Почему пухнут LiPo аккумуляторы?
новые аккумуляторы, в отличии от старых брендовских - полное Гuано!
Так с этим же никто и не спорит! Я согласен с вами. Просто… Нестыковки у вас какие-то. Ставите мотор мощностью (пусть по минимуму) 495 Вт с предельным током 53 А, но с источника энергии взять больше 34 А не смогли. Получается, что от 495 ваттного мотора вы берете всего 34А*11,7В=397 Вт, т.е. только 80%. А ведь он тяжелый! И Плюш у вас всего на 25А, но после того, как через него прошло 34 А, он почему-то холодный. Но наша с вами дискуссия в настоящий момент - оффтоп для данной темы, поэтому предлагаю разойтись с миром. Тем более что я с вашим мнением согласен - давно понял, что в моделизме лучше переплатить за качественный и дорогой товар, чем из-за некачественного и дешевого потом обломки модели за ботву из грядки вытаскивать.
мотор мощностью (пусть по минимуму) 495 Вт
~~~ Без обид. А с чего вы взяли что у мотора NTM 3536 1400 - 495W, потому что так написано? Mой любимый мотор KONTRONIK(89euro + 22e карта программ - да очень дорого да и хобби у нас не дешёвое) KORA 10-15W 330W max 40A(я думаю честные), если сравнить по работе с NTM. то у него все 1000W будут.
Вычитал тут выше что вспухшие Ли По можно сжать и продлить им жизнь. Сегодня при зарядке убитого Ли По 5s 6000 обнаружил что первая банка заряжается куда быстрее чем остальные, если на всех по 3, 65в, то на ней уже 3,95в. Балансировка включается преждевременно и заряд поэтому получается долгим. Вырезал два куска оргстекла толщиной 4мм по размеру батареи и стянул ими сначала в тисках ( умеренно и подержал 5минут), потом с помощью скотча, сильно натягивая и при зарядке заметно подровнялось.Теперь если на всех банках 3,65в, то на первой 3,75в. Потом балансировка выравнивает конечно. Разряжать попробую на днях.
Вычитал тут выше что вспухшие Ли По можно сжать и продлить им жизнь. Сегодня при зарядке убитого Ли По 5s 6000 обнаружил что первая банка заряжается куда быстрее чем остальные, если на всех по 3, 65в, то на ней уже 3,95в. Балансировка включается преждевременно и заряд поэтому получается долгим. Вырезал два куска оргстекла толщиной 4мм по размеру батареи и стянул ими сначала в тисках ( умеренно и подержал 5минут), потом с помощью скотча, сильно натягивая и при зарядке заметно подровнялось.Теперь если на всех банках 3,65в, то на первой 3,75в. Потом балансировка выравнивает конечно. Разряжать попробую на днях.
В первом посте описал свой опыт исследования сожженого аккумулятора. Тоже сталкивался с тем, что сдавливание вспухшей батарейки выравнивает процесс зарядки ее отдельных ячеек, и думаю следующие мысли. Полагаю, что в новом аккумуляторе в каждой элементарной ячейке слои меди, алюминия и твердого(?) полимерного электролита сжаты (спрессованы?) на заводе между собой, и потому их полезная площадь контакта максимальна, а внутреннее сопротивление минимально. В течение заряда (разряда?) между указанными слоями начинает выделяться газ (какой, пока непонятно, но ведь именно из-за него она и пухнет). Этот газ и вызывает отхождение слоев меди, алюминия и твердого электролита друг от друга, что приводит к уменьшению полезной площади их контакта между собой (уменьшается емкость ячейки) и повышает ее внутреннее сопротивление, из-за которого при прохождении через нее зарядного тока на ней выделяется большее напряжение. Это приводит к более раннему срабатыванию ограничителя по напряжению зарядного устройства, и ячейка фактичеки в результате остается недозаряженной. Сдавливая батарейку, мы тем самым опять прижимаем слои медь/электролит/алюминий друг к другу, выдавливая из пространства между ними газ в стороны. Тем самым восстанавливается полезная площадь контакта слоев между собой (увеличивается емкость) и уменьшается внутреннее сопротивление ячейки. Также заметил, что обычно хуже себя ведут внешние ячейки в батарее, и потому думаю, что верхние слои ячейки, не прижатые пластиковой оболочкой друг к другу, быстрее деградируют. Все это только мое предположение, и требует подтверждения/опровержения настоящих специалистов-электрохимиков. Проблема только в том, что батарейка - замкнутый объем, и раз уж газ образовался, сам собой из нее он никуда не уйдет. Думал, может быть, можно иголочкой аккуратно проткнуть оболочку, стравить газ и тут же быстро заклеить ее скотчем. Но страшно! Вдруг не успею заклеить, туда попадет кислород, и тогда начнется лавинная реакция окисления лития 😃. Что дальше будет - сами знаете 😦.
