Smalltim OSD and autopilot (часть 1)

Oliver
Brandvik:

А зачем вам если не секрет скорость в метрах в секунду?

😃 Чтобы знать, через сколько секунд ударю по затылку вот того дядьку… ОЙ, да это же я!
Вопрос риторический. Для меня это просто дело дурной привычки. 😦

BigDaddy

Вопрос риторический:
А у Вас в машине спидометр тоже в м\с?
P.S. Давайте не будем “тянуть одеяло” каждый на себя!
Привычки у всех разные, а автопилот и телеметрия это ширпотреб, а не индпошив. Главное сейчас отработать основной функционал и стабильную работу системы. Давайте не будем отвлекать разработчика на “заточки под себя” иначе выпуск готовой системы для остальных затянется еще на неизвестно какое время…

Oliver
BigDaddy:

Давайте не будем отвлекать разработчика на “заточки под себя”

Ни-ни!!! Ни в коем разе!!! Ни под себя, ни вообще не отвлекать. Хотя если говорить о действительно широком потребе, напомню, что не все спидометры в км/ч. 😉

BigDaddy:

А у Вас в машине спидометр тоже в м\с?

А у меня в машине педаль тормоза есть, на тот случай, если до нужного момента я сам тормозил и скорость вовремя не сбросил…

Что-то меня пофлудить тянет. Уйду ка я.

PS: Тимофей, не обращайте внимания, всегда найдется гундос типа меня, который будет клянчить всякую фигню и еще чо-то кому-то при этом доказывать. 😎

baychi
Brandvik:

Так для ГПС понятие целевая скорость по ГПС впринципе должна отсутствовать как не имеющая смысла…

К сожалению, не у всех комплекты с бародатчиками. Во вторых, бароскорость не менее ненадежна, чем GPS. Смещение нуля от температуры, возможность забивания или пережим баротрубки, и т.п. И третье, целевая GPS скорость может не иметь отношение к проблеме сваливания.

Brandvik:

Газ должен быть всегда 50% если Текущая высота превышает целевую

А какже планеры? Грех не использовать потенциальную энергию, если до базы 1 км, а высоты 500 м.

Brandvik:

Так же возможно стоит пробовать завязать уровень газа с тангажом…

Это - поддерживаю. Боюсь тольк слишком сложная логика получится.

Brandvik:

молиться что бы АП не включился когда сели батарейки

Включение АП при поровале напряжения ходовой батареи, так-же считаю бессмысленным. А вот для разнесенной схемы питания - может иметь смысл.

baychi
smalltim:

Открыта страница настроек мониторинга батарей. Версия Панели не изменилась.

Маленькая неувязочка. В режиме “Побаночный контроль = нет”, напряжению ходовой батареи соответсвует напряжение 3. А контроль по минимуму возможен только для напряжения 1 и 2.

Dronavt

Подготовил небольшую зарисовку, в которой делюсь своим небольшим опытом общения с автопилотом. Если какие-то важные аспекты не раскрыл - допишем.
Смотреть рекомендуется с Вимео, развернув на полный экран.

PS Прошу строго не судить, в данном амплуа мне довелось быть впервые.😊

Brandvik

Попробую обьяснить. Целевая скорость по ГПС при наличии ветра может быть либо не достигнута и режим движка будет все время 100%, либо при полете по ветру быть меньше скорости сваливания и тогда по логике движок должен выйти на 30% Противоречий нет но и реферанс скорости в этом сл. не нужен. Что бы надежно лететь с ГПС включаем двиг на ХХ% и летим, и подгазовываем в зависимости от тангажа.

А какже планеры? Грех не использовать потенциальную энергию, если до базы 1 км, а высоты 500 м.

Задача АП не экономить батарейки, а вернут аппарат домой, поэтому 50% и чешем домой по рямой.
А вот в случаи если батарейки сядут это должно детектироваться по току и АП должен заниматься такой угол тангажа что бы лететь домой и иметь небольошой запас по скорости для маневра(защита от сваливания) и пробивания ветра. И этот угол должен быть заранее задан.

