Руль направления и все что с ним связано

giantflier

предлагаю обсудить практику использования руля направления.

она возникла в теме “правильная посадка самолета” и вызвала неожиданно бурное обсуждение.

на мой взгляд тема очень важная для тех, кто хочет не только начинает летать, но и для всех продвинутых пилотов и тех, кто хочет продвинуться еще дальше.

сразу хочу оговориться, речь пойдет о р\у моделях, преимущественно о пилотажных моделях, а не обо всем, что летает.

боинги, тушки, дирижабли и прочие мастодонты к этому обсуждению лучше не приплетать, иначе получится каша-малаша.

Андрей_Курылев

Думаю самое главное что связано с РН в радиомоделизме - это как не путаться куда рулить при разных положениях модели. А вот как не путаться хотелось бы услышать опытных гуру пилотажа.

EvgenyKazan
Андрей_Курылев:

А вот как не путаться хотелось бы услышать опытных гуру пилотажа.

Поддерживаю! При посадке в боковичок сложновато - приходится дергать модель туды-сюды штоб определицца с рулем.

an2an
EvgenyKazan:

При посадке в боковичок сложновато - приходится дергать модель туды-сюды штоб определицца с рулем.

Э нет - это крайний случай, в таких ситуациях путаться перестают довольно быстро. А вот инверсные фигуры, бочки из негатива или с ножа - вот тут начинается путаница, с которой сложно бороться…

SHAG

Лично мне сложнее всего боротся с сваливанием модели на крыло при работе руддером. Приходится одновременно работать руддером, в обратную сторону элеронами, и еще рулем высоты модель поддерживать от тенденции к пикированию…

ЗЫ. Это на Фан-флаерах. На других моделях возможно подругому.

giantflier
Андрей_Курылев:

Думаю самое главное что связано с РН в радиомоделизме - это как не путаться куда рулить …

для меня лично существует единственный способ.
как гвоорил великий ленин - жене скал что пошел к любовнице, любовнице сказал, что пошел к жене, а сам на поле и - тренироваться, тренироваться и тренироваться.
другое дело, что есть разные способы учиться, или методики, если хотите.

мне лично помогает сориентироваться, если я мысленно представляю себя внутри самолета. еще один подход - я мысенно как бы вешаю ярлык “право” и “лево” на соответствующий борт самолета.

есть и другие подходы. я раскопал в прошлом году очень полезную статью - методика тренировки работы с РН. довольно необычный подход. мне он показался интересным и полезным. автор предлагает начинать практиковаться с РН усиленно нажимая на полеты на ноже.
делать пролеты вправо и влево, к себе фонарем и шасси. повороты на ноже, петли и т.п. постараюсь перевести в ближайшее время.

а между делом, разрешите спросить господа пилотчики.
работаете ли вы РН когда делаете следующие элементарные фигуры:
бочку?
бочку медленную?
бочку с фиксациями?
обыкновенную петлю?
иммельман?
поворот на вертикали (hummerhead)?
и фигуры посложнее, такие как, например, бочки по кругу (rolling circle)?
я продублировал некоторые названия на английском, поскольку не уверен, так ли они называются в русском каталоге ФАИ.

SHAG:

Лично мне сложнее всего боротся с сваливанием модели на крыло при работе руддером. …

это устраняется при помощи микшера RUD-AIL.

Андрей_Курылев
giantflier:

автор предлагает начинать практиковаться с РН усиленно нажимая на полеты на ноже.

Да, есть такая метода на ноже-
фонарь влево-стик вправо
фонарь вправо-стик влево
шасси влево-стик влево
шасси вправо-стик вправо

an2an
SHAG:

Лично мне сложнее всего боротся с сваливанием модели на крыло при работе руддером. Приходится одновременно работать руддером, в обратную сторону элеронами, и еще рулем высоты модель поддерживать от тенденции к пикированию…

Поверьте, это сущий пустяк, оно просто начнет получаться само собой, просто нужно немного попрактиковаться.

