Питание борта на бензине

Andry_M
DGP:

Почему обязательно должна быть высокая емкость 2300 и тп?

Ну как же! Емкость очень важна. 😃 Не просто так парни ставят не одну 2300, а парочку 3000-4000 мач. 😎
Батареи (ей) должно хватать на полетный день, лучше на два. Чтоб не париццо с батареями.
Следующим шагом будет запас топлива на эти самые 2 дня. Дабы не париццо с помпами 😉

Гена_Большой

Хотелось бы вернуться к вопросу ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА питания борта.
У меня сервы 6В, от сюда я и останавливаюсь на LiFePo4,
от варианта поставить ВЕС и использовать LiPo отказался.

Вот например высоко-токовый элемент питания
LiFePO4 3.2V, Li-Force 18650-HP11, 1100 мАч

Вот его разрядная кривая током 10А, обратите внимание на 5-ти секундную нагрузку током 20+А, даже при таком токе просадка не ниже 2,7В,
а значит на приемнике будет не ниже 5В.

  1. Я не знаю какой максимальный ток будет у моей модели, но чтото мне подсказывает, что вряд ли больше 20А.
  2. В субботу за пол дня полетов, пусть и практически блинчиком, мотор все еще обкатывается,
    борт забрал порядка 500мАч (результат заряда батареи борта вечером без балансировки), пусть при максимальных нагрузках за день борт “съест” 1500мАч.

Я знаю, что есть сложившееся представление, что для 30СС надо иметь батарейку 2300, а лучше пару,
но если моим потребностям удовлетворяет батарейка 2S 1100?
Зачем возить лишний вес.
Тем более, что как минимум один день я отлетал на низко-токовой батарейке для аппаратуры
и еще один день на очень хорошей, но уже в возрасте, высоко-токовой LiFePo4 батарее для борта вертолета емкостью 1300 мАч.

Вот не вижу я причину объясняющую необходимость возить лишний вес ).
Я могу поставить на борт 2S 1100, отлетать в режиме #тапкавпол два-три полета по 5-6 минут,
естественно поставив в телеметрии оповещение на 6-6,2В а потом узнать сколько борт “скушал”
и имея 2-3 такие батареи просто менять их в день полетов, как это мы делаем на электричках по 5-10 раз в день ).

Губанов_Игорь
DGP:

А не проще использовать 3-4 одинаковых, универсальных батарейки емкостью 1200-1300 и менять их по мере разрядки и на борт и на зажигание…

Почему обязательно должна быть высокая емкость 2300 и тп? Думаю важнее рейтинг по разрядному току.

Общий принцип для подбора емкости борта на 3Д бензинке:

  1. Борта должно хватать (желательно, что бы хватало) на одну дневную тренировку с остатком от 50 до 30%.
    Например зададимся потреблением борта за полет (к примеру) 270Ма и хотим при этом выполнить 6 полетов. 270х6+50%=2430мА

  2. батарейка на борту должна обеспечивать пиковое токопотребление стерв. (Иначе возникнет кратковременная просадка по напряжения и борт может отвязаться, чего мы боимся больше всего) Пусть пик будет в районе 40А (что очень близко к истине примерно с двойным запасом, что нам и надо для надежности) и батарейка с токоотдачей 25С. Тогда минимальная емкость получится 1600мА плюс 50% запас по безопасности = 2400мА.

Расчет несколько абстрактный, но все же более менее соответствует пяти стервам класса 7955.

Вот исходя из этих двух условий, можно утверждать, что при заданном токопотреблении в номинале и заданном пике с запасом в 50% можно спокойно за день выполнять 5 полетов на батарейках емкостью 2300мА. Возможно получится и6-8 полетов, но надо сначала все тщательно перепроверить в полетах.

Вот примерно такая логика. Естественно, можно менять борт и после каждого полета, тогда нужно его рассчитать под необходимое токопотребление. Но на практике все же ИМХО удобнее иметь борт на 3-6 полетов, хотя согласен, вариантов может быть много.

Гена_Большой

Все мои изыскания, метания и вопросы исключительно из желания понять,
что, кого и куда двигает ).

