элероны и руль высоты или руль высоты и руль направления?

Perepel

Интересное получилось обсуждение!
Мне кажется, надо разделять два вопроса: для чего на моделях нужен РН и как им лучше пользоваться?
РН (вместе с элеронами) дает возможность поворачивать модель не в двух, а в трех плоскостях, и поэтому расширяет возможности пилотирования. Однако надо различать модели, которые изначально делаются только с РН, и где он является единственным средством управления по горизонтали, и те модели, у которых имеются и элероны и РН. Во втором случае РН делаются меньшей площади, менее эффективные, и используются они не для поворотов, а для доворотов и рысканья по горизонту. Короче, играют вспомогательную роль. Все равно – три оси вращения лучше, чем две! Кстати, братья Райт это уже знали. Они пришли к такому выводу не по наитию, а в результате исследований, которые проводили в аэродинамической трубе. См.: ru.wikipedia.org/wiki/Райт,_Орвил
Теперь об использовании РН. Я уже писал о применении РН для борьбы со сносом во время захода на посадку. Его также можно применять при взлете, когда эффективность элеронов невелика, а крен просто катастрофичен. РН, кроме того, используется при развороте на горке, или развороте со срывом, когда самолет описывает на вертикали угол 180 гр., для выполнения штопорных и размазанных бочек. Есть понятие скоординированного поворота, который выполняется с использованием РН и элеронов. Он является наиболее стабильным и выигрышным с аэродинамической точки зрения, т.к. делается с оптимальным креном (не больше и не меньше, чем нужно). Вероятность срыва в штопор при таком повороте минимальная.
О своем опыте. Я летал на Дракоше (WingDragon), у которого РН считается довольно слабеньким. Стал делать разворот над своей головой, поэтому хорошо рассмотрел. Начал его элеронами, а в конце, когда скорость понизилась, довернул с помощью РН. Занос хвоста получился очень эффектный, я даже удивился. По-моему, преимущества РН раскрываются на малых скоростях, а на больших хватает элеронов.
Об авиасимуляторах. Я иногда балуюсь на «Штурмовике Ил-2», где использую РН для более точной наводки оружия на цель. Траектория полета при этом не меняется, но можно водить носом вправо-влево. Например, при штурмовке автоколонны сбоку можно прострочить ее всю от головы до хвоста.
Когда, истребитель повисает у тебя на хвосте, то можно сбросить его таким приемом. Сначала затягиваем его в вираж с помощью элеронов. Он, естественно, начинает срезать дугу, чтобы стрелять с опережением, и переходит на внутренний радиус, т.е. еще больше увеличивает крен. В этот момент нужно резко дать РН в сторону противоположную виражу. Экран затемняется от перегрузки, самолетик пулей по касательной выносит из виража, а противник остается с носом, т.к. при всем желании не может в точности повторить тот же маневр. Если проделать это быстро и неожиданно, то помогает.
Конечно, «Штурмовик Ил-2» - не FMS и тем более не реал, но он дает некоторые представления о возможностях использования РН. 😁

dimastii_80

На всех моих самиках установлены и РН и РВ и элероны, но когда только начал летать, то РН не пользовался вообще - просто было не до него, а потом постепенно стал подруливать (иногда), сейчас уже во всю пользуюсь и рудером и РВ и элеронами…

11 days later
Perepel

Еще об одном приеменении РН. Называется “спуск со скольжением”. Этот прием был известен летчикам еще в Первую Мировую войну.
Предположим, что во время полета произошел отказ (отсечка) мотора. Положение для аварийной посадки выгодное, но высота слишком велика. Если Вы будуте планировать, то проскочите посадочную площадку, а если спикируете, то не успеете погасить скорость и разобьете машину. Возможности для разворота и повторного захода на посадку уже нет. Нужно садиться с первой попытки!
В таком случае и применяется скольжение. Самолет заваливается элеронами в одну сторону, а РН дается в противоположную сторону, чтобы держать нос параллельно горизонту. Он в этом случае уже работает как РВ. Начинается плавный спуск с постоянной скоростью. За короткое время можно сбросить избыток высоты, а затем перейти в планирование для приземления.
Если отказ мотора симитировать простым сбросом газа, то получится фигура пилотажа “скольжение на крыло”.

Ден4ик

что-то ни кто не комментирует видео моего полёта

Perepel
Alexm12:

Полет “на ноже” получается.

Нет, получается не полет “на ноже”, а скольжение с потерей высоты, потому что мотор при этом не работает. Для полетов “на ноже” нужна пилотажка с мощным двиглом, чтобы в таком положении удерживать высоту.

Ден4ик:

что-то ни кто не комментирует видео моего полёта

Замечательный полет! Судя по видео, был такой сильный мороз, что я, даже сидя дома у компьютера, начинаю стучать зубами. 😵

Ден4ик

мороз был и правда сильный, но желание полетать было ещё сильнее. оператор под конец навернулся на скрытом снегом льду😆

enn
Andrey33:

Модель пробовали с двумя разными крыльями: одно с V - 8 градусов, другое - менее 3 градусов.

Вот именно - чел правильно заметил! все дело в угле V крыла. Если вы делаете модель без элеронов то необходимо делать больший угол V крыла, чтобы она была устойчивой.
Тогда и в спираль ее загнать куда сложнее будет, я уже писал выше что летал на подобном пайпере - очень даже прост в управлении и если зарулился - брось ручки - он сам выровняется, что справедливо с точки зрения аэродинамики, главное чтобы высоты хватило. Я даже давала порулить подруге и детям - для них все просто вправо-влево ввверх-вниз, все управление на одном правом стике, левый только газ. Устойчивому самолеты главное - не машать 😃
Так что для спокойных полетов не искушенных пилотов - самое то! Но если вы серьезно планируете научиться пилотировать модель и у вас только 3 канала в аппе - то газ+элероны+руль высоты, в остальных случаях когда каналов 4 и более и не жалко одной сервы - делайте управление по всем каналам, в том числе и рулю напрпавления, да и не забудьте сделать поменьше V крыла - иначе с элеронами будет плохо летать.