Помогите в расследовании причин АП

andrey66
Shokker:

Итак вчера я угробил свой Kyosho Calmato Trainer 40.
3 ий полёт. (2ой краш)
На удалении ~250 м собирался выполнить левый вираж (типа 1 разворот)с выходом в набор высоты. Заложив крен 30-50град теряю управление (не удается поднять нос). Пытаюсь вернуть крен в ноль. Крен увеличивается более 90 град. Осознаю неизбежное. Пытаюсь глушить двигатель.
Касание земли/травы. Дальше я не видел. через ~секунду слышу неприятный звук. 😮 😦 😦 😦

Приложение:
Материалы по делу.

  1. Видео с борта
    YouTube - Kyosho Calmato trainer 40 crash
    Качество отвратительное. Если поможет, могу без Тюбиков последние секунды файлом выложить

такое ощущение, что Вы достаточно резко заложили вираж на маленькой высоте, а когда самолет носом стал клевать в землю, что вообщем-то естестственно, Вы попытались ручкой его выправить вверх. но посколько он был уже практически перпендикулярно земле и продолжал заваливатся, этим маневром Вы его точно и вогнали в землю.
мож конечно и аппаратура так подвела, но странно, ей богу…
вот если б я сам так летел и сам смотрел на это свое видео - я бы так и сказал про себя.
Ваши способности пилотажные обсуждать не могу, но что кажется от просмотра - то и говорю…

а почему такое видео г-нное? не зная Вашу видеоаппаратуру (мож именИтая какая), я п для себя посчитал ее приобретение - попусту выброшеными деньгами:(

Wherewolf

Антенну не забыл выдвинуть?

  • как вариант - видео выжрало борт и на машинки банально не хватало…
    срыв - вряд-ли… я не увидел в конца манёвра, более резкого, чем были до этого… ИМХО…
Старый_прагматик

Приведу банальнейшую поговорку: “Лучше потерять жену, чем скорость на развороте”. В приведенном выше случае все признаки этого на лицо. Летал на 1/2 - 2/3 газа, на удалении ~250 м собирался выполнить левый вираж, заложив крен 30-50град теряю управление… Самолету, чтобы лететь и управляться, нужна определенная скорость относительно воздуха. Если эта скорость становится ниже критической, модель теряет управление и сваливается в штопор. Это может быть усугублено попутным ветерком 4 м/с. Внешне все выглядит так, как будто потеряно управление. Даже на газ “не реагирует”, потому что время, необходимое на прохождение звука от модели к пилоту (250 метров), больше чем время, достаточное для достижения моделью земли.

Старый_прагматик
Wherewolf:

на 4-м… развороте… 😃

“На 4-м развороте” я опустил умышленно. У авиамоделистов, особенно не очень опытных, разворот на посадку единственный и он же 4-й.

Hainov

Можно несколько вопросов? Это 3 полет вообще или на этом самолете? Какая аппа и приемник? Если FM и PPM то отказ возможен в любой момент. К чему такие крены при облете нового самолета? Да и облетывать надо повыше, чтобы в нештатных ситуациях успеть вытянуть самолет.

Ive
Hainov:

Если FM и PPM то отказ возможен в любой момент.

Вот интересно, как люди жили без 2.4 ггц аппаратуры…
250 метров для FM-PPM c нормальным приемником, а не “осталось от стрекозы” - это вообще ничего. Была бы помеха - был бы резкий рывок, клевок, заглохший от перегазовки мотор, итэдэ… Местность вроде как ненасыщенная помехопостановщиками, так что… Ошибка пилота, либо падение по бортовому питанию.

Володимир
Shokker:

Версии:

  1. Зарулился, получил срыв потока, следствие этого - потеря управления. (Самая распространенная версия)
  2. Временная потеря управления из-за проблем с оборудованием. (дома наблюдал дрожание серв, но дома вообще очень часто глючит всякая радиоаппа.в поле глуков не наблюдал.)

Ваше мнение, господа?

