Идём на посадку...
Здравствуйте, коллеги!
Не подскажете ли мне какие-нибудь “хитрости” при заходе на посадку и на самой посадке? Теоретическую часть я очень хорошо знаю, поскольку очень давно увлёкся авиацией. Сейчас решил заняться этим делом с практической стороны - собрал модель тренировочного самолёта (может кто знает) “Шериф”. Это высокоплан, заднее шасси - костыль, расчитан на 2.5-4 кубовый двигатель, крылья на резинке, т.е. как раз подходит под тренировочную модель.
Так вот: взлёт хороший, горизонтальный полёт тоже хороший, даже получаются бочки и петли, но посадка всегда заканчивается аварией. Подскажите, КАК посадить лёгкую модель RC самолёта.
Заранее благодарен, Виктор.
Хотелось бы узнать какай диаметр колёс, из чего они, соосны ли они, место установки относительно САХ, высота
стоек шасси, подрессорен ли костыль, на какую полосу садимся, учитывается ли при посадке направление ветра его скорость…
----------------------------------------------------------
На моделях с 2х колёсным шасси и хвостовой опорой посадка несколько сложнее чем у моделей с носовым колесом. После выравнивания модели над землёй надо задержать движение ручки управления на себя и дать модели приблизится к земле на расстояние 15-20 см.,после чего продолжать движение ручкой на себя в таком темпе, чтобы модель не взымала в верх,а по мере приближения к земле опускала хвост. Перед касанием земли колёса и хвостовая опора должны быть на одном уровне, и касание должно произойти 3мя точками(3х точечное касание).Модель перед касанием земли находится на критических углах атаки.После приземления за счёт трения посадочных приспособлений о землю уменьшается скорость и резко падает подъёмная сила крыла-модель замедляет движение до полной остановки.
Но может произойти так, что модель коснётся сначала колёсами.Хвост, опускаясь, поставит модель на большие углы атаки, а так как ещё сохраняется достаточно высокая скорость, то увеличивается подъёмная сила, и модель отрывается от земли.Нужно прекратить движение ручки на себя, а в последующем при приближении модели к земле более энергично придать модели положение, соответствующее 3х точечному касанию.В это время надо внимательно следить за кренами и более энергичными движениями устранять их. Это классика от Б.В.Тарадеева.
У тебя высокоплан плосковыпуклый профиль, видимо неплохая подъёмная сила, лёгкая модель+турбулентность у земли. Отсюда и проблемы, попробуй пересесть на среднеплан под 6-10кубиков, модель будет “потяжелее” и при посадке вести себя будет классически.
Не подскажете ли мне какие-нибудь “хитрости” при заходе на посадку и на самой посадке? Подскажите, КАК посадить лёгкую модель RC самолёта.
.
Управлять Р/У моделью самолёта совсем не сложно, необходимо только в нужные моменты, дёргать определённые ручки! 😃
Да, хорошая посадка модели - всегда считалась одной из сложных частей полёта…😃
Не зависимо от размеров и веса модели, мощности двигателя и пр. параметров, основные действия примерно одинаковые. Некоторые коррективы вносит параметр “нагрузка на крыло”, но это, не очень существенно…
Все типы рассмотренных посадок (кроме 4-й), как должны знать все пилоты, выполняются против ветра, в прочем, как и взлёты (в случае наличия ветра). 😃
Посадки моделей бывают нескольких типов: 1) “по копийному” - это когда модель нужно “подводить” к глиссаде по “коробочке”, т.е. “обозначить” (для судей на пример) траекторию снижения модели со всеми четырьмя разворотами по 90 град, каждый, на условно определённой
высоте (по аналогии с прототипами…). Касание полосы и пробег, должны быть приблизительно в 50 метрах прямо перед судейским столиком (в идеале). Такой тип посадки применяется в основном на соревнованиях по Р/У копийным классам. Выполняется строго в пилотажной зоне, т.е. перед собой. 2) Обычная (хоббийная) посадка: Выполняется от куда удобно пилоту. Мотор переводится на малый газ и модель сажается желательно возле себя (5-20 метров). 3) Аварийный тип посадки: (не желательный) применяется в случаях: Неожиданно заглохший двигатель; Отделение какой-либо не ответственной части модели, на пример глушителя, колёса, фонаря (если есть) и т.д. Особенно на малой высоте! Передвинуть ручку “на малый газ”. Если был запас скорости, то в пикировании развернуть модель по направлению поближе к себе (в зону предполагаемой посадки). Если высота была минимальной, то спикировать для сохранения скорости и “тянуть” модель до последнего не меняя направления (даже по ветру). 4) Тип посадки (запрещённый и редко кем выполнимый) 😃. Это - когда модель в результате флаттера частично или полностью лишается управления (оторванные стабилизаторы, кили, крылья…), а также при сильной радио-помехи или в результате “соплей” по питанию на борту, иногда по причине других конструктивных не доработок. В этих случаях посадка совершается под большим углом (часто вертикально) с выходом в почву! Со всеми вытекающими… 😃
Попробую описАть действия ручками управления передатчика и сопутствующие “визуальные ощущения”, при совершении посадки модели моторного самолёта. Перед началом захода на посадку, снижаем модель до высоты приблизительно 20-40 метров (в зависимости от нагрузки на крыло). Рассмотрим 2-й вариант посадки, на примере лёгкого, учебного верхнепланчика описанного Виктором. Выполним “проход” перед собой в право и построимся на глиссаду правым виражом (не нарушая зону безопасности). Пилот во время пилотирования, всегда стоит на месте не перебирая ногами! (по спортивному F3A).