В случаи с баро вся логика должна быть завязана на поддержание скорости не ниже минимальной и не выше целевой изменением тяги и тангажа. Тогда и детект севших батареек не нужен и наилучший глайд при севших батарейках, и экономию батарей можно организовать…

Да вы правильно заметили что баро датчики есть не у всех, но если вы серьезно собираетесь пльзовать АП то их надо иметь. И это надо объяснять людям, объяснять что АП это не “игрушка” типа телеметрии где на воздушную скорость можно забить, что самолет летает относительно воздуха, а уже потом относительно земли и т.д.

А то что они могут врать или передавится питающая трубка, это все решаемо.

Ну ладно, мое дело предложить 😉 К тому Тим уже давно не поддается провокации и в палемику не вступает, а просто из всего того что мы тут несем вылавливает дельные мысли и реализует.

Отдельное спасибо Андрею за видео.

ChifAviator

Вопрос. У многих стоят по три батарейки ходовая, видео, ну дальше как сложилось. Возможно ли ввести функцию переключения на резервную батарею в которой еще есть заряд в случае, если нужно дотянуть до базы?

pionegger

Скорее всего нет.
Дело в том, что батарейка для питания видео, по сравнению с ходовой, маленькая и слабая, попытка запитать от неё мотор приведёт к быстрой просадке напряжения и мотор отрубится вместе с видео, а может и батарейка вспухнуть.

slides

Вопрос в другом - если видеобатарея подохнет, а в силовой еще останется жизнь, а не наоборот, помоему это уже реализовано аппаратно, точнее не реализовано, нужно какой-нибудь внешний свитчер городить…

У меня вообще, как я и писал раньше, вопросы к видеочасти - нужен нормальный фильтр в комплекте для запитки от одной батареи это раз (второй вариант с двумя и более батареями сомнителен, так как не реализована система выбора батареи для видео).

Далее, напоминаю - нужен ОУ на входе доп. разъема в телеметрии для нормальной работы с РССИ. Тим ! Ты обещал !!! Я помню !

smalltim

>Возможно ли ввести функцию переключения на резервную батарею в которой еще есть заряд в случае, если нужно дотянуть до базы?

По поводу силовых переключений возникали мысли. Если я ничего не упустил, это или силовые реле или мощные ключевые полевики.
Первые весят наверняка прилично, вторые - потери, и на больших токах греются. В общем, пока не вариант, по-моему.

По поводу скоростей и т.д. Думаю, существующего хватает на 75% 😃

Сейчас есть вот что:

  1. Тупой контроль газа. Врубается автопилот, ставит газ на Х% и шпарит домой. Если сильный ветер и к базе за Y секунд не приближаемся, врубаем газ на Z% и продолжаем шпарить. Это для тех, кто уж очень далеко не летает, батарейки всегда заряжает хорошо, за расходом следит, и запас энергии имеет хороший.

  2. Контроль скорости по ГПС или по баро (с проверкой на предмет мин. газа от сваливания и переключением на форсированный газ при сильном ветре).
    Эта штука работает независимо от крена-тангажа, причем, если тангаж такой, что самик сам по себе набирает скорость (снижаемся), то газ сам собой автоматом плавно убирается вплоть 0 до или до мин. газа выставленного в Панели. Если самику нужен набор высоты, то канал тангажа это отрабатывает, самик теряет скорость, и как только скорость ниже целевой, то газ начинает расти.
    Этот режим еще практически не облетан, но, думаю, будет самым востребованным - экономный и почти оптимальный.

Нет 3-го режима, но он точно будет, и очень скоро. Это возврат на базу “через не могу” с севшей ходовой батарейкой. Самик играет тангажом, пытаясь удержать заданную из Панели баро или ГПС скорость.
Определить факт севшей батарейки с телеметрией просто: или напряжение ниже заданного в Панели порога, или расход акка выше заданного в Панели порога, или ток 0 при газе >0.
Без телеметрии это сложнее, надо думать. Опосредованное определение по отсутствию изменения скорости при газовании неточно и ненадежно. Других вариантов (без заведения того же датчика тока или напряжения батарей на свободные аналоговые входы пилота) пока не вижу.

>Далее, напоминаю - нужен ОУ на входе доп. разъема в телеметрии для нормальной работы с РССИ. Тим ! Ты обещал !!! Я помню !

