Ленд-лиз или прокат матчасти . Морально-этические вопросы .
За долгую жизнь в авиамодельном спорте частенько сталкивался с таким явлением , как предоставление техники страждущим для участия в соревнованиях . Есть несколько неясных для меня моментов , хотелось бы обсудить с уважаемым сообществом .
Вот у байкеров , к примеру , есть чёткое правило :
“Упал - купил” .
Ну , то есть они соотносят свои желания со своими финансовыми возможностями .
К сожалению , бойцовка подвержена самым разнообразным повреждениям в бою - от откровенного тарана до грубой посадки . Страдает планер , сервы , аккумуляторы , моторы .Всё это , разумеется , стоит денег . Ремонт повреждённой модели занимает много времени , да и удовольствия особого не приносит .
В связи с этим возникает вопрос морально-этического характера :
Как регулировать эти отношения ? Логичным представляется залог в сумме , эквивалентной стоимости боеготовой модели . Если модель не билась , не падала и возвращается владельцу в первозданном виде - залог возвращается . Если нет - увы , тут обижаться не на что .
Кто что думает по этому поводу ?
Интересная, многогранная тема. Однозначного подхода не получится. Многое зависит от мелочей. Например, провожу параллель с заниманием денег. Если на хлеб и чай занимают - это одно, на развитие личного (частного) бизнеса - совсем другое, “карточный долг” - вообще ХЗ… и так далее.
Я думаю надо договариваться на “берегу”. Хочешь безвозмездно, а хочешь и материально (не в убыток).
Я думаю надо договариваться на “берегу”. Хочешь безвозмездно, а хочешь и материально (не в убыток).
Эт точно, как цыган, с ребенком и кувшином))
В Древнем Риме устроители Игр, желая побаловать тамошнего зрителя гладиаторскими боями, “арендовали” бойцов в гладиаторских школах на следующих условиях: ежели “убьют до смерти”, то сумма максимальная (скажем, 1000 сестерциев), если гладиатор получает ранение, которое можно вылечить, и потом снова его использовать, то половина от максимальной суммы (500), если боец после Игр сумел остаться живым и невредимым, то сумма “проката бойца” была ещё меньше. Оплачивая гладиаторов, устроитель Игр (обычно какой-либо местный буржуй) вносил полную сумму, а уж потом, после игр, возвращая владельцу гладиаторской школы оставшихся живых и легко раненых, получал “сдачу”.
Понятное дело, что разные бойцы и ценились по-разному. Но общий принцип был именно таким.
Не знаю, как у вас, но у нас в Питере не Древний Рим. Василию Лукашову и Косте Куцу я везу завтра четыре самолёта без обговаривания каких-либо условий.
Дык, Андрей Витальевич, тоже не из Древнего Рима.И даже не устроитель Игр (обычно какой-либо местный буржуй). Он за развитие и продвижение конкретного направления авиамоделизма. Но как быть с халявщиками (не уважающими чужой труд) и пофигистами…
Но как быть с халявщиками (не уважающими чужой труд) и пофигистами…
В Одессе говорили так:
“Если в доме нету денег - привяжите к попе веник.
Как привяжете - метите. Наметёте - приходите” 😁
Хочешь безвозмездно
А это как ?
Вот у меня - нет автомобиля . На старты приезжает вполне себе уверенный мужчина , на хорошем джипе , с айфоном последней модели , в ботинках за 600 евро , и утирая скупую мужскую слезу , скорбно молвит :
"Ну нет у меня денег …Нет , понимаешь ? Дай мне полетать бойцовочку-то !
Мы же друзья с тобой . Единомышленники , можно сказать . Али жалко тебе для друга самолётик сраный стало ? "
Ну , даёшь конечно . Возвращает грязный , с перебитыми лонжеронами , помятым крылом , свёрнутым мотошпангоутом …Про сломанные винты - я вообще молчу , это ж расходник практически … Довольный возвращает , с улыбкой - "Смотри , целый почти . Крыло есть , стабильник есть , фюзеляж на месте . А морщинки да трещинки - ну не мелочись ты , Андрюха , ты же мужик ! "…Починишь , в общем , один хрен тебе заняться нечем , бизнеса у тебя своего нет , джипа тоже , чо ещё нищебродам по вечерам делать-то , как не модельки чинить …
Ещё веселей было (вообще анекдотичный случай) в одном Очень Известном Городе .
Подходит такой Достаточно Известный Пилот и почти в императивном тоне делает этакое Предложение :
“Давайте мне ваш самолёт , с вашими батарейками , с вашими винтами и - (внимание !) с вашей аппаратурой !!!”
На недоумённый вопрос ошалевшего владельца : “А на фуа ?” - последовал потрясающий ответ :
"Ну , на ваших соревнованиях одним хорошим пилотом станет больше , вам же интереснее летать будет ! " Ну , то есть Его Величество нам , смертным , решил одолжение сделать , созерцать своё сияние позволил . Бесплатный мастер-класс . На нашей матчасти . И ведь не побрезговал , Кормилец , снизошёл , можно сказать !