Если отбросить версию потери управления, то это ошибка пилота - потеря скорости относительно воздуха , модель (тренер!) отреагировала правильно - опустила нос, а пилот усугубил - взяв руль на себя. Модель ответила классикой - штопором, что это штопор пилот не увидел, т.к. земля была слишком близко.

Александр_Иванов

Вы сами провели анализ своего полета, и весьма грамотно 😃
не надейтесь что мы отмажем ваши ловкие ручки 😃 и отличную аппаратуру 😃
на самом деле подобные падения бывают у всех начинающих пилотов.

отдельно хочу сказать про надежность бортовой электрики (электроника как правило не причем) а вот контатктики, разьемчики, выключатели - тоненькие проводочки и слабенькие батарейки - это гарантированная морковь.

все у Вас получиться, самое главное не унывайте - главное что бы пилот твердо стоял на земле!!! 😃

Shokker

Большое всем спасибо!

Дополнение:
Аппаратура Perfex (была в комплекте с моделью) 40 Mhz двойное преобразование.
Полёт визуальный (никакой не FPV).
Хреновое качество видео, потомучто тюбик как-то очень сильно его сжал, изначально запись 320х240, оборудование - китай-видео-трансивер 😉… со стандартным антенно-обгрызком на приёмнике, плюс ко всему в машине работал конвертер 220, который сам по себе источник помех. да и камера там не высокого разрешения.

Схема бортового питание - два 5-баночных NiMH аккумулятора (номиналом 1400мА ч). 6 вольт номиналом (после зарядки давали где-то 7.2 В). Поставлены последовательно. Борт запитывается через стабилизатор 5В. 1А. На питании к видео-трансиверу стоит предохранитель.

Последний полёт по прямой - условно против ветра.
В момент краша - перпендикулярно ветру. но там близко полоса деревьев перед шоссе.
Невыдвинутая антенна абсолютно исключена - перед взлётом зачитываю чеклист (антенна в числе первых пунктов)

3-ий полёт всего.

Алексей_Vgg
Shokker:

Дополнение:
Аппаратура Perfex (была в комплекте с моделью) 40 Mhz двойное преобразование.

Perfex? Двойное? У меня была одинарная 35 МГц.

“…слово Perfex, либо совсем исключите из лексикона, либо используйте как ругательство.
Мне, едва научившемуся держаться в воздухе, эта “система” сполна предоставила жестких крашей. Чем я только не экспериментировал, делал скрупулезную ревизию соединений, по совету продавца менял приемник, парой кварцы… , наземные тесты с работающим двигателем, но все едино, взлет-морковка, взлет-морковка…
А пока не решился сам, выкинуть все их “потроха”, вплоть до выключателя борта и взять комплектом нормальную аппу, подсказать никого не нашлось, ибо становился на крыло в гордом одиночестве.”

Tom-cat
Shokker:

3-ий полёт всего.

Так что пункт 1. Имхо…
Такое было, есть и будет есть…
Вот так вот.

Mikele_P
Shokker:

3-ий полёт всего.

У… Ну тогда это нормально. 😃 После года-то полетов ухитрился таким же образом МиГа своего воткнуть, кстати тоже при облете.

Shokker

новые материалы по делу
Фоты сделаны в поле, когда плакал над моделькой принёс остатки к машине, ничего не разбирая.


На данной модельке крепление крыла винтами. (это будет отдельная тема). Винты я ,естественно, затягивал. Непосредственно перед взлётом, минуты 3-5 прошло при заведенном моторе. Могли ли винты разболтаться от моих дрожащих рук, за 300 метров пути?!


Тяга РВ вылетела из сервы. Хотя выпасть она могла и при краше. Зажим тяги без нейлоновых вставок. (а вообще есть зажимы с такими вставками?)
Чтобы освободить другие тяги дома потребовался ключик и грубая физическая сила. Зажимы я не проверял со времени сборки модели. (итого 3 полёта несколько пробежек, пол канистры метанола)

На момент обнаружения ЛА заслонка карбюратора была открыта максимально, тяга заслонки была погнута, положение сервы не помню, но сервы пищали и дрыгались.(антенна порвалась, передатчик остался у места старта).

