Повышение надежности управления (2 приемника на модели)
Приведу два простых примера для телеметрии в струю безопасности полетов:
- Телеметрия скажет вам, если одна из банок батареи провалится ниже заданного уровня.
- Телеметрия заранее предупредит об ухудшении качества связи.
Ни тому ни другому не надо уделять никакого внимания - включил и забыл.
Еще некоторым интересно дома посмотреть траекторию модели, время полета, диапазон скоростей, высот и прочего.
Еще некоторым интересно дома посмотреть траекторию модели, время полета, диапазон скоростей, высот и прочего.
" Компас - хитроумный прибор, позволяющий определить в какой стороне света Вы заблудились. "
Толковый словарь Сатаны.
Мне всегда было интересно узнать, чем люди, восхищенные телеметрией, оправдывают ее наличие и применение.) Я понимаю, когда есть спецзадачи и информация эта необходима для каких-то конкретных целей, то же FPV, когда связи визуальной давно с амолетом нет, он фиг знает где находится) Но летать в удовольствие или на соревнованиях и немалую часть внимания уделять куче цифр на экране и голосовым комментариям… Не пофиг ли, на какой высоте летает модель, какие там обороты, температура и напряжение? Ну, все это так, рассуждения просто… к вопросу о том, какие кому фломастеры, конечно…)))
Могу привести свои доводы ЗА, пока правда умозрительные.
Эксплуатирую в очень жестких условиях (относительно температурного режима) самолеты 120сс предназначенные для пилотажа F3A…X и 3D.
Приобрел комплект телеметрии (благо не дорого стоит) для контроля оборотов двигателя и температуры цилиндров. Вопрос зачем?
Обороты чисто до кучи, если уж телеметрия есть, то пусть на приставку к радио выведет обороты, для упрощения жизни так сказать, это не цель на самом деле, просто ништяки в случае удачи.
Основная мысль, не допускать в тренировках перегрева цилиндров, очень уж эти моторчики не любят перегреваться. Тут правда напрямик действовать не возможно, потому как сам предел температурный не известен в точке измерения. Но можно пойти от обратного.
Устанавливаю термопары на оба цилиндра, делаю несколько полетов в обычном стиле и с обычной нагрузкой.
Смотрю максимальные пики, задаю предел чуть выше на несколько градусов и летаю дальше. В несколько приближений должна отрисоваться предельная температура в точке измерения, или скажем так, температура, которую можно пока считать предельной.
При достижении этой температуры на одном из цилиндров телеметрийная приставка к радио должна начать подавать звуковое предупреждение (смотреть на экран реально некогда и не нужно).
Вот если это все будет действительно так, то такая телеметрия сработает мне в помощь. В таком случае установлю и на второй самолет. Потому что, реально можно увлечься отрабатыванием различных элементов и при этом перегреть мотор во время тренировок, особенно в жаркую погоду.
Правда пока это только мечты, но вроде как Фрискаевские модули все это делают. Их и приобрел.
В то же время мне совершенно не интересно напряжение на бортовых батареях (для Лайфов это все равно ерунда, просто считаем по количеству полетов), высота, скорость и прочее. Если только когда нибудь ради интереса датчик перегрузки на один -два полета поставить, но не более.
К тому же думаю, что полетав с термопарами на борту какое то время, надобность в них (для этого двигателя) отпадет сама собой. Просто уже понятно станет все.
Вот где то таак… Но это эксперимент в чистом виде, не факт, что получится как задумано…
Мне всегда было интересно узнать, чем люди, оправдывают ее наличие и применение.
Информация не бывает лишней, хотя некоторая может оказаться и смертельной… .😈
Совсем не обязательно на экран таращится, настроил говорилку и пользуйся.
Варио, как на настоящем планере работает, звук тональность меняет.
Разряд батареи, полезная вещ, особенно если висиш по часу-полтора, а борт от ходовых аку запитан.
Высота не столь критично, но иногда любопытно бывает. Термики поискать? Ну хорошо когда “пухнет”, видно,
а когда 0,2 - 0,5 м/с. ? Крутишся на пятачке, а отцентровать никак плохо видно, особенно над собой.
Не скажу кому как, а я себе взял из чистого любопытства и из расщёта, а вдруг пригодится.
😂
" Компас - хитроумный прибор, позволяющий определить в какой стороне света Вы заблудились. "
Наверно, самый весомый аргумент)) Ну если серьезно, то все обусловлено конкретной спецификой, как я понимаю. Насчет провала банок - я стараюсь использовать качественные батарейки и строго контролировать их состояние до начала сезона, во время и между). Никогда еще не подводило и мне так спокойнее. Уровень сигнала - даже не представляю, куда надо залететь при нынешней дальности действия аппаратуры. Воющий в ухо варио - я бы застрелил его на третьей минуте полета! Не говоря уже о том, что искать термики по приборам, а не мозгами - чистый моветон. Да и информация такого рода на планерных соревнованиях запрещена. Только контроль питания и уровень сигнала не так давно разрешили.
Для тренировок, отрабатывания навыков, анализ логов, разбор полета - наверняка сослужит службу, без сомнения.
Воющий в ухо варио - я бы застрелил его на третьей минуте полета!
Ну да, это по первости, а потом привыкаеш!
Планеристы же не стреляются, и дельтапланеристы тож… .
…что искать термики по приборам, а не мозгами - чистый моветон.
И опять, “ну да”! Ищем всёж “мозгами”, а варио или подтверждает или опровергает сие.
З.Ы.
чёт ушли от темки - то.
И опять, “ну да”! Ищем всёж “мозгами”, а варио или подтверждает или опровергает сие.
