максим горький
Денис!Спасибо!Как я вздрогнул,прочитав тебя про АС разные.У меня была35АС лучшая в Союзе в своё время.Трёхполосная,мой усилок “электроника Б1,01” рвал её в клочья,но она держалась,только пару раз сгорали высокочастотные динамики.Насколько помню у неё частота была 20-25000гц.Ну да ладно,это всё в прошлом и тем не менее даёт какой то опыт.Вот к примеру–нынешняя автомобильная сигнализация-она ж ревёт на весь город, не потребляет много и лёгенькая.
.Может разработчики этих прибамбас чего то не дорабатывают?
Мож и впрям?
про различные варианты решения
Оболочки модели (поверхности) и объемы внутри них нельзя использовать как элементы акустической системы? В свое время, занимаясь обратной задачей - подавлением шума убедился в “эффективности” полостей и примыкающих к ним поверхностей увеличивать акустическую мощность.
Оболочки модели (поверхности) и объемы внутри них нельзя использовать как элементы акустической системы? В свое время, занимаясь обратной задачей - подавлением шума убедился в “эффективности” полостей и примыкающих к ним поверхностей увеличивать акустическую мощность.
Как это нельзя?Боимся что всё расклеится?Насколько знаю-чем больше объём тем лучше слышна низкая частота-эт я упрощённо.Можно ещё и фазоинвертор вклеить в виде настроенной трубы в фюз,конечно если это можно заныкать от обозрения любопытных.А с ним низкая звучит и без усиления хорошо в виду резонанса,а это главное.А моторы звучат на частоте от 100 до где то 2000гц,выше и не нужно.Конечно 100гц вы не услышите на высоте уже 50метров-а это основная базовая частота,делающая звук реальным.
нынешняя автомобильная сигнализация-она ж ревёт на весь город, не потребляет много и лёгенькая.
Дык она ревет в узком диапазоне, в области максимальной чувствительности слуха. Поэтому так противно верещит. 😉
Оболочки модели (поверхности) и объемы внутри них нельзя использовать как элементы акустической системы? В свое время, занимаясь обратной задачей - подавлением шума убедился в “эффективности” полостей и примыкающих к ним поверхностей увеличивать акустическую мощность.
Не только можно, но и нужно!
Как это нельзя?Боимся что всё расклеится?Насколько знаю-чем больше объём тем лучше слышна низкая частота-эт я упрощённо.Можно ещё и фазоинвертор вклеить в виде настроенной трубы в фюз
Да, для низов обязательно надо выделить большой объём. Ну, да я думаю, на Максиме Горьком с этим проблем не будет. Фазоинвертор - вещь для наших дел архиполезная, и, если получится, её можно реализовать. Я скажу, как (где, какого сечения, какой длины, и т.д.)
Вот, к примеру, несколько фото с процесса изготовления корпуса для музыкальной “балалайки” из экструды (до сих пор нигде не выкладывал, потому как повода особого не было):
динамиков там четыре штуки - пара 5-дюймовых, пара 4-х дюймовых (остатки от прошлого этапа жизни):
сейчас эта балалайка успешно работает у нас на стартах, уже третий год:
небольшая, лёгонькая, мощная, озвучивает всю площадку. Работает об 3-х баночных липолек (видно на фото).
Конечно 100гц вы не услышите на высоте уже 50метров-а это основная базовая частота,делающая звук реальным.
Вот здесь я не совсем согласен. Все наверняка видели (и слышали) такую картину: едет по дороге машина, а от неё на десятки, а порой и на сотни метров распространяются волны мощных басов? Это - сабвуфер. И я за 15 лет построил сотни подобных бамбастеров для таких умалишённых. Ничего там сложного нету. Всё работает согласно законам физики.
Если всё сделать правильно, то звуковой модуль на Максиме Горьком будет и басы выдавать, и слышно его будет дальше, чем за 50 метров.
Как я понимаю динамики надо располагать в определённых нишах коробах и динамик направлен в нижнию сторону крыла.
Я скажу, как (где, какого сечения, какой длины, и т.д.)