Летим горизонтально по ветру (перед собой на удалении 30-50 метров) на среднем или максимальном газу (в зависимости от энерговооружённости модели). Пролетев вдоль себя, в право метров 30-50 (НЕ БОЛЬШЕ!!!), прибираем газ до среднего или малого положения, плавно закладываем крен в право (на 1/3 хода ручки) и после достижения моделью нужного нам крена (на пример в 35-40 град), отводим ручку крена в нулевое положение при этом "подбирая ручку высоты на себя. Этим, мы создаём разворачивающий момент и поворачиваем самолёт на 180 град с не большим пикированием. После завершения разворота, заранее, плавно убираем крен обратно в лево (так-же на 1/3 хода ручки), до полного выравнивания модели в горизонтальное положение, сохраняя при этом угол снижения. Ручки крена и тангажа, нужно двигать плавно но энергично, при чём, совсем не много перемещая их от нейтральных позиций. Далее, на малом газу (или на заглохшем двигателе) не даём модели “подвиснуть”, (на 1-3мм отводим ручку высоты в низ) - это в случае не правильной центровки, если модель кабрирует. Если возникают такие ощущения при заходе на посадку, значит, после приземления нужно “доработать” центровку, так-как это не правильно. Если-же, при положении ручки высоты в нейтральной позиции модель пикирует, то это можно считать нормальным (действие земного притяжения 😃 ). В этом случае, для сохранения скорости модели, “позволяем” ей разогнаться (отрицательный угол тангажа самолёта примерно 10-15 град). Параллельно управлению угла снижения (микроскопическая работа ручкой высоты), не забываем следить за креном модели! По ходу снижения, можно подвернуть модель на нужный курс, но в не больших пределах 3-15 град. Так пикируем до высоты 2-4 метров (желательно по ближе к себе, так лучше видно). А с этого места, нужно утроить внимание и ни когда не дёргаться! …Затем, начинаем “подбирать” ручку высоты на себя, но ровно на столько, что-бы заставить самолёт лететь практически горизонтально. Старайтесь плавно поймать момент перехода модели в “горизонталь” и не передержать по времени, ручку высоты с тем, что-бы самолёту не дать возможности “взмыть” на 1-2 метра в верх. Но помните, что с этого момента, скорость начинает уменьшаться!!! По мере плавного (естественного) уменьшения скорости, модель опять начнёт снижение. Но поскольку Вы на первом моменте “выравнивания”, уже потянули ручку высоты “на себя”, то там её и “зафиксируйте” зажатую в пальцах. Пролетев не много (0,5 - 3 сек.), самолёт опять начнёт снижаться. Позвольте модели самой, плавно снизиться до 10-40 см над землёй (или травой, если высокая). И с этого момента, начинайте опять “прибирать на себя” высоту. Задача в этот момент, удерживать модель в сравнительно медленном полёте прям над землёй. Это всё длится от долей, до нескольких секунд! Всё, зафиксировав ручку высоты на положении последнего выравнивания (на высоте 10-20см), как-бы просто ждём касания колёс. Во время последнего ожидания, не плохо продолжать микроскопическое движение ручки высоты “на себя”, для “идеальной” посадки “на три точки” если шасси 2-х стоечные, или на задние стойки в случае 3-х стоечного шасси. После касания модели всеми колёсами (без козлов), в начале пробега, удерживаем ручку высоты “на себя” до полной остановки модели. За тем (по желанию), выполняем рулёжку к ногам, конечно если движок ещё работает и нормально держит малый газ. При рулёжке, нужно удерживать ручку высоты полностью “на себя” (в верх). Это не даст модели “капотнуться” и сломать пропеллер. Немного подгазовывая, полностью отклоняем ручку руля направления в нужную сторону и …, а дальше начинается простой автомоделизм. 😃 После заруливания на стоянку (возле своей машины), если позволяет аппаратура, то переключаем тумблер (сдвигаем триммер газа) и глушим двигатель. Посадку можно считать законченной.
