Питание борта на бензине
Хотелось бы вернуться к вопросу ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА питания борта.
У меня сервы 6В, от сюда я и останавливаюсь на LiFePo4,
от варианта поставить ВЕС и использовать LiPo отказался.
Вот например высоко-токовый элемент питания
LiFePO4 3.2V, Li-Force 18650-HP11, 1100 мАч
Вот его разрядная кривая током 10А, обратите внимание на 5-ти секундную нагрузку током 20+А, даже при таком токе просадка не ниже 2,7В,
а значит на приемнике будет не ниже 5В.
- Я не знаю какой максимальный ток будет у моей модели, но чтото мне подсказывает, что вряд ли больше 20А.
- В субботу за пол дня полетов, пусть и практически блинчиком, мотор все еще обкатывается,
борт забрал порядка 500мАч (результат заряда батареи борта вечером без балансировки), пусть при максимальных нагрузках за день борт “съест” 1500мАч.
Я знаю, что есть сложившееся представление, что для 30СС надо иметь батарейку 2300, а лучше пару,
но если моим потребностям удовлетворяет батарейка 2S 1100?
Зачем возить лишний вес.
Тем более, что как минимум один день я отлетал на низко-токовой батарейке для аппаратуры
и еще один день на очень хорошей, но уже в возрасте, высоко-токовой LiFePo4 батарее для борта вертолета емкостью 1300 мАч.
Вот не вижу я причину объясняющую необходимость возить лишний вес ).
Я могу поставить на борт 2S 1100, отлетать в режиме #тапкавпол два-три полета по 5-6 минут,
естественно поставив в телеметрии оповещение на 6-6,2В а потом узнать сколько борт “скушал”
и имея 2-3 такие батареи просто менять их в день полетов, как это мы делаем на электричках по 5-10 раз в день ).
А не проще использовать 3-4 одинаковых, универсальных батарейки емкостью 1200-1300 и менять их по мере разрядки и на борт и на зажигание…
Почему обязательно должна быть высокая емкость 2300 и тп? Думаю важнее рейтинг по разрядному току.
Общий принцип для подбора емкости борта на 3Д бензинке:
-
Борта должно хватать (желательно, что бы хватало) на одну дневную тренировку с остатком от 50 до 30%.
Например зададимся потреблением борта за полет (к примеру) 270Ма и хотим при этом выполнить 6 полетов. 270х6+50%=2430мА -
батарейка на борту должна обеспечивать пиковое токопотребление стерв. (Иначе возникнет кратковременная просадка по напряжения и борт может отвязаться, чего мы боимся больше всего) Пусть пик будет в районе 40А (что очень близко к истине примерно с двойным запасом, что нам и надо для надежности) и батарейка с токоотдачей 25С. Тогда минимальная емкость получится 1600мА плюс 50% запас по безопасности = 2400мА.
Расчет несколько абстрактный, но все же более менее соответствует пяти стервам класса 7955.
Вот исходя из этих двух условий, можно утверждать, что при заданном токопотреблении в номинале и заданном пике с запасом в 50% можно спокойно за день выполнять 5 полетов на батарейках емкостью 2300мА. Возможно получится и6-8 полетов, но надо сначала все тщательно перепроверить в полетах.
Вот примерно такая логика. Естественно, можно менять борт и после каждого полета, тогда нужно его рассчитать под необходимое токопотребление. Но на практике все же ИМХО удобнее иметь борт на 3-6 полетов, хотя согласен, вариантов может быть много.
Все мои изыскания, метания и вопросы исключительно из желания понять,
что, кого и куда двигает ).
Десять лет назад мы много экспериментировали с оснащением бортов на 60 и 120сс. В результате пришли к силовым выключателям на 60сс и повербоксу на 120сс. Но повербокс был нужен в основном для разведения питания на зажигалку5,9В (Дашки тогда не тянули больше), и в своем составе он имел два качественных БЭКа и надежный выключатель. Сейчас на HV борт я бы не стал тратить деньги на дистрибьютер питания, только на силовой выключатель.
Зажигалку очень выгодно питать от основного борта - меньше батареек, меньше заряжать.
В Вашем случае есть смысл запитать все от одного феррума 2300 и полетать, тщательно замеряя расход борта в первых полетах
Пошел конструктивный разговор ).
У меня модель 35СС, на борту стоят шесть серв SAVOX.
Серву газа в расчет не берем, там потребление мизерное.
Остальные пять штук
SC1256TG - Standard Size Coreless Digital Servo .15/277 @6V
По данным производителя
Running Current (no load): 100mA @4.8V, 120mA @6.0V
Stall Current (at locked): 4000mA @4.8V, 5000mA @6.0V
Idle Current: 5mA @4.8V, 5mA @6.0V
Полностью блокированная серва при питании 6В потребляет 5А.