Ну и конечно, ножи! Почледнее время, я 40-50% полета провожу на ноже, летаю кругами и восьмерками, делаю петли на ноже и т.д. и действительно какое-то просветление потихоньку намечается… Еще полетов двести и я надеюсь наладится.

giantflier:

я мысенно как бы вешаю ярлык

Как только я задумываюсь куда двигать руль, я тут же ошибаюсь. Даже элероны могу перепутать, если попытаюсь подумать куда рулить, но если рулю автоматом, с рулями не ошибаюсь (только РН в странных ситуациях)…

Андрей_Курылев
an2an:

Как только я задумываюсь куда двигать руль, я тут же ошибаюсь.

Во во…иправляется только тупым налетом. Я застрял на фиксациях, а изобретателя медленной бочки уже давно хочу убить:)😁

PILOTon99
giantflier:

а между делом, разрешите спросить господа пилотчики. работаете ли вы РН когда делаете следующие элементарные фигуры: бочку? бочку медленную? бочку с фиксациями? обыкновенную петлю? иммельман? поворот на вертикали (hummerhead)? и фигуры посложнее, такие как, например, бочки по кругу (rolling circle)?

Я на всех этих фигурах пользую РН кроме быстрой бочки, т.к не всё лечится микшерами к сожалению. Причем некоторые вышеперечисленные фигуры стараюсь выполнить приемущественно с помощью РН (медленную бочку без РВ, бочки по кругу без РВ). Выглядит коряво, зато помогает набить руку касаемо РН. Симулятор в этом вопросе просто супер-друг и товарисч)

Concord

Хорошее упражнение - горизонтальные восьмерки “блинчиком”, только с помощью РН. Но это довольно просто. А вот с переходом в инверт в центральной точке - мозх как то выполнять отказывается 😵

ValS

Сообщение от giantflier
а между делом, разрешите спросить господа пилотчики. работаете ли вы РН когда делаете следующие элементарные фигуры: бочку? бочку медленную? бочку с фиксациями? обыкновенную петлю? иммельман? поворот на вертикали (hummerhead)? и фигуры посложнее, такие как, например, бочки по кругу (rolling circle)?

Хм, я бы не называл эти фигуры элементарными, хотя бы потому, что выполнить их ровно на 10 баллов тоже довольно сложная задача.

И как бы то ни было, управление на любой фигуре, всегда идёт по всем каналам, в том числе и по газу, а на электричках в особенности газом.

Например, если в штиль вы сможете не рулить одним из каналов, например высотой, то в ветер вас на ноже унесёт очень далеко, если вы не парируете соответствующим положением руля высоты.

Так что - рулить нужно всем 😃

Андрей_Курылев:

Во во…иправляется только тупым налетом. Я застрял на фиксациях, а изобретателя медленной бочки уже давно хочу убить:)😁

сначала делаем медленную бочку, потом 4 фиксации, потом 8.
При этом, полезно летать ножи в обоих направлениях к себе фонарём и от себя.

SHAG

А вот у меня с ножом проблемы 😦 В симуляторе - легко! А на модели что-то не выходит 😦 Постоянно куда-то ее в сторону уносит, и заканчивается все скорее всего штопором… И дай бог, чтоб высоты хватило… Уже пару раз так ронял самолет.

Alex
giantflier:

а между делом, разрешите спросить господа пилотчики.
работаете ли вы РН когда делаете следующие элементарные фигуры:
бочку?
бочку медленную?
бочку с фиксациями?
обыкновенную петлю?
иммельман?
поворот на вертикали (hummerhead)?
и фигуры посложнее, такие как, например, бочки по кругу (rolling circle)?

А что, их можно без РН делать?
Моя любимая притча про старика Сомензини, которого в юности отец заставлял выполнять все эволюции только с помощью РН, естественно, это мой вольный перевод. Никак мне не найти ту статью с его био.
Я уверен, что после таких тренировок он не путается с РН.
Вопрос в том, как он это реализовывал, я не очень представляю.

А вообще, практика решает все. У меня были затруднения с обратным хариером - путал по РН все время. Пару недель на симе - и практически не путаю.
Антоха правильно сказал - главное не думать, а автоматизм придет только с налетом.

