Собираем ТРД

Жорж
ДедЮз:

Газодинамические подшипники ПРЕДПОЛАГАЮТ

  • прецизионную точность изготовления деталей опор (селективный подбор пар, стоимость);
  • в ТРД МТ требуется установка ТРЕХ опор (две радиальные и одна осевая) вместо обычных двух шариковых;
  • применение высокотемпературных твердых смазок - особенно в опоре со стороны турбины (у нас приемлемые результаты получились при нанесении на поверхности алмазной пыли)…
doqtoor:

вы полагаете что на автомобиле у турбокомпрессора более “льготные” и комфортные условия?

Более терпимые - смазка маслом, которая практически исключает сухое трение в опорах при запуске/останове (при правильной эксплуатации). Почти последний писк моды - переход автомобильных фирм на подшипники качения в агрегатах наддува.

Губанов_Игорь:

такая система смазки будет нормально функционировать на модельном двигателе…

Ждем ТС. Практика эксплуатации наземных ГТД с обычными опорами дает ресурсы (30…100) тыс. часов для холодной части и в (3…4) раза меньше для горячей. Те же двигатели в небе дают ресурс в (5…20) раз меньше.
У американцев есть микроГТД с газовыми подшипниками (частота вращения до 2-х млн. об/мин. Топливо - пропан (планово - водород). Газ повышенного давления подается в КС и В ОПОРЫ. Большинство съёмов - по работе опор. Это при том, что отработка этих опор потребовала создания специальных стендов, имитирующих условия эксплуатации.

ДедЮз
Жорж:

У американцев есть микроГТД с газовыми подшипниками (частота вращения до 2-х млн. об/мин.

Для справки, в 80-ые годы немецкая фирма “Биакс” создала и выпускала бормашинки для работы алмазными фрезами до 1 мм диаметром. Частота вращения 30 тыс/с или 1800000 в минуту, подшипники были магнито-статические+продувка воздуха от спец. станции. В двигателях всего этого нет, так что задачка архисложная. И если точность изготовления и конструкцию беззазорного (гибкого, лепесткового) сопряжения вал-обойма достичь можно, то с осевым подшипником… очень хочется поучиться.

Жорж

Лет пять назад “рекорд” для ГТД составлял около 10 млн. об/мин. Но что это дает для нас, самодельщиков?
Пусть ТС хоть что-то покажет. Хотя бы расчетную частоту вращения и диаметр шеек вала. Пока только отвлеченные разговоры “есть ли жизнь на Марсе?”.
Э-э-эх… Бы силы и здоровье… Отработал бы опоры ТРД МТ по типу передней опоры КВД F107 с “Томогавка” - для меня само то.

7 days later
Lir

Товарищи, читал, что для коротких лопаток можно хорду сделать по всей высоте лопатки постоянной! Поделитесь соображениями и знаниями, так ли это?
А то моя лопатка в расчетах уменьшается от корня к перефирии с 10 мм до 4мм… это получается на конце выходной кромки лопатки толщина профиля листом фольги будет!

11 days later
IgorG
Lir:

Товарищи, читал, что для коротких лопаток можно хорду сделать по всей высоте лопатки постоянной! Поделитесь соображениями и знаниями, так ли это?
А то моя лопатка в расчетах уменьшается от корня к перефирии с 10 мм до 4мм… это получается на конце выходной кромки лопатки толщина профиля листом фольги будет!

Вы про какую лопатку говорите?

Lir

Напоминает фильм с С.Л. Фарада - “Чародеи” когда он , одинокий, пытался отыскать людей ))))

Хоть кто-то откликнулся )))

Я про лопатки осевого компрессора.
Игорь, Вы можете подсказать?

IgorG

Можно смело делать хорду постоянной. А то, что ваши расчеты показываю необходимость уменьшение хорды к периферии с 10 до 4 мм - странно. Если не жалко, пришлите в личку ваш расчет, посмотрю в чем дело.
Кстати, каков относительный диаметр втулки?

Lir
IgorG:

Можно смело делать хорду постоянной. А то, что ваши расчеты показываю необходимость уменьшение хорды к периферии с 10 до 4 мм - странно. Если не жалко, пришлите в личку ваш расчет, посмотрю в чем дело.
Кстати, каков относительный диаметр втулки?

