Пилотажная группа по FPV - практика полетов, программы, построения, планирование, подготовка.
А Геннадий начал активно “сливать” секреты пилотажа… 😛
Ну так я-ж говорил, что мне есть что сказать 😃 !
Ну, все правильно нарисовал, можно сказать. Да, ориентир должен быть обязательно, так как он нужен исключительно для ведущего. Ведомые только уткнулись в ориентиры и по ним работают…
Читать в редакции: “Ведомые уткнулись в ведущего” 😃 ?
У ведущего есть совсем мало времени для того, чтобы смотреть на приборы. Лишь только контролировать по их показаниям свое положение и скорость.
Я вообще начал подумывать, что помошников должно быть двое - один - на визуальном сопровождении, второй - чисти “бортмеханик” для наблюдения данных с телеметрии и выдачи соответствующих указаний.
Есть только одна вещь, которую в твоей карте нужно сразу исправить. Центр зоны нужно сместить так, чтобы восьмерка не ложилась за зрителей. Это опасно!
Ее нужно “выгнуть” в пилотажную зону, а край, который ближе к зрителям сделать более прямым. Те фигуры, которые им интересны, выполняются практически всегда с прямого полета. 😉
М-м-м… “А как же его посадишь, если он - памятник!”
Как же их выгнешь, если там две прямые 😃 ?
Когда я смотрел на тот рисунок, я немного удивился, что там нарисованы две пересекающиеся линии. Я тоже сначала подумал, что весь пилотаж происходит на прямой, перпендикулярной центру зоны зрителей. А потом понял, что две пересекающиеся линии - гораздо проще - для разворота нужен один вираж в одну сторону, а не два виража в разные стороны, чтобы опять выходить на ту же прямую. Но на самом деле, я думаю, все гораздо сложнее. Нужно было-бы посмотреть видео всего выступления и нарисовать траекторию полета группы.
Как же их выгнешь, если там две прямые
Их нужно “выпрямлять” в другую сторону. При таком расположении как у тебя на схеме, получится следующее… Представь, ты ведешь группу в правую сторону зоны и начинаешь делать левый разворот, чтобы выйти на ту самую прямую, которая у тебя нарисована. Ну, допустим, все успели после разворота собраться и вы летите к зрителям под углом к ВПП. Как правило, на всех соревнованиях или фестивалях по авиамодельному спорту, зрительская зона ограждена от ВПП на дистанции не менее 25 метров. И при этом она идет параллельно ВПП… Ты же заводишь группу под углом, тем самым не давая части зрителей увидеть БЛИЗКО проход строя или выполнение фигуры.
Дальше два ключевых момента.
Первый.
Это безопасность. Вы выполняете, например какую-нибудь фигуру в зоне, при этом ваш выход из нее имеет направление “на зрителей”. Что будет, если строй развалится, или отказ у кого-то, или столкновение? 😉 Пилоту(ам) некуда будет уходить: только еще правее в сторону ВПП или вверх с набором над зрителями. Вспоминаем “отжиг” в Рино…
Второй.
Если же все прошло нормально, то выход из фигуры (ее окончание) придется уже слева от зрителей, что также снизит интерес к выступлению, так как всем придется смотреть через головы других на “кучу маленьких самолетиков”, которые слились с пейзажем или потерялись на фоне неба…
“Ведомые уткнулись в ведущего”
Да, именно так…
Вот мое видение данного вопроса…
Готов пояснить что-то на схеме если есть вопросы. 😃
Буковки бы расписать 😃 …
Первый.
Это безопасность. Вы выполняете, например какую-нибудь фигуру в зоне, при этом ваш выход из нее имеет направление “на зрителей”. Что будет, если строй развалится, или отказ у кого-то, или столкновение? 😉 Пилоту(ам) некуда будет уходить: только еще правее в сторону ВПП или вверх с набором над зрителями. Вспоминаем “отжиг” в Рино…
Ну - фигуры “в сторону зрителей” не исполняем по определению.
Второй.
Если же все прошло нормально, то выход из фигуры (ее окончание) придется уже слева от зрителей, что также снизит интерес к выступлению, так как всем придется смотреть через головы других на “кучу маленьких самолетиков”, которые слились с пейзажем или потерялись на фоне неба…
Да, именно так…
Просматриваю записи полетов Голубых Ангелов - у них многие маневры выполняются по дуге, в фокусе которой - зрители.
Не, конечно же то, что все не так просто, как я там нарисовал - это понятно 😃 . Но подход интересен.
Кстати! А на МАКС’е пилотажные группы летают? Давно хотел приехать посмотреть.
