Питание борта на бензине

Губанов_Игорь

Десять лет назад мы много экспериментировали с оснащением бортов на 60 и 120сс. В результате пришли к силовым выключателям на 60сс и повербоксу на 120сс. Но повербокс был нужен в основном для разведения питания на зажигалку5,9В (Дашки тогда не тянули больше), и в своем составе он имел два качественных БЭКа и надежный выключатель. Сейчас на HV борт я бы не стал тратить деньги на дистрибьютер питания, только на силовой выключатель.
Зажигалку очень выгодно питать от основного борта - меньше батареек, меньше заряжать.

В Вашем случае есть смысл запитать все от одного феррума 2300 и полетать, тщательно замеряя расход борта в первых полетах

Гена_Большой

Пошел конструктивный разговор ).
У меня модель 35СС, на борту стоят шесть серв SAVOX.
Серву газа в расчет не берем, там потребление мизерное.
Остальные пять штук
SC1256TG - Standard Size Coreless Digital Servo .15/277 @6V
По данным производителя

Running Current (no load): 100mA @4.8V, 120mA @6.0V
Stall Current (at locked): 4000mA @4.8V, 5000mA @6.0V
Idle Current: 5mA @4.8V, 5mA @6.0V

Полностью блокированная серва при питании 6В потребляет 5А.
Итого, если заблокировать перемещение всех пяти серв (но кмк это просто не реально сделать в полете),
я получу максимальны ток 25А.

Губанов_Игорь:

В Вашем случае есть смысл запитать все от одного феррума 2300 и полетать, тщательно замеряя расход борта в первых полетах

В субботу именно это и сделал, за 6 или 7 полетов (не посчитал) расход батареи борта составил 500мАч.
Но повторю, летал не сильно нагружая мотор, в основном на 50-60 процентов оборотов от максимальных.
Даже если расход будет в районе 1Ач на 6-8 полетов, мне удобнее иметь две батареи по 1100мАч и менять их после 3-4 вылетов.

У меня вопрос упирается в нежелание вешать лишний груз на хвост модели ).

Губанов_Игорь

Я бы не стал ставить батарейку 1100 мА, хотя она и легче. Есть опасение, что возможна просадка напруги при перегрузке борта (не важно, по какой причине).
С другой стороны очень заманчиво съэкономить немного веса, особенно на таком самолете как 35сс. где на счету просто каждый лишний грамм. (летать то оно будет и на кило тяжелее, но намного хуже).

И все же мой совет, оставить 2300 в надежность и на перспективу. Но решать в любом случае Вам.

Nik_son
Гена_Большой:

У меня вопрос упирается в нежелание вешать лишний груз на хвост модели ).

Если Вы так ратуете за облегчение общего веса, оставьте тогда и одну серву на РВ в придачу… Любое облегчение должно иметь разумные пределы. То что 1100 батарея просядет гораздо быстрее чем 2200 это к гадалке не ходи. Но потом стоять над горкой дров, чесать затылок…

Гена_Большой

В моем случае вопрос стоит о экономии 160+ грамм,
уменьшение веса батареи борта на 80+ грамм и удаление (пока думаю) батарейки зажигалки еще 80 грамм.

Nik_son

Еще можно бак на 100 грамм поставить, как раз на один полет хватит (сарказм). Не в обиду. Вы конечно вправе со своим самолетом делать то что хотите, просто Вам советует Игорь исходя из своей большооооой практики.

Гена_Большой
Nik_son:

То что 1100 батарея просядет гораздо быстрее чем 2200 это к гадалке не ходи.

я не ратую за каждый грамм,
прямо сейчас у меня трудность только в одном,
пока на борту стояла батарея весом 100 грамм, центровка была отличная, самолет был понятен.
сейчас батарея стала весить 180 грамм, а двигать назад некуда,
центровка сильно передняя, самолет стал очень сильно вялый.

Есть три варианта решения.

  • повесить на хвост груз грамм 30-40, вот не люблю )), имею право,
  • убрать батарею зажигалки те самые 80 грамм, она как раз с другой стороны от бака стоит ),
  • поставить на питание борта высоко токовую 2S 1100.

