Очень летать охота!Пусть меня научат!
Первый самолет был Pilotage PA-12.
****************************
Вот как то так. 😉
Практически моя история… Только первым был Пилотажевский “Пайпер”, тот, который желтый был у них, а после E-Startera ДВС тренер Jamper-25 из Техноспорта, а после него понеслось… Calmato-Sport, Катана из Пилотажа, 26-кубовая бензинка Эдж… Параллельно одновременно с освоением Кальмато, занялся боем, сначала на простых модельках, с хоббийными моторами, потом на более серьезные созрел… Сейчас в основном летаю на бойцовках, на хоббийных самолетах редко… Но, желтый Пайпер я до сих пор вспоминаю с доброй улыбкой, хоть он и прожил в небе, в совокупности, от силы 15 секунд;)…
Всё выше сказаное прошу не считать “оголтелой пропагандой” за крупные ДВС-тренеры и принижение достоинст электролётов - каждый выбор сделает сам. Но, согласитесь, такой подход тоже имеет право на существование.
Я бы частично поддержал пропаганду большого тренера, а вот на каком моторе - дело уже десятое, всяко его задача винт крутить, не более того. А в размере, на мой взгляд, сколько плюсов - столько и минусов. Для особо нетерпеливых и буйных - можно зумопенолет. Полетать из багажника после работы. Для спокойных и размереных с основательным подходом - большой тренер. Видимо, должно зависить от человека. Да и одно другому не мешает, на самом деле. К большому тренеру всегда можно зуума докупить, когда мало-мальский налет будет, и человек начнет ежедневно во дворе налет наращивать. А в выходные - выезжать с тренером в поле… Каждый тип смолета учит своему. А в итоге - потребуются навыки от обоих самолетов.
У меня, например, тренером был электропланер. По сути - тот же “большой тренер”, только без шасси. А вторым - мелкая электричка. Древняя как мир, на никеле и 300-м граупнере, и с тяговоруженностью дай бог 0,5 (других тогда не было) 😁. Оба самолета принесли пользу, каждый - свою.
Резюмируя, могу сказать:
- Не обязательно учиться на маленьких “электричках” (НЕ война!). Крупный и относительно сложный самолёт быстрее прививает чувство ответственности и перед собой (сломать жалко) и перед окружающими (безопасность).
- Крупный самолёт лучше видно, следовательно меньше шанс потери ориентировки. Да и летит он адекватнее что-ли…
- Самолёт с ДВС изначально предполагает максимально строгое соблюдение мер безопасности, что очень дисциплинирует.
А что еще на это скажешь, - золотые слова! Очередной покупкой после Calmato, стал Фронтьер Сеньор 2040 мм. Все по-взрослому - движок Saito-82.
Так не нарадовался, посадочная меньше, летать можно (как только и получается у новичка) высоко, далеко. Видно как летит, куда, в каком положении. Отсюда никакого напряжения зрения, мышц, мозга и как следствие никаких судорог, лихорадок или там столбняков, летаешь и отдыхаешь душой. Перед теми же, кому удалось успешно войти на метровом самолетике, - снимаю шляпу.
- Симулятор это хорошо, а наличие тренера ещё лучше!
А самое лучшее и то и другое! Уж если непогода, можно и посидеть за симом пол-часика.
Сейчас не часто балуюсь, а раньше, - так очень любил.