Теоретическую часть я очень хорошо знаю, поскольку очень давно увлёкся авиацией.
Пусть не покажется мой ответ банальным, но Вам нужна ПРАКТИКА. Все советы (выше) хороши и не надо ими пренебрегать.
Добавлю вот что: Вам нужно прочувствовать посадочную скорость. Как этому научиться? Пробуем: сразу после взлета и набора высоты метров на 30 делайте имитацию захода на посадку. Не меняя высоты (представьте, что земля на 30-и метровой высоте)сбрасывайте газ до минимальных и выдерживайте самолет в полете по прямой вплоть до срыва в штопор или клевка носом вниз (для не штопорящей модели). Не доводите до срыва! Запомните это “состояние полета”. Научитесь выдерживать самолет максимально долго в этом состоянии, помогая ему лететь небольшими подгазовками. Дайте газ на половину и уйдите на разворот, не набирая высоты. По мере появления уверенности в своих действиях уменьшайте высоту полета. Будьте предельно внимательны к устойчивости самолета по крену на высотах меньше 5-и метров!
Теперь - “конвейер”(или что-то вроде него). На скорости чуть выше скорости срыва, а ее вы изучили на безопасной высоте, подведите самолет к земле на высоту полуразмаха (для “Шерифа” - 60см) и подтяните ручку высоты на себя чуть меньше, чем при “выдерживании”. Самолет будет продолжать снижаться, но уже с меньшей скоростью. В момент касания земли, а лучше на высоте в несколько сантиметров (помните “последний дюйм”?), плавно добавьте газ до среднего, а ручку высоты дайте на себя самую малость(иногда достаточно подумать об этом). Самолет перейдет в прямолинейный полет или в небольшой набор высоты. Не торопясь добавьте газ до полного и, с небольшим набором высоты, уйдите на разворот. Следующий этап - посадка!
Все как в предыдущем параграфе до момента касания земли. Только газ теперь не прибавляем, а убираем полностью. Можно даже заглушить двигатель, если хватит рук 😉) А теперь закройте глаза (шутка), и ваша модель на земле. Все остальное: рулежка по полосе, заезд в ангар, катание девушек и прочее, - следующий этап.
Ну, вот, хотел как проще, а получилось как у всех.
Посадка, однако!
…а дальше начинается простой автомоделизм. 😃 После заруливания на стоянку (возле своей машины), если позволяет аппаратура, то переключаем тумблер (сдвигаем триммер газа) и глушим двигатель. Посадку можно считать законченной.
------------------------------------------------------------А на ручник и колодки под колёса…?
Для тренировок захода на посадку снимите шасси. Без шасси модель ломается меньше при грубых посадках. Летайте пока не кончится топливо либо глушите двигатель в последний момент. Воздушный винт установите параллельно крылу. Конечно садить на “пузо” нужно в траву а не на бетонку или асфальт. Когда посадка на “пузо” станет мягкой и модель будет скользить на фюзеляже как на лыже - можно пробовать садить на шасси.
Успехов!
73
На буржуйских форумах такой глубокой проработки вопроса и профессианализма не встретиш, так держать!
[quote]Виктор (04-10-2001 20:08):
Здравствуйте, коллеги!
Не подскажете ли мне какие-нибудь “хитрости” при заходе на посадку и на самой посадке?
Купите самый дешевенький симулятор, либо вообще бесплатный скачайте с этого форума и летайте, летайте, летайте…!!!
Здравствуйте!
Большое всем СПАСИБО за помощь и такие классные развёрнутые ответы.
Виктор.
Здравствуйте!
Большое всем СПАСИБО за помощь и такие классные развёрнутые ответы.
Виктор.
У меня вопрос что называется в догонку.
Пока не занимался моделизмом играл в Microsoft Flight Simulator. Посадка там осуществляется следующим образом:
Допустим что вы на посадочной прямой в посадочной конфигурации:
Снижаем скорость до того момента как
не начнет увеличиваться скорость снижения при этом удерживая близкий к горизонтальному тангаж. Входим в режим когда от скорости зависит скорость снижения. Т.е. при увеличении тяги - увеличивается скорость - снижается скорость снижения и наооборот. Так вот самолет подводят к раю ВПП в основном изменяя тягу и почти не меняя тангаж.
ВОПРОС: На сколько это справедливо для моделей ?
Т.е. при увеличении тяги - увеличивается скорость - снижается скорость снижения и наооборот. Так вот самолет подводят к раю ВПП в основном изменяя тягу и почти не меняя тангаж.
А этим способом, пользуются боевые истребители, а так-же палубная авиация. Называется посадка “на втором режиме”. Для моделей, этот режим, практически не применим, из-за реакции винта (у ДВС-ных двигателей), да и не нужен. Возможно, что такой режим посадки применяют на Р/У копиях с реактивными турбинами. Точно не знаю, врать не стану…