Smalltim OSD and autopilot (часть 2)

Алексей_Сергеевич

Здравствуйте. Починил свой самолет после последнего краша и начал заново настраивать автопилот с ИМУ. Первый полет выявил раскачку по всем плоскостям, после чего была уменьшена чувствительность и увеличено демпфирование на рули управления. Это дало свой результат- самолет стал плавно летать на режиме стабилизации. Попытка включения автопилота на удалении чуть более километра привела к тому, что самолет выполнил плавный разворот и полетел спокойно, немного боком (из- за ветра) к базе. А далее было самое интересное: Пролетев базу, самолет начал левый разворот, сделав кружок над базой, затем самолет попал в такой ракурс к ветру, что отклонения элеронов (чувствительность 30% демпфирование 60%) не хватило для виража, и самолет стал удаляться от базы со своей крейсерской скоростью 50км/ч. Далее сработал форсаж двигателя (через 15секунд 90%мощности), это за считанные секунды разогнало самолет до 104км/ч. Началась тряска и разрушение, самолет сделал вираж и от перегрузки отстрельнулся и покинул пределы модели аккумулятор, вместе с батарейным отсеком… Автопилота- нема, видео падения нема. Вокруг тишина…Модель была найдена спустя 5ч прочесывания местности в двух километрах по ветру- повреждений нет 😃 , аккумулятор вроде никого не убил, но его теперь тоже нет 😃. Видео попробую выложить завтра, надеюсь на Вашу помощь для разбора причины краша и дальнейшей настройки автопилота.

yur1x
smalltim:

Юрий, думаю, надо менять АП. Ушибов и переломов у него не было?

Он у меня не летал, пиро наладить не мог и убрал его в коробку. Купил имушку, и вот пару раз он падал с 30-50 метров. А в последний раз удачно, даже самолёт не поцарапался 😃

Kozhenkov
Алексей_Сергеевич:

затем самолет попал в такой ракурс к ветру, что отклонения элеронов (чувствительность 30% демпфирование 60%) не хватило для виража, и самолет стал удаляться от базы со своей крейсерской скоростью 50км/ч

Вы сами ответили на свой вопрос. Чувствительность 30% - это очень мало. Обратите внимание на допустимый крен.

Алексей_Сергеевич
Kozhenkov:

Вы сами ответили на свой вопрос. Чувствительность 30% - это очень мало. Обратите внимание на допустимый крен

До этого чувствительность стояла 50% и демпфирование 50%, самолет махал крыльями и заныривал как дельфин с периодом в 1 секунду в режиме стабилизации, вот я и уменьшил чувствительность и увеличил демпфирование. И ведь это помогло, правда раскачка по тангажу все равно немного осталась в режиме стабилизации.

Udjin

Ну и макс мощность ограничьте.
Или прпеллер с меньшим шагом поставьте.

Алексей_Сергеевич
Udjin:

Ну и макс мощность ограничьте.

Уже сделал.
Скажите, а теоретически может быть раскачка модели, наоборот, из- за слишком малой выставленной чувствительности? А то действительно у многих чувствительность 100…120% и все нормально…(самолет у меня 190см, элероны большие). И подскажите, при резких маневрах ИМУшку иногда заносит, как по инерции, линия горизонта после окончания маневра иногда совершает еще 1…2 наклона по крену в обе стороны аж до 45 градусов (как маятник с затуханием колебаний).

Udjin

У вас модель имеет поперечное V?

baychi
Алексей_Сергеевич:

при резких маневрах ИМУшку иногда заносит, как по инерции, линия горизонта после окончания маневра иногда совершает еще 1…2 наклона по крену в обе стороны аж до 45 градусов (как маятник с затуханием колебаний).

Это любопытно. Видео есть? Кореция центробежных ускорений включена? По какой скорости? Пробывали выключить?

Алексей_Сергеевич
Udjin:

У вас модель имеет поперечное V?

Да, но небольшое. В полете не ощущается, раньше на этой модели V не было вообще, а сейчас сделал- разницы в управлении не заметил.