Maxicus

Пользуюсь следующими “правилами”:

  • Полубочка из прямого полета. Ручка РН отклоняется в сторону, противоположную отклонению ручки элеронов
  • Полубочка из перевернутого положения. Ручка РН отклоняется в туже сторону, что и ручка элеронов
  • Повороты в гор.перевернутом полете. Представьте, что вместо РН вы двигаете конец ближайшей к вам консоли крыла. Двигайте РН в туже сторону. Если непонятно, могу нарисовать картинку.

Через сотню полетов стало получаться автоматом.

Concord
Maxicus:

Пользуюсь следующими “правилами”:

  • Повороты в гор.перевернутом полете. Представьте, что вместо РН вы двигаете конец ближайшей к вам консоли крыла. Двигайте РН в туже сторону. …

Хорошая мнемоника 😃, аналогичная “подстановке стика под падающую консоль”

an2an

Не понимаю, как Вы этими мнемониками пользуетесь. Если я начинаю думать про рули, сразу летать не могу…

Maxicus
an2an:

…Если я начинаю думать про рули, сразу летать не могу…

Мнемоники помогают на начальном этапе. После того, как более-менее выработалась моторика - только мешают. Как только начинаешь думать - сразу ошибаешься.

giantflier

на днях перед сном почитал внимательно инструкцию к своему JR9303. наткнулся на главу про использование гироскопа на самолете, которую раньше всегда игнорировал и внимательно ее прочитал. оказывается, гироскоп полезная штука и на самолете!

напрмер, при выполнении hammerhead при выходе из поворота на самом верху фигуры нужно всегда очень аккуратно давать обратное действие РН, чтобы самолет на вертикали вниз не раскачивался. так вот, оказывается эту проблему очень хорошо решает гироскоп.

надо попробовать… вопрос только - какой именно гироскоп поставить. кто нибудь посоветует?

mavr
giantflier:

при выходе из поворота на самом верху фигуры нужно всегда очень аккуратно давать обратное действие РН, чтобы самолет на вертикали вниз не раскачивался.

или немного “передержать” РН. разве это так сложно?

lyoha

Видимо сложно. Проще читерствовать.
Вчера долго отрабатывал разворот на горке. Когда сам, руками научшься убирать раскачивание, то получаешь очень приятный адреналин и легкую эйфорию от сделанного. И любуешься результатом своего труда. Равно, как и отлетав весь полет на ноже, следующий просто начинает переть от осознания того, что это САМ!

an2an:

Не понимаю, как Вы этими мнемониками пользуетесь. Если я начинаю думать про рули, сразу летать не могу…

Делай развороты на горке в инверте. В разные стороны. И не думай в какую сторону пыркать ручки. Мозг сам придет с собой к консенсусу. Просто отметит закономерность от дачи ручки в какую сторону куда летит самолет. Или нисходящие вертикали в инверте править рулем направления.

an2an
lyoha:

Или нисходящие вертикали в инверте править рулем направления.

Вот тут конечно всякие мнемоники помогут, пока их применишь, окажешься метров на пять ниже поверхности земли…

Идея-то понятна, применять РН в инверте в ситуациях когда ошибки не страшны и ждать пока мозх усвоит информацию от рук и результата. Помню когда учился “висеть” долго дрючился в симуляторе, ни чего не получалось, потом был вынужденый перерыв с месяц, и оказалось что за это время мозг разложил информацию “по полочкам” и висеть я уже умею…

Alex
an2an:

Помню когда учился “висеть” долго дрючился в симуляторе, ни чего не получалось, потом был вынужденый перерыв с месяц, и оказалось что за это время мозг разложил информацию “по полочкам” и висеть я уже умею…

Антоха, что интересно, не только на моторике сказывается, йа, когда ангийский пытался учить, обратил внимание, что после перерыва приступаешь к занятиям как бы на новом уровне.

an2an

Леха, имхо это потому шта мозх, нуждается в свободном времени, что бы можно было все обмозговать… А когда его дрючат без перерыва, этого времени нет.

SHAG

А вот мне чего сделать??? уже с полгода, если не больше, пытаюсь научится висеть… И с перерывами, и без… Максимум секунд 10. И все.

Скоро уже наверно начну считать, что мне это не дано 😦