Вдруг не успею заклеить, туда попадет кислород, и тогда начнется лавинная реакция окисления лития
Не бойтесь - успеете.
Т.е. вы уже так делали?
Вообще странно, почему производители не делают в оболочке батареи обратные клапаны так же, как на пакетах с зерновым кофе. Хочешь понюхать как оно пахнет - нажимаешь на пакет и воздух с запахом выходит из него. А в обратную сторону - никак. При таком решении проблемы вспухания батарей вообще не было бы.
Тогда была бы проблема вечно окслившихся батарей, и внутренностей модели.
Представьте как кипело бы это все в пиковых токах внутри модели))
Но страшно! Вдруг не успею заклеить, туда попадет кислород, и тогда начнется лавинная реакция окисления лития . Что дальше будет - сами знаете .
Статья меня побудила посмотреть АКБ,где 2.5 лет назад я также продырявил и потом неспеша заклеил.Тогда он уменя вздулся от перегрузок.И както забыл про него.До сих пор рабочий.Просто эта банка быстрее кончается.Да и АКБ уже полностью не заряжается.Сейчас уж на нем не летаю,но можно.
сдавливание вспухшей батарейки
С одной стороны так, с другой ухудшается охлаждение -> увеличивается нагрев -> повышается внутреннее Re. 😦 😦 😦
раз уж газ образовался, сам собой из нее он никуда не уйдет
ИМХО, должен уходить! Во многих местах используются поглотители газа. Когда работа устройства, от избытка образовавшегося газа, ухудшается и внутренний поглотитель не справляется, применяют различные методы: электронная тренировка, автоэлектронная эмиссия, ионный метод.
Что и как сделано в Li батареях - не знаю… 😦
А вот при хранении ЛиПо в состоянии “Заряжено”, случаются ли случаи самовозгорания?
Вообще странно, почему производители не делают в оболочке батареи обратные клапаны так же, как на пакетах с зерновым кофе. Хочешь понюхать как оно пахнет - нажимаешь на пакет и воздух с запахом выходит из него. А в обратную сторону - никак. При таком решении проблемы вспухания батарей вообще не было бы.
Ничнего не будет. Было дело что отделял одну банку от батареи и, потихоньку разрезая слой клея пластмассовым ножом прорвал оболочку , дырка около 1 мм. Неспеша после этого я до кнца отделтил банку, после этого постарался выдавить от туда весь воздух и заклеил строительным скотчем, типа как двухсторонний автомобильный. Банка после этого жива уже полгода, правда не использовал, но делаю заряд-разряд и заливается в нее до сих пор как и раньше . Сегодня поэкспериментирую со здавленным аккумулятором не только на разряд, но и заодно проколю и заклею вздутую банку . Обязательно отпишусь, но в виду того, что для уверенности хочу проделать процедуру хотя бы раза три, то это будет уже ночью.
И ещё: только что на ещё одну вздутую банку повесил вольтметр. Банка валяется давно и в ней напряжение 0, 65в . Сдвливаю её в тисках между двух кусков фанеры - напряжение поднимается до 0,9в, при отпускании опять падает. Это каждый может проверить, даже руками можно сдавить с помощью хотябы фанеры, напряжение при сдавливании на вздутой банке растет!!! Раньше она заряжалась минут за 5 и так же быстро разряжалась, заливалось где то около 250 вместо 5500 ( убитая) , попробую стянуть и посмотреть сколько зальется при тех параметрах зарядки. Тоже ночью отпишусь.
А вот при хранении ЛиПо в состоянии “Заряжено”, случаются ли случаи самовозгорания?
при условии если всё нормально. то возгорания не может быть. Но есть шанс не заметить повреждения или другиет факторы, поэтому большинство советуют хранить Ли По в стеклянной банке с крышкой в холодильнике. Это и ресурс продляет. Хотя я пока пренебрегаю этим советом, и зря. Кстати на длительное хранение Ли По не желательно полностью заряжать, в зврядке для этого есть режим “СТОРОЖ”. Лучше заряжать в этом режиме.
