Новичок-новичку. Анализ своих ошибок.

Stolz

Как недавно научившийся управлять пенолетами попробую изложить свой небольшой опыт, весь в шишках и морковках. Первый самолет, я как самый умный, взял красивый – Bf-109 от GWS c коллекторным двигателем, несмотря на мягкие намеки продавцов – мол не справиться вам, молодой человек. Так я ж на Як-18 в реале катался, в Ил-2 летаю неплохо, что я, лох, чтоли. К нему аппаратуру простенькую четырехканальную с тремя машинками, аккумулятор литий-полимерный. Собрал за 2 вечера, раскрасил, отцентровал, настроил. Красавец! Тянет – зверь! Подключил аппаратуру к компьютеру, поставил FMS. Посадки через раз, все-таки моторика совсем другая. Отлетал в общей сложности часа четыре, научился сажать более-менее, полет от себя проблем не вызвал, видать Ил-2 с внешними видами пригодился. Неделю ждал штиля, бо как согласен с продавцами, которые сказали, что первый полет производить желательно в штиль, иначе это будет борьба с ветром, в которой победит совсем не пилот. Дождался. Взял семейство, пошел в поле. Собрал, прогнал, проверил центровку, реверс рулей, все в порядке. Мандраж не такой уж и маленький. Знаю, что в первые разы желательно, чтобы запускал коллега, дабы при перехвате ручек после пуска не зарулить модель. Объясняю жене, как держать, как бросать – поехали! Как быстро оказывается он летит!😃 Носом в землю метра через три, крыло выломано. Перед падением убираю газ. Понимаю, что произведен слабый толчок. Мелкий ремонт, беру самолет сам, поехали! Как быстро он все-таки летит! Носом в землю метров через пятнадцать, крыло выломано, РВ пополам. Перед падением убираю газ. Домой шли мягко говоря грустные и задумчивые. Пришел к выводу, что даже я бросил недостаточно сильно, да и двигатель, несмотря на кажущуюся мне огромную тягу, все-таки слабоват. Потом добрые люди рассказали про липольки, которые желательно раскачать, до сих пор не знаю, нужно это или нет, и что повышает раскачка – максимальный ток или ёмкость, и было ли это причиной слабой тяги. Но, несмотря ни на что, самолет воздухе уже видел (до этого ни разу не видель ру модель в воздухе), и даже пытался управлять, что-то в памяти отложилось.
Ремонт, самолет теряет потихоньку внешний вид, обтягиваю где только можно армированным скотчем на случай будущих крашей, жду штиля, и вот опять на поле. Рядом коллега по работе, который утверждает, что занимался моделизмом, и знает, как правильно бросать самолет. Наконец-то кто-то понимающий… Проверка центровки, реверса элеронов, все гут. На старт, поехали! Носом в землю метра через три, крыло выломано, серва на элероны молчит, как потом оказалось, вырвало контакт на плате сервы. Немножко расстроенный и много злой решаю запустить месса без элеронов, к тому же надвигаются сумерки, переставлять машинку с РН нет времени. Беру самолет в правую руку, даю полный газ, энергичным но не резким толчком отправляю в первый полет. Летит!!! Управляется даже! Пару секунд. Потом крен, по привычке выравниваю элеронами, а их нет, крен все больше и больше, убираю газ – достаточно мягко тыкается в планету носом. Еду домой полудовольный, произвожу ремонт, на следующий день иду в поле один. Ставлю винт больше штатного, тяга вроде поболей; и в теории, и руками чувствую. Проверяю центровку, двигаю элеронами, проверяю реверс РВ и РН – все нормально. Газ, бросок – пошел! Чувствуется большой винт, тянет хорошо, модель идет в устойчивом наборе, ветер немного меняет направление, появляется небольшой крен, парирую его, крен резко увеличивается, еще больше отжимаю ручку – и самолет летит прямо в землю, газ успеваю убрать, травмы ремонтабельны, иду домой в поганом настроении, понимая, что мне не летать, одно дело в симуляторе, другое реальная модель. Но я человек упрямый. Через пару недель покупаю почти композитный 😁 (крыло – пенопласт, фюзеляж – пластик плюс дерево), на вид трудноубиваемый тренер с громким названием Clouddanser. Выбирал уже из расчета шоб понеубиваемей был. К нему докупаю бесколлекторник, регулятор хода, аккумулятор ли по на 2000 ма/ч, несколько винтов.
Мучаюсь пару дней с переделкой моторамы под бесколлекторник и ее креплением, протягиваю слабые места армированным скотчем, все, тренер готов. Бесколлекторник – зверь по сравнению с коллекторным, все больше убеждаюсь, что раньше не хватало тяги.
