Модели с ОВТ: J10, Eurosport 3D и другие...
Относительно новый тренд в реактивном моделизме становится все более популярным. Это модели с отклоняемым вектором тяги. Первые экспериментальные модели появились около десяти лет назад, но тогда это скорее были первые блины, которые выходили комом. Вектор отклонялся только по тангажу, тяговооруженности были низкие, полеты не представляли особого интереса.
Но в последнее время подобная техника получила новый импульс и даже появились несколько коммерческих образцов. Причиной этому послужил резкий скачок в развитии контролирующей электроники (сложные передатчики, многоосевые гироскопы), мощные двигатели и легкие модели.
Один из самых ярких представителей этого класса - это схематическая копия китайского истребителя J10. Модель создал моделист из Германии Ralph Lozemann. Уникальные характеристики модели обеспечены минимальным весом, который немногим больше 10 кг, это при двигателе тягой 18!!!
Сейчас по его болванкам изготовлен коммерческий кит компанией CARF-models, еще eсть интересный самолет такого класса Eurosport 3D.
В этой теме предлагаю обмениваться опытом полетов, настройки и эксплуатации любых моделей с ОВТ.
Для начала несколько железных правил, основанных примерно на четырехлетней эксплуатации J10.
Модель с ОВТ должна быть очень лёгкий и при этом достаточно прочной.
Одного только отклоняемого вектора и малой нагрузки на крыло для зрелищного полета мало, у самолета должна быть максимально задняя центровка.
Ну и для того, чтобы на получившемся чуде летать обязательно должна быть продуманная программа управления и грамотно настроенный гироскоп.
В прошедшие выходные произвел облет самолета Су30 с овт, размер модели больше трех метров, при этом вес всего 19 кг.
На самолете установлены два двигателя тягой по 18кг.
Результат говорит сам за себя.
В процессе полетов произвел изменения расходом и настроек гироскопа, центровка отодвинута назад до предела. При настройке желательно делать отдельный режим, который используется только для совершения вращений и переворотов. В этом режиме все отклонения максимальны и чувствительность гироскопа тоже на максимуме. Но очень важно не забывать отключать этот режим на выводах, иначе дрова…
С облета этого самолета начинаем подготовку новой шоу программы, которую планируем показывать в следующем году на крупнейших авиамодельных шоу.
А если не секрет, Виталий, а кто производитель? Явно ведь что то авторское, не заводское. При таких то параметрах!
Как-то пару лет назад Олег Захаров демонстрировал похожий планер в Германии.
К Захарову это не имеет никакого отношения…
Совместная разработка Ralph Losemann (того, который сделал J-10 ) и Русджета …
Опять же, если не секрет, из какого материала сделана конструкция ОВТ?
Вот это машина…КЛАСС…
В прошедшие выходные произвел облет самолета Су30 с овт, размер модели больше трех метров, при этом вес всего 19 кг. На самолете установлены два двигателя тягой по 18кг. Результат говорит сам за себя.
Класс!!! Шикарная вещь! Наконец-то и Сушка появилась в этом классе, теперь за державу в этом плане не обидно, а то J-10, Eurosport!)))
В этой теме предлагаю обмениваться опытом полетов, настройки и эксплуатации любых моделей с ОВТ.
Я не реактивщик, но некоторый опыт по настройки аппаратов с ОВТ имею (имеется в виду гиры, развесовка, законы управления). Сразу хочется сказать, что дело не только в настройке, но и в технике пилотирования на малых скоростях со значительным применением вектора тяги, особенно, если речь идёт о самолётах с сильно стреловидным крылом, как на моих. Тут надо чётко следить за глубиной и скоростью бокового скольжения, т.к. от этого сильно страдает продольная устойчивость и никакой гироскоп не компенсирует колебаний по крену. Что касается гироскопа, то у меня он настроен на три типа демпфирования без всяких удержаний положения: мягкий, средний, сильный. Мягкий - это просто для полёта по ровным растянутым траекториям, средний - для выполнения фигур с вектором тяги, но без глубокого срыва. Сильный - это когда скорости в нулях, нет обдува рулей (висение и около того), вся надежда только ОВТ. ЦТ модели максимально задний, почти на фокусе, лететь совсем без гиры - плохо.
Несколько роликов полёта с ОВТ:
www.youtube.com/watch?v=yZWTml8mqPI&list=UUE55Qqnc…
Видео с замедлением, чтобы модель смотрелась хоть не много по-крупнее и по-серьёзней)))
Вес модели 3150, тяга по полёту от ~5000 до ~3500. Размах 1.26м, длина 1.6м
Управление: элевоны, цельноповоротные кили, ОВТ в режиме элевонов от двух двигателей плюс рыскание. ОВТ реализован газовыми рулями, работает постоянно.
т.к. от этого сильно страдает продольная устойчивость и никакой гироскоп не компенсирует колебаний по крену
Я имел в виду поперечная, по крену)))
Вопрос:
А как на счёт этого самолёта? Миг-29 ОВТ коммерческая модель или какие-то единичные случаи? Вроде ведь даже у нас в РФ такие модели были. Может есть здесь обладатели таковых и что можно сказать об этих представителях указанного выше класса?
На первом видео самолет Себы Сильвестри, с которым он выступал в 2007 году на JWM. Делал ли он серию, или нет, не знаю.
Тему откопал про Миг, оказывается здесь у вас, у реактивщиков, всё уже обсуждалось несколько лет назад)))
rcopen.com/forum/f83/topic141532
Но я так понял, что Сильвестри всё же на другой модели летал и на роликах в моём сообщении два разных образца. Во втором видео наверное от Скаймастера модель, которая также не плоха, как мне показалось из темы форума.
P.S. Тема джетов с ОВТ интересная, хочется по-лучше в неё въехать и узнать какие ещё модели в ней присутствуют и с максимумом подробностей. Но что-то как-то не идёт она, жаль. 😒
Всё очень просто. В России поршневых тридэшников - в каждом городе сотни. А реактивных - на всю страну и десятка не наберется наверное…
Тема как-то совсем, так сказать, ушла вниз… Аж не ловко как-то,… импеллерщику двигать её! 😃 Мы же все знаем, что там Су-35-й супер джет во всю летает! 😉 Это ж очень интересно! Как оно там? 😎
Я пока только только взялся за ручки после семи месяцев перерыва. Пришлось немного привыкать. Пара видео с первых полётов моих истребителей с ОВТ этого сезона:
www.youtube.com/watch?v=vqMo3VQcoNc
Жаль, что в этом году некоторая суматоха с финансами перекроила планы на этот год, в результате чего мой новый, “двухметровый” проект оттягивается по времени.
Серега, отличные самолеты! Руки у тебя золотые и голова работает как надо! Молодец!!! За Мальмстина отдельное спасибо 😃
Здорово! 😃