Сначала надо наверно динамики подобрать или исходить от мощности усилителя, хотя о чём я пишу, жду советы и рекомендации. С уважением, Виктор.
Сначала надо наверно динамики подобрать или исходить от мощности усилителя, хотя о чём я пишу, жду советы и рекомендации.
Да, именно так. Динамики - это та печка, откуда и нужно танцевать.
Понятное дело, что никакие з-х полосные колонки типа советских 35АС никто на самолёт ставить не будет, да и ни к чему. Тяжеловато получится (вспоминается известная история про “Максима Горького” - на нём по замыслу должна была быть типография. Так вот когда А.Н.Туполев увидел привезённую типографскую машину, он поинтересовался: " а из чего отлита её станина?" “Как из чего? из чугуна!” был ответ. 😃 Туполев даже растерялся… В конце концов спецом для МГ была отлита новая, лёгкая станина из дюраля).
Так вот, нет никакой нужды использовать “чугунные” динамики. В нашем деле есть альтернатива: автоакустика. Сейчас на данный момент есть много вполне приличных динамиков. Достаточно лёгких и с качественным звучанием. Но закономерности те же самые - чем больше площадь диффузора, тем больше чувствительность (“отдача”, КПД), и тем более качественно они отыграют на низах.
“Апофигеоз” автомобильных широкополосников - это общеизвестные “овалы”, или “блины”. Это те, что 6х9 дюймов. У многих они стоят на задней полке (но не у всех играют так, как могли бы).
Вот конкретный пример использования “овалов” 6х9 в качестве имитатора звука на танке:
Конечно, видеозапись не передаёт звук со всей достоверностью, но поверьте мне - звука там даже больше, чем надо (это я лично шорохался за этим “Королевским тигром” по кустам с камерой). Правда, на овалы там работает достаточно мощный автомобильный усилитель примерно 2х50Вт, типа этого:
Далее размеры автодинамиков идут по убыванию: 17(16)см, 13см, 10см.
Динамики эти в большинстве своём широкополосные, т.е основной диффузор воспроизводит весь диапазон частот, сколько может: средние частоты хорошо, басы - в зависимости от своего размера, а вот верхи уже плоховато. Для этого производитель навешивает на динамик дополнительную пищалку, превращая эту конструкцию уже в 2-х полосную:
А иногда и целую гроздь пищалок:
ЭТО называют 3-х и 4-х полосные динамики, но реально там всего две полосы.
Я выбирал себе на Пе-8 совсем другие динамики - наши отечественные ГДШ. Критерии отбора у меня были очень сложные - надо было набрать хотя бы ватт 10…15, и уложиться по габаритам в бомбоотсек. Плюс был лимит по высоте динамиков (в бомбоотсеке ещё помимо них и бомба ФАБ-5000 укладывается), плюс лимит по весу. Именно поэтому мой выбор и пал на маленькие, компактные и лёгкие 3ГДШ. В количестве четырёх штук.
Здесь же, на “Максиме Горьком”, задача другая - если у нас получится чуть потяжелее, то и наплевать. Тем более, что Виктор сам сказал, что “надо нос загружать”. Так чем свинчатку в носу возить, пусть МГ динамики в носу возит! 😃
Итак, приступаем…
Как мне видится, оптимальным будет использование автомобильных недорогих 2-х полосников диаметром 17(16)см или 13см.
Но архиважным является вопрос количества и расположения динамиков.
У меня в Пе-8 окно возможностей было сильно сужено: бомбоотсек - это было единственное место, где их реально можно было притулить. Отсюда и недостатки звучания:
- чтобы было действительно хорошо слышно, необходимо открыть бомболюк
- направленность динамиков строго вниз даёт такой эффект: самолёт подлетает - динамиков почти не слышно. Самолёт приближается - начинаем слышать (где-то метров за 50…70). Пролетает чётко над головой - слышимость изумительная. Улетает метров на 50…70 - звук быстро исчезает.
