Ленд-лиз или прокат матчасти . Морально-этические вопросы .

Андрей_Зазулин

За долгую жизнь в авиамодельном спорте частенько сталкивался с таким явлением , как предоставление техники страждущим для участия в соревнованиях . Есть несколько неясных для меня моментов , хотелось бы обсудить с уважаемым сообществом .

Вот у байкеров , к примеру , есть чёткое правило :

“Упал - купил” .

Ну , то есть они соотносят свои желания со своими финансовыми возможностями .

К сожалению , бойцовка подвержена самым разнообразным повреждениям в бою - от откровенного тарана до грубой посадки . Страдает планер , сервы , аккумуляторы , моторы .Всё это , разумеется , стоит денег . Ремонт повреждённой модели занимает много времени , да и удовольствия особого не приносит .

В связи с этим возникает вопрос морально-этического характера :

Как регулировать эти отношения ? Логичным представляется залог в сумме , эквивалентной стоимости боеготовой модели . Если модель не билась , не падала и возвращается владельцу в первозданном виде - залог возвращается . Если нет - увы , тут обижаться не на что .

Кто что думает по этому поводу ?

F1C

Интересная, многогранная тема. Однозначного подхода не получится. Многое зависит от мелочей. Например, провожу параллель с заниманием денег. Если на хлеб и чай занимают - это одно, на развитие личного (частного) бизнеса - совсем другое, “карточный долг” - вообще ХЗ… и так далее.

ty56

Я думаю надо договариваться на “берегу”. Хочешь безвозмездно, а хочешь и материально (не в убыток).

F1C
ty56:

Я думаю надо договариваться на “берегу”. Хочешь безвозмездно, а хочешь и материально (не в убыток).

Эт точно, как цыган, с ребенком и кувшином))

Денис_из_Петергофа

В Древнем Риме устроители Игр, желая побаловать тамошнего зрителя гладиаторскими боями, “арендовали” бойцов в гладиаторских школах на следующих условиях: ежели “убьют до смерти”, то сумма максимальная (скажем, 1000 сестерциев), если гладиатор получает ранение, которое можно вылечить, и потом снова его использовать, то половина от максимальной суммы (500), если боец после Игр сумел остаться живым и невредимым, то сумма “проката бойца” была ещё меньше. Оплачивая гладиаторов, устроитель Игр (обычно какой-либо местный буржуй) вносил полную сумму, а уж потом, после игр, возвращая владельцу гладиаторской школы оставшихся живых и легко раненых, получал “сдачу”.
Понятное дело, что разные бойцы и ценились по-разному. Но общий принцип был именно таким.

Не знаю, как у вас, но у нас в Питере не Древний Рим. Василию Лукашову и Косте Куцу я везу завтра четыре самолёта без обговаривания каких-либо условий.

F1C

Дык, Андрей Витальевич, тоже не из Древнего Рима.И даже не устроитель Игр (обычно какой-либо местный буржуй). Он за развитие и продвижение конкретного направления авиамоделизма. Но как быть с халявщиками (не уважающими чужой труд) и пофигистами…

Денис_из_Петергофа
F1C:

Но как быть с халявщиками (не уважающими чужой труд) и пофигистами…

В Одессе говорили так:
“Если в доме нету денег - привяжите к попе веник.
Как привяжете - метите. Наметёте - приходите” 😁

Андрей_Зазулин
ty56:

Хочешь безвозмездно

А это как ?

Вот у меня - нет автомобиля . На старты приезжает вполне себе уверенный мужчина , на хорошем джипе , с айфоном последней модели , в ботинках за 600 евро , и утирая скупую мужскую слезу , скорбно молвит :

"Ну нет у меня денег …Нет , понимаешь ? Дай мне полетать бойцовочку-то !