Выхожу в поле, уже достаточно спокоен, проверяю центровку, двигаю элеронами, проверяю реверс РВ – все нормально. Даю газ, бросаю, и млею от восторга – вот это тянет!!!. Легкий крен, начинаю парировать, крен резко увеличивается, пара неуправляемых петель – результат земля. Все происходит быстро, но газ убрать успеваю. Легкий полевой ремонт, все повторяется, результат такой же, моторама в утиль. Складываю самолет, дома забрасываю его на далекую полку, понимая, что это не моё. При просмотре видео неудачных запусков вижу, как сильно реагирует самолет на движения РВ. Понимаю, что выставил со страху большие расходы. Воспрял духом. Через неделю достаю, ремонтирую. Поскольку аппаратура простенькая, регулирую плечами качалок. Зажимаю до минимума. Иду в поле с идиотским оптимизмом. Проверяю центровку, двигаю элеронами, проверяю реверс РВ и РН – все нормально. Газ, бросок, летит, легкий крен, парирую, крен увеличивается, но не так резко, как в предыдущие разы, что-то щелкает в мозгу – даю ручку в обратную сторону – крен выравнивается, понимаю, что РЕВЕРС на элероны, долболюб, не проверял начиная с месса!!! Автоматом включаю реверс в мозгу или что его там у меня заменяет, делаю коробочку на высоте 10-12 метров, завожу против ветра, плавно снижается, плавно убираю газ, высота уже полметра, скорость еще высоковата, убираю газ еще больше, двигатель останавливается, модель быстро теряет скорость, валится на крыло, вырывает с мясом крыло, из крыла серву, теряются тяги. В полетном ящике полхозмага, а тяг нету. Иду домой, ремонтирую, дожидаюсь тихой погоды, едем на старый аэродром. Предполетная подготовка, проверка центровки, реверса всех рулевых плоскостей, к полету готов. Совсем небольшой мандраж, газ, бросок, летит, управляется! Правда по крену хреновенько, чувствуются зажатые расходы, при ветре 3-6 м/с управлять трудновато. Делаю коробочку, сажусь. Увеличиваю расходы, опять в небо. Минуты через полторы полетов, понимаю, что можно летать в полгаза, двигатель с запасом. Ух ты! Как он уже далеко! Разворачиваю, летим назад, начинаю водить по коробочке, минут пять так летаю, устаю, всё-таки первый управляемый полет, выполняю разворот на посадку метрах в пятидесяти, сбрасываю газ, планирую, легкое касание – посадка! Даже пропсейвер не пригодился. Отдышался, хлопнул победного коньяка, и начал летать. Расхрабрился, затянул повыше, открутил все, что можно на самолете с большим V и без РН. Вобщем пока выкатал акк, совершил еще три штатных посадки. Ну а дальше пошло-поехало, тренер изучил наизусть. Затем руки дошли до месса, но день запуска месса на заливном лугу совпал с каким-то ежегодным профсоюзным слетом насекомых, аналогом гнуса, тысячи их, которые запилили меня с женой в считанные секунды. Будете смеяться, но в результате сборки под непрерывными атаками кровососущих тварей был благополучно попутан реверс РВ, и не менее благополучно просмотрен при проверке, поскольку жалили сильно, быстрее-быстрее надо было. В итоге морковь и постоянное бормотание на обратном пути жены в спину совершенно справедливых фраз «лох-это судьба» и «бугога». По окончании слета кровососов и перепроверки реверсов, уже без особых душевных метаний был запущен в первый самостоятельный полет мессершмит, он оказался немножко посложнее в управлении, но каких-либо нештатных ситуаций не возникало.
Выводы:
Первая модель – тренер-верхнеплан, трудноубиваемый. Даже если бы у меня все сложилось с мессом, и я полетел бы на нем сразу, я уронил бы его пару-тройку-пятерку раз – это сто процентов. Любой краш и последующие усиления/ремонты красоты полукопии не добавляют.
Не согласен с часто повторяемым утверждением, что первая модель желательна без элеронов.
Как мне показалось, тяговооруженность тоже достаточно важный фактор, мощный мотор позволяет вытянуть модель из достаточно критических ситуаций.
ПОМНИТЬ ПРО РЕВЕРС !! 😆
Расходы ставить минимальные, летать первый раз в штиль.
Не бояться летать, пробовать, анализировать причины неудач и пробовать снова.
Я при выборе между «а может, если дать тяги он вытянет из петли» и «убрать газ, иначе морковь» выбирал второе. В результате овощей с углублением в планету пока не сажал, все последствия крашей устранялись достаточно легко.
Пропсейвер спасет начинающего пилота от постоянных покупок винтов.
Провода сервомашинок на крыльях у меня примотаны скотчем к корпусу, что бы при возможном краше их не вырывало из самой сервы.
Научиться управлять ру моделью в одиночку при наличии FMS реально.
Вот пожалуй и все, надеюсь, кому-нибудь пригодится данный сын ошибок трудных.