Насчет просадки последней, на скрине выше током 28А батарею не просадили ниже 2,5В.
Для приемника такая просадка не критичная.
Да и не будет у меня тока больше 15А (по моему скромному ИМХО),
опять же телеметрия подскажет )

Губанов_Игорь

Смело выбрасывай отдельное питание зажигалки. проверено еще 10 лет назад

А дальше я бы сначала полетал на том что есть(все равно оно уже есть), а потом посмотрел бы, облегчать или - и так сойдет😒

Nik_son

Что то я упусти какой у Вас самолет и двигатель. Почему такой перегруз вперед, неужели так ой двигатель тяжелый. Я на своей экстре EF и DLE35RA наоборот устал морду грузить. Для облета и центровки по центру трубы (облетывал без кока и капота) пришлось на мотокороб 200 грамм накинуть и один из аккумов лифепо 2200 под мотокороб прикрутить А второй такой же внутри но тоже близко к носу максимально. Полетела правда сразу ровно как по ниточке 😃. Правда у меня взлетный вес в сборе выходит 5555 гр.

Гена_Большой

У меня Мх-2 от Skyline, он в отличии от ЭКСТЫ ЕФ не “квадратный” )
Мотор DLE-35RA.
Поэтому две сервы Савокс на РВ не сильно напрягли ).

DGP
Гена_Большой:

а двигать назад некуда,

Такого быть не может… Всегда можно что то сколхозить. Нужен творческий подход 😁

Witalij

Геннадий, при выставлении критического значения напряжения для борта будьте осторожны, лифер имеет свойство почти до 90% разряда держать напряжение почти в не изменном виде, то есть нащупать границу окончания ёмкости очень сложно. Я летаю на них с планерами, знаю. А вот полимер по напруге отслеживается элементарно.

Гена_Большой

Спасибо Виталий, я знаю ).
Задача телеметрии предупредить о существенных просадках напряжения батареи в полете.
Летать как на электричке, пока пищалка не заорет, я точно не собираюсь.
Для понимания моей логики, возьмем батарейку из поста
rcopen.com/forum/f87/topic546178/130
При разряде током 1А, по сути это примерно номинальный ток разряда батареи питания борта (100-150мАч на серву),
напряжение 3,2В соответствует 600мАч отданной емкости.
При этом, при превышении тока больше 10А батарея проседает до 3В.
От этих значений я и планирую плясать, настраивая оповещения ).
Но это совсем не значит, что я до этих оповещений буду летать.
Второе скорее информационное - да, борт в некоторых режимах берет больше 10А,
тогда оповещение настрою на просадку при 15А, т.е. 2,95В на банку.

DGP:

Такого быть не может… Всегда можно что то сколхозить. Нужен творческий подход

хочется в стоке все отладить ), наклеить лишнего всегда успею.

По сути осталось принять окончательное решение по судьбе батарейки зажигалки.
От этого зависит, оставить батарейку зажигалки и заказать пару 2S 1100
или убрать отдельное питание зажигалки и летать с 2S 2300,
но это скорее всего вопрос религии, сторонников обоих вариантов предостаточно,
в том числе и среди моих знакомых.
а я человек не верующий.

Значит, с большой долей вероятности, кину монету ).

Microdronchik

Могу в красках расписать как потеет зад и сжимаются яйка когда изза просадки напряжения приёмник уходит в файлсейф и самолёт начинает улепётывать в сторону города. ВЫ тоже хотите испытать это чувство, не советую. Мне тогда повезло что самолёт шел ровно и на малом газу, а секунд через 30 управление заработало опять. Тогда это было изза бракованой банки никель кадмия. Это ещё в долитиевую эпоху на 40 мгц аппаратуре.

Гена_Большой

При просадке напряжения современный приемник уйдет в режим перезапуска.
Связь восстановится через пару секунд, а то и меньше, проверял выключая и включая питание борта.
Другое дело, что мотор однозначно заглохнет, что и имело место совсем недавно с батарейкой для Tx,
во время выполнения KESUp мотор вдруг заглох и было ощущение секундной потери связи,
высоты хватило для разворота и нормально посадки на полосу ).
Тогда я на батарейку не подумал )), теперь понимаю, что это было именно ОНО.

А f/s у меня на всех моделях настроен на бабочку и малый газ ).

DGP
Гена_Большой:

тогда оповещение настрою на просадку при 15А, т.е. 2,95В на банку.