А на МАКС’е пилотажные группы летают? Давно хотел приехать посмотреть.
Конечно летают!
Буковки бы расписать
Ок, распишу…
Обозначения
Красный кружок - команда пилотов
А - траектория полета группы по внешнему периметру зоны и демонстрационная линия над точкой (полет в разных направлениях)
КО1 и КО2 - контрольные отметки для ведущего группы и ведущих пар
Б - траектории ускоренного выхода/входа для выполнения маневров в группе и двойках (полет в разных направлениях)
С - траектории выхода из маневров для перестроений или сбора группы (направление строго от зрителей)
D - зона всех фигур сольника а также зона выполнения роспусков группы
Ок, распишу…
Понятна… Ну, где-то так… Наверное-у разных групп будет чуть по другому, но общая идея примерно такая.
Ок, ежик в голову заброшен, теперь нужно думать мысль - а их есть - и подкреплять теорию практикой 😃 . В четверг хотим встретиться и полетать двумя Хорнетами. Я на свой сейчас ставлю FPV - посмотрим, что получится.
В четверг хотим встретиться и полетать двумя Хорнетами. Я на свой сейчас ставлю FPV
Це дило! Давайте-давайте… 😉
Це дило! Давайте-давайте… 😉
Оце д і ло 😃 . Хотя с тем законом про язык, который сейчас пытаются протянуть наши депутаты… Ну не наши, а эти… Скоро вообще не понятно на каком будем разговаривать.
Это было лирическое вступление к вопросу 😉 .
Так вот - по поводу разговоров 😃 …
Не секрет, что в переговорах авиадиспетчеров и вообще - разных координаторов полетов, используется достаточно много терминологии (которая нам, по большому счету, не нужна) и сокращений. Кроме того, в переговорах фраза имеет конкретный вид - конкретная информация идет на конкретном месте. Когда я получал морскую лицензию VHF, я некоторое время привыкал к формату морских сообщений. Зато теперь понимаю, почему с земли кричат “Eject, eject, eject!!!” а не подругому 😃 . А когда сам попал в эфир, понял, зачем этот формат. И послушал непрофессиональных новоиспеченных чартерных рулевых, которые на 16-ом канале начинают обсуждать меню в ресторане, как в него попасть и как пройти на набережную…
Формат сообщений экономит время и облегчает восприятие.
Последний месяц пришлось осваивать смежную профессию 😃 и координировать прилет нескольких бортов на Чемпионат Европы, причем часто общаясь с иностранными компаниями, занимающимися организацией полетов. И я был удивлен, что они даже со мной, человеком, с котрым они разговаривают по обычной линии, разговаривали сленгом. Я несколько раз слышал и Negative, и flight number Delta Alfa Charlie …, и время в формате seventeen hundred 😃 … Короче - наслушался. Причем отмечу, что ребята были кратки и эффективны в коммуникации, в отличии от меня, иногда 😃 .
Почему этот вопрос сюда и выношу.
Вопрос1 - как разговаривают ныне летающие? Есть ли уже какие-то установившиеся фразы, обороты?
Вопрос2 (или просто информация) - во все том же фильме про Голубых Ангелов на планерках несколько раз показывали такую штуку, как “визуализация”. Смысл понятия - народ садится и с закрытыми глазами в реальном масштабе времени проговаривает программу, с движениями ручки и РУДа. Причем, когда говорит командир, он говорит, плавно меняя тон голоса с более низкого на более высокий - то ли в зависимости от скорости, то ли от высоты, то ли от перегрузки - этого я не понял 😃 . Паралельно с показом этой “визуализации” показывали реальный полет и давали саундтрек переговоров, когда слышно было, как они в полете разговаривают. Как по мне показалось - идея классная. Может и нам где пригодится.
P.S. А вот как на самом деле работают авиадиспетчеры:
Есть ли уже какие-то установившиеся фразы, обороты?
Конечно есть! И именно их и нужно применять во время полетов, чтобы всем было понятно о чем идет речь и какое действие совершается.
Причем, когда говорит командир, он говорит, плавно меняя тон голоса с более низкого на более высокий
Это им делалось для того, чтобы все ведомые четко понимали, что идет работа по тяге на РУДе и по крену или тангажу на РУСе. Повышение и длительность голоса зависели от конкретного маневра и растягивались во времени именно для его выполнения при четком понимании. У них сейчас уже другой ведущий, поэтому возможно, что этой практики больше нет…
Конечно есть! И именно их и нужно применять во время полетов, чтобы всем было понятно о чем идет речь и какое действие совершается.
Так расскажите 😃 !..
Это им делалось для того, чтобы все ведомые четко понимали, что идет работа по тяге на РУДе и по крену или тангажу на РУСе. Повышение и длительность голоса зависели от конкретного маневра и растягивались во времени именно для его выполнения при четком понимании. У них сейчас уже другой ведущий, поэтому возможно, что этой практики больше нет…
Так это понятно, что чтобы ведомые понимали 😃 ! Я пробовал понять ОТЧЕГО ЖЕ ИМЕННО зависит высота голоса - то ли от скорости, то ли от положения РУД, то ли от крена, то ли от высоты - длительность эпизода была маленькая - так и не смог точно определить. И врядли, чтобы со сменой ведущего поменяась практика.
Но идея понятная. Да и просто проговаривать какие-то вещи постоянно - полезно. В английском учебнике по флотовождению есть такая фраза: "Если Вы не знаете, какой из приказов отдать - отдавайте любой, чтобы Ваши подчиненные чувствовали, что Вы все еще управляете ситуацией 😃 ".
ОТЧЕГО ЖЕ ИМЕННО зависит высота голоса
от страха 0_0
А где этот фильм можно глянуть?.. может кто в курсе.
А где этот фильм можно глянуть?.. может кто в курсе.
Фильм шел по Дискавери по четвергам. Может где и лежит на а-ля Торрентах.
Может сегодня будет еще серия 😃 …
А где этот фильм можно глянуть?.. может кто в курсе
Олег! На kinozal.tv можно скачать. Нужна регистрация…
Вот конкретная ссылка.
Так расскажите
Гена, не расскажу… Так как это наши многолетние наработки, наблюдения (прослушивание) и общения с реальными пилотами, которые я не буду выкладывать на общее обозрение. Надеюсь, что поймете…
А голос он повышал на восходящих маневрах, когда пилоты тянут РУС на себя до определенного угла, а потом должны установить угол и держать его до конца выполнения маневра.
Гена, не расскажу…
Понял. “Вопросов больше не имею” (с).
Как нибудь сами разговаривать научимся 😉 .
Как нибудь сами разговаривать научимся
Пожалуйста, без обид… В качестве помощи могу порекомендовать просмотр роликов:
- “Русских Витязей”
- “Стрижей”
- виртуальных пилотажных групп
Либо youtube, либо vimeo. Там бывает радиообмен между ведущим и ведомыми…
Сегодня отлетал еще 1,2 часа FPV общего полетного времени. Сегодня летал не в очках а по монитору… Сначала думал, что будет сложнее. Но на выходе получается, что уже сложнее оторваться от монитора и взглянуть на аппарат со стороны. 😃
P.S. Меня засосало огромное сосало… 😆
Только что заказал себе второй комплект видео-очков - этим комплектом стали Fat Shark Dominator под 5,8 гГц. Теперь будет возможность сравнить Head Play и эти. Когда приедут и те и другие… 😃
Только что заказал себе второй комплект видео-очков - этим комплектом стали Fat Shark Dominator под 5,8 гГц. Теперь будет возможность сравнить Head Play и эти. Когда приедут и те и другие…
Костя привет.
Летать на 5.8 ооочень хорошо (ТОЛЬКО БЕЗ ПРЕПЯТСТВИЙ). Главное сделать сразу хорошие клевера и будет вам счастье при этом 200 мв хватает по земле (на открытой местности) и в моем случае на 900 метров без сильных помех. Но ставить сразу на имеллер я побоялся и поэтому сначала летал на планерочках для рэйндж-тестов, потом ставил коплект на нужного самика летал визуально и писал все на земле (в моем случае писалка от фпв-джапан). После просматривал записи на предмет помех в различных положениях ЛА и одновременно вносил изменения в расположение камеры (как мне комфортнее).
По ХэдПлэям… Отличные очки НО есть один баг который ставит под сомнение использование на скоростных и тем более пилотажных бортах. Дело в том что при полете в Шарках при прохождении помех мы видим помехи и сквозь шум всетаки проглядывает картинка. В ХэдПлэях в случае помех останавливается картинка… и опять востанавливается при нормальном сигнале… Такая заморозка простительна на глайдерах но не на ваших бортах.
Да, Валер - я про эту заморочку у ХэдПлеев знаю. Кто-то борется с ней с помощью конверторов, кто-то прошивки закачивает… Думаю, что все-таки остановлюсь для полетов в группе на 5,8 с трехлепестковым клевером на передатчике и четырех - на приемнике.
Ведь местность для полетов группы - это площадки на аэродромах. А там все открыто и нет препятствий.