Не бойтесь - успеете.
Бойтесь.
paraplan.ru/forum/topic/103540
Можно сидя на открытой бочке с бензином курить, взрыв с термическими ожогами обеспечен. Но это не означает, что нужно бояться бензиновых автомобилей… Достаточно соблюдать все правила работы с аккумуляторами, не использовать сильно вспухшие, не колоть в них дырки, а просто сразу избавляться он негодных. И все нормально будет.
Это означает, что нужно бояться курить на открытой бочке с бензином 😃.
Почитайте выше, вопрос как раз и был о том - можно ли колоть дырки. И в ответ советуют - не бойтесь, мол, всё нормально будет.
Цитата из темы, ссылку на которую дал Эрно:
“Если элемент (ячейка) вздувается при заряде, НЕ ПРОКАЛЫВАЙТЕ элемент, пока он еще горячий. Поместите элемент/батарею в соленую воду и подождите, пока элемент остынет. Когда он остынет, осторожно проткните внешнюю оболочку и поместите его обратно в соленую воду. После этого элемент можно без опаски выкинуть в мусор.”
А это реально работает? А то ведь я правда, другого способа, кроме как сжечь старый аккумулятор в поле - не знаю. А выкидывать ЛиПо просто в мусор страшно. Будет совсем не здорово, если к примеру, он кузове мусоровоза полыхнет.
Присылайте мне, утилизирую недорого, 100руб за банку 😉
ps Вот нашли проблему 😃
pps Полностью разряженные акки не пыхают- кололи в них дырки- ничего не случается. Т.ч. за мусоровоз можно не волноваться))
Приготавливаете полоску скотча, протыкаете иголочкой оболочку , выдавливаете газ и тут же заклеиваете. Но я так делаю, когда он уже не лезет ни куда. Я тут раньше открывал тему про ремонт аккумов rcopen.com/forum/f88/topic242866. Кстати, из представленных там ещё 4 штуки живы.
Все-таки для меня это вопрос серьезный, и я полез в интернет. Всю показавшуюся мне интересной информацию этой и смежным (безопасность) темам выкладываю тут.
Вот по этой ссылке нашел такую информацию (здесь и далее шрифтом Италик приводятся цитаты из источников):
“11. Можно ли перегружать литиевые батареи при разряде?
»»Когда батарея разряжается слишком большими токами при работе на нагрузку и напряжение на батарее близко к 0 вольт, происходит выделение газа. Это может привести к разгерметизации, нагреву, утечке, взрыву или пожару.”.
Это совпадает с моими мыслями в таком направлении. Думаю, что при слишком сильных разрядных токах от избытка проходящей энергии электролит “вскипает” газом, и таким образом, батарея раздувается. Полагаю, что именно это и произошло с батареями Turnigy maskaljazz. Далее по схеме - “вскипающий” по всей поверхности электролита газ отодвигает друг от друга слои меди и алюминия, приводя к описанным выше недостаткам.
“14. Можно ли литиевую батарею подвергать воздействию воды?
»»Нет, это может вызвать коррозию или образование горючего газа.”
Блин… Так можно или нет аккумулятор класть в соленую воду?!
Еще информация вот отсюда:
“Что делать, если аккумулятор вздулся:
Иногда случается, что литий-ионные аккумуляторы вздуваются. Часто это происходит из-за долгого их хранения в разряженном состоянии. Именно из-за этого в литиевом аккумуляторе происходят необратимые химические реакции с выделением газа”
Значит, не вскрывая батарейку, уменьшить объем газа не получится никак 😦. Далее,
“…При этом вздутый аккумулятор теряет емкость из-за увеличения расстояния между пластинами…”
Очередное подтверждение причины потери емкости вздувшимся аккумулятором. Далее,
“…Вздутый аккумулятор нельзя использовать т.к. это может грозить разрывом корпуса при дополнительном выделении газа или нагревании аккумулятора, например, при его зарядке. Вздутие можно устранить, проделав во аккумуляторе небольшое отверстие и выпустив скопившийся газ.”