Алексей_Сергеевич:

при резких маневрах ИМУшку иногда заносит, как по инерции

Уточню, этот эффект можно получить если плату ИМУ прикрепить к корпусу самолета через пружину- качнул плату и получил несколько колебаний линии горизонта относительно реального горизонта.

Udjin

Вот мои настройки.

<group>autopilot_control_panel.pp_pcontrol = Настройки автономного полета
<param>roll_limit = 45 град
<param>pitch_limit_positive = 30 град
<param>pitch_limit_negative = -15 град
<param>heading_p = 50 %
<param>heading_change_speed_limit = 180 град/сек
<param>heading_type = compass
<param>heading_prediction = 1 сек
<param>target_altitude = 250 м
<param>baro_gps_altitude = baro
<param>altitude_control = mode0
<param>altitude_p = 30 %
<param>throttle_speed_control = speed
<param>throttle = 20 %
<param>target_speed = 60 км/ч
<param>baro_gps_speed = min_baro_GPS
<param>min_throttle = 1 %
<param>throttle_boosted = 70 %
<param>throttle_boosted_time = 10 сек
<param>throttle_boosted_denial_radius = 200 м

Модель рулится пилотом вполне адекватно. Но, есть несколько но.

  1. Настроен дифференциал элеронов
  2. Максимальные углы отклонения элеронов (±вверх, - низ) + 15, -7.
  3. Модель довольно скоростная. И ей развернуться на 135 градусов на скорости 140-160 км/ч - расчетная полетная нагрузка.
    V крыла 1 градус (0,5 на консоль). Ширина элеронов - 20% от хорды. Длина элерона - 1/2 длины консоли. Элероны на концах, флапами пилот не управляет.
baychi
Udjin:

min_throttle = 1 %

А почему не 0?

Udjin:

throttle_boosted_denial_radius = 200 м

Не маловато ли для скоростной модели?
Какой типичный радиус круга над базой выходит?

Udjin

Метров 150, в сильный ветер (7-8 м/с).
> А почему не 0?
А фик его знает. Ставил 0, в конфиге 1. Проверю, как в очередной раз буду логи снимать.

PS
Загрузил логи в гугль. Проконтролировал. Так и есть - от 110 до 160 метров радиус “развернутой улитки”

Алексей_Сергеевич
baychi:

Это любопытно. Видео есть? Кореция центробежных ускорений включена?

Каюсь, просмотрел настройки, коррекция центробежных ускорений- пустое поле…Похоже причина найдена, спасибо!

Эд

кто может, поясните (для общего развития) если при инициализации ИМУ первые 15 сек. модель будет не в состоянии покоя, чем это грозит?.. кривой горизонт, нет инициализации или ещё что?..

и ещё вопрос, после перевода ручек в нейтраль через какое время должен включится КК?

Sergiv
Эд:

кто может, поясните (для общего развития) если при инициализации ИМУ первые 15 сек. модель будет не в состоянии покоя, чем это грозит?.. кривой горизонт, нет инициализации или ещё что?..

попробую предположить, что это для того, чтобы иму запомнила нулевую угловую скорость дус по нескольким значениям

baychi
Эд:

если при инициализации ИМУ первые 15 сек. модель будет не в состоянии покоя, чем это грозит?..

Реально IMU инициализируется на последней, 15-й сек и весь процесс занимает порядка секунды. Если в этот момент модель перемещать, гироскопы проинитятся с ошибкой и горизонт на экране будет плыть. Это видно визуально. Поэтому перед стартом надо обязательно посмотреть на нормальный горизонт, а затем, покачивая модель по крену и тангажу проверить адекватность реакции. При малейших сомениниях - перевключить питание.

Эд:

после перевода ручек в нейтраль через какое время должен включится КК?

Сразу. Но если триммера на передатчике превышают коридор нейтрали - он не включится.

smalltim
Udjin:

В случае, если бародатчик скорости будет в “плавающем” обрыве, как изменится поведение пилота в режиме стабилизации?