Почему ТАК? Всё просто - есть такая штука, как диаграмма направленности излучения динамика. Умозрительно её можно представить как некий конус с углом раскрыва где-то градусов 90…100. Вот если бы эти динамики стояли, развёрнутые в разные стороны, хотя бы под 30…40 градусов, то картина была бы совершенно иной.
Вот и получается, что если мы хотим, чтобы звук имитатора работы мотора на МГ был слышен не только тогда, когда он будет пролетать над головой, но и на подходе к нам, и на отходе (а хорошо бы и чтобы вправо и влево, потому как самолёт не только строго над головой летает), то вытанцовывается примерно такая схема расположения динамиков:
ставим четыре штуки - вперёд, назад, вправо и влево. И наклоняем их примерно на 30…40 градусов.
А теперь вопрос к автору проекта:
Виктор, есть возможность на МГ выделить место для четырёх динамиков диаметром 13…17см, расположенных таким образом?
Виктор, есть возможность на МГ выделить место для четырёх динамиков диаметром 13…17см, расположенных таким образом?
Думаю в фюзеляже два, вперёд и назад. Возможно там же и по бокам. Если боковые в центроплане размещать то тогда динамики не более 140мм. Смущает, как будет слышимость, ведь все динамики внутри модели. На Пе-8 отличное решение размещения динамиков - открыл бомболюки и льётся музыка на просторы.
Смущает, как будет слышимость, ведь все динамики внутри модели. На Пе-8 отличное решение размещения динамиков - открыл бомболюки и льётся музыка на просторы.
М-да… проблемка. Посмотрел я на фюзеляж “МГ” ещё разок, более внимательно, и понял, что не всё так просто.
Дело в следующем: ситуация с озвучиванием данного самолёта очень напоминает мне то, как обстоят дела с озвучкой автомобилей. Там всё очень похоже - туда, куда хотелось бы, динамики не поставить (или площади поверхности не хватает, или она не плоская, или глубины мало - магнит не лезет, и т.д.), т.е производитель думает о звуке в последнюю очередь. Вот и приходится установщикам выёживаться - делать всякие подиумы, ладить проставочные кольца, и прочая, и прочая…
Здесь, в МГ, ситуация очень похожая: сначала делается самолёт, а потом возникает вопрос - а как его озвучить?
Мне видятся такие варианты:
-
самый простой. Из экструды делается короб максимально возможного объёма, ну, хотя бы литров 5…6, динамик ставится в него и вся эта “авиа-колонка” заталкивается в фюзеляж МГ, благо, там места достаточно.
Колонок может быть две, три и больше - на конечный эффект это особо не повлияет, т.к. ни о какой направленности тут речи идти не будет - весь звук выше 300…400 Герц останется внутри фюза. Он сам по себе послужит акустическим фильтром, отсекая средние и высокие частоты. Низы - они никакой особой направленности не имеют, и распространяются практически вкруговую.
Беда в том, что нам нужны не только низы. Для достоверной имитации работы авиамотора нам нужен ВЕСЬ спектр звукового сигнала. Говорю это не просто так - я знаю, как работает звуковой имитатор на моём Пе-8. Так вот - там, в спектре, присутствует практически весь звуковой диапазон: и низы, и средние, и частично верхи. Ну, как минимум килогерц до 6…7. Ну, и как это запирать внутри фюзеляжа?!
Вся эта вкусная “историческая достоверность” останется внутри фюза, а наружу выйдет только невнятный гул, слегка (и очень примерно) напоминающий звук работающего двигателя. -
вариант №2: почти тоже самое, но в районе расположения диффузора динамика в обшивке насверлить множество мелких отверстий, ну, наподобие того, ка это было реализовано на приёмнике ВЭФ 202:
Я так понял, что обшивка - стеклопластик? Думаю, что множество мелких отверстий в ложбинках гофра не особо испортит внешний вид?
Вот в этом случае у нас появится шанс реализовать действительно качественную имитацию работы двигателей - несколько сотен мелких отверстий позволят средним м высоким частотам выскочить “на улицу”. И с направленностью будет всё хорошо. И, конечно же, имеет смысл ставить несколько динамиков, направляя их в разные стороны.
