Полеты на планере FPV. Далеко и высоко. Тактика и практика.
Конечно, полёт на планере подразумевает именно безмоторный полёт. мотор используется только на старте.
В этом сезоне летаю на вулкане www.valentamodel.cz/51a.htm вес получился 4.5кг с батарейкой 4S4400 и всем фпв фаршем.
Результаты пока скромные, но есть есть к чему стремиться www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1730566.
Проводил такие опыты. Бывают дни (обычно жаркие) когда кучевые облака с утра начинают расти и к полудню занимают до 50 процентов неба. Некоторые облака становятся дождевыми но еще не становятся грозовыми.
Самолет весом 4 кг и с нагрузкой 100 грамм на дм легко набирает высоту высоту в потоках под такими облаками. Технология примерно такая. На моторе набираю 800 метров примерно при нижней границе облаков где то 1200-1300 метров. Во время набора пока нос смотрит вверх подбираю наиболее темное облако стоящее по нужному маршруту. Пролетаю под ним убрав газ и глядя на высоту. В какой то момент высота начинает резко расти со скоростью от 2х до 5 метров в секунду. Тогда выпускаю закрылок на 10 градусов и держу РВ чуть вниз. Очень сильно трясет. Самолет успевает набрать до 200 метров просто проходя под облаком по прямой. Когда высота заканчивает расти и трясти начинает еще сильнее либо после входа в облако - убираю закрылок и разгоняю самолет вниз + мотор чтобы выйти из облака и проскочить нисходняки. Ищу по курсу следующее темное облако и доворачиваю туда.
Но есть одно НО. Такая погода в наших северных широтах бывает не часто. Чаще потоки надо крутить (улетая при этом по ветру вместе с облаком). А долететь до следующего облака без мотора не хватает качества. В итоге чаще всего просто выгоднее лететь в основном на моторе.
Просто на моторе лететь как то грустно и нудно. А вот без мотора, появляется азарт и драйв. 😃 . По началу боялся отходить от базы даже на пару километров, а теперь, чувствую себя достаточно уверенно уже и на пяти. Погода конечно решает очень многое, но по опыту полётов крайние два месяца, понимаю, что если облачность не сплошная, то летать можно практически всегда.
Сейчас, стараюсь найти стабильно “термичное” место там стартую на 200-400м, и набираю в потоке полторы две тыщи метров. Дальше смотрю где оказался и оценив обстановку лечу дальне по ветру, оценивая возможность вернуться, если по дороге нахожу поток, то пробую дальше идти по ветру, ну и так дальше пока нервов хватит.
Видел я эту тему, узковата она. Да и в планерной ветке не очень корректно обсуждать фпв полёты. Уж больно разные у нас условия.
Спортивные классы моделей планеров, в основном летают на высотах от 0 до 200 м , а в даль, вобще, только в пределах визуального контроля, а это максимум километр.
Получается у вулкана около 70 грамм на дм. Но тонкий профиль, большое удлиннение и прочие планерные плюшки.
А вот интересно, если собрать летающее крыло в духе skywalker x7 с нагрузкой 35г/дм, то получатся ли полеты в термиках? По идее в сильных потоках должно сработать.
И еще, на что нужно обратить внимание при подборе электроники? Предполагаю, что хороший датчик воздушной скорости будет дюже полезен.
Низкая нагрузка - низкая воздушная скорость. Тут нужен компромисс. Я к примеру, термик XL, с его 35-45 км/ч. пока отложил в сторону. И летаю больше на вулкане. На нём, мне кажется комфортней, из-за его большей средней воздушной скорости.
На датчик воздушной скорости внимания не много, в основном, вариометр. Возможно, стоит отдельный, хороший планерный вариометр ставить в звуковой тракт AV TX.
www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1749208
опенсоурс вариометр - на днях начну сборку…
планируется на фпв изиглайдер
А как не глядя на воздушную скорость определить, что вот вот произойдет сваливание? Или стабилизация держит заданный тангаж, что в свою очередь обеспечивает более или менее постоянную воздушную скорость?
И вообще - используется-ли в термиках стабилизация, или все на ручке?
Кстати, с датчиками возд скорости все не очень просто - ведь на высоте даже в 3 км давление довольно сильно отличается
www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1749208
опенсоурс вариометр - на днях начну сборку…
планируется на фпв изиглайдер
Нашел такой вариометр, но не могу залить прошивку в ардуину. Кто-нибудь может помочь?
А как не глядя на воздушную скорость определить, что вот вот произойдет сваливание? Или стабилизация держит заданный тангаж, что в свою очередь обеспечивает более или менее постоянную воздушную скорость?
И вообще - используется-ли в термиках стабилизация, или все на ручке?
Кстати, с датчиками возд скорости все не очень просто - ведь на высоте даже в 3 км давление довольно сильно отличается
Если хотите экстрима, как я обычно делаю, то летите на высоте 200 метров к черной крыше, дороге и т.д. вообщем к любому месту которое создает постоянный термик. Как только самолет начинает подергивать и он слегка начинает набирать высоту определяете направление ветра, по разнице скорости жпс и воздушной, это важно! Даете газу и начинаете кружить на месте до 300-400 метров. Тряска будет увеличиваться, но нам это и надо, рулим только рулем направления. И тут бабах, обычно это в обед летом происходит, вечером не так интересно, вас прет в верх с такой скоростью, что вы не успеваете сообразить что случилось, трясет реально сильно. Продолжаем нарезать круги, только рулем направления. Проскакиваем 600-800 метров и если Вы не развалились, да и хранитель на максимуме, начинаем задумываться что дальше! Перестаем кружить летим прямо против ветра, на высоте 1000-1100 вываливаемся из термика, только надо быстро проскочить вниз сходящий поток, иначе вы потеряете высоту так же быстро как и набрали ее. Но такой выход из термика случается редко, обычно это большая проблема. Потому, что чем выше тем сильнее тянет вверх, тем шире термик. При той ужасной тряске, на высоте 1500 метров самолет вас практически не слушается, лететь прямо не представляется возможным, при выключенном моторе вы набираете больше 100 метров в минуту. Опускаем нос в низ на максимум, сколько позволяет хранитель, газ на максимум, работаем элеронами как можно сильнее, компенсируем рулем направления, смотрим что бы скорость не перевалила за 100-120, у меня Изик. И самое страшное это пропадание сигнала. Игл просто выключает мотор выравнивается по горизонту в сторону дома, и все, восходящий поток его утаскивает вверх. Вес самолета не имеет значения, высоту я обычно определяю по жпс, скорость по воздуху. Главное хорошая крепкая тушка, чтобы не развалилась! Если хотите спокойно полетать то лучше делать это вечером , термики не злые, но нет такого адреналина. Больше 2-х км не поднимался, там просто жопа начинается.
Вы про какой то мега крутой поток под грозовой тучей рассказываете. На самом деле, При обычной кучевой облачности, всё спокойно и размеренно. Нижняя кромка кучёвки в наших широтах обычно в районе 900-2000м, тянет наиболее сильно именно в 200-300 м под подошвой облака, дальше подъём обычно начинает замедляться. Тряски особенно не замечал.
Вы про какой то мега крутой поток под грозовой тучей рассказываете. На самом деле, При обычной кучевой облачности, всё спокойно и размеренно. Нижняя кромка кучёвки в наших широтах обычно в районе 900-2000м, тянет наиболее сильно именно в 200-300 м под подошвой облака, дальше подъём обычно начинает замедляться. Тряски особенно не замечал.
Ну что сказать, вам везет! Вечерком выложу видео вчерашнего полета. Да и облака я почти не использую, значит у нас с вами разная школа.
Обычно это происходит так…
тянет наиболее сильно именно в 200-300 м под подошвой облака, дальше подъём обычно начинает замедляться. Тряски особенно не замечал.
Такие же наблюдения 😃 А после 2000м трясти вообще перестает, идеально спокойный полет.
Такие же наблюдения 😃 А после 2000м трясти вообще перестает, идеально спокойный полет.
А что за тушка и включен хранитель? Просто вполне возможно, что мой Изя просто маловат!
я летаю без включённой стабилизации. планер весит 4.5кг. Маленькую модельку с небольшой нагрузкой на крыло, вероятно, в термике будет потряхивать.
А как не глядя на воздушную скорость определить, что вот вот произойдет сваливание? Или стабилизация держит заданный тангаж, что в свою очередь обеспечивает более или менее постоянную воздушную скорость?
А никак не надо - потому что планер настроен лететь без мотора, т.е. планировать. И ручки дергать совсем не надо - рулиться рулем направления куда нам надо, элеронами подрабатывается если надо компенсировать избыточно возникший крен или наоборот помочь рудеру.
Кстати всем летающим на моторе полезно попрактиковаться в управлении планером - перестают делать ошибки при отказе мотора 😉
Обычный мой полет “вокруг головы” на планере занимает 30 минут, расход электричества около 300-600мАч (на борту 5А 3S для центровки в том числе). Взлетаю поискать термики, пару раз затаскивало на 1000м. Причем это не какое то грозовое облако, а просто удачный термик. Иногда наоборот нет ничего вокруг хорошего.
Да, обычное дело когда планер на автопилоте возвращается домой и набирает еще высоту… А так ФПВ в планерном деле очень полезная вешь, у меня не то зрение чтобы визуально рулить планером за километр удаления, а уж когда термик сносит ветром и возвращаться приходиться с пары километров - визуально я бы его давно потерял.
рулить нужно элеронами. килем лишь убирается скольжение, а Вы получается вводите планер в постоянное скольжение и теряете оч много эннергии почем зря.
А никак не надо - потому что планер настроен лететь без мотора, т.е. планировать. И ручки дергать совсем не надо - рулиться рулем направления куда нам надо, элеронами подрабатывается если надо компенсировать избыточно возникший крен или наоборот помочь рудеру.
Настроен-то он настроен. Но я например, вход в термик (визуально) часто определяю по задранному носу. Если я в этот момент не отработаю РВ, то есть риск потерять скорость и даже свалиться. У меня размах 2.6m, пена, масса 1600г. Наверное большие бросает меньше.
Со стабилизацией, которая есть в любом автопилоте это не так актуально.
По моему, летать на планере в термиках, с включённой стабилизацией, какой-то маразм 😃. Ни чего не поймёшь, не сможешь воспользоваться слабыми термиками и не понятно как центрировать модель в потоке. Пробовал в прошлом сезоне несколько раз, мне не понравилось. Стабилизацию использую только если по телефону поговорить надо во время полёта 😃
Настроен-то он настроен. Но я например, вход в термик (визуально) часто определяю по задранному носу.
Так смести ЦТ немного вперед и он перестанет задирать нос, а о попадании в термик тебе доложит бортовой комплекс 😉
рулить нужно элеронами. килем лишь убирается скольжение, а Вы получается вводите планер в постоянное скольжение и теряете оч много эннергии почем зря.
Согласен но зависит и от самого планера. Так же ФПВ позволяет наклеить колдунчик (как у больших!) на фонарь перед камерой чтобы понимать - есть боковое скольжение или нет.
Стабилизацию использую только если по телефону поговорить надо во время полёта
Мои планера можно просто бросать управлять - будут нарезать где-то там круги, даже стабилизацию включать не надо.