Губанов_Игорь

Десять лет назад мы много экспериментировали с оснащением бортов на 60 и 120сс. В результате пришли к силовым выключателям на 60сс и повербоксу на 120сс. Но повербокс был нужен в основном для разведения питания на зажигалку5,9В (Дашки тогда не тянули больше), и в своем составе он имел два качественных БЭКа и надежный выключатель. Сейчас на HV борт я бы не стал тратить деньги на дистрибьютер питания, только на силовой выключатель.
Зажигалку очень выгодно питать от основного борта - меньше батареек, меньше заряжать.

В Вашем случае есть смысл запитать все от одного феррума 2300 и полетать, тщательно замеряя расход борта в первых полетах

Гена_Большой

Пошел конструктивный разговор ).
У меня модель 35СС, на борту стоят шесть серв SAVOX.
Серву газа в расчет не берем, там потребление мизерное.
Остальные пять штук
SC1256TG - Standard Size Coreless Digital Servo .15/277 @6V
По данным производителя

Running Current (no load): 100mA @4.8V, 120mA @6.0V
Stall Current (at locked): 4000mA @4.8V, 5000mA @6.0V
Idle Current: 5mA @4.8V, 5mA @6.0V

Полностью блокированная серва при питании 6В потребляет 5А.
Итого, если заблокировать перемещение всех пяти серв (но кмк это просто не реально сделать в полете),
я получу максимальны ток 25А.

Губанов_Игорь:

В Вашем случае есть смысл запитать все от одного феррума 2300 и полетать, тщательно замеряя расход борта в первых полетах

В субботу именно это и сделал, за 6 или 7 полетов (не посчитал) расход батареи борта составил 500мАч.
Но повторю, летал не сильно нагружая мотор, в основном на 50-60 процентов оборотов от максимальных.
Даже если расход будет в районе 1Ач на 6-8 полетов, мне удобнее иметь две батареи по 1100мАч и менять их после 3-4 вылетов.

У меня вопрос упирается в нежелание вешать лишний груз на хвост модели ).

Губанов_Игорь

Я бы не стал ставить батарейку 1100 мА, хотя она и легче. Есть опасение, что возможна просадка напруги при перегрузке борта (не важно, по какой причине).
С другой стороны очень заманчиво съэкономить немного веса, особенно на таком самолете как 35сс. где на счету просто каждый лишний грамм. (летать то оно будет и на кило тяжелее, но намного хуже).

И все же мой совет, оставить 2300 в надежность и на перспективу. Но решать в любом случае Вам.

Nik_son
Гена_Большой:

У меня вопрос упирается в нежелание вешать лишний груз на хвост модели ).

Если Вы так ратуете за облегчение общего веса, оставьте тогда и одну серву на РВ в придачу… Любое облегчение должно иметь разумные пределы. То что 1100 батарея просядет гораздо быстрее чем 2200 это к гадалке не ходи. Но потом стоять над горкой дров, чесать затылок…

Гена_Большой

В моем случае вопрос стоит о экономии 160+ грамм,
уменьшение веса батареи борта на 80+ грамм и удаление (пока думаю) батарейки зажигалки еще 80 грамм.

Nik_son

Еще можно бак на 100 грамм поставить, как раз на один полет хватит (сарказм). Не в обиду. Вы конечно вправе со своим самолетом делать то что хотите, просто Вам советует Игорь исходя из своей большооооой практики.

Гена_Большой
Nik_son:

То что 1100 батарея просядет гораздо быстрее чем 2200 это к гадалке не ходи.

я не ратую за каждый грамм,
прямо сейчас у меня трудность только в одном,
пока на борту стояла батарея весом 100 грамм, центровка была отличная, самолет был понятен.
сейчас батарея стала весить 180 грамм, а двигать назад некуда,
центровка сильно передняя, самолет стал очень сильно вялый.

Есть три варианта решения.

  • повесить на хвост груз грамм 30-40, вот не люблю )), имею право,
  • убрать батарею зажигалки те самые 80 грамм, она как раз с другой стороны от бака стоит ),
  • поставить на питание борта высоко токовую 2S 1100.