Если для ИМУ выставлено использовать бароскорость, то АП будет перекомпенсировать центробежные ускорения. Возможна раскачка по крену.
При оборванном шлейфе соответствующий вход АП оказывается просто висящим в воздухе и напряжение на нем плавает как вздумается, обычно растет, т.е. в сторону больших скоростей по воздуху.
Логи скиньте, пожалуйста, в форум, если нетрудно.

Алексей_Сергеевич:

До этого чувствительность стояла 50% и демпфирование 50%, самолет махал крыльями и заныривал как дельфин с периодом в 1 секунду в режиме стабилизации, вот я и уменьшил чувствительность и увеличил демпфирование. И ведь это помогло, правда раскачка по тангажу все равно немного осталась в режиме стабилизации.

Алексей, Вы всё правильно сделали.

Алексей_Сергеевич:

Скажите, а теоретически может быть раскачка модели, наоборот, из- за слишком малой выставленной чувствительности?

Нет, при малой чувствительности никаких негативных проявлений, кроме очень вялых реакций на управление в режиме стабилизации, и риска недоворота по коену тангажу.

Тут проблема вот в чем: при повышении воздушной скорости эффективность рулевых плоскостей возрастает очень сильно, и Ваши настройки чувствительности, хорошие для спокойных полетов, оказываются слишком высокими для режима паника и форсирование газа. Я недопилил автоматическую регулировку чувствительности в зависимости от скорости баро-гпс и данных по вибрациям-раскачкам от ИМУ , но сделаю это скоро. Сегодня выложу прошивку с подруливанием РВ при поворотах, интегральными компонентами в стабилизации и Контрольную Панель с настройкой подруливания РВ и просмотровщиком логов в бета-версии.

Настраиваемое подруливание РВ позволяет не терять высоту при поворотах на летающих крыльях, делать более плотные повороты на классических моделях, а интегральные компоненты помогают АП додавить модель до нужных углов крена-тангажа и таки повернуть туда, куда надо при неблагоприятных факторах типа кривой геометрии битой модели, опрокидывающего момента винта, ветра и т.д.

Просмотровщик допилен до такого состояния, что его можно использовать, показывать людям и собирать дальнейшие хотелки.

Эд:

Сообщение от baychi перекалибруйте компас да, есть желание сделать это в полевых условиях, а не в квартире…

Эдуард, как прогресс?

Udjin
smalltim:

и собирать дальнейшие хотелки.

Тимофей, моя хотелка:
rcopen.com/forum/f90/topic205896/4886
(Режим планирования).
Логи вечером сброшу, вырежу куски проблемные и выдам на проанализировать.

Алексей_Сергеевич
Алексей_Сергеевич:

Началась тряска и разрушение, самолет сделал вираж и от перегрузки отстрельнулся и покинул пределы модели аккумулятор, вместе с батарейным отсеком… Автопилота- нема, видео падения нема. Вокруг тишина…

Здравствуйте. Вот видеонарезка последнего полета. Пожалуйста разберите по косточкам, куда двигаться с настройкой, где ошибка? Обратите внимание на вибрации возникающие при включении стабилизации, на раскачку по тангажу в режиме автопилота, на полет боком при возврате на автопилоте против ветра, и на сам краш, конечно. (чувствительность 30%, демпфирование 60%, ограничение по крену 30 град, тангажу 30 вверх и 20 вниз, мощность минимум 5%, максимум 80%)

Эд
smalltim:

Эдуард, как прогресс?

…перекалибровал на природе, чувствительность из 0,95-0,97 стала 1,07-1,10. за выходные удалось полетать в двух разных местах, так вот во втором случае чувствительность компаса показывала 0,93-0,96. налетал в общей сложности около часа, по тому видео, которое удалось посмотреть, видно, что при поворотах, иногда, компас “зависает” ненадолго… Тимофей, все таки какой разброс допустим по чувствительности компаса?

Udjin

2 Алексей Конашов

Вибрирует плата ИМУ. ИМХО отсюда и все беды.
Также возможно передатчик наводит … колечки поставьте на шлейфы, к сервам поближе.