очень рискованно по напряжени ю судить об остаточной емкости ферумов. Одно дело график просадки и восстановления напряжения тестового где то в лаборатории ака, а другое дело как поведет себя банка на борту любимого самолета …

Andry_M
Гена_Большой:

В субботу именно это и сделал, за 6 или 7 полетов (не посчитал) расход батареи борта составил 500мАч

Наоборот, у меня все считается по каждому полетному дню.
Последний день: ушло 4 бортовых аккумуляторов суммарной емкостью 15000 ма/ч и 3,75 литра топлива.
Предпоследний: те же 4 бортовых акка и 3,8 литра

Гена_Большой:

я не ратую за каждый грамм

Со своей стороны не могу согласиться. Считайте мое мнение альтернативным. 😒

Только в пьяном бреду я соглашусь на 920 + 2774 = 3694 или ~ 3,6кг (за вычетом разъемов). 😒

DGP:

очень рискованно по напряжению судить об остаточной емкости ферумов

У меня получается не рискованно. Совпадает на 100%.

Microdronchik:

потеет зад и сжимаются яйка когда изза просадки напряжения приёмник уходит в файлсейф и самолёт начинает улепётывать в сторону города

Интересно, когда это возможно? За 5 лет не вспомню ни единого раза! Токма по разгильдяйству…

Не стоит свои глупости или выгоревшие компоненты прикрывать мифическим файлсейвом. Если случится коротыш, то не емкость батареи, не ее тип не поможет. Полюбому это дрова. Когда ваш самолет “улепетывает в сторону города” это говорит о его типе и стиле полета. Я летаю на других. У них другое поведение.

И еще: не надо впадать в крайности. Совсем недавно с честным лицом предлагалось использовать ЗАВЕДОМО дохлую батарейку. Конечно она бы тоже работала долго и счастливо… смотря какая начинка и стиль полетов. 😒 Знаю парня, который летает на большой тушке с бортовым стабилизатором всего 3 А. 😉

--------------

Гена Большой Не сочтите за труд, ответьте на простой вопрос: у меня LiPo 2S 4000 mah хватает на 5 полетов. На сколько будет хватать LiFe 2S 3600 mah?
В отличии от вас, могу посчитать теоретически или взять из моих практических записей. 😃

Губанов_Игорь
Microdronchik:

Могу в красках расписать как потеет зад и сжимаются яйка когда изза просадки напряжения приёмник уходит в файлсейф и самолёт начинает улепётывать в сторону города. ВЫ тоже хотите испытать это чувство, не советую. Мне тогда повезло что самолёт шел ровно и на малом газу, а секунд через 30 управление заработало опять. Тогда это было изза бракованой банки никель кадмия. Это ещё в долитиевую эпоху на 40 мгц аппаратуре.

Файлсейв надо сразу ставить на раскоряк - РВ полностью вверх, РН и элероны полностью вправо. На мотор - малый газ. При отказе борта самолёт упадет с небольшой скоростью не далеко от вас. Как говориться, из двух зол выбирают меньшее

Гена_Большой
DGP:

очень рискованно по напряжени ю судить об остаточной емкости ферумов. Одно дело график просадки и восстановления напряжения тестового где то в лаборатории ака, а другое дело как поведет себя банка на борту любимого самолета …

Геннадий, вот честное слове я не собираюсь судить об остаточной емкости )).
Это исключительно информативная величина.
Например, предварительный рассчет показал, что можно летать 6-7 вылетов на батарейке,
решил летать по 4 вылета, а аппаратура вдруг запищала на третьем.
Значит пора менять и попытаться понять в чем причина.

Губанов_Игорь

Неа, когда запищит. может быть поздно, лучше делать по другому. (все эти телеметрии в основном показывают среднюю температуру по больнице и вообще сильно отвлекают в полете, хотя иногда бывают очень пользительны) Заряжаешь полностью свою новую батарейку и принимаешь, что ее реальная емкость 2200-2300. Делаешь два полета и полностью заряжаешь борт. Примерно получаешь расход за полет. Делаешь три полета и заряжаешь борт. Постепенно доводишь до полного летного дня. Для оптимизации борта важно что бы остаточный заряд был не больше 50% и не меньше 30% при обычном полетном плане. С остаточным зарядом феррумов ниже 30% лучше не рисковать никогда, слишком резкая разрядная кривая. На полимерках я доходил до 15%, ниже тоже не рисковал

Естественно, что каждый полет состоит из одного набора фигур и продолжается одно и то же время. Однако подмечено, что в сильный ветер расход несколько увеличивается. А при низких температурах быстрее проседает напряжение, которое потом восстанавливается в теплых условиях. В общем - везде глаз да глаз, и никогда полностью не доверять телеметрии, перестраховываться