Итого, если заблокировать перемещение всех пяти серв (но кмк это просто не реально сделать в полете),
я получу максимальны ток 25А.
В Вашем случае есть смысл запитать все от одного феррума 2300 и полетать, тщательно замеряя расход борта в первых полетах
В субботу именно это и сделал, за 6 или 7 полетов (не посчитал) расход батареи борта составил 500мАч.
Но повторю, летал не сильно нагружая мотор, в основном на 50-60 процентов оборотов от максимальных.
Даже если расход будет в районе 1Ач на 6-8 полетов, мне удобнее иметь две батареи по 1100мАч и менять их после 3-4 вылетов.
У меня вопрос упирается в нежелание вешать лишний груз на хвост модели ).
Я бы не стал ставить батарейку 1100 мА, хотя она и легче. Есть опасение, что возможна просадка напруги при перегрузке борта (не важно, по какой причине).
С другой стороны очень заманчиво съэкономить немного веса, особенно на таком самолете как 35сс. где на счету просто каждый лишний грамм. (летать то оно будет и на кило тяжелее, но намного хуже).
И все же мой совет, оставить 2300 в надежность и на перспективу. Но решать в любом случае Вам.
У меня вопрос упирается в нежелание вешать лишний груз на хвост модели ).
Если Вы так ратуете за облегчение общего веса, оставьте тогда и одну серву на РВ в придачу… Любое облегчение должно иметь разумные пределы. То что 1100 батарея просядет гораздо быстрее чем 2200 это к гадалке не ходи. Но потом стоять над горкой дров, чесать затылок…
В моем случае вопрос стоит о экономии 160+ грамм,
уменьшение веса батареи борта на 80+ грамм и удаление (пока думаю) батарейки зажигалки еще 80 грамм.
Еще можно бак на 100 грамм поставить, как раз на один полет хватит (сарказм). Не в обиду. Вы конечно вправе со своим самолетом делать то что хотите, просто Вам советует Игорь исходя из своей большооооой практики.
То что 1100 батарея просядет гораздо быстрее чем 2200 это к гадалке не ходи.
я не ратую за каждый грамм,
прямо сейчас у меня трудность только в одном,
пока на борту стояла батарея весом 100 грамм, центровка была отличная, самолет был понятен.
сейчас батарея стала весить 180 грамм, а двигать назад некуда,
центровка сильно передняя, самолет стал очень сильно вялый.
Есть три варианта решения.
- повесить на хвост груз грамм 30-40, вот не люблю )), имею право,
- убрать батарею зажигалки те самые 80 грамм, она как раз с другой стороны от бака стоит ),
- поставить на питание борта высоко токовую 2S 1100.
Насчет просадки последней, на скрине выше током 28А батарею не просадили ниже 2,5В.
Для приемника такая просадка не критичная.
Да и не будет у меня тока больше 15А (по моему скромному ИМХО),
опять же телеметрия подскажет )
Смело выбрасывай отдельное питание зажигалки. проверено еще 10 лет назад
А дальше я бы сначала полетал на том что есть(все равно оно уже есть), а потом посмотрел бы, облегчать или - и так сойдет😒
Николай, я привык прислушиваться к любым мнениям.
Бак 100 грамм не решит вопрос, бак стоит почти над CG ))
Что то я упусти какой у Вас самолет и двигатель. Почему такой перегруз вперед, неужели так ой двигатель тяжелый. Я на своей экстре EF и DLE35RA наоборот устал морду грузить. Для облета и центровки по центру трубы (облетывал без кока и капота) пришлось на мотокороб 200 грамм накинуть и один из аккумов лифепо 2200 под мотокороб прикрутить А второй такой же внутри но тоже близко к носу максимально. Полетела правда сразу ровно как по ниточке 😃. Правда у меня взлетный вес в сборе выходит 5555 гр.
У меня Мх-2 от Skyline, он в отличии от ЭКСТЫ ЕФ не “квадратный” )
Мотор DLE-35RA.
Поэтому две сервы Савокс на РВ не сильно напрягли ).
а двигать назад некуда,
Такого быть не может… Всегда можно что то сколхозить. Нужен творческий подход 😁
Геннадий, при выставлении критического значения напряжения для борта будьте осторожны, лифер имеет свойство почти до 90% разряда держать напряжение почти в не изменном виде, то есть нащупать границу окончания ёмкости очень сложно. Я летаю на них с планерами, знаю. А вот полимер по напруге отслеживается элементарно.
Спасибо Виталий, я знаю ).
