F-22 Raptor - постройка, настройка, полет

Molotov

Помогите пожалуйста советами по поводу первого раза подключения всей электроники в самолете… чтобы преждевременно не натворить делов…
Построил модель F-22 Raptor
www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=795691

Поставил в корпус 2 сервы…

  1. Осталось соеденить регулятор с мотором!!! И вот возник вопрос… от мотора идет три провода… как мне их соеденить с регулятором, чтобы винт был толкающим??? Пробывать методом “тыка”??? Не смогу ли спалить что-либо таким образом??? Или может есть какая-то методика, может цвета проводов на моторе что-то значат… даже если это так, то от регулятора идут все провода черные… что тогда в этом случае делать???
  2. На модели буду использовать приемник AR6100e (на фото AR6100, т.к. другой четкой фотографии не нашел).

    На этой модели стоят две сервы, которые, как я понял, будут упралять направлением и высотой модели…
    Скажите пожалуйста, в какие разъемы приемника нужно подключать:
    -два сервомеханизма;
    -регулятор;
    И что нужно сделать, чтобы сервы одновременно выполняли роль элеронов (я так понял, поворот модели вправо и влево, сервы ходят по одиночке) и роль руля высоты (когда сервы ходят одновременно в одном направлении)…
    Передатчик DX6i…
    Знаю, что в инструкции этот вопрос рассмотрен, но я не понимаю термины, которые используются в описанни решения данной задачи… очень заумно, как для меня…

Также построил модель HouseCat.
www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=297635

Устроена по такому же принципу!!!
Так что без Вашей помощи я никуда…
Буду рад любым советам…
Знаю что все элементарно… но все-таки хочется первый раз все сделать под чьим-то руководством, и естественно, достичь цели благодаря Вашей помощи…

alexsss

Если мне не изменяет память, то два провода (не перепутай полярность) от аккумуляторов цепляешь к регулятору.
Далее (если я правильно прочитал надписи на фото приемника), цепляешь разъем от рега к приемнику на разъем с подписью GEAR.
По идее, по этому-же разъму идет и питалово на приемник, но тут смущает разъем с надписью BAT. Требуется уточнить.
А сервы вешаешь на разъемы подписи к которым надо смотреть в мануале на передатчик в разделе про дельта-крыло (по крайне мере в мультиплексе так: на 1 и 2 каналы). Скорее всего это разъемы с подписями ELEV и ALLE (на фоте не разглядел) Эта модель управляется ЭЛЕВОНАМИ (элероны выполняют функции и элеронов и руля высоты - подробнее смотри в разделе Летающие крылья). Требуется настройка передатчика.
Вроде все.

ADF

Двигатель с регулятором соединяется действительно методом тыка. Подсоединили - проверили, в какую сторону крутит. Если направление вращения не то - меняем местами любые два (из трех) провода.

Куда втыкать сервы в приемнике - скорее всего последовательно в первый и второй каналы… Читайте инструкцию - что там сказано о подключении элевонов.

boroda_de
alexsss:

Далее (если я правильно прочитал надписи на фото приемника), цепляешь разъем от рега к приемнику на разъем с подписью GEAR.

Не совсем. Gear это канал ретракта. Канал газа для регулятора это Thro. Мотор к регулятору подключается произвольно. Если крутится не в нужную сторону, то просто меняем местами два кабеля из трёх. Сервы втыкаются в AILE и ELEV и в передатчиле вклёчается фунция “Элевоны”.

dkapotov

Серва руля высоты подключается к разъему elevator. Руль направления - Rudder. Регулятор - Throttle. Маркировка разъемов: черный (коричневый)-минус, красный - плюс, белый (оранжевый) - сигнал. Двигатель к регулятору по-любому, если провода на моторе одинакового цвета. Толкающим винт делается после перепрограммирования ругялотора. Для этого на передатчике после включения газ на максимум, подать питание на регулятор. В инструкции на регуль указано какие писки он должен издать для изменения направления вращения. Когда эти писки он издаст газ на передатчике на нольЮ после этого установки запишутся в регуль. Если мотор имеет разные цвета проводов, то изменение направления вращения получишь после смены местами двух любых проводов.

Molotov
alexsss:

Если мне не изменяет память, то два провода (не перепутай полярность) от аккумуляторов цепляешь к регулятору.
Далее (если я правильно прочитал надписи на фото приемника), цепляешь разъем от рега к приемнику на разъем с подписью GEAR.
По идее, по этому-же разъму идет и питалово на приемник, но тут смущает разъем с надписью BAT. Требуется уточнить.
А сервы вешаешь на разъемы подписи к которым надо смотреть в мануале на передатчик в разделе про дельта-крыло (по крайне мере в мультиплексе так: на 1 и 2 каналы). Скорее всего это разъемы с подписями ELEV и ALLE (на фоте не разглядел) Эта модель управляется ЭЛЕВОНАМИ (элероны выполняют функции и элеронов и руля высоты - подробнее смотри в разделе Летающие крылья). Требуется настройка передатчика.
Вроде все.

спасибо большое… это уже хоть что-то… по поводу разъема BAT на приемнике - в мануале прочитал, что туда можно подключать батарею, чтобы от нее питалась бортовая электроника, а не через регулятор…

ADF
Molotov:

…подключать батарею, чтобы от нее питалась бортовая электроника, а не через регулятор…

Я вот понять не могу: постройка и эксплуатация электрических моделей уже не первый год подробно описана в множестве статей - а заблуждения у новичков все теже, причем в особо грубой, невежаственной форме

  1. На электрических моделях питание борта (приемника и серв) осуществляется посредством BEC-а - устройства, понижающего напряжение от ходовой батареи.
  2. БЕК встроен в регулятор, отдельный применяется только на особо крупных моделях или если встроеный недостатотчно мощный (либо не подходит по каким либо другим параметрам).
  3. Питание на приемник и сервы подается по одному единственному и неповторимому шлейфу, которым регулятор подсоединяется к приемнику в канал газа (thro tle). Никаких других проводов питания в приемник втыкать не нужно!
Molotov
ADF:

Я вот понять не могу: постройка и эксплуатация электрических моделей уже не первый год подробно описана в множестве статей - а заблуждения у новичков все теже, причем в особо грубой, невежаственной форме

  1. На электрических моделях питание борта (приемника и серв) осуществляется посредством BEC-а - устройства, понижающего напряжение от ходовой батареи.
  2. БЕК встроен в регулятор, отдельный применяется только на особо крупных моделях или если встроеный недостатотчно мощный (либо не подходит по каким либо другим параметрам).
  3. Питание на приемник и сервы подается по одному единственному и неповторимому шлейфу, которым регулятор подсоединяется к приемнику в канал газа (thro tle). Никаких других проводов питания в приемник втыкать не нужно!

Может я неправильно выразился… но я повторюсь, что терминологию я только начал изучать, и изучаю в процессе решения конкретных задач… тоесть не все сразу, а постепенно, по необходимости…

DVE

Первая схема правильна вроде. Вторая батарея не нужна.

Регулятор мотора делает две функции - питает не только мотор но и приемник через разъем.

msv

Ооо! Вот и я заканчиваю это стилизованное крылышко (F-22). Осталось сервы поставить, жду их.
Куча вопросов:
Размеры оригинальные?
Какой материал использовали?
Чем усиливали?
Обтягивали скотчем?
Какой винт, двиг и акк поставили? Какая тяга?
Какой получился вес планера и взлетный?
Какая центровка?
Разрешите в Вашей ветке выкладывать фотки моего “шедевра” и впечатления?

mewgun

Электроника электроникой, но незабудте винт перевернуть, иначе как ни крути мотор, а толкающим он не будет.

Molotov
msv:

Ооо! Вот и я заканчиваю это стилизованное крылышко (F-22). Осталось сервы поставить, жду их.
Куча вопросов:
Размеры оригинальные?
Какой материал использовали?
Чем усиливали?
Обтягивали скотчем?
Какой винт, двиг и акк поставили? Какая тяга?
Какой получился вес планера и взлетный?
Какая центровка?
Разрешите в Вашей ветке выкладывать фотки моего “шедевра” и впечатления?

Да, с удовольствием выкладывайте… я думаю - всем будет интересно…
Давайте по порядку… Я начинающий моделист - еще ни разу не летал, и поэтому, опираясь на рекомдации форумчан, обратил внимание на модели с толкающим винтом, по многим причинам… Одна из которых - более легкое управление моделью и ее предсказуемость… ну и конечно же хоть какая-то защита мотора и винта от ударов…
Сразу же взор пал на модель F-22 Raptor!!! Легок в исполнении и припал в душу…
Построил я его из двойного слоя потолочной плиты… ничем не “украшивал”… так как пока не умею летать - и высок шанс разбить его при первом же полете…
Так как Вы уже не начинаюющий моделист, который умеет летать, то Вас уже больше интересует внешний вид модели, так сказать эстетика!!! но для меня в данный момент (в начале авиамодельной каръеры 😃)) это неоправданная затрата времени и материалов…
Усиливать буду углеродной трубкой…
Вес планера: 75 гр.
Сервы VTS05A 8g / 1.0kg / .17sec Servo - 2шт. - 16 гр.
Мотор: TURNIGY 28-22-A 1600/1400 Kv Outrunner 350 гр. тяги - 45 гр.
Регулятор на 10-12 А - 10 гр. (вместе с припаянными конекторами)
Винт APC 8x4 - 10 гр.
Приемник - 5 гр.
Аккумулятор нужен с токоотдачей не менее: (максимальная нагрузка мотора: 8A) х на коэффициент 1.2, 1.3 = 10А
можно начинать с 500mAh 2S 20C - 10А - 34 гр. www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idpr…
можно 800mAh 2S 20C - 16 А - 48 гр. www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idpr…
можно 1000mAh 2S 20C - 20 А - 58 гр. www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr…
Все аккумуляторы удовлетворяют самый важный параметр - они выше максимальной нагрузки мотора по амперажу… А емкость аккумулятора будет влиять только на длительность полета…

Итого полетный вес:
Планер: 75 гр.
Мотор: 45 гр.
Регулятор 10 гр.
Винт 10 гр.
Серво 16 гр.
Приемник 5 гр.
Аккумулятор от 34 до 58 гр.
Итого: от 195 до 219 гр.

На стилизацию в будущем можно спокойно потратить 130-150 гр.
По поводу центровки, я пока не узнавал… если кто подскажет - буду признателен…

Также можно использовать вот такие недорогие и легкие моторчики www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr…
Вот как летает аналогичная модель: de.youtube.com/watch?v=Q9tpZnhN3dA

mewgun:

Электроника электроникой, но незабудте винт перевернуть, иначе как ни крути мотор, а толкающим он не будет.

Спасибо за совет… с Вашим напоминанием - уже точно не забуду…

msv:

Какая центровка?

Центровка скорее всего должна быть по линии винта…

alexsss
boroda_de:

Не совсем. Gear это канал ретракта. Канал газа для регулятора это Thro. Мотор к регулятору подключается произвольно. Если крутится не в нужную сторону, то просто меняем местами два кабеля из трёх. Сервы втыкаются в AILE и ELEV и в передатчиле вклёчается фунция “Элевоны”.

Ну естественно! GEAR - это шасси! А Thro-это газ. Ведь в старые времена любимая гама была “Full Throttle” - “Полный газ”.
Прошу прощения за свою невнимательность…

msv

Под стилизацией я имел в виду, что это по сути крылышко уже по форме напоминает самолет F-22. Вы вероятно этот термин поняли как “детализация”. 😃
И хотя, будучи еще абсолютным чайником, уже не задумываюсь в полете в какою сторону какой стик двинуть, а только соображаю, что бы еще такое зафинтить, с легким ужасом предвосхищаю свой первый полет на этой “крылатой ракете”. Тч. не разделяю Ваш оптимизм по поводу: “… более легкое управление моделью и ее предсказуемость…”, тем более, что это мало зависит от того какая (толкающая или тянущая) вмг. В моем ожидании это будет сплошной адреналин.
Я пришел к желанию построить эту игрушку после долгих медитативных полетов на своем планере/тренере. Захотелось для разнообразия чего-нибудь шустрого-верткого. Пилотажку/фанчик поленился, да и двиг опять покупать пришлось бы. А тут все на первый взгляд очень просто. Двиг с Метроида снял. Он правда тягу больше 500г. дает, те. тяговооруженность больше 2 будет, ну да велико- не мало… 😃
Делал тоже из двойной потолочки с усилением любимыми линейками. Неожиданно провозился почти две недели, правда весьма неспешной работы по вечерам. Только обтяжка скотчем заняла два вечера. Оригинал пришлось масштабировать под размах 490мм. Делал это вручную и обводы фюзеляжа нарисовал от руки. Приложил свежевырезанный фюз к крыльям и спросил младшую дочь (6 лет)- “похоже?”, надеясь услышать - “ух ты, как настоящий самолет!”. Но в ответ дочь расплылась в улыбке и выдала - “Похоже! Это гусь!”. Ну что ж, гусь так гусь, теперь это рабочее название проекта. 😃 Пусть тогда уж будут у него красные лапки (рули) и клюв. Получилось забавно, и есть шанс попасть в “аццкие самолеты”. 😃

sashok17

молотов а вы собирали самолёт из двух потолочек 50 на 50? ато шва просто не видно. или размах крыла всего 50 см.?

Molotov
sashok17:

молотов а вы собирали самолёт из двух потолочек 50 на 50? ато шва просто не видно. или размах крыла всего 50 см.?

Размах крыльев прям в притык размера потолочной плиты… Поэтому я и выбрал его… Хотя можно и любого размера сделать… для этого масштабируете чертеж, распечатываете, затем разрезаете фюзеляж сделанный из бумаги вдоль и из одной потолочной плитки делаете одну сторону фюзеляжа… сразу можете нарезать 4 шт (8 шт… если делать из двойного слоя)… т.к. самолет симметричный и не играет роли - толи это левая, толи правая часть фюзеляжа… А затем после склеивания просто проклеиваете место шва полоской потолочки небольшой ширины с двух сторон… и все… будет прочно и надежно…
Хотя самолет, сделанный из одной потолочки получается не маленький… это только так кажется, что потолочка всего 50х50 см…
Дело в том, что при размещении вырезанного фюзеляжа из бумаги на потолочке, он помещается только по диагонали потолочной плиты, а ее диагональ составляет не 50, а целых 70см…
Итого размеры самолета:
длина - 68 см. - это без учета длины элевонов…
размах - 56 см.
По отдельности детали маленьких размеров, а уже собранный планер - довольно ощутимых габаритов…

ADF

В управлении штука будет нифига не простая. Резкая и колбасимая турбулентностью. Поэтому первые полеты настоятельно рекомендую делать в полный штиль и при первом запуске не давать сразу полный газ - полгаза и в воздух.

Аппаратуру-фигатель может и не угробите, но планер изломаете не раз.

PS: я не писсимист, я хардкорный реалист. 😃

sashok17

.почему я спрашивал. хочеться тоже сделать такой самолёт. но дело в том что у меня аккумулятор 3s1p 25C 1300mah весит приримерно около 150 грамм. поэтому думаю самолёт сделаный из одной потолочки (плитки) будет сильно тяжёлый. примерно грам 400 9я так думаю) может меньше. Что посоветуете? делать из двух плиток или 4-х?

ADF судя по видио модель довольноустойчивая. или это мне так кажеться?

ADF

То, что модель может ровно лететь не означает, что она устойчивая и простая в управлении.

По крену и тангажу никакой собственной устойчивости у нее нет: т.е. если самолетка повернет мордой к земле и пилот бросит ручки - то она не меняя траекторию благополучно в землю и воткнется.

Второе - при первом полете модель не оттриммирована, центровка может быть неправильная. Если сразу дать полный газ, высока вероятность, что самолетку с быстрым набором скоости развернет в случайном направлении и приземлит. Не имея опыта пилотирования, за это время вы успеете лишь два раза моргнуть и сказать одно матерное слово.

Третье - если у планера недостаточная жесткость, от дачи полного газа самолет перекособочит, траектория будет непредсказуемой в квадрате. Поэтому даже если вы неи-цо опытный - первый запуск только в полгаза, а потом уже, по мере уверенного полета, можно попробовать сделать осторожный проход в полный газ.

Molotov
sashok17:

поэтому думаю самолёт сделаный из одной потолочки (плитки) будет сильно тяжёлый. примерно грам 400 9я так думаю) может меньше. Что посоветуете? делать из двух плиток или 4-х?

Нет… может вы меня неправильно поняли!!! Нужно на один планер 2 шт. потолочной плитки, тоесть планер из двух слоев потолочки, который будет весить не более 75 грамм…
Да… действительно планер может провисать, но только в поперечной плоскости… в продольной плоскости у него стоят два ребра жесткости (тоже из потолочки)… для того, чтобы модель сделать прочную в поперечном направлении, можно просто приклеить карбоновую трубку или если подешевле, то обычную линейку на двусторонний скотч…
А вообще Вам вот сюда www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=795691 - скачаете чертеж
И вот сюда www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=740049 - есть видео по постройке…
Сторится элементарно…
Я таких моделей построил две: одну из 2-х слоев потолочки, вторую из розового пенопласта (кажется экструдированного полистирола) толщиной 20 см… разница в весе между ними где-то 15-20 грамм…

ADF:

То, что модель может ровно лететь не означает, что она устойчивая и простая в управлении.

По крену и тангажу никакой собственной устойчивости у нее нет: т.е. если самолетка повернет мордой к земле и пилот бросит ручки - то она не меняя траекторию благополучно в землю и воткнется.

Второе - при первом полете модель не оттриммирована, центровка может быть неправильная. Если сразу дать полный газ, высока вероятность, что самолетку с быстрым набором скоости развернет в случайном направлении и приземлит. Не имея опыта пилотирования, за это время вы успеете лишь два раза моргнуть и сказать одно матерное слово.

Третье - если у планера недостаточная жесткость, от дачи полного газа самолет перекособочит, траектория будет непредсказуемой в квадрате. Поэтому даже если вы неи-цо опытный - первый запуск только в полгаза, а потом уже, по мере уверенного полета, можно попробовать сделать осторожный проход в полный газ.

А если элевоны немного вверх поднять изначально, это поможет??? Вроде таким образом модель не должна терять высоту…
А какая должна быть центровка у данной модели, так как нигде информации не нашел!!!
А вот такая модель тоже неустойчива в полете HouseCat???

sashok17

большое вам всем спасибо за разъяснения. Понял я вас правильно только расписал я неправильно 😒 . рс гроупс про этот самолёт я изучил досконально. если б вы мне подсказали как скачать это видео про постройку модели? я был бы вам очень благодарен.

А как насчёт аккумулятора? ( я выше писал) может поскажете?

ADF

Molotov

Не надо загибать элевоны вверх.
Для первого запуска ставьте их строго в нейтраль безо всяких выкрутас.

Центровку можно точно расчитать, но описание расчета сюда не влезет: эта пара страниц интегральных вычислений и т.д… Нужно определить САХ, затем взять от нее 25…30%.

Есть более простой способ: берем готовую модель со всей начинкой, поднимает на выоятуных руках вверх и плашмя отпускаем. При падении самолетка должна немножко наклонять вниз морду. Но такой метод дает очень примерный результат, поэтому его лучше не использовать…
Или ищите положение ЦТ в интернете, у буржуев на картинках точно попадался.

Molotov
sashok17:

большое вам всем спасибо за разъяснения. Понял я вас правильно только расписал я неправильно 😒 . рс гроупс про этот самолёт я изучил досконально. если б вы мне подсказали как скачать это видео про постройку модели? я был бы вам очень благодарен.

А как насчёт аккумулятора? ( я выше писал) может поскажете?

Если чесно, то про аккумулятор я ничего толкового сказать немогу… Если поразмышлять, то допустимый вес модели с таким размахом крыла где-то 300-350 грамм…
Так что есть два выхода, или увеличивать масштам модели или менять аккумулятор на максимум 2S 1000mAh…
Просто, я так подумал, если ничего не менять (поставить аккумулятор весом в 150 грамм на данную модель без изменения масшаба модели), то это будет пуля… которая может наделать делов…

sashok17

Зато весёлая пуля!!! смортря ещё какой я двигатель поставлю.

а выв незнаете как скачтаь видео сборки самолёта из рс гроупс?

да кстати а как вы элевоны крепили?

Molotov
ADF:

Molotov

Не надо загибать элевоны вверх.
Для первого запуска ставьте их строго в нейтраль безо всяких выкрутас.

Центровку можно точно расчитать, но описание расчета сюда не влезет: эта пара страниц интегральных вычислений и т.д… Нужно определить САХ, затем взять от нее 25…30%.

Есть более простой способ: берем готовую модель со всей начинкой, поднимает на выоятуных руках вверх и плашмя отпускаем. При падении самолетка должна немножко наклонять вниз морду. Но такой метод дает очень примерный результат, поэтому его лучше не использовать…
Или ищите положение ЦТ в интернете, у буржуев на картинках точно попадался.

Хорошо, не буду загибать элевоны…
Что такое САХ???
Вот что смог найти на зарубежных сайтах…
COG (Center of Gravity ) is 16" from the nose.
CG is 16" from the nose,or about an 1" in front of the motor mount. The is no best postition… The position chosen on my plane gives a good glide with good aerobatics and inverted flight

Центр тяжести находится в 16" от носа планера (16*2.54=40,64 см.) или 1" (2.54 см) вперед от мотора… А вообще нет идеальной позиции… позиция, выбранная на моем самолете дает хорошее скольжение с хорошим пилотированием и перевернутым полетом…