У меня по другому складывался путь к моделизму. Ехал на машине мимо П—жа и решил зайти посмотреть, купить сыну, что нибудь радиоуправляемое, машинку или самолет, что нибудь . Увидел комплект RTF, Пайпер это был по моему, три канала управления :газ, РВ, РН. колекторный движок. Вoбщем пролетел он у меня ровно столько, на сколько я его бросил, винт с валом в одну сторону, самолет в другую. Ну, перед сыном надо реабилитироваться, поиск в интернете и в итоге обзавелся красавцем импеллером Eurofly 2000. Начал искать единомышленников, кто поможет его, хотя бы поднять в воздух. В комплекте с самолем был диск с FMS. Установил и начал потихоньку осваивать. Поиски мои привели на поле, где познакомился с замечательными людьми, которые объяснили и наставили на путь правильный. А импеллер подняли в воздух, посадили и посоветовали лучше положить на шкаф до лучших времен. Нет же сказал я, хочу поуправлять. В итоге управлял всего секунд восемь. Пока импеллер летел до планеты, потом морковка, собирание осколков в пакетик. Посоветовали начинать летать на крыле. Первое крыло, через раз, то полет, то морковка. Итог, крыло в хлам. Второе крыло до сих пор живо. Потом был куплен и собран Декатлон EPP от П—ж. Он полетел сразу и прямо и красиво. На нем я научился летать осмысленно, сделал первые бочки и петли, впервые пролетел на спине. Сейчас в моем парке ZOOM, Акромастер, достраиваю Экстру 260-380. Уже могу летать на ноже. Вобщем, чем дальше тем интереснее.
Я начал заниматься авиамоделизмом году этак в 1975-76 в московском дворце пионеров. Тогда модельки у меня были кордовые ( МК-17 до сих пор где-то валяется). Об радиоуправлении мог только мечтать, но очень хотелось. Даже решил сам сделать передатчик. Через это занялся радиоэлектроникой, увлекся и об авиамоделизме как-то само-собой забылось.
А примерно 2 года назад ехавши с работы увидел рядом с дорогой над полянкой летающий тренерочек. Остановился, стал наблюдать, как молодой парень усердно отрабатывает заход на посадку. Вот тут у меня ручки и зачесались - я тоже так хочу!
Тут-же в ближайшем магазе игрушек был куплен желтенький пайпер RTF от ПЖ. Дома был собран, заряжен ак и на следующее утро я выехал в поле подальше от посторонних глаз ( как чувствовал - позору не оберусь ). Кидал я его раз 20. Причем мне показалось, что время полета напрямую зависит от силы броска. Посадил ак - поехал домой, самолет как ни странно остался жив. Дня три я боролся с этим желтым чудом, аж плечо заболело - неполетел:)
Пару дней думал.Пришел к выводу, что пайпер-игрушка и летать ему необязательно. На следующий день был куплен уже самолетик посерьезней ( Фантазия с Братиславки) уже с бесколекторником, с липолькой и 4-х канальной апой - короче полный комплект. 2 дня собирал. Выехал на то-же поле. Взлет с земли - ЛЕТИТ:)
Уверовав в собственное всемогущество через пол-минуты перепутал лево с право, верх с низом - дрова😠 точнее шарики. Выпотрошил то, что осталось от самолета, поехал домой штудировать интернет.
Наткнулся на этот форум, читал месяца два ( только читал ), узнал невообразимое колличество нового. Самое главное - оказываются существуют компьютерные симуляторы:) и апа должна быть приличной ( приятней-же работать хорошим инструментом) Безжалостно наступив на горло своей лягушке купил Оптик6 и сим Рефлекс. Месяц мучил симулятор и читал форум. Через месяц я уже точно знал чего я хочу.
Под оставшиеся потроха о Фантазии был куплен Кошелек ( по причине слобоубиваемости и ремонтопригодности ) от того-же ПЖ, собран , настроен.
И вот на нем я уже полетел абсолютно осознавая свои действия.
Спасибо симулятору.
А теперь наверное уже и не сосчитаю всех самолетов на которых летал.
Новичкам: ( из своего опыта )
- Внимательно читайте форум, в 90 % случаев ответы на ваши вопросы тут уже озвучивались не по одному разу.
- Симуляторы рулят!
- Не экономьте на качестве апаратуры ( она не каждый день покупается )
- Мягких посадок.