Насчет просадки последней, на скрине выше током 28А батарею не просадили ниже 2,5В.
Для приемника такая просадка не критичная.
Да и не будет у меня тока больше 15А (по моему скромному ИМХО),
опять же телеметрия подскажет )

Губанов_Игорь

Смело выбрасывай отдельное питание зажигалки. проверено еще 10 лет назад

А дальше я бы сначала полетал на том что есть(все равно оно уже есть), а потом посмотрел бы, облегчать или - и так сойдет😒

Nik_son

Что то я упусти какой у Вас самолет и двигатель. Почему такой перегруз вперед, неужели так ой двигатель тяжелый. Я на своей экстре EF и DLE35RA наоборот устал морду грузить. Для облета и центровки по центру трубы (облетывал без кока и капота) пришлось на мотокороб 200 грамм накинуть и один из аккумов лифепо 2200 под мотокороб прикрутить А второй такой же внутри но тоже близко к носу максимально. Полетела правда сразу ровно как по ниточке 😃. Правда у меня взлетный вес в сборе выходит 5555 гр.

Гена_Большой

У меня Мх-2 от Skyline, он в отличии от ЭКСТЫ ЕФ не “квадратный” )
Мотор DLE-35RA.
Поэтому две сервы Савокс на РВ не сильно напрягли ).

DGP
Гена_Большой:

а двигать назад некуда,

Такого быть не может… Всегда можно что то сколхозить. Нужен творческий подход 😁

Witalij

Геннадий, при выставлении критического значения напряжения для борта будьте осторожны, лифер имеет свойство почти до 90% разряда держать напряжение почти в не изменном виде, то есть нащупать границу окончания ёмкости очень сложно. Я летаю на них с планерами, знаю. А вот полимер по напруге отслеживается элементарно.

Гена_Большой

Спасибо Виталий, я знаю ).
Задача телеметрии предупредить о существенных просадках напряжения батареи в полете.
Летать как на электричке, пока пищалка не заорет, я точно не собираюсь.
Для понимания моей логики, возьмем батарейку из поста
rcopen.com/forum/f87/topic546178/130
При разряде током 1А, по сути это примерно номинальный ток разряда батареи питания борта (100-150мАч на серву),
напряжение 3,2В соответствует 600мАч отданной емкости.
При этом, при превышении тока больше 10А батарея проседает до 3В.
От этих значений я и планирую плясать, настраивая оповещения ).
Но это совсем не значит, что я до этих оповещений буду летать.
Второе скорее информационное - да, борт в некоторых режимах берет больше 10А,
тогда оповещение настрою на просадку при 15А, т.е. 2,95В на банку.

DGP:

Такого быть не может… Всегда можно что то сколхозить. Нужен творческий подход

хочется в стоке все отладить ), наклеить лишнего всегда успею.

По сути осталось принять окончательное решение по судьбе батарейки зажигалки.
От этого зависит, оставить батарейку зажигалки и заказать пару 2S 1100
или убрать отдельное питание зажигалки и летать с 2S 2300,
но это скорее всего вопрос религии, сторонников обоих вариантов предостаточно,
в том числе и среди моих знакомых.
а я человек не верующий.

Значит, с большой долей вероятности, кину монету ).

Microdronchik

Могу в красках расписать как потеет зад и сжимаются яйка когда изза просадки напряжения приёмник уходит в файлсейф и самолёт начинает улепётывать в сторону города. ВЫ тоже хотите испытать это чувство, не советую. Мне тогда повезло что самолёт шел ровно и на малом газу, а секунд через 30 управление заработало опять. Тогда это было изза бракованой банки никель кадмия. Это ещё в долитиевую эпоху на 40 мгц аппаратуре.

Гена_Большой

При просадке напряжения современный приемник уйдет в режим перезапуска.
Связь восстановится через пару секунд, а то и меньше, проверял выключая и включая питание борта.
Другое дело, что мотор однозначно заглохнет, что и имело место совсем недавно с батарейкой для Tx,
во время выполнения KESUp мотор вдруг заглох и было ощущение секундной потери связи,
высоты хватило для разворота и нормально посадки на полосу ).
Тогда я на батарейку не подумал )), теперь понимаю, что это было именно ОНО.

А f/s у меня на всех моделях настроен на бабочку и малый газ ).

DGP
Гена_Большой:

тогда оповещение настрою на просадку при 15А, т.е. 2,95В на банку.

очень рискованно по напряжени ю судить об остаточной емкости ферумов. Одно дело график просадки и восстановления напряжения тестового где то в лаборатории ака, а другое дело как поведет себя банка на борту любимого самолета …