Задача телеметрии предупредить о существенных просадках напряжения батареи в полете.
Летать как на электричке, пока пищалка не заорет, я точно не собираюсь.
Для понимания моей логики, возьмем батарейку из поста
rcopen.com/forum/f87/topic546178/130
При разряде током 1А, по сути это примерно номинальный ток разряда батареи питания борта (100-150мАч на серву),
напряжение 3,2В соответствует 600мАч отданной емкости.
При этом, при превышении тока больше 10А батарея проседает до 3В.
От этих значений я и планирую плясать, настраивая оповещения ).
Но это совсем не значит, что я до этих оповещений буду летать.
Второе скорее информационное - да, борт в некоторых режимах берет больше 10А,
тогда оповещение настрою на просадку при 15А, т.е. 2,95В на банку.
Такого быть не может… Всегда можно что то сколхозить. Нужен творческий подход
хочется в стоке все отладить ), наклеить лишнего всегда успею.
По сути осталось принять окончательное решение по судьбе батарейки зажигалки.
От этого зависит, оставить батарейку зажигалки и заказать пару 2S 1100
или убрать отдельное питание зажигалки и летать с 2S 2300,
но это скорее всего вопрос религии, сторонников обоих вариантов предостаточно,
в том числе и среди моих знакомых.
а я человек не верующий.
Значит, с большой долей вероятности, кину монету ).
Могу в красках расписать как потеет зад и сжимаются яйка когда изза просадки напряжения приёмник уходит в файлсейф и самолёт начинает улепётывать в сторону города. ВЫ тоже хотите испытать это чувство, не советую. Мне тогда повезло что самолёт шел ровно и на малом газу, а секунд через 30 управление заработало опять. Тогда это было изза бракованой банки никель кадмия. Это ещё в долитиевую эпоху на 40 мгц аппаратуре.
При просадке напряжения современный приемник уйдет в режим перезапуска.
Связь восстановится через пару секунд, а то и меньше, проверял выключая и включая питание борта.
Другое дело, что мотор однозначно заглохнет, что и имело место совсем недавно с батарейкой для Tx,
во время выполнения KESUp мотор вдруг заглох и было ощущение секундной потери связи,
высоты хватило для разворота и нормально посадки на полосу ).
Тогда я на батарейку не подумал )), теперь понимаю, что это было именно ОНО.
А f/s у меня на всех моделях настроен на бабочку и малый газ ).
тогда оповещение настрою на просадку при 15А, т.е. 2,95В на банку.
очень рискованно по напряжени ю судить об остаточной емкости ферумов. Одно дело график просадки и восстановления напряжения тестового где то в лаборатории ака, а другое дело как поведет себя банка на борту любимого самолета …
В субботу именно это и сделал, за 6 или 7 полетов (не посчитал) расход батареи борта составил 500мАч
Наоборот, у меня все считается по каждому полетному дню.
Последний день: ушло 4 бортовых аккумуляторов суммарной емкостью 15000 ма/ч и 3,75 литра топлива.
Предпоследний: те же 4 бортовых акка и 3,8 литра
я не ратую за каждый грамм
Со своей стороны не могу согласиться. Считайте мое мнение альтернативным. 😒
Только в пьяном бреду я соглашусь на 920 + 2774 = 3694 или ~ 3,6кг (за вычетом разъемов). 😒
очень рискованно по напряжению судить об остаточной емкости ферумов
У меня получается не рискованно. Совпадает на 100%.
потеет зад и сжимаются яйка когда изза просадки напряжения приёмник уходит в файлсейф и самолёт начинает улепётывать в сторону города
Интересно, когда это возможно? За 5 лет не вспомню ни единого раза! Токма по разгильдяйству…
Не стоит свои глупости или выгоревшие компоненты прикрывать мифическим файлсейвом. Если случится коротыш, то не емкость батареи, не ее тип не поможет. Полюбому это дрова. Когда ваш самолет “улепетывает в сторону города” это говорит о его типе и стиле полета. Я летаю на других. У них другое поведение.
И еще: не надо впадать в крайности. Совсем недавно с честным лицом предлагалось использовать ЗАВЕДОМО дохлую батарейку. Конечно она бы тоже работала долго и счастливо… смотря какая начинка и стиль полетов. 😒 Знаю парня, который летает на большой тушке с бортовым стабилизатором всего 3 А. 😉
--------------
Гена Большой Не сочтите за труд, ответьте на простой вопрос: у меня LiPo 2S 4000 mah хватает на 5 полетов. На сколько будет хватать LiFe 2S 3600 mah? ☕
В отличии от вас, могу посчитать теоретически или взять из моих практических записей. 😃