Расчет идет трдд, первая ступень компрессора считаю по промежуточному закону закрутки.
одвт = 0,68; Относительный диаметр втулки за рабочим колесом=0,7

Если можно сделать хорду постоянной, то какую??? ту, что на среднем радиусе?
по поводу расчетов, скину когда буду дома!

IgorG
Lir:

Расчет идет трдд, первая ступень компрессора считаю по промежуточному закону закрутки.
одвт = 0,68; Относительный диаметр втулки за рабочим колесом=0,7

Типичные значения для первой ступени КВД.

Lir:

Если можно сделать хорду постоянной, то какую??? ту, что на среднем радиусе?

Да, если нет веских причин отступать от этого правила.

Lir
IgorG:

Типичные значения для первой ступени КВД.

Да, если нет веских причин отступать от этого правила.

Я думаю тут единственные ограничения: прочность материалов. профиль выбрал кларк 14%… при высоте 17мм.

А если у втулки брать 10, а на перефирии оставить средний - 6мм?
Так будет надежней!
Потом (растяжимое понятие, времени просто свободного мало) доделаю лопатку в SolidworkS и выложу картинку

IgorG
Lir:

Я думаю тут единственные ограничения: прочность материалов. профиль выбрал кларк 14%… при высоте 17мм.

А если у втулки брать 10, а на перефирии оставить средний - 6мм?

Достаточная прочность, безусловно, важное требование, но нужно стараться обеспечить оптимальные значения и других параметров, в данном случае густоты на втулке. Не будет ли она чрезмерной?

PS. А почему выбрали кларк? Классика для дозвуковых компрессорных профилей - NACA 65.

Lir
IgorG:

Достаточная прочность, безусловно, важное требование, но нужно стараться обеспечить оптимальные значения и других параметров, в данном случае густоты на втулке. Не будет ли она чрезмерной?

PS. А почему выбрали кларк? Классика для дозвуковых компрессорных профилей - NACA 65.

Не знаю будет ли это достаточно! Честно говоря не помню как там высчитывал, но вроде сначала расчитывал Параметр напора при b/t=1, затем параметр J, далее b/t=0,225+0,275*J+0,5*J^2. И у втулки он получился 1,099. Потом вычислял t - шаг, и в конце выяснял размер самой хорды - b.
И так считал на 5-ти радиусах лопатки. Дак вот у втулки, прям у самой втулки, а не как пишут 2-4мм от нее выходит 9-10мм…

А кларк выбрал потому, что вычитал в книге, что за основу можно взять любой профиль, тем более что в дозвуке он не сильно влияет и искажает характеристики потока. т.е. сам профиль не важен, главное чтоб он был ранее продутым )))

Wit
Lir:

считаю по промежуточному закону закрутки.

а можно узнать, для чего сие половое сношение? у вас высота лопатки 17 и хорда 10! ну хрчется вам закрутить, ну уж крутите сам профиль во высоте, этой головной боли уже с достатком будет, и при таких размерах, кромочные потери слопают весь результат секса с закрутками… не, я понимаю кнешна, на компе в ансисях всяких красиво всё течь будет, но вы хоть на рейнольцев для ваших размеров профилей посмотрите… и второй вопрос- как это будет воплощено в металле, у вас же лопатки не наборные скорее всего?

Lir
Wit:

а можно узнать, для чего сие половое сношение? у вас высота лопатки 17 и хорда 10! ну хрчется вам закрутить, ну уж крутите сам профиль во высоте, этой головной боли уже с достатком будет, и при таких размерах, кромочные потери слопают весь результат секса с закрутками… не, я понимаю кнешна, на компе в ансисях всяких красиво всё течь будет, но вы хоть на рейнольцев для ваших размеров профилей посмотрите… и второй вопрос- как это будет воплощено в металле, у вас же лопатки не наборные скорее всего?

Я не сомвсем понимаю что Вы Wit хотели этим сказать!
Делать без закрутки?

А в чем сложности изготовить в металле сие половое или как там? разве что в стоимости работ, более преград не вижу… или я ошибаюсь?

Закрутку вроде расчитываю по высоте… уточню, выбрано 5 различных радиусов… в том числе средний.