П.С. Во нахреначил😵
А я начинал летать еще учась в пятом классе посвятил три года обучению в кружке сюта летали на кордовы радиаппаратура была в то время редкость на кружок один пульт. После переезда в другой город я поутих к этому увлечению. И года полтора назад разговорившись с тестем чуть ли не споря он мне рассказал что видел когото летающим на самолете всего за три тыщи рублей. Мы с ним ради проверки решили заглянуть в п-ж и (конечно за 3000р ничего толкового там небыло) но спасибо продавцам расказали о б\к и о аппаратуре серво литийполимерах регуляторах и я загарелся. как самонадеянный пилот я конечно выбрал че получше взял себе сразу пилотагу катану и все что к ней необходимо. собрал за пару вечеров все опробовал крутит дергается тянет и на поле)))) 5 морковок подряд планеру алесс. Дело это забросил. И через недельку знакомого встретив расказал о своей беде и оказалось что он давно увлекается этим . мы пошли на поле он мне взял метроид поднял его в воздух и передал пульт не скажу что летал сразу это были попытки любой ценой продержаться в воздухе но с этого момента во мне как что то щелкнуло. И я приобрел симулятор респект ему.Месяц пролетел на ура. Второй моделью была цессна с начинкой от катаны. И вот трясущимися руками я с разбегу поднял ее в воздух и посадил. Ну и потом поняслось поехало. Опробовал много моделей.
Вот видео назовем его сильный ветер😁
Я новичок на форуме но хочу рассказать свою историю авиамоделизма.В школе увлекался кордовыми , потом наскучило-хотелось радио но не было не средств не возможностей.В мае познакомился с местными моделистами, посмотрел и в магазин за тренером (хорошо подсказали-начинать с тренера),купил тренер размах 1.5м под .46 ДВС с верхним крылом и аппу 6-ти канальную.Собрал за пару дней и на поле с наставником (симулятор не признавал)-он поднял самолёт в воздух, стриммировал, дал порулить на высоте стоя рядом и подсказывая, посадил он же и так раза 2-3.Потом мой первый взлёт и нормальная посадка в траву.Ездил на поле с тренером всё лето раза 3-4 в неделю.Потом ДВСную пилотажку, после 6-7 полетов отказал приёмник результат-морковка.Сейчас купил в зиму зумолёт поставил двигатель мощней чем нужно и летаю на нём и на симуляторе (сильно помогает освоить некоторые фигуры).Но меня больше удивил мой сын-12лет.Взял на поле-ему понравилось стал просить купить и ему (на скопленные деньги).Купили тренера электро размах 1.2м.Я настаивал чтобы он научился в симуляторе-ни в какую, хочу сразу летать.Приехали на поле, я пояснил на пальцах как управлять,поднял самолет в воздух и стриммировал-передаю ему пульт и встаю рядом держа руки наготове, но-моя помощь не потребовалась ! я потом только посадил.Все были в шоке.
Мой вывод;
1.Симулятор-хорошо но не главное
2.Очень помогает-помощь товарища
3.При покупке первой модели не экономить на аппаратуре-она покупается не на один день (хорошо что в своё время мне это тоже посоветовали)
Удачных полетов.
Уважаемый Александр (ASW)
Совершенно с Вами согласен. Именно это я и хотел сказать. Наверно я неясно изложил свою мысль. Прошу прощения. Для отработки пилотажа он первый помощник. А новичку он дает базовые знания владения стиками передатчика. Я сейчас помогаю встать на крыло молодому человеку. Он был победитель областных соревнований по бою(кордовому) т.е. моделист со стажем. На симуляторах порхает только шум стоит. А когда я передал ему управление Пейпером электричкой, то он через минуту такие кульбиты начал выделывать в небе, что я еле подхватил самолет буквально в 2-х метрах от земли. Второй полет лучше и т.д. Так он мне тоже сказал симулятор и реальный полет различаются значительно. Он свалил самолет на крыло и запаниковал, а высота то падает. Он просто боялся разбить самолет и занервничал, а отсюда и ошибки. А в симуляторе чего нервничать? Ну упал, так взлечу заново. Самолету то хоть бы хны.
А у меня началось все 3 года назад. Скачал симулятор, купил апаратуру Саньва ВГ6000 и 2 месяца тренировался в симе, потихоньку прикупая нутрянку для подаренноо мне бу самоелетика из ЕРР (Trick 800 от Телинка).
Подарил мне его Саша Collin, а ему он достался от Димакса из е-флая.
