавать, и слышно его будет дальше, чем за 50 метров.

Ладно, всё, побежал докрашивать свои еропланы:

Дальневосточник

Как я понимаю динамики надо располагать в определённых нишах коробах и динамик направлен в нижнию сторону крыла.

Денис_из_Петергофа:

Я скажу, как (где, какого сечения, какой длины, и т.д.)

Сначала надо наверно динамики подобрать или исходить от мощности усилителя, хотя о чём я пишу, жду советы и рекомендации. С уважением, Виктор.

Денис_из_Петергофа
Дальневосточник:

Сначала надо наверно динамики подобрать или исходить от мощности усилителя, хотя о чём я пишу, жду советы и рекомендации.

Да, именно так. Динамики - это та печка, откуда и нужно танцевать.
Понятное дело, что никакие з-х полосные колонки типа советских 35АС никто на самолёт ставить не будет, да и ни к чему. Тяжеловато получится (вспоминается известная история про “Максима Горького” - на нём по замыслу должна была быть типография. Так вот когда А.Н.Туполев увидел привезённую типографскую машину, он поинтересовался: " а из чего отлита её станина?" “Как из чего? из чугуна!” был ответ. 😃 Туполев даже растерялся… В конце концов спецом для МГ была отлита новая, лёгкая станина из дюраля).

Так вот, нет никакой нужды использовать “чугунные” динамики. В нашем деле есть альтернатива: автоакустика. Сейчас на данный момент есть много вполне приличных динамиков. Достаточно лёгких и с качественным звучанием. Но закономерности те же самые - чем больше площадь диффузора, тем больше чувствительность (“отдача”, КПД), и тем более качественно они отыграют на низах.

“Апофигеоз” автомобильных широкополосников - это общеизвестные “овалы”, или “блины”. Это те, что 6х9 дюймов. У многих они стоят на задней полке (но не у всех играют так, как могли бы).

Вот конкретный пример использования “овалов” 6х9 в качестве имитатора звука на танке:

Конечно, видеозапись не передаёт звук со всей достоверностью, но поверьте мне - звука там даже больше, чем надо (это я лично шорохался за этим “Королевским тигром” по кустам с камерой). Правда, на овалы там работает достаточно мощный автомобильный усилитель примерно 2х50Вт, типа этого:

Далее размеры автодинамиков идут по убыванию: 17(16)см, 13см, 10см.
Динамики эти в большинстве своём широкополосные, т.е основной диффузор воспроизводит весь диапазон частот, сколько может: средние частоты хорошо, басы - в зависимости от своего размера, а вот верхи уже плоховато. Для этого производитель навешивает на динамик дополнительную пищалку, превращая эту конструкцию уже в 2-х полосную:

А иногда и целую гроздь пищалок:

ЭТО называют 3-х и 4-х полосные динамики, но реально там всего две полосы.

Я выбирал себе на Пе-8 совсем другие динамики - наши отечественные ГДШ. Критерии отбора у меня были очень сложные - надо было набрать хотя бы ватт 10…15, и уложиться по габаритам в бомбоотсек. Плюс был лимит по высоте динамиков (в бомбоотсеке ещё помимо них и бомба ФАБ-5000 укладывается), плюс лимит по весу. Именно поэтому мой выбор и пал на маленькие, компактные и лёгкие 3ГДШ. В количестве четырёх штук.

Здесь же, на “Максиме Горьком”, задача другая - если у нас получится чуть потяжелее, то и наплевать. Тем более, что Виктор сам сказал, что “надо нос загружать”. Так чем свинчатку в носу возить, пусть МГ динамики в носу возит! 😃

Итак, приступаем…
Как мне видится, оптимальным будет использование автомобильных недорогих 2-х полосников диаметром 17(16)см или 13см.
Но архиважным является вопрос количества и расположения динамиков.
У меня в Пе-8 окно возможностей было сильно сужено: бомбоотсек - это было единственное место, где их реально можно было притулить. Отсюда и недостатки звучания:

  1. чтобы было действительно хорошо слышно, необходимо открыть бомболюк
  2. направленность динамиков строго вниз даёт такой эффект: самолёт подлетает - динамиков почти не слышно. Самолёт приближается - начинаем слышать (где-то метров за 50…70). Пролетает чётко над головой - слышимость изумительная. Улетает метров на 50…70 - звук быстро исчезает.