Мы же друзья с тобой . Единомышленники , можно сказать . Али жалко тебе для друга самолётик сраный стало ? "

Ну , даёшь конечно . Возвращает грязный , с перебитыми лонжеронами , помятым крылом , свёрнутым мотошпангоутом …Про сломанные винты - я вообще молчу , это ж расходник практически … Довольный возвращает , с улыбкой - "Смотри , целый почти . Крыло есть , стабильник есть , фюзеляж на месте . А морщинки да трещинки - ну не мелочись ты , Андрюха , ты же мужик ! "…Починишь , в общем , один хрен тебе заняться нечем , бизнеса у тебя своего нет , джипа тоже , чо ещё нищебродам по вечерам делать-то , как не модельки чинить …

Ещё веселей было (вообще анекдотичный случай) в одном Очень Известном Городе .

Подходит такой Достаточно Известный Пилот и почти в императивном тоне делает этакое Предложение :

“Давайте мне ваш самолёт , с вашими батарейками , с вашими винтами и - (внимание !) с вашей аппаратурой !!!”

На недоумённый вопрос ошалевшего владельца : “А на фуа ?” - последовал потрясающий ответ :

"Ну , на ваших соревнованиях одним хорошим пилотом станет больше , вам же интереснее летать будет ! " Ну , то есть Его Величество нам , смертным , решил одолжение сделать , созерцать своё сияние позволил . Бесплатный мастер-класс . На нашей матчасти . И ведь не побрезговал , Кормилец , снизошёл , можно сказать !

Я , конечно , полчаса потом рот от удивления закрыть не мог .

F1C:

Интересная, многогранная тема. Однозначного подхода не получится.

Именно поэтому я эту тему и поднял .

проныра

Да тема животрепещущая я поэтому никогда матчасть у других и не беру что сколько отдавать если краш получиться. С одной стороны надо отдать по полной а люди разные многие авиамоделисты даже стесняются называть полную стоимость ремонта ,что я предлагаю если хочешь летать на арендованном самалете то надо сдать определенную сумму в котел или кассу после краша хозяин самолета должен сам определить стоимость ремонта как то так.

Андрей_Зазулин
проныра:

многие авиамоделисты даже стесняются называть полную стоимость ремонта

Я , например …

EVIL
F1C:

как быть с халявщиками (не уважающими чужой труд) и пофигистами

Не связываться

Андрей_Зазулин
EVIL:

Не связываться

Ну как не связываться ? Я ж говорю - подходит солидный , уважаемый джентльмен , у которого временные трудности . В бизнесе . На заправить бак джипяре - бабки есть , но это ж - элемент имиджа . Как и перстень с бриллиантом на мизинце . Это - как деловой костюм от Армани . Рабочая одежда , практически как комбинезон у сантехника , понимаешь …Ну не пойдёт же он к себе в банк в футболке и кедах ? Партнёры - не поймут же , в натуре .

А так - денег нет у него . Ну нет ! А летать - хочется .

И руки у него из ж@пы растут , ни построить сам , ни починить качественно - ну не может он . Вот фьючерсами торговать - это да . Джентльменское дело . Лизингом там заниматься , или клирингом - так это запросто ! Чтобы достичь консенсуса . Причём одновременного .

А вот самолётики строить там какие-то …Ну есть на это специально обученные люди .

rcred

Андрей Витальевич, а вы сами на себя надели этот макинтош, я к примеру тоже модели повоевать даю. но только опытным проверенным бойцам которые ушли в другую область, как и на шоу, а то с переходом от ИВБ к Союзу народ разбежался, а кворум надо поддерживать, но у нас проще, техника страдает несильно.

Андрей_Зазулин
rcred:

а кворум надо поддерживать

Примерно из этих же соображений .
Однако , наблюдая за “поддерживающими кворум” и за их поведением , всё чаще посещает мысль :

А может ну его на…й , кворум этот ?

И приживалок в бархатных камзолах - туда же ?

Как говаривал Козьма Прутков : “Хочешь быть счастливым - будь им !” (С)

EVIL
Андрей_Зазулин:

подходит солидный , уважаемый джентльмен , у которого временные трудности . В бизнесе

Дык, у всех свои трудности. Или вы чего-то недоговариваете?

Андрей_Зазулин
EVIL:

Или вы чего-то недоговариваете?