Купил начинку, поставил и полетел. Сразу, со всеми фигурами и кренделями. Потом пересел на небольшую бальсовую экстру от Пж и практически сразу на себовскую катану.
Никто меня особо не учил.
По этому имхо симулятор - главное, равно как и электролет из ЕРР апосля него. Просто кому то нужно объяснить, что и как в нем тренировать.
На 2 минуте 35 секунде, показано то, чему учить нельзя.
На 2 минуте 35 секунде, показано то, чему учить нельзя.
Посадка еппшного паркфлаера с полиэтиленовым пропеллером в руку? Безобиднейший простой финт.Сомензини еще лет пять назад целовал свой бипланчик в верхнее крыло.Пропеллер совсем рядом с глазами. Очки он не носит. Пока не слепой. Козырек кепки хвостом трехметрового самолета на нос натягивает он же.А уж что творит на показухах Пазуолис! Тема для апофигея безопасности рядом, Вы ошиблись.
Здесь лучше расскажите как по Вашему надо учить.Пожалуйста.
По этому имхо симулятор - главное, равно как и электролет из ЕРР апосля него. Просто кому то нужно объяснить, что и как в нем тренировать.
А как быть с теми, кто УЖЕ и довольно давно научился без симулятора и сразу на планере для троеборья (F3В) размахом в 2.5м ? 😊 А потом на ДВС пребрался… А электролёт только сейчас (не прошло и десяти лет:)) решил завести что бы зимой не в экран смотреть а хоть и на маленьком, и в зале, но летящем “вживую” самолёте упражняться…
Я не утверждаю что симулятор НЕ нужен, а так же что ЕРР полный отстой, но возводить этот “комплект” в ранг абсолюта я бы тоже категорически не советовал. И тому есть много примеров. Пути освоения таинства полёта разные - какие-то проще, какие-то сложнее… Мы никогда не придём к единому мнению, да и не может его быть. Давайте просто озвучим КАК мы все (а ведь все по-разному!) учились полному совпадению количества взлётов и посадок. А те кто только “принюхиваются” к воздуху пусть читают и выбирают что им больше подходит!
А как быть с теми, кто УЖЕ и довольно давно научился без симулятора и сразу на планере для троеборья (F3В) размахом в 2.5м ? 😊 А потом на ДВС пребрался… А электролёт только сейчас (не прошло и десяти лет:)) решил завести что бы зимой не в экран смотреть а хоть и на маленьком, и в зале, но летящем “вживую” самолёте упражняться…
Я не утверждаю что симулятор НЕ нужен, а так же что ЕРР полный отстой, но возводить этот “комплект” в ранг абсолюта я бы тоже категорически не советовал. И тому есть много примеров. Пути освоения таинства полёта разные - какие-то проще, какие-то сложнее… Мы никогда не придём к единому мнению, да и не может его быть. Давайте просто озвучим КАК мы все (а ведь все по-разному!) учились полному совпадению количества взлётов и посадок. А те кто только “принюхиваются” к воздуху пусть читают и выбирают что им больше подходит!
Если душа лежит к ДВС-тренеру, а пенопластовый ЕПП-“тапок” вызывает отвращение , то зачем себя пересиливать? Это же хобби, должно радовать.
Я не утверждаю что симулятор НЕ нужен, а так же что ЕРР полный отстой, но возводить этот “комплект” в ранг абсолюта я бы тоже категорически не советовал.