Да, будет. Сейчас, если ты обратил внимание, значок приемника и качества приема просто есть или нет или мигает. Палочки все по минимуму. Будет задание мин и макс уровня РССИ в Панели и отображение нужного числа палочек на этом значке.
Железочка с ОУ еще даже не придумана, но там всё примитивно. Плюс, эта железочка будет иметь фотодатчик чтоб глядеть на светодиод приемника и выводить усредненное качество приема на тот же вход ОУ, что кушает РССИ с приемника.

>Маленькая неувязочка. В режиме “Побаночный контроль = нет”, напряжению ходовой батареи соответсвует напряжение 3. А контроль по минимуму возможен только для напряжения 1 и 2.

Ой 😃.
Могу или входы местами поменять или добавить 3е напряжение в контроль по минимуму. Что лучше?

Вообще, по поводу БАРО vs GPS скорость скоро наступит мир и дружба. Думаю, скоро придется на борту вычислять усредненную скорость и направление ветра. Это нужно для всяких других вещей в будущем.
Ну как только это есть, жизнь становится намного проще. Можно будет выбрать нужный режим газа и всего остального автоматом.

Dronavt

[QUOTE=smalltim;1779233Определить факт севшей батарейки с телеметрией просто: или напряжение ниже заданного в Панели порога, или расход акка выше заданного в Панели порога, или ток 0 при газе >0.
Без телеметрии это сложнее, надо думать. [/QUOTE]
ИМХО. Полностью прелести АП раскрываются в совокупности с телеметрией, по этому ничего дополнительного городить не стОит. Чем больше периферии подключили к АП, тем больше вкусностей получили. Это касается и бародатчиков. По-моему все логично.
По поводу батарей тоже обратил внимание, что 3-я это 1-я, но до тонкостей не дошел.

baychi
smalltim:

или добавить 3е напряжение в контроль по минимуму. Что лучше?

Лучше контролировать все 3. 😃

Brandvik

Если самику нужен набор высоты, то канал тангажа это отрабатывает, самик теряет скорость, и как только скорость ниже целевой, то газ начинает расти.

Вот, а теперь представь что нужно набрать высоту и ветер сзади, если брать реферанс скорости по ГПС то получается что АП оборты снизит до Х% скорость будет целевая гол атаки на набор высоты, а воздушная скорость ?
Ну нельзя пользоваться одинаковой логикой при работе с ГПС и баро.
С ГПС нельзя смотреть на скорость, с ГПС нужно выставлять зарание заданные режимы двигателя в зависимости от режимов полета и если сильный ветер и к базе за Y секунд не приближаемся, врубаем газ на Z%… и все. А так же завязать на тангаж. Тангаж переходит в пикирование при снижении инициированном АП газ прибераем. Тангаж на набор высоты, газ добавляем причем желательно с экспонентой. Удержание высоты газ постоянно ХХ%
Почему я предлагаю при работе с ГПС отследивать именно ток?
Потому что например я знаю что мой самик способен лететь без снижения при потребляемом токе 8А Набор высоты с тангажом 5 гр он может делать при токе 11А
Если скажем ток падает ниже 11А (регулятор снижает обороты, а не отсекает) То АП должен уменьшить тангаж до 5гр если у него цель набрать высоту, если ток падает и длаьше вообще запретить набор высоты, а точнее перевести тангаж на угол который используется в асистенте, при падении тока ниже 8А отключить двиг, перевести тангаж на заданный угол и “пикировать” на базу.

Как бы там не вычислялась скорость по ГПС она всеравно всегда будет отставать от реальной +глюки определения местопололжения, +ветер может быть порывистый… что делает ее так же мпалопригодной для использования в системе управления.

Лучше ввести контроль 3го напряжения, таким образом введтся контроль от просаживания 1й банки ниже 3х В

При работе с баро ЦЕЛЕВАЯ скорость это скорость которую нужно достигнуть. А МИНИМАЛЬНАЯ это скорость ниже которой АП не имеет права опускаться. Вот в этом промежутке и должна работать логика, при наборе высоты скажем задача занять высоту сразу АП выводит газ на мах. И уже тангажом подерживает скорость на мин. Это нужно для максимально быстрого набора высоты. Ну и тд все вытекающие автоматически следствия…

slides
smalltim:

… Сейчас, если ты обратил внимание, значок приемника и качества приема просто есть или нет или мигает. Палочки все по минимуму. Будет задание мин и макс уровня РССИ в Панели и отображение нужного числа палочек на этом значке.