Есть ещё варианты, правда, более сложные, связанные с дополнительным “тюнингом” внутренних объёмов фюзеляжа - для того, чтобы сам фюзеляж можно было использовать в качестве корпуса для динамиков. Этот метод обеспечит гораздо более мощный бас, но и более трудоёмкий по исполнению… 😃
Позвольте посоветовать.
А что если сделать один басовик в фюзеляже, а маленькие динамики на средние частоты в непосредственной близости к моторам?
Да, абсолютно здравое решение. Пара 16-см басовиков в фюзе, плюс 4, а лучше 8, небольших широкополосников что-то типа 3ГДШ. Чтобы не сжечь их, и отсечь от них низы, их надо подключить через простейший фильтр - конденсатор что-то около 10…22 мкФ.
Этот вариант мне так-же кажется более правильным. ЗГДШ установить в районе четырёх ближайших к фюзеляжу моторам. В мотогандолах внизу есть решётки радиаторов, спереди и сзади, через них и будет выход звука. В крайние мотогандолы не буду ставить динамики, из-за больших плеч и переделки крыла.
Господа, а ведь был вариант МГ с большими “лаптями” на шасси. Такими большими, что кроме колес туда и динамиков кучу можно поставить. И “дырявить” лапти под звук значительно проще, чем гофр корпуса. Да и если что все это хозяйство убрать можно. И по ЦТ почти находится, динамики ведь не легкие - в нос-хвост не больно повесишь…
Динамики можно оснастить неодимовым магнитом. Очень много веса уходит и уменьшаются габариты.
а ведь был вариант МГ с большими “лаптями” на шасси. Такими большими, что кроме колес туда и динамиков кучу можно поставить.
Да. Интересное предложение. Сознаюсь, что эта идея даже в голову не приходила. Раньше я считал – взял динамик, закрепил на фанерку и всё готово. А, оказывается, есть ещё и акустическое оформление. Только задняя часть, для динамика 160мм, должна, помещена в закрытый короб объёмом не менее 15литров, не говоря уже о свободной передней сферы. Это уже меня ставит в тупик, На модели вся обшивка уже готова, а из обшивки делать “дуршлаг”, я не готов. Одно дело это ухудшит внешний вид и копийность, но главное резко ухудшит прочность работающей обшивки.
туда, куда хотелось бы, динамики не поставить (или площади поверхности не хватает, или она не плоская, или глубины мало - магнит не лезет, и т.д.), т.е производитель думает о звуке в последнюю очередь
Согласен, это планировать надо сразу, с проектированием модели. И то. На следующий год, с осени собираюсь приступить к проектированию и изготовлению следующей модели. Но как я могу проектировать “помещения " под акустику и беспрепятственный выход звука, если так и не знаю – смогу найти я соответствующий звуковой генератор или нет.
задняя часть, для динамика 160мм, должна, помещена в закрытый короб объёмом не менее 15литров,
Зачем так много?
Я в машине сделал 3 литра. От 60Гц дубасят зачетно. На модели я думаю, можно взять нижнюю планку 80-100Гц. Подобрать экспериментально. Добавить фазик, чтобы гудело громче.
Чтобы не делать лишних дыр, можно сделать акустическое оформление бандпасс. БП бывают с 1 и 2 фазиками. Плюсы - дубасит громче остальных АО. Минусы - узкополосный.
В пенопластовом А-10 размах 1700мм америкос поставил
“Я установил звуковую систему Aspire вместе со всеми 4 динамиками”
Говорит громко…
без всяких фазоинвекторов …
www.motionrc.com/…/mrrcsound-aspire-sound-system
Говорит громко…
без всяких фазоинвекторов
Что говорит? )
Что говорит? )
ССылку открой, там есть слова про звуки и всякое такое…
Ссылка полчаса грузится… жаль столько времени 😦
“Я установил звуковую систему Aspire вместе со всеми 4 динамиками”
Говорит громко…
без всяких фазоинвекторов …
www.motionrc.com/products/mr...e-sound-system
Что указана , нет в наличии.
А вот такая подойдёт?
www.aliexpress.com/item/-/32955402871.html