Вы абсолютно правильно сказали - у всех свои пути. Симулятор тоже не панацея, хотя мне помог отрабатывать взлёты и посадки на всех моделях что там есть и при всех погодных условиях что там есть для каждой модели. О хариериерах и висюках я не думал, а думал как мне посадить ту или друкую модель в реале в одном куске - как тут говорят In one piece. Для кого то сим и не нужен совсем, кому то с хорошим зрением и координацией и малые верткие электро EPP модели подуйдут. Самое главное мы тут помогаем избежать ошибок, затрат денег и труда на ремонт и разочарование для тех кто только начал себя в этом хобби
А как быть с теми, кто УЖЕ и довольно давно научился без симулятора и сразу на планере для троеборья (F3В) размахом в 2.5м ? 😊 А потом на ДВС пребрался… А электролёт только сейчас (не прошло и десяти лет:)) решил завести что бы зимой не в экран смотреть а хоть и на маленьком, и в зале, но летящем “вживую” самолёте упражняться…
Я не утверждаю что симулятор НЕ нужен, а так же что ЕРР полный отстой, но возводить этот “комплект” в ранг абсолюта я бы тоже категорически не советовал. И тому есть много примеров. Пути освоения таинства полёта разные - какие-то проще, какие-то сложнее… Мы никогда не придём к единому мнению, да и не может его быть. Давайте просто озвучим КАК мы все (а ведь все по-разному!) учились полному совпадению количества взлётов и посадок. А те кто только “принюхиваются” к воздуху пусть читают и выбирают что им больше подходит!
Ну преимущество ЕПП-“тапков” неоспоримо. ДВС-тренер может летать только на подготовленных площадках при отсутсвии зевак, в Москве например и в выходные пробки. На ЕПП-шном полноценноуправляемом самолетике продвинутому пользователю можно спокойно летать ночью на ближайшем школьном стадиончике освещенном по углам четырьмя фонарями.Средь бела дня по сути доступны все ближайшие стадиончики и лужайки, одно слово- паркфлаер. В не раз помянутой в качестве образца дисциплины Канаде для полетов на паркфлаерах не нужно вступать в клубы и платить взносы, купил самолетик и летай себе в парке.
В Европе я специально летал в парках на лужайках в людных местах.
В Париже на лужайке под Эйфелефой башней вокруг меня на лисапедах ездили две жандарметки -ржали и подначивали ; давай-давай ! Примерно тоже самое было с Цитаделы в Будапеште и рядом с галереей в Дрездене, тоже и в Риме и Неаполе,
Могу даже фотки выложить… Прикопались только один раз, в Москве возле Университета, два ментенка досмотрели полеты затем начали вымогать штраф за неправильную парковку…
Начал летать на маленьком сооснике и параллельно отрабатывал моторику на FMS
С самолетами было сложнее, я вообще планировал летать на вертолете и дальше, хотел купить модель классической схемы, но как то не срослось, на новую денег небыло а поддержанные как то не шли ко мне)
Со временим лама надоела окончательно и из ее частей был сделан самолет, пришлось докупить только одну серву и мотор с регулятором и винтом.
про самолеты. все самолеты делал сам, просто изучив азы теории (примерный профиль крыла, соотношение длин и площадей, расположение центра масс) конечно первые модели летали плохо! А потом ничего научился строить, вот думаю наконец по чертежам что то сделать. Начальный комплекс инженера преодолен)))
Летать учился сам, сам строил сам бил и сам чинил! все просто. По деньгам ничего дорого. потолочка - копейки, а из сломанного одна серва ну и наверно с десяток винтов. Вообщем если сам делаешь на крыло встать проблемм нет!
Вообщем если сам делаешь на крыло встать проблемм нет!
Это все хорошо, но… В таком пути есть некоторый риск нарваться на синдром “потолочкостроителя-торетика”. Это когда человек циклиццо на простейших пепелацках из подножного материала, не зная толком как устроены промышленные модели, исправляет одни косяки, одновременно создавая новые, а не умея вменяемо летать - не может объективно оценивать свой самолет, и не понимает причины неправильного поведения самолета. В итоге - несско лет потраченных на подобное строительство с нулевым выхлопом в результате… Ни летной практики, ни нормально построенных самолетов… Зато глубкое знание теории, которые на приктике приложить все равно не удаеццо… Таких людей немного, но они есть. Вот этих тенденций я бы советовал избегать. И если на практике что-то не так летит - лучше спросить совета у нормально летающего пилота, чем забуриваться в томы литературы 60-х годов, или пытать гуру потолочкостроителя, у которого налет - квадратных корень из количесва тем в “пенолетах”… Скажем, если у Вас что-то не так с самолетом в воздухе, лучше спросить того же asw, чем известных “потолочных” гур-теоретиков)
Путь сюда стандартен - кордовые-планера в детстве, благо дворец пионеров был рядом, потом долгая борьба с жизнью, а потом увидел, как летают и снова вспыхнувшая первая лубов…
Согласно единогласным советам опытных товарищей был куплен Piper EPP, машина - звэрь!