После первых десяти лет наступает понимание, что и глаза прекрасно справляются, а после двадцати это уже на уровне ощущений ))) Кроме того, повторюсь - такого рода телеметрия запрещена. А варио - это как GPS в машине…перестаешь соображать и запоминать.
Это правда - после лета и осени полетов с автопилотами да телеметрией до ужаса захотелось полетать по-настоящему. Достал пилотажку из EPP и плевать на мороз - пойду вспоминать как оно вообще летается-то 😃
А от темы-то ушли, модераторов на нас не хватает - ждем новых результатов от Максима!
И правда нано-технологии, все компактное, в ладони умещается😒
Слышал в школах уроки черчения отменяют.Ученики сбились с ног ищя в магазинах линейки.Оказывается это моделисты все поскупили на свои проэкты
Ну, линейки всегда были наше ФСЁ!!!
Кстати, очень удобно. Легко достаю и до верхнего и до нижнего. Под основанием верхнего пульта есть отсек под аккумуляторы для видео тракта, который в будущем будет состоять из двух 5-7 дюймовых мониторов, прилепленных спереди и двух видеоприемников 5.8 ГГц.
Управляю большими пальцами, поэтому нет площадок под ладони, как на фирменных столиках. Теперь думаю как крепить мониторы.
Полетать на этих выходных не удалось, к сожалению.
Оказывается это моделисты все поскупили на свои проэкты
Одна продавщица действительно не выдержала и спросила, зачем мне столько линеек 😃
Из моего старого…
-Я учитель , руки отбиваю!!!
Её реакция непередаваемая…
Кстати, очень удобно
Шея не устанет?
Там ещё подпорки будут:)
Иначе…
Одна продавщица действительно не выдержала и спросила, зачем мне столько линеек 😃
Я раньше отвечал, что на мальчишник - … меряться.
Нано-технологии завтрашнего дня входят в нашу жизнь.
Уууу как все запущено 😃
К стати самый простой вариант определения приемника который еще ловит сигнал. Но придется пожертвовать одним каналом. Один канал приемников программируется при фалсейве в крайнее положение, при нормальной работе в другое. Этот канал управляет комутатором который переключает приемники. Сейчас на 2.4 модуль подается ППМ, так что прикрутить паралельно штатной системе еще ЛРС со вторым приемником не проблема. Значения по каналам при фалсейве прописываются одинаковые в оба приемника. Делов, при наличии опыта программирования одна мега и несколько разъемов, при отсутствии навыков, 3-4 корпуса мелкой логики и чуть рассыпухи.
Итак, тест закончен удачно. Самолет стал управляться немного более вяло, но все так же уверенно.
Ну так и чем все закончилось? Есть окончательное решение?
Я считаю, что нет смысла в том, чтобы дублировать сервы. Отказ одной сервы в большинстве случаев можно парировать. А вероятность отказа сразу нескольких достаточно мала.
А именно:
- отказ РВ можно парировать элеронами и/или закрылками;
- отказ РН парируется элеронами+РВ
- отказ элеронов… без них вообще можно летать, как и без РН
Более того, почти всегда серв элеронов две (по количеству крыльев 😁 ).
Единственное, что критично - клин элеронов с большими отклонениями от нейтрали, тогда будет трудно парировать вращение.
Так к чему я это…
Вывод (ИМХО):
На борту нужно два приемника и микшер.
Используя такую схему, можно реализовать: - основной/резервный канал: при отказе основного канала управление ведется по резервному (переключение по переходу в failsafe одного из приемников);
- тренер/ученик: если тренер считает, что ученик “зарулился”, он берет управление на себя (переключение отдельным каналом);
- дальняя/ближняя связь: взлет/посадка по одному каналу с всенаправленными антеннами (большие угловые скорости), марш на узконаправленной антенне.
Такой микшер (PWM или даже PPM) делается за вечер на ардуине, AVR, PIC, MSP430, STM32 и т.д. и т.п. Можно даже принимать решение о выборе приемника на основе RSSI, или, еще глубже, придумать многокритериальные условия. Можно и третью сторону взять - автопилот.
И если это кому-нибудь нужно, то я могу помочь.
Ну так и чем все закончилось? Есть окончательное решение?
Решение есть, нет времени.
За последнее время опробовал подобную схему на летающем крыле. Каждый элевон разрезан пополам. Внутренними элевонами рулит один приемник через автопилот (в режиме “стабилизации” либо “возврат домой”). Внешними элевонами рулит другой приемник с независимым питанием и независимыми сервами. Но пока что от одного общего пульта.
Результатом очень доволен.
Однако хочется все таки реализовать два независимых канала управления от двух пультов. Один основной, завязанный на автопилот. Второй резервный.
А так же планирую вернуться к схеме классического скайволкер-подобного самолета, но без элеронов. О результатах напишу в этой теме.
Такой микшер (PWM или даже PPM) делается за вечер на ардуине
На данном этапе хочется реализовать все используя только стандартные элементы. Не мудрить никаких микшеров или связок между приемниками. Цель - чтобы обе системы управления были вообще никак не связаны между собой, ни единым проводом. Чтобы даже если одна система управления сгорит вся целиком от регулятора до приемника, то вторая работала как ни в чем не бывало. По сути, вторая система управления является аварийной. Весь полет будет проводиться первым пультом, как у всех нормальных моделистов. И если вдруг управление пропадет, была возможность без аварии посадить самолет через второй пульт - пусть даже в планирующем режиме.
Кстати, вот забавное видео, у человека сгорел мотор и он вернул самолет планированием. В идеале, у меня будет так же, в случае поломки: