Тактика управления моделью на пределе дальности
Использую для РУ Футаба на 35Мгц. Для ФПВ пользуюсь только оригинальными PCM приёмниками с возможностью удлинения антенны с контролем напряжения RSSI. Оптимальная длина хвоста антенны получается порядка 2 метров. Контрольные замеры на дальность с “родным хвостом” не превышал 1.5 км, с удлинённым более 4 км. Ради интереса использовал китайскую Сorona с двойным преобразованием. Далность составила не более метров 500-600.
Хвост антенны расположен вертикально. На Изике и Куларисе свисает вниз и подвешен грузик. На Фронтьере вверх 1.5 м карбоновая удочка вставляемая в фюзеляж и к ней антенна.
При полёте полностью антенну передатчика не выдвигаю на 1 колено. Для обнаружения потери сигнала серва вертикали Пан-Тилт на FailS$$eif начинает подёргиваться - первый признак выхода из зоны помех. Если всё-же самолёт встаёт в FailSeif выдвигается полностью антенна передатчика и поднимаю передатчик на головой для увиличения дальности. Помогает.
Файлсейф настроен для газа 1\2, РВ чуть вверх, РН - влево, элероны нейтраль. Если есть Ко-Пилот или гироскоп то тоже активируются. Несколько раз таким образом возвращал модель при потере управления. При начавшемся потере управления главное в это момент не пытаться возвратить модель дёргая стиками, т.к. электроника юудет устанавливать в режим настроенного в FailSeif, мы же загоняя в крайние точки серв своими действиями. Чаще всего заканчивается крахом для модели типа Куларис. Модель сваливается на крыло, теряет высоту (а значит и радиолинк). Изик же самовыравнивающаяся модель и иногда такое действие выводит его из режима FailSeif и возвращает в ручное управление.
На Фронтьере при начавшихся попытках потери сигнала сразу включаю автопилот. Использую ОСД Ранджвидео.
Ну вкратце как-то так по РУ.
Если например через разветвлитель подключить между антенной и передатчиком, WiFi усилок, и включать его при потере сигнала? Тоесть летаем по штырю, а когда сигнал потерян, щелкаем тумблер, и усиливаем сигнал, который излучается с антенны усилителя!
Разветвитель - хорошая идея, спасибо. Правда он уменьшит дальность базового РУ, но зато не помешает при включении бустера. Какие равветвители Вы используете?
Кстати, многие бустеры имеют ограничение, на входную мощность. 50-100 мВт РУ-шных, для них может быть многовато. Кто-нить использует ограниечение мошности?? И если да, то как?
У меня на передатчике ( Хайтек эклипс7) кнопочка была сделана- +10дб. Правда, это на 35Мгц. И сейчас осталась, но на низкочастотных диапазонах уже давно не летаю… Ничего не мешает сделать такую же кнопочку на 2.4. Управлять напряжением питания выходного усилителя.
+10 дБ - это в 10 раз. Как Вы раскачивали вых. каcкад настолько? Каким напряжением?
Не мало важен 3 пункт, последний улет у меня был именно из за него. В случае потери энергии никакой авто пилот, и длинные антенны не помогут. Из моих наблюдений знания напряжения мало информативно, напряжение показывает факт, а вот предсказания с помощью него сделать тяжело.
Ток более информативен, но одно большое НО, у каждого ака свой запас тока и знать, или помнить его крайне проблематично. Решение я предложил в другой ветке rcopen.com/forum/f90/topic157377 . Думою поможет индивидуальные контроллеры для аккумулятора, которые в цифре будут на телеметрию передавать всю информации о состоянии ака. Этот контроллер должен держать в своей памяти всю информацию о зарядах/разрядах этого ака и на основе этой инфы выдавать довольно токи качественное предсказание на сколько хватит заряда именно в этом аккумуляторе.
Почему отказались?А есть усилки готовые на 40мгц или самому изготавливать?
Я сам делал- на одном транзисторе. Там всего десяток деталей… Готовых, чтоб в корпус передатчика влезли- не делают. (по крайней мере, когда я делал 8 лет назад не нашел готового 😃 ) Можно, конечно внешний приспособить, (для радиостанций) но это вес, габариты и питание.
Недостаток встроенного усилителя - надо экранировать индикатор, плату с процессором, а то все глючить начинает- 8-10 ватт все таки.
От низкочастотных диапазонов отказался по причине малой дальности, надежности(помех) и надобности иметь длинную антенну на борту.
2.4 тогда еще не было, пришлось делать свой радиоканал.
Сейчас, конечно, проще купить.
По поводу энергетики: (о чем говорил maloi) в телеметрии хорошо иметь расчет оставшейся емкости для возврата на базу: учитывать скорость ветра и иметь данные о скорости модели при токе экономичного режима.
Но, боюсь рядовой пользователь повесится от такого огромного числа настроек, а Тим- их добавлять 😃
Кстати, на Футабе с 149 приемниками файл-сейв включается на запрограммированных каналах несколько ранее остальных. В связи с этим, на телеметрии в в свое время была такая фича- когда походишь к границе дальности- происходит переключение на курсовую камеру, и цифры высоты начинают мигать. Происходит это примерно за 500м-1км до границы дальности , всегда можно успеть развернуться.
baychi я пока не использую ,но задумался. Вопрос по избыточной подводимой мощности тоже беспокоит, но гдето на форуме видел что подводили кабелем и все работало. Кстати а если взять 2 усилка? Включать оба при потере сигнала, а на одном летать… а с аппой можно зимой в машину спрятатся.
}{очу предупредить - лезть в ВЧ-блок 2,4 без хороших знаний и опыта для прокачки напряжением не советую. Спектрумы горят на раз. Бустер с направленной патчантенной ИМХО будет микропанацея.
Один веселый мужик из Чикаго (здесь, на форуме, не помню кто) советовал “целиться” антенной в модель, а когда она начнет тупить - ставить антенну вертикально, добавляя к сигналу еще 2-3дБ и получая возможность вернуться на базу. Взял на вооружение.
Веселого мужика зовут Soki. Я считаю его спецом по дальним рейсам.
Не мало важен 3 пункт, последний улет у меня был именно из за него.
…Думою поможет индивидуальные контроллеры для аккумулятора, которые в цифре будут на телеметрию передавать всю информации о состоянии ака. Этот контроллер должен держать в своей памяти всю информацию о зарядах/разрядах этого ака и на основе этой инфы выдавать довольно токи качественное предсказание на сколько хватит заряда именно в этом аккумуляторе
Можно несколько вопросов:
- Сколько энергии Вам не хватило в упомянутом полете?
- С какой точностью предполагаемый контроллер, будет по-Вашему предсказывать остаток энергии аккумулятора?
- Сколько параметров, влияющих на остаток энергии в аккумуляторе, Вы хотите учитывать?
Кстати а если взять 2 усилка? Включать оба при потере сигнала, а на одном летать…
Параллелить лучше не надо. Можно получить непредсказуемую интерференцию.
Лучше управляемый по мощности бустер.
Можно несколько вопросов:
- Сколько энергии Вам не хватило в упомянутом полете?
- С какой точностью предполагаемый контроллер, будет по-Вашему предсказывать остаток энергии аккумулятора?
- Сколько параметров, влияющих на остаток энергии в аккумуляторе, Вы хотите учитывать?
Не хватило много 😃
На самом деле достаточно знать лишь ток, то есть сколько тока осталось в аке, и по нему и так все буде понятно, а контроллер будет сидеть на балансирующем разъеме и на силовом и постоянно считать ток зарядки и разрядки, и на основе этих данных будет точно знать сколько тока в аке есть на данный момент.
Просто емкость ака это индивидуальная характеристика, для этого и нужен индивидуальный контроллер для каждого ака.
Всем привет. Вопрос такой, а как усилить Футабу на 72 МГц? Что-то я во всем инете не нашел ни антенн с усидением ни усилителей ни схем для самостоятельного изготовления.
}{очу предупредить - лезть в ВЧ-блок 2,4 без хороших знаний и опыта для прокачки напряжением не советую. Спектрумы горят на раз.
Да, front-end в спектрумах- отстой полнейший. Вылетает когда до патча воздушного (на выход подключенного вместо штатной антенны) руками дотрагиваешься. Очень не любит большого КСВ, даже кратковременно.
У меня знакомый выпалил 2 спектрума таким образом, мерять приносил. Остается милливатт 5-10.
А можно ВЧ модуль, вынуть из аппы, закрепить на штативе, а с аппой соединить шлейфом? Возможно дальность возрастет, если не “от пупка” рулить. Вот только какой длинны кабель можно применить для соединения?
…какой длинны кабель …?
Если по этому кабелю будет подаваться модулирующий PPM сигнал - то любой разумной… Это сигнал “звукового” диапазона и в нескольких метрах кабеля не потеряется…
Мне кажется, это касается и других видов модулирующих сигналов - PCM, DSM и т.п., хотя утверждать не буду, ибо такие сигналы не слушал и не наблюдал…
Но если уж выносить ВЧ-модуль на штатив, то, наверное, стоит приделать к нему направленную антенну вместо штатного штырька…
Мне кажется, это касается и других видов модулирующих сигналов - PCM, DSM и т.п., хотя утверждать не буду, ибо такие сигналы не слушал и не наблюдал…
По моему, все ВЧ модули берут PPM сигнал. Модуляцию и кодироваение осуществаляет сам модуль.
Еще подумал о такой маленькой хитрости: что если включать питание передатчика, после включения питания модели, в частности видеопередатчика? При этом, по идее, 2.4 ГГц передатчик выберет наименее защумленный канал, с учетом возможных наводок видео на РУ диапазон.
+1 Кстати эту разумную мысль я уже где то слышал. Надо попробовать!!!
…передатчик выберет наименее защумленный канал…
Попробовать можно (и нужно), но… боюсь, не поможет…
Приемник RC широкополосный и не обладает большим динамическим диапазоном (способностью принимать слабые сигналы на фоне больших помех В ПОЛОСЕ приема)… Сигнал видеопередатчика на анализаторе спектра выглядит как “колокол” - острая “вершина” и довольно широкое “основание”… Вот этим “основанием” из-за близости расположения к приемнику, видеопередатчик и “забивает” ему входные каскады В ПОЛОСЕ приема… Именно, по всей ПОЛОСЕ, а не на отдельных каналах…
Меры борьбы уже обсуждались, но позволю себе перечислить их еще:
- использование разных, желательно не кратных (как 1,2 и 2,4) диапазонов для видео и RC
- использование видеопередатчиков с наиболее “чистым” сигналом (узким “основанием”)
- максимальное разнесение видеопередатчика и приемника RC в пространстве
- экранирование приемника и фильтрация наводок по общим цепям питания и управления
- разная поляризация видео- и RC-сигналов (перпендикулярное расположение антенн)
- уменьшение мощности видеопередатчика, компенсируемое использованием направленных антенн на приемной стороне
- увеличение мощности передатчика RC, или, при невозможности, применение направленной антенны на передающей стороне
Больше ничего в голову не приходит… но, хотя бы, это…
А если использовать усилитель для спектрума, то как его лучше подключать чтобы не вывести модуль из строя? Вроде писали что они капризны к антенам…
Я еще пока в FPV начинающий, но есть такое мнение:
посмотрев видео полетов Soki на 8.5км я усмотрел тактику самого полета. У него полет идет на ~450м на протяжении всего полета, а последнюю четверть полета он идет на планировании. Наверно неспроста сие.
В первом приближении 450м выгодна тем что на дальней дистанции передающая антенна видео светя тором в пространство и направленная вертикально будет удачно светить на приемную патч антенну видеоприемника. Если аппарат выше - “бублик” сигнала согласно диаграмме направленности передающего штыря будет выше приемной станции и качество картинки будет на грани или отсуствовать, если ниже 450-500м - складки местности будут давить сигнал по пути и отражать.
То же самое с управлением. Выгодная высота полета для мгцовых диапазонов также в пределах 400-800м. Потому как длина волны позволяет и огибание поверхности и более удачный прием на борту(ориентация хвоста антенны надо только делать для таких полетов вертикально вверх или вбок вдоль крыла.
В случае с 2.4ггц - волна огибать поверхность не может и бьет только по прямой. Кроме того Ваши 2.4 как и Вифи имеют некоторые прискорбные моменты связанные с поглощением водой излучения в 2.4-2.5 ггц. На этом эффекте в любом доме стоит аппарат - микроволновка. Любые деревья, массивы деревьев и облака будут снижать мощность сигнала ибо будут активно поглощать энергию. Для дальности в 300-400м это совсем некритично, а вот на дальностях в единицы км - критически важно.
Вобщем для полета на дальность надо оптимальную высоту выбирать больше чем 500м, но тут возникают траблы с видеосигналом ибо его “бублик” уже выходит из зоны удачного приема антенной на земле. Надо делать поворачиваемый видеопередатчик на борту чтобы антенна могла вставать вбок горизонтально и светить “бублик” будет по горизонту достаточно узко, а по высоте гарантированно до земли. Вобщем все наоборот будет. В этом случае требуется лететь строго от себя, тоесть бублик должен точно светить на антенну, полет будет отсебя и строго на себя. никаких кругов широких когда хвост и нос самолета не направлены на базу.
Сигнал видеопередатчика на анализаторе спектра выглядит как “колокол” - острая “вершина” и довольно широкое “основание”… Вот этим “основанием” из-за близости расположения к приемнику, видеопередатчик и “забивает” ему входные каскады В ПОЛОСЕ приема… Именно, по всей ПОЛОСЕ, а не на отдельных каналах…
Колокол спектроанализатора - это видимое следствие БПФ алгоритмов. Реальный спектр представляет собой скорее трапецию, с практически нулевым сигналом за пределами полосы пропускания (кроме кратных гармоник).
В моем случае - аппа на 2.4 ГГц, видео - на 1.2 ГГц, я боюсь второй гармоники видео. И если аналоговые фильтры приемника, действительно малоэффективны в данном случае, то цифровые - напротив: чем дальше разнос спектров - тем большая получается избирательность. Так что смысл, такого включения, мне кажется - есть. Идея родилась из непонимания, почему на одном и том-же поле (с высоким уронем помех), РУ отказывало то на 1.2 км, то на 500 м? Впрочем, попробую - отпишу.
Из личных проб полётов на дальние дистанции с управлением на 35Мгц:
полёт начинается сразу с набора высота в пределах 1.5 км или сразу от себя или по планерному “кругами”. За это время ёмкость аккумулятора теряется почти на треть. Далее перехожу или в планирование или на “холостой” ход. Самолёт идёт на снижение и на расстоянии от базы около 4 км высота составляет метров 600-800. Расход аккумулятора более чем половина. Возврат идёт на базу по ветру и запаса электроэнергии остаётся сделать еще несколько кругов вокруг себя для осмотра достопримечатильностей на высоте метров 200-400. Посадка с запасом электроэнергии минут на 15. Так сказать НЗ.
Проблем с видеолинком на 2.4 с патчантенной на земле не возникало никогда на таком расстоянии. Антенна видеопередатчика смотрит вниз и расположена снизу фюзеляжа ближе к хвосту. Расположение самолёта относительно базы на качество приёма видео никак не меняется ни от расстояния ни от высоты.