Я , конечно , полчаса потом рот от удивления закрыть не мог .
Интересная, многогранная тема. Однозначного подхода не получится.
Именно поэтому я эту тему и поднял .
Да тема животрепещущая я поэтому никогда матчасть у других и не беру что сколько отдавать если краш получиться. С одной стороны надо отдать по полной а люди разные многие авиамоделисты даже стесняются называть полную стоимость ремонта ,что я предлагаю если хочешь летать на арендованном самалете то надо сдать определенную сумму в котел или кассу после краша хозяин самолета должен сам определить стоимость ремонта как то так.
многие авиамоделисты даже стесняются называть полную стоимость ремонта
Я , например …
как быть с халявщиками (не уважающими чужой труд) и пофигистами
Не связываться
Не связываться
Ну как не связываться ? Я ж говорю - подходит солидный , уважаемый джентльмен , у которого временные трудности . В бизнесе . На заправить бак джипяре - бабки есть , но это ж - элемент имиджа . Как и перстень с бриллиантом на мизинце . Это - как деловой костюм от Армани . Рабочая одежда , практически как комбинезон у сантехника , понимаешь …Ну не пойдёт же он к себе в банк в футболке и кедах ? Партнёры - не поймут же , в натуре .
А так - денег нет у него . Ну нет ! А летать - хочется .
И руки у него из ж@пы растут , ни построить сам , ни починить качественно - ну не может он . Вот фьючерсами торговать - это да . Джентльменское дело . Лизингом там заниматься , или клирингом - так это запросто ! Чтобы достичь консенсуса . Причём одновременного .
А вот самолётики строить там какие-то …Ну есть на это специально обученные люди .
Андрей Витальевич, а вы сами на себя надели этот макинтош, я к примеру тоже модели повоевать даю. но только опытным проверенным бойцам которые ушли в другую область, как и на шоу, а то с переходом от ИВБ к Союзу народ разбежался, а кворум надо поддерживать, но у нас проще, техника страдает несильно.
а кворум надо поддерживать
Примерно из этих же соображений .
Однако , наблюдая за “поддерживающими кворум” и за их поведением , всё чаще посещает мысль :
А может ну его на…й , кворум этот ?
И приживалок в бархатных камзолах - туда же ?
Как говаривал Козьма Прутков : “Хочешь быть счастливым - будь им !” (С)
подходит солидный , уважаемый джентльмен , у которого временные трудности . В бизнесе
Дык, у всех свои трудности. Или вы чего-то недоговариваете?
Или вы чего-то недоговариваете?
Да абсолютно стандартная ситуация ! Равным образом топ-менеджер крупной иностранной компании , с доходом , измеряемым шестизначными цифрами , не стесняется говорить : " Я могу , канешна , полетать , если матчасть ДАДИТЕ " .
Коренное слово тут “ДАДИТЕ” . Бесплатно .
У меня возникает когнитивный диссонанс . В моём маленьком , измученном мозгу .
Я с трудом себе представляю , как я подойду к Игорю Трифонову , или к Михаилу Василичу Журавлёву и мило улыбнувшись , скажу :
"Дай покататься на твоей матчасти ! "
Мне как-то нужно было устроить показушку . Для ОЧЕНЬ ВАЖНЫХ Людей . Меня об этом попросили . Тоже ОЧЕНЬ УВАЖАЕМЫЕ люди .
Я позвонил своему старому другу , Игорю Фетисову (мы дружим с 1976 года , он - крёстный моего сына) . И попросил бойцовку подлетнуть . Ну очень Уважаемые Люди хотели поностальгировать . Позырить чисто на верёвошную бойцовку . Знаете , что он мне ответил ?
“Ты за ручку 5 лет не держался. Мыть мотор за тобой и чинить самолёт - нет ни времени , ни желания” .
И это - правильно . Заметьте , разговора о деньгах - не было .
“Ты за ручку 5 лет не держался. Мыть мотор за тобой и чинить самолёт - нет ни времени , ни желания” .
И это - правильно .
А вот и не правильно! Какой же это друг? если Вы когда-то были первоклассным пилотом в этом классе и вам не дали вздохнуть старинкой? Даже и если б Вы и разбили эту модель, для друга это было и не ущерб, а уважение. Если у меня просит авиамоделист только научившись управлять тренировочной моделью бойцовку, я ему дам (под присмотром), зная что он может ее разбить, но не дам если он вообще не авиамоделист, хотя он мне и друг.
Интересно, как обучать молодежь, если у него нет не передатчика, ни мотора, акк… Что он должен сразу все это купить, а потом все это выбросить (если ему это не понравилось). Ведь все это в начале “дают” бесплатно, а там уж потом если понравилось он приобретет.
А вот для боев модели “раздавать” за деньги, или просто так знакомым, и не знакомым авиамоделистам это уж самому решать, ведь Вам дают другие авиамоделисты свои модели просто так.
Не связываться
Почему не связываться. На таких, можно денег заработать (даже нужно).
#7