Нет, не обратил внимание - не могу прошить новую телеметрию, нет переходника или автопилота для прошивки…😁

painter12
smalltim:


>Далее, напоминаю - нужен ОУ на входе доп. разъема в телеметрии для нормальной работы с РССИ. Тим ! Ты обещал !!! Я помню !

…Плюс, эта железочка будет иметь фотодатчик чтоб глядеть на светодиод приемника и выводить усредненное качество приема на тот же вход ОУ, что кушает РССИ с приемника.

Возможно тут придется использовать фотодатчик со светофильтром пропускающим красный и задерживающим зеленый свет (собственно, красный фильтр), так как у Футабы горит зеленый диод когда все ОК, и красный - при потерях пакетов. Просто ориентироваться на “горит-негорит” не получится.

Dronavt

Вот, вспомнил еще одну, на мой взгляд, правильную вещь. Дело в том, что пока АП не нащупает свои координаты на планете, невозможно его принудительно включить. Т.е нельзя самик отправить в никуда…
Так же обратил внимание, что при смене прошивки не сбиваются настройки управляющих каналов, а значит нет необходимости в постоянной калибровке.
С новой прошивкой руль не кособочится и вполне адекватно реагирует на крены модели (правда, пока на земле) 😊.
Вот еще немного соберусь с духом и отправлю своего Изика в первое полностью автономное воздухоплавание…
Почему так долго собираюсь? Все банально просто и как говорилось в одном анекдоте : “учите матчасть, бойцы!”.

При первом тестовом полете на предмет проверки режима стабилизации я недостаточно внимательно слушал рекомендации Тимофея, в связи с чем испытал несколько волнительных минут, когда показалось, что Изик меня не слушается и не хочет разворачиваться обратно. А ведь все было настолько просто, что теперь стыдно вспоминать.
В режиме стабилизации пилот не управляет рулями модели непосредственно, а только задает желаемый угол крена (максимальный крен, соответствующий максимальному отклонению стика передатчика, который как раз и задается в Контрольной панели). Все остальное за него делает автопилот. Я же, отклонив в полете стик на привычный мне угол, задал такой незначительный крен, что Изик продолжил прямолинейный полет. И только когда я с испугу завалил рули максимально, самик шарахнулся в нужную сторону, я по привычке это дело парировал… Т.е. фактически мешал АП стабилизировать полет. И только когда я просто бросил стики ( фактически задал крен - ноль) стабилизатор сделал свое дело и тут же выровнял полет.
Так что, теперь все почти как на “взрослых еропланах” - пилот сообщает свои желания компу, а тот уже сам думает чем и в какой мере рулить 😎.

sptry
Dronavt:

С новой прошивкой руль не кособочится и вполне адекватно реагирует на крены модели (правда, пока на земле) 😊.
.

При проверке реакции пилота на земле, какие требования к обозреваемому пиродатчиками горизонту?
Другими словами, насколько возможно предварительно отладить пилот на земле в поле и в квартире?

Dronavt
sptry:

При проверке реакции пилота на земле, какие требования к обозреваемому пиродатчиками горизонту?
Другими словами, насколько возможно предварительно отладить пилот на земле в поле и в квартире?

Честно говоря, ни каких специальных калибровок и условий я на соблюдал.
Про проверке пиродатчиков в квартире горизонт может гулять. Это связано, думаю, с “начинкой” квартиры. На поле горизонт встал в горизонт.😃
Проверял прежде всего отработку рулей. Нос вниз - елеватор поднимается. Креним вправо - рудер отрабатывает влево. А углы отклонения бум подбирать экспериментально.

baychi
sptry:

насколько возможно предварительно отладить пилот на земле в поле и в квартире

Проверить, с точностью до направления работы серв - можно. Но установить ровный авиагоризонт и настроить коэффициенты автопилота, пока - только на поле. Со временем, появятся примеры настроек, и возможно, опыт но домашней отладке.

baychi

Тим, есть подозрение, что АП не использует целевой уровень газа, а сразу включает форсированный. Или целевой уровень будет только при первом включении АП, а при любом последущим, всегда будет форсаж.