Да абсолютно стандартная ситуация ! Равным образом топ-менеджер крупной иностранной компании , с доходом , измеряемым шестизначными цифрами , не стесняется говорить : " Я могу , канешна , полетать , если матчасть ДАДИТЕ " .

Коренное слово тут “ДАДИТЕ” . Бесплатно .

У меня возникает когнитивный диссонанс . В моём маленьком , измученном мозгу .

Я с трудом себе представляю , как я подойду к Игорю Трифонову , или к Михаилу Василичу Журавлёву и мило улыбнувшись , скажу :

"Дай покататься на твоей матчасти ! "

Мне как-то нужно было устроить показушку . Для ОЧЕНЬ ВАЖНЫХ Людей . Меня об этом попросили . Тоже ОЧЕНЬ УВАЖАЕМЫЕ люди .

Я позвонил своему старому другу , Игорю Фетисову (мы дружим с 1976 года , он - крёстный моего сына) . И попросил бойцовку подлетнуть . Ну очень Уважаемые Люди хотели поностальгировать . Позырить чисто на верёвошную бойцовку . Знаете , что он мне ответил ?

“Ты за ручку 5 лет не держался. Мыть мотор за тобой и чинить самолёт - нет ни времени , ни желания” .

И это - правильно . Заметьте , разговора о деньгах - не было .

ty56
Андрей_Зазулин:

“Ты за ручку 5 лет не держался. Мыть мотор за тобой и чинить самолёт - нет ни времени , ни желания” .

И это - правильно .

А вот и не правильно! Какой же это друг? если Вы когда-то были первоклассным пилотом в этом классе и вам не дали вздохнуть старинкой? Даже и если б Вы и разбили эту модель, для друга это было и не ущерб, а уважение. Если у меня просит авиамоделист только научившись управлять тренировочной моделью бойцовку, я ему дам (под присмотром), зная что он может ее разбить, но не дам если он вообще не авиамоделист, хотя он мне и друг.
Интересно, как обучать молодежь, если у него нет не передатчика, ни мотора, акк… Что он должен сразу все это купить, а потом все это выбросить (если ему это не понравилось). Ведь все это в начале “дают” бесплатно, а там уж потом если понравилось он приобретет.
А вот для боев модели “раздавать” за деньги, или просто так знакомым, и не знакомым авиамоделистам это уж самому решать, ведь Вам дают другие авиамоделисты свои модели просто так.

F1C
EVIL:

Не связываться

Почему не связываться. На таких, можно денег заработать (даже нужно).

F1C

Если подвести промежуточный итог, то имеем несколько ситуаций:

  • не моделист просит/предлагают полетать…
  • моделист просит/предлагают полетать…
  • потребитель (бедный/состоятельный) просит/предлагают полетать…
  • пилот от бога (изготовить самому-руки не из того места) просит/предлагают полетать…
  • рожденный ползать-летать не может, но, что хочешь может сделать по любой технологии-только дай ТЗ просит/предлагают полетать…
    Получаем 10 вариантов. Дальше смотрите сами.
    Могут быть поправки, типа (друг-не друг) не очень существенные. Или (человеко часы на изготовление модели) очень существенно.
    Как то так… если не прав - подскажите.
Андрей_Зазулин
ty56:

ведь Вам дают другие авиамоделисты свои модели просто так.

1 . Гена Шабельский . Один раз .В Лыткарино . Подломал заднюю кромку .

Денех Гена не взял , даже обиделся . “Отомщу” другим образом - при встрече “Ла-7” ему подпишу . Дарственный .

  1. Олег Ершов . К финалу в Могилёве мне перебили абсолютно всё . ВААБЩЕ . Летел на его “Ил-2” (моего изготовления) . Даже травинки не задел , вернул в целости и сохранности , с благодарностью .

Других случаев - не было .

ty56:

просто так.

Нет , я могу , конечно , милостыню в церкви подать страждущим . Просто так .

А вот взрослому , половозрелому дяденьке , с доходом побольше моего …Чо-то я задумываюсь …