IgorG
Lir:

Не знаю будет ли это достаточно! Честно говоря не помню как там высчитывал, но вроде сначала расчитывал Параметр напора при b/t=1, затем параметр J, далее b/t=0,225+0,275*J+0,5*J^2. И у втулки он получился 1,099. Потом вычислял t - шаг, и в конце выяснял размер самой хорды - b.
И так считал на 5-ти радиусах лопатки. Дак вот у втулки, прям у самой втулки, а не как пишут 2-4мм от нее выходит 9-10мм…

Если густота на втулке 1.099, то при хорде на периферии 6 мм получается 0.46, что кажется маловато будет. Но на самом деле обсуждать отдельные цифры, не видя картины в целом (не зная остальных параметров), дело пустое. Ведь нормальная компрессорная ступень - это всегда компромисс выбора множества параметров, которые взаимно влияют на друг друга.

Lir:

А кларк выбрал потому, что вычитал в книге, что за основу можно взять любой профиль, тем более что в дозвуке он не сильно влияет и искажает характеристики потока. т.е. сам профиль не важен, главное чтоб он был ранее продутым )))

Не зная ваших производственных возможностей, обсуждать профиль тоже не очень продуктивно. Может вы его напильником будете вытачивать, тогда вообще фиолетово какой профиль.

Пришлите ваш расчет, тогда что-то можно будет посоветовать. Ну, чтобы хотя бы по крупному вы попали в рабочий диапазон параметров.

Wit
Lir:

Я не сомвсем понимаю

Кирилл, вы проектируете что-то в граничных пределах аэродинамики и заморачиваетесь расчётами для “нормальных” размерностей…
Как Игорь уже сказал, хоть покажите что творите то…
Про лопатки, у вас высота 17мм при 10мм хорды, это значит что в корне и на конце можно уже смело вычеркнуть по миллиметру…, потом кромочные потери и все другие вместе взятые…
я про то, что весь анонизм с расчётом по промежуточному закону будет чисто для картинки в сапре… и колесо у вас скорее всего будет не одно, а пара ступеней, иначе городить не стоит, да ещё решотки, да ещё условия скорее всего не лабораторно-иделаьные и пр пр пр… берите одну хорду профиля по всей длине и будет вам щастя… ну и куртку конечно не забыть, вам же равномерный по скорости поток нужен на конце и в корне…

Lir:

в чем сложности изготовить в металле сие половое

если сложностей нет, то ещё лучше, просто на выхлопе должно быть что-то рабочее…
а всё остальное, без внятных размеров и чертежей - это гадание на кофейной гуще…
ах да, профиль… профиль лучше будет загребущий, со спинкой и корытцем, ну как у людей, а не кларк… ну это если по человечески делать…

пы.сы. это не бред, это личный половой опыт…

IgorG
Wit:

ах да, профиль… профиль лучше будет загребущий, со спинкой и корытцем, ну как у людей, а не кларк… ну это если по человечески делать…

Замечание Виталия породило у меня немного наивный вопрос: Lir, вы, конечно, понимаете, что, когда мы говорим о профиле компрессорной решетки, то имеем в виду лишь “мясо” которое наращивается по определенному закону на соответствующим образом изогнутую среднюю линию (ну, чтобы получить правильно “загребущий” профиль), а не стандартный профиль из атласа, поставленный под некоторым углом к фронту? Хотя, кто его знает, может для ваших параметров и этого будет достаточно.

Lir
IgorG:

Замечание Виталия породило у меня немного наивный вопрос: Lir, вы, конечно, понимаете, что, когда мы говорим о профиле компрессорной решетки, то имеем в виду лишь “мясо” которое наращивается по определенному закону на соответствующим образом изогнутую среднюю линию (ну, чтобы получить правильно “загребущий” профиль), а не стандартный профиль из атласа, поставленный под некоторым углом к фронту? Хотя, кто его знает, может для ваших параметров и этого будет достаточно.

Вот пример который рисую. пока залип на 3 радиусах из 5
Месяц не подходил 😁

Чет не знаю я как в личку кидать картинки…

Juergen18
Lir:

не сомвсем понимаю…

Wit:

и будет вам щастя…

Lir
Juergen18:

Jürgen, du wolltest mir zeigen einen schematischen Aufbau eines Profils?

Я вроде понял как строить профиль!!! и я не делаю его плоским, а пересчитываю его и изгибаю (делаю загребущим) по средней линии с учетом кромочных углов входа и выхода Х1 и Х2, графическим методом правда )))
Аналитический метод пока не для меня!

Мне просто пока не понятно почему в расчетах хорда уменьшается по высоте, а строить надо постоянную хорду?