Забыли написать, что это действие вы делаете на свой страх и риск 😃 😦. Далее,
“…Но даже если вы проколете корпус аккумулятора и “выпустите газ”, в нем начнётся саморазряд вследствие попадания влаги из воздуха и потеря ёмкости. Дырку можно проделать тонкой иголкой, аккуратно проткнув корпус вздувшегося аккумулятора либо в центре, либо с торца снизу. Главное - не повредить пластины аккумулятора, что может сопровождаться вытеканием электролита и даже коротким замыканием, если он был заряжен. Поэтому, если аккумулятор протыкается в центре, делайте это под небольшим углом и на минимальную глубину. Поврежденный аккумулятор в большинстве случаев будет работать, но потеряет часть емкости. Далее следует быстро заклеить отверстие скотчем или каким-либо герметиком, предварительно сильно сжав аккумулятор для придания его корпусу первоначального вида. Это нужно сделать сразу, т.к. контакт с кислородом и парами влаги негативно влияет на электроды и электролит. Если при дальнейшей зарядке из аккумулятора будет что-либо вытекать или выделяться, то такой аккумулятор лучше выкинуть. Любые жидкости и газы, выделяемые из литий-ионных аккумуляторов, предельно опасны для человека и окружающей среды, поэтому ни при каких обстоятельствах не выбрасывайте вскрытые аккумуляторы в водоемы или почву, и не вдыхайте газы, выделяемые аккумулятором. К сожалению, установить какой газ выделяется при вздутии аккумулятора, в просторах интернета не удалось, но предположительно в газе содержатся пары тяжелых металлов. Часто в интернете пишут про возгорание и даже взрыв литий-ионных аккумуляторов, что происходит из-за того, что в батарее присутствует металл литий, который при контакте с влагой из воздуха воспламеняется.”
Кстати, Wikipedia говорит, что “Корпус имеет предохранительный клапан, сбрасывающий внутреннее давление при аварийных ситуациях и нарушении условий эксплуатации”.
Так что все-таки зря на наших аккумуляторах китайцы не делают штатный клапан. На мой взгляд, при крошечном удорожании конструкции это сделало бы их гораздо более безопасными.
Ну и конечно не забываем про статью и на самом RC-Design… Особенное внимание я обратил на этот фрагмент:
"_Эксплуатация и меры предосторожности
Можно с уверенностью сказать, что литий-полимерные аккумуляторы самые «нежные» аккумуляторы из существующих, то есть требуют обязательного соблюдения нескольких несложных, но обязательных правил, из-за несоблюдения которых случается или пожар, или аккумулятор «умирает».
**Перечислим их в порядке убывания опасности:
- Заряд до напряжения, превышающего 4.20 вольт/банку.
- Короткое замыкание аккумулятора.
- Разряд токами, превышающими нагрузочную способность или нагревающими аккумулятор выше 60°С.
- Разряд ниже напряжения 3.00 вольта/банку.
- Нагрев аккумулятора выше 60°С.
- Разгерметизация аккумулятора.
- Хранение в разряженном состоянии.
Невыполнение первых трех пунктов приводит к пожару, всех остальных - к полной или частичной потере емкости.**_"
Еще из иностранных источников:
"Overcharging Lithium-ion
Lithium-ion operates safely within the designated operating voltages; however, the battery becomes unstable if inadvertently charged to a higher than specified voltage. Prolonged charging above 4.30V forms plating of metallic lithium on the anode, while the cathode material becomes an oxidizing agent, loses stability and produces carbon dioxide (CO2).".
Привожу свой перевод этого фрагмента:
Литий-ионные батареи нормально функционируют в пределах штатных напряжений. В то же время, батарея становится нестабильной, если перезаряжена выше указанного напряжения (4,2 в). Опыт показал, что дальнейший заряд батареи уже при напряжении 4,3 в приводит к выпадению металлического лития на аноде (медная фольга), в то время как катод (алюминиевая фольга) становится окислителем, теряет стабильность и выделяет углекислый газ".
Наконец-то кто-то явно указывает название газа 😃, однако, углекислый газ не горюч 😦.
Еще из того же источника про глубокий разряд:
“Do not recharge lithium-ion if a cell has stayed at or below 1.5V for more than a week. Copper shunts may have formed inside the cells that can lead to a partial or total electrical short. If recharged, the cells might become unstable, causing excessive heat or showing other anomalies. Li-ion packs that have been under stress are more sensitive to mechanical abuse, such as vibration, dropping and exposure to heat.”
Мой вольный перевод:
Не заряжайте литий-ионную батарею, если любая ее ячейка находилась в течение недели (или больше) с напряжением менее 1,5 В. Медные структуры (шунты), которые могут вырасти между пластинами анода и катода за это время, могут привести к их частичному или полному короткому замыканию. В результате заряда ячейки в таком состоянии она может стать нестабильной, что приведет к чрезмерному нагреву или другим аномалиям. Литий-ионные батареи, которые находились под давлением, являются более чувствительными к механическому возмущению, такому как вибрация, падение и т.п., и также могут привести к чрезмерному нагреву.
Приготавливаете полоску скотча, протыкаете иголочкой оболочку , выдавливаете газ и тут же заклеиваете. Но я так делаю, когда он уже не лезет ни куда. Я тут раньше открывал тему про ремонт аккумов rcopen.com/forum/f88/topic242866. Кстати, из представленных там ещё 4 штуки живы.
Ничего себе как они у вас раздулись тогда 😃 !!!
К стати по запаху электролит в липолях очень сильно напоминает диэтиловый (он же серный, он же для наркоза) эфир. Благо а авиамодельном детстве его нанюхался достаточно разводя топливо для компрессионников, так что запах помню 😃
Мне аккумов Турниджи 2200х 20С (старых ) хватает не знаю сколько по времени - но ориентировочно
3 рюмки водки + 2 сигареты + закусить ( на один полет )
Чуть вздулись -проколол -залепил
Мотор 3536 (1300) винт 11х4 - самолет 9оогр – все тянет
Как то разбирал одну банку полностью - ничего не загорелось и не взорвалось
Было интересно посмотреть что внутри 😃
Ну увидел тонкие пластины (черные) с какими то прокладками
Запах ,таки - да, как у эфира
Колол ,сжимал ,теребил ,кидал в воду - ничего не загорелось !
,???
Бойтесь.
paraplan.ru/forum/topic/103540
Прочитал статейку. Там парень разряжал подогревом для перчаток видимо до скольких получалось и заряжал чем то… до коих Бог пошлёт. Но бояться надо. Точнее не бояться , а соблюдать все меры предосторожности. Выше я выкладывал видео как пыхнула Ли По в гараже. Там впервые был собран и почти настроен мой первый коптер. Он вот-вот должен был лететь в свой первый полет, но батарея полностью села. Было очень обидно, что зарядка осталась у друга в машине. Так сильно хотелось хотя бы крутнуть моторы перед соседями, что я решил хоть слегка возбудить батарею малыми токами от автозарядки. Спасло то, что невовремя, а точнее вовремя пришли эти соседи покурить и мне пришлось идти с коптером в гараж чтоб им похвалииься. А ВЕДЬ БЫЛИ МЫСЛИ ПОДКЛЮЧИТЬ ЗАРЯДКУ ПРЯМО В СПАЛЬНЕ НА КРОВАТИ У КОМПА И НЕ СНИМАЯ С КОПТЕРА СТОИМОСТЬЮ ОКОЛО 40 ТЫС РУБ. Втечении минуты батарею держал в руке, она была холодной, потом внезапно вздулась, я расстроился, ОТКЛЮЧИЛ ЕЕ И ВЫНУЛ ИЗ КОПТЕРА. А через несколько минут произшло то что на видео.Так что шутки в сторону, а все инструкции в голову.
Вот сегодня ставлю обещанный эксперимент со сдавливанием вздутой банки мощностью 6А 35-60С. Сначала проколол иголкой, так чтоб не коснуться элементов, а только футляр. Выдавил газ и заклеил скотчем. В банке с осени оставался заряд . Я разрядил до 3,2в на заряднеом устройстве и зарядил полностью.потом стал разряжать при токе 6А. При разряде слилось 3,625 А. Мало, но это пока без сжатия. Сжал двумя листами оргстекла в тисках, потом вынул и очень туго замотал скотчем. Зарядил до полного и стал разряжать так же шестью амперами. Слилось 4,070А. Эффект налицо. Но…вывод: 1) можно сжимать банки, если в них не повреждены элементы, если они хоть как то держат рабочее напряжение; 2) нет гарантии что после сжимания банка не замкнет при нагрузке (нагреве); 3) при весе 120 гр с пластинами из оргстекла банка потяжелела ещё на 50гр; 4) если бы банка выдавала побольше чем 5А, то я бы рискнул собрать из таких банок батарею для легеньких кратковременных полетов, но возрадить 5А, а тем более её указанные 6А не удалось. Хотя их там наверно и небыло никогда😁.