В общем ещё пара версий
3. Потеря управления из-за болтания крыла
4. Потеря управления из-за разбалтывания тяги руля высоты.

Мнения?!

Володимир

Не парься, все это последствия падения, ведь ты не знаешь как/насколько были утоплены в дерево закладные гайки.

Shokker

Лирическое отступление

Вообще зачем мне вся эта тема? Чтобы написать себе инструкции, чеклисты, дабы подобное не повторялось.
Если в большой авиации инструкции пишутся кровью, то тут, видимо, густым слоем клея.
Почитав этот форум, я догадался написать себе предполётный чеклист (зачитываю с бумажки вслух и проверяю, или жена зачитывает). А я ведь столько прочитал, про забытую антенну, не подключённые элероны… После первого краша (залетался, кончилось горючее, уронил на крыло при посадки) написал себе полётное задание… видимо мало в нём описал… и давно хотел чеклист при подготовки к взлёту, но вот не особо себе представлял что нужно проверять и как часто. Теперь видимо напишу…

Володимир:

Не парься, все это последствия падения, ведь ты не знаешь как/насколько были утоплены в дерево закладные гайки.

протупил!!! только сейчас дошло!😆

BUK
Shokker:

Лирическое отступление

Вообще зачем мне вся эта тема? Чтобы написать себе инструкции, чеклисты, дабы подобное не повторялось.
Если в большой авиации инструкции пишутся кровью, то тут, видимо, густым слоем клея.
Почитав этот форум, я догадался написать себе предполётный чеклист (зачитываю с бумажки вслух и проверяю, или жена зачитывает). А я ведь столько прочитал, про забытую антенну, не подключённые элероны… После первого краша (залетался, кончилось горючее, уронил на крыло при посадки) написал себе полётное задание… видимо мало в нём описал… и давно хотел чеклист при подготовки к взлёту, но вот не особо себе представлял что нужно проверять и как часто. Теперь видимо напишу…

протупил!!! только сейчас дошло!😆

Судя по видео и с ваших слов ,вы очень далеко отпускаете несерьёзную модель.250 метров…на таком расстоянии и мой двухметровый самолёт кажется почти точкой.Если высота есть осторожно двигая рулями ,ориентируешься в пространстве,а на малой высоте и зарулиться-раз плюнуть.А без опыта,тем более.Зачем так далеко летать?

nedz

мне кажется у меня была такая же ситуация, плакал над самиком, но сделал вывод- крутой вираж на малой скорости и результат срыв и потеря управления

rutube.ru/tracks/2397422.html?v=10c1a6d26fc0c46e8c…

Shokker
nedz:

мне кажется у меня была такая же ситуация, плакал над самиком, но сделал вывод- крутой вираж на малой скорости и результат срыв и потеря управления

rutube.ru/tracks/2397422.html?v=10c1a6d26fc0c46e8c…

Близко у вас там машина стояла. Я бы в вашей ситуации даже немножко бы радовался, потомучто моделька + стекло + кузовные работы намного больше чем моделька. 😃

alex_1964
Shokker:

Ваше мне

Privetstvuyu!
Zarekatsya ne nado - samolety b’yut vse, dage samiye umeliye piloty. Drugie delo, chto nado stremitsya, chtoby etogo ne bylo. 😃
Soglashus practicheski so vsem, cho tut napisali kollegi i nemnogo (moget i povtorus) dobavlyu ot sebya.
Calmato otlichniy samolet (voshishen vasim zapuskom s ruki), letaet, kak po notam.
Perfex nado menyat na chto-to bolee prilichnoye, electroniku toje. Takje (tut eto otmechalos vyshe) ne nado zapitivat bort i video ot odnoy batareiki. Malaya skorost na virage toje ne luchshee resheniye - sam polojil Calmato 1600 v razmakhe na maloy vysote v viraj, morgnyt ne uspel, kak on votknulsya v planetu. Shassi otorval… Vint slomal.
Vinty razboltatsya vryadli mogli, chashe razbaltivayutsya vynty peredney stoyki. Ya ikh podkruchival posle kazdogo poleta poka ne zalil epoksidkoy.
I samoye poslednee - ne stoit “plakat” nad samoletom. Staraya pogovorka glasit - “Esly vy ne gotovy razbit model, to brosayte eto hobby”. Calmato - otlicniy samolet i otlicho remontiruetsya. Po foto vidno, chto on ne tak uj i strashno razbilsya - kuski bolshie. Zato vosstanovlenniy on budet u vas eshe luchshe - i smotretsya i letat. Zaodno i vse ostalnoe prokleite. Gelatelno 30-minutnoi epoksidochkoi, proshe budet detali podgonyat na nachalnom etape skleiki.
Pravilno tut zametili kollegi - ne nujno letat daleko. Luche letaite povyshe, no poblije. Proshe je na vysote proveryat kogda on tam valitsya i vse ostalnoe delaet.
Lichno ya sklonyayus k oprokidivaniyu na virage, no, estestvenno, ne nastaivayu.
Sovety:

  1. Ne rasstraivatsya - ne tot sluchay. Vy svoi Calmatos tak vosstanovity, chto on odnoznacno budet luchse, chem fabrichnyi. Custom, tak skazat, made. 😃
  2. Potratitsya vse je na electronicu poluchshe. Skazat Perfeksu spasibo, pokrasit’ seroi kraskoi i vikinut k edrene Fene. Ya kogda trenerovalsya na Pipere Kyosho, to sletal na Perfekse 1 polet, potom vse vykinul - i appu, i priemnik-regilyator, i servy s 4-mya provodami. Vse pomenyal i letal dolgo i schastlivo. 😃
  3. Krepleniye tyag. Licho ya po maksimumu starayus tyagi gnut vezde, gde eto vozmojno. Osobenno, v Calmato - on zdorovyi, kak chemodan, mesta mnogo. Esli polzuete zajimi, to posle ustanovki tyag i NASTROIKI samoleta kapnite v vint zajima kapelku ciakrina ili thread-locka. Moe mneniye, chto pro vstreche s zemley tyaga veletat ne doljna. Kachalka mojet slomatsya, val servo privoda, sama tyaga lopnut, no ne vyletet! Obratite vnimaniye, chto servy ostalis na meste. Esli predpolojit, chto v moment udara rul vysoti khroshenko dernul tyagu, a tyaga khorosho zakreplena, to navernoye vsetaki vyletela by sama mashinka a ne tyaga iz zamochka. No eto predpolojeniya.

Udachi i myagkhih posadok.

Hainov
Ive:

Вот интересно, как люди жили без 2.4 ггц аппаратуры…
250 метров для FM-PPM c нормальным приемником, а не “осталось от стрекозы” - это вообще ничего. Была бы помеха - был бы резкий рывок, клевок, заглохший от перегазовки мотор, итэдэ… Местность вроде как ненасыщенная помехопостановщиками, так что… Ошибка пилота, либо падение по бортовому питанию.

Я тоже так считал до недавнего времени. На вертах я летаю на РСМ, и проблем с помехами не было. А на самолет поставил РРМ из комплекта( аппа Futaba7C). И помехи достали! То обороты гуляют, то сервы дергаются! Поставил чистый эксперимент - другой приемник и другой самолет. Результат тот же - летать невозможно. Переставил РСМ с верта, и никаких проблем! Правда,в моем случае может быть виновата радиовышка с множеством антенн в 1,5км. 2Shokker : Хочу Вас поздравить! Если это 3 полет - Вы просто классно летаете! ( Искренне, без всякого сарказма). Не расстраивайтесь по поводу краша! Но для обучения, я думаю, все же лучше ЕРР. Ремонтов и затрат меньше. А краши поначалу, увы, неизбежны.