CapitaliSt

Пригодится! Написано интересно.

тренер с громким названием Clouddanser

Это я понимаю “chem cloud”? Как он по качеству? Цена привлекательная.
Так же интересует его ветроустойчивость. И оправдались ли ваши ожидания по его неубиваемости?

Felar_Furlong

ммм, я вот три самолета разбил уже. все три по разным причинам. основная проблема - ничего нельзя делать в спешке, все нужно перепроверять по нескольку раз.

первый разбитый самолет от меня улетел 😁 я не проверил ветер, а поскольку я летал за лесополосой, то сразу это прошло незамеченым. как только самолет поднялся выше деревьев, то его понесло, понесло и понесло. самолет достаточно мощный, против ветра бы легко вытянул, но… он был одноцветный, а декали я не наклеил. в результате, уносимый ветром, он моментально стал неразличим, где верх, где низ, перед, хвост.
вывод первый - погодную обстановку нужно выяснять заранее, чтобы это не стало неожиданностью, вывод второй - если самолет одноцветный, декали обязательны.

второй самолет упал из-за того, что я забыл вытянуть антенну передатчика. вывод - внимательность, внимательность и еще раз внимательность.

третий самолет был потерян по причине неверного размещения оборудования, это был малоразмерный низкоплан, они и так срывные очень, а я поставил на него слишком тяжелую батарею, да еще и со смещением от оси, в результате в полете его все время кренило на одну сторону и срыв при очередном развороте не заставил себя ждать.
выводы: легче, как можно легче и обязательно балансировать продольно в том числе.

Геннадий2610

2Stolz Респект. На эти грабли наступает всякий,кто начинает летать самостоятельно,но не каждый способен признать свои ошибки и написать правду.Ваше желание летать оказалось сильнее всех трудностей с которыми Вам пришлось столкнуться,и начинать всегда лучше с более опытным товарищем.Удачи.

EЖ
Stolz:

…понимаю, что РЕВЕРС на элероны, долболюб, не проверял начиная с месса!!! Автоматом включаю реверс в мозгу или что его там у меня заменяет, делаю коробочку на высоте 10-12 метров, завожу против ветра, плавно снижается,…

А вот это ваще признак пока еще не раскачанного на 100% мастерства. Если это действительно так, то Вы, товарищ Штольц весьма и весьма неплохой пилот.