Долгими весенними вечерами много было просижено в симах , да и на поле посмотреть регулярно ходил, аж сказали чтоб без самолета больше не появлялся 😉
В общем, собрался первый раз. Пришел - ветер 3-5, пару раз взлетел и сел, в минусе один винт. Но ветер сильный, ушел. Потом в штиль полетал, даже садился (то есть плюхался) рядом, но на 4 полете на высоте метров 10 при крутом вираже на полгаза ломается крыло, и медленно и нагло крутясь падает. Тушка летит далее, но газ успел убрать. Полностью тут rcopen.com/forum/f91/topic141102
потом быстро наскучил, продал
и понеслось:
сабачка питс с2 епп - обожаю.
формоза1 f3a - шустрая, зараза, но привык. померла сама.
зум - висю, шустрю, сажаю к ноге.
Летом с поля практически не вылезал, насколько работа позволяла 😉
взял первой бальсой б/у фунтану еп 120 шириной 1300 весом. Летаю, думаю - что ж она регулярно на левое крыло падает… мля, тремор оказался.
я это к чему - каждый новый самолет требует большей ответсвенности, чем уже привычный, но каждый новый даёт новую радость возможности управления неуправляемым…
более 100 часов в воздухе на то время. сам не ожидал. 3 подлета - 3 нештатных посадки, шасси и моторама…
Но потом прошло, прилетался. Теперь другая проблема нарисовалась - куда девать самолеты? Щаз живут 2 пены и 3 бальсы, еще 2 бальсы лежат в коробках из-за недостатка места… Понятно, что к весне разобью или продам, но всеж…
Если душа лежит к ДВС-тренеру, а пенопластовый ЕПП-“тапок” вызывает отвращение , то зачем себя пересиливать? Это же хобби, должно радовать.
абсолютно согласен, но по наблюдениям желающие сразу летать на красивом очень долго собираются или (что чаще) вовсе остаются на земле. На форуме тоже очень много таких историй.
Самое главное мы тут помогаем избежать ошибок, затрат денег и труда на ремонт и разочарование для тех кто только начал себя в этом хобби .
Эт точно, но… скажем так… пытаемся помочь. Но не всегда эта помощь востребована.
Начинал летать на RC моделях в далеком уже 1983 году. До этого строил и летал на кордовых. “Съел” половину годового бюджета авиамодельного кружка за раз(аппаратура “Супранар” и 2 движка: “Радуга-7” и МДС-6,5). По чертежам из “Моделист-Конструктор” сделал самолет-низкоплан (статья “Учебная для асов”) абсолютно без бальзы (бальза выдавалась только планеристам и таймерникам). В выходные пошли в чисто поле летать, трава по пояс, взлет с руки, первый полет длился 15 секунд, падение, стойка шасси в “бараний рог”, несколько дырок в крыле (о симуляторах тогда речи не шло вообще). Залатал дыры, вместо шасси - лыжа дюралевая, и в небо! Так потихоньку и стал летать, вначале блинчиком, потом пошли петли, бочки кривые, иммельман-переворот. Когда сделал первый раз штопор, восторгу не было предела, и самолет целехонький посадил!
Потом армия, учеба, работа в лихие 90-е, дочка родилась, короче, перерыв в моделизме до 2000 года. И вот как-то еду мимо Ходынки, а там народ летает. Подъехал, пообщался, познакомился с Андреем Цыбульским и Анатолием Львовым. Андрей дал простенький ДОСовский симулятор, три недели его мучал, руки все вспомнили. Паралельно строил такой же низкоплан (только из бальзы), как и в 1983-м. Построил, приехал на Ходынку, Андрей поднял, оттримировал самолет и передал мне управление. Так полетали несколько дней, потом, когда его не было