Почему ТАК? Всё просто - есть такая штука, как диаграмма направленности излучения динамика. Умозрительно её можно представить как некий конус с углом раскрыва где-то градусов 90…100. Вот если бы эти динамики стояли, развёрнутые в разные стороны, хотя бы под 30…40 градусов, то картина была бы совершенно иной.

Вот и получается, что если мы хотим, чтобы звук имитатора работы мотора на МГ был слышен не только тогда, когда он будет пролетать над головой, но и на подходе к нам, и на отходе (а хорошо бы и чтобы вправо и влево, потому как самолёт не только строго над головой летает), то вытанцовывается примерно такая схема расположения динамиков:
ставим четыре штуки - вперёд, назад, вправо и влево. И наклоняем их примерно на 30…40 градусов.

А теперь вопрос к автору проекта:
Виктор, есть возможность на МГ выделить место для четырёх динамиков диаметром 13…17см, расположенных таким образом?

Дальневосточник
Денис_из_Петергофа:

Виктор, есть возможность на МГ выделить место для четырёх динамиков диаметром 13…17см, расположенных таким образом?

Думаю в фюзеляже два, вперёд и назад. Возможно там же и по бокам. Если боковые в центроплане размещать то тогда динамики не более 140мм. Смущает, как будет слышимость, ведь все динамики внутри модели. На Пе-8 отличное решение размещения динамиков - открыл бомболюки и льётся музыка на просторы.

Денис_из_Петергофа
Дальневосточник:

Смущает, как будет слышимость, ведь все динамики внутри модели. На Пе-8 отличное решение размещения динамиков - открыл бомболюки и льётся музыка на просторы.

М-да… проблемка. Посмотрел я на фюзеляж “МГ” ещё разок, более внимательно, и понял, что не всё так просто.
Дело в следующем: ситуация с озвучиванием данного самолёта очень напоминает мне то, как обстоят дела с озвучкой автомобилей. Там всё очень похоже - туда, куда хотелось бы, динамики не поставить (или площади поверхности не хватает, или она не плоская, или глубины мало - магнит не лезет, и т.д.), т.е производитель думает о звуке в последнюю очередь. Вот и приходится установщикам выёживаться - делать всякие подиумы, ладить проставочные кольца, и прочая, и прочая…

Здесь, в МГ, ситуация очень похожая: сначала делается самолёт, а потом возникает вопрос - а как его озвучить?

Мне видятся такие варианты:

  1. самый простой. Из экструды делается короб максимально возможного объёма, ну, хотя бы литров 5…6, динамик ставится в него и вся эта “авиа-колонка” заталкивается в фюзеляж МГ, благо, там места достаточно.
    Колонок может быть две, три и больше - на конечный эффект это особо не повлияет, т.к. ни о какой направленности тут речи идти не будет - весь звук выше 300…400 Герц останется внутри фюза. Он сам по себе послужит акустическим фильтром, отсекая средние и высокие частоты. Низы - они никакой особой направленности не имеют, и распространяются практически вкруговую.
    Беда в том, что нам нужны не только низы. Для достоверной имитации работы авиамотора нам нужен ВЕСЬ спектр звукового сигнала. Говорю это не просто так - я знаю, как работает звуковой имитатор на моём Пе-8. Так вот - там, в спектре, присутствует практически весь звуковой диапазон: и низы, и средние, и частично верхи. Ну, как минимум килогерц до 6…7. Ну, и как это запирать внутри фюзеляжа?!
    Вся эта вкусная “историческая достоверность” останется внутри фюза, а наружу выйдет только невнятный гул, слегка (и очень примерно) напоминающий звук работающего двигателя.

  2. вариант №2: почти тоже самое, но в районе расположения диффузора динамика в обшивке насверлить множество мелких отверстий, ну, наподобие того, ка это было реализовано на приёмнике ВЭФ 202:

Я так понял, что обшивка - стеклопластик? Думаю, что множество мелких отверстий в ложбинках гофра не особо испортит внешний вид?

Вот в этом случае у нас появится шанс реализовать действительно качественную имитацию работы двигателей - несколько сотен мелких отверстий позволят средним м высоким частотам выскочить “на улицу”. И с направленностью будет всё хорошо. И, конечно же, имеет смысл ставить несколько динамиков, направляя их в разные стороны.

Есть ещё варианты, правда, более сложные, связанные с дополнительным “тюнингом” внутренних объёмов фюзеляжа - для того, чтобы сам фюзеляж можно было использовать в качестве корпуса для динамиков. Этот метод обеспечит гораздо более мощный бас, но и более трудоёмкий по исполнению… 😃

Sinka

Позвольте посоветовать.
А что если сделать один басовик в фюзеляже, а маленькие динамики на средние частоты в непосредственной близости к моторам?

Денис_из_Петергофа

Да, абсолютно здравое решение. Пара 16-см басовиков в фюзе, плюс 4, а лучше 8, небольших широкополосников что-то типа 3ГДШ. Чтобы не сжечь их, и отсечь от них низы, их надо подключить через простейший фильтр - конденсатор что-то около 10…22 мкФ.

Дальневосточник

Этот вариант мне так-же кажется более правильным. ЗГДШ установить в районе четырёх ближайших к фюзеляжу моторам. В мотогандолах внизу есть решётки радиаторов, спереди и сзади, через них и будет выход звука. В крайние мотогандолы не буду ставить динамики, из-за больших плеч и переделки крыла.

75777

Господа, а ведь был вариант МГ с большими “лаптями” на шасси. Такими большими, что кроме колес туда и динамиков кучу можно поставить. И “дырявить” лапти под звук значительно проще, чем гофр корпуса. Да и если что все это хозяйство убрать можно. И по ЦТ почти находится, динамики ведь не легкие - в нос-хвост не больно повесишь…

EVIL

Динамики можно оснастить неодимовым магнитом. Очень много веса уходит и уменьшаются габариты.

Дальневосточник
75777:

а ведь был вариант МГ с большими “лаптями” на шасси. Такими большими, что кроме колес туда и динамиков кучу можно поставить.

Да. Интересное предложение. Сознаюсь, что эта идея даже в голову не приходила. Раньше я считал – взял динамик, закрепил на фанерку и всё готово. А, оказывается, есть ещё и акустическое оформление. Только задняя часть, для динамика 160мм, должна, помещена в закрытый короб объёмом не менее 15литров, не говоря уже о свободной передней сферы. Это уже меня ставит в тупик, На модели вся обшивка уже готова, а из обшивки делать “дуршлаг”, я не готов. Одно дело это ухудшит внешний вид и копийность, но главное резко ухудшит прочность работающей обшивки.

Денис_из_Петергофа:

туда, куда хотелось бы, динамики не поставить (или площади поверхности не хватает, или она не плоская, или глубины мало - магнит не лезет, и т.д.), т.е производитель думает о звуке в последнюю очередь

Согласен, это планировать надо сразу, с проектированием модели. И то. На следующий год, с осени собираюсь приступить к проектированию и изготовлению следующей модели. Но как я могу проектировать “помещения " под акустику и беспрепятственный выход звука, если так и не знаю – смогу найти я соответствующий звуковой генератор или нет.

EVIL
Дальневосточник:

задняя часть, для динамика 160мм, должна, помещена в закрытый короб объёмом не менее 15литров,

Зачем так много?

Я в машине сделал 3 литра. От 60Гц дубасят зачетно. На модели я думаю, можно взять нижнюю планку 80-100Гц. Подобрать экспериментально. Добавить фазик, чтобы гудело громче.

Чтобы не делать лишних дыр, можно сделать акустическое оформление бандпасс. БП бывают с 1 и 2 фазиками. Плюсы - дубасит громче остальных АО. Минусы - узкополосный.

ZigZag_ZZ

В пенопластовом А-10 размах 1700мм америкос поставил
“Я установил звуковую систему Aspire вместе со всеми 4 динамиками”
Говорит громко…
без всяких фазоинвекторов …
www.motionrc.com/…/mrrcsound-aspire-sound-system

EVIL
ZigZag_ZZ:

Говорит громко…
без всяких фазоинвекторов

Что говорит? )

ZigZag_ZZ
EVIL:

Что говорит? )

ССылку открой, там есть слова про звуки и всякое такое…

EVIL

Ссылка полчаса грузится… жаль столько времени 😦

boss
ZigZag_ZZ:

Ща спрошу у пенда, подожди…

Устали ждать, где ответ?