Stolz
CapitaliSt:

Пригодится! Написано интересно.

Это я понимаю “chem cloud”? Как он по качеству? Цена привлекательная.
Так же интересует его ветроустойчивость. И оправдались ли ваши ожидания по его неубиваемости?

Все верно, он самый, я немножко криво написал, правильно именуется он Cloud dancer. Брал я пустой планер, по качеству нареканий нет, пришлось только усилить крепление стабилизатора и заменить мотораму, предназначенную для коллекторного двигателя. Единственный минус - отсутствие РН, в принципе поправимый, место для сервы имеется. По ветроустойчивости, как наверное любой верхнеплан устойчивее низкоплана (в моем случае мессершмита), только с ним и могу сравнить, до анемометра я не дорос, но при 5-6 м/с на нем летал, правда больше с ветром боролся. По неубиваемости - фюзеляж - коробка из пластика, чтобы его сложить нужно очень уж постараться, крыло - мелкопористый пенопласт, обтянутый пленкой, достаточно крепкое, мне хватило обтяжки кромок армированным скотчем, если его оклеить скотчем полностью да с утюгом думаю станет не хуже фюзеляжа. Вобщем удароустойчивостью и ремонтабельностью порадовал.

:

А вот это ваще признак пока еще не раскачанного на 100% мастерства. Если это действительно так, то Вы, товарищ Штольц весьма и весьма неплохой пилот.

Спасибо на добром слове, но думается мне, что неплохой пилот заметил бы несоответствие намного раньше 😃

EЖ
Stolz:

Спасибо на добром слове, но думается мне, что неплохой пилот заметил бы несоответствие намного раньше 😃

И на старуху бывет проруха. Я с реверсом элеронов взлетел однажды после 10 месяцев постоянных полетов. Даже понять не успел в чем дело и уже дрова.

А вот байка про Себастьяна Сильвестри (кто такой - поищите на форуме:)

В общем гдето на сборище каком то, попросили Себастьяна облетать новенький то ли Як, то ли Катану размерчиком так под 2 метра. Ну он спокойно взлетел, пару фигур сделал и ушел на высоту. Хозяин сама спрашивает, чего мол так высоко забрался. Ну Себастьян невозмутимо так: “Да у тебя элероны в реверсе… ща”… И не сажая аппарат заходит в меню на пульте, все выставляет как надо и летает дальше:)

Stolz

Всем спасибо за добрые слова 😃, забыл еще одну важную вещь в выводах написать, на которой сакцентировал мое внимание очень хороший человек, когда я начал выспрашивать про выкосы/перекосы и рулевые площади - центровка. Будет правильная - полетит, будет неправильная, какая бы у тебя ровная и оттарированная модель не была, быть ей в земле, и посоветовал для начала сделать переднюю сдвинув ЦТ на 3-5 мм вперед от рекомендуемой производителем, что лично мне помогло, модель стала устойчивой и предсказуемой.

PocketM

Главный очевидный вывод несделали:) Надо покупать модель с колесами и взлетать с них а не с руки. Я свои бальзовые даже с тягой больше единицы кидаю с 2х метровой насыпи иначе неуспевают разгонятся и морду поднять…

CapitaliSt

Ну Себастьян невозмутимо так: “Да у тебя элероны в реверсе… ща”… И не сажая аппарат заходит в меню на пульте, все выставляет как надо и летает дальше

Неужели можно поставить элероны в Реверс случайно??? Настройки сохраняются в передачике на определенной модели и если летал, скажем, вчера и было все нормально, то почему должен появится реверс сегодня?

Holler
Stolz:

в Ил-2 летаю неплохо,

Оффтоп. А ник какой?

EЖ
CapitaliSt:

Неужели можно поставить элероны в Реверс случайно??? Настройки сохраняются в передачике на определенной модели и если летал, скажем, вчера и было все нормально, то почему должен появится реверс сегодня?

Можно, например на новой модели или после ремонта/апгрейда/замены машинок и т.п.

Holler:

Оффтоп. А ник какой?

Да и на каком сервере? Холлер, а Вы?

Shal

Ну, ОЧЕНЬ похоже! Только у меня не покупные, а самоделки. А реверс у меня был - руля высоты…

Александр_Иванов

да уж действительно все так начинали, я так точно!
самый обидный краш был когда аккумулятор в полете выпал - липучка была плохо приклеена 😃
а самый смешной краш был когда элероны заклинило - самолет так бочку и крутил метров 500, пока я не понял что так его не посадить и не плюнул на него:)
главное правило В АВИАЦИИ НЕТ МЕЛОЧЕЙ, и пока это правило не засядет в мозгу напрочь, твои модели будут падать регулярно.
у нас вон однажды опытный пилот взлетел без элеронов - подключить забыл, надо сказать, что модель он повредил не сильно - руль направления помог,

а вот когда осознанно перед каждым взлетом проводишь предполетный осмотр, проверку рулей, гонку двигателя - проверку заряда акк по индикатору на полном газу (вроде все). Вот тогда есть шанс что модель сама по себе не упадет.
и еще!!! если есть малейшие сомнения в надежности любого элемента самолета и аапаратуры - полеты отменяются до надежного устранения неисправности.

вот мои 5 копеек.

EЖ
Александр_Иванов:

а вот когда осознанно перед каждым взлетом проводишь предполетный осмотр, проверку рулей, гонку двигателя - проверку заряда акк по индикатору на полном газу (вроде все). Вот тогда есть шанс что модель сама по себе не упадет.
и еще!!! если есть малейшие сомнения в надежности любого элемента самолета и аапаратуры - полеты отменяются до надежного устранения неисправности.

вот мои 5 копеек.

Во во… У меня после краша из-за реверса элеронов и второго, из-за обрыва тяги РВ (из-за жесткой посадки без последующей проверки перед взлетом) ОБЯЗАТЕЛЬНА следующая последовательностей действий перед взлетом:
Модель на полосе или в руке (в зависимости от типа старта). Я произношу вслух: “Влево, вправо, вверх, вниз” При этом двигаю стик и контролирую отклонение каждой рулевой поверхности. Потом закрылки, потом удерживая аппарат, проверяю полный газ и только после этого рулю на старт или иду к месту старта с руки. Причем во втором варианте всегда еще раз прямо перед стартом повторяю: “вверх, вниз, влево, вправо” и только потом в небо.

Stolz
:

Можно, например на новой модели или после ремонта/апгрейда/замены машинок и т.п.

Да и на каком сервере? Холлер, а Вы?

Ник Stolz или LLIaPuKoB, в основном летаю на кубанском il2.kubannet.ru, еще на белорусском ByFly, оба догфайты, на проекты времени жалко 😃.
2 PocketM - имхо первые разы желательно запускать с руки, если тяговооруженность близка или больше единицы, уверенного толчка хватит, что бы самолет пошел в набор, тем более на полном газу, а с шасси взлетать - нужна площадка, что не всегда под рукой, да и навыки все-таки по-моему поболей требуются, чем у начинающего.

Holler
:

Да и на каком сервере? Холлер, а Вы?

-=RFF=-Holler. Ну я как правило на АДВ, иногда ЗВО, ну и догфайты под левым ником ))

CapitaliSt

2 PocketM - имхо первые разы желательно запускать с руки, если тяговооруженность близка или больше единицы, уверенного толчка хватит, что бы самолет пошел в набор, тем более на полном газу, а с шасси взлетать - нужна площадка, что не всегда под рукой, да и навыки все-таки по-моему поболей требуются, чем у начинающего.

ИМХО, новичку лучше запускать с шасси. С рук по первости шансов грохнуть модель больше. “Минус в необходимости площадки” - здесь ваша правда.

Holler

А вообще, теренер типа “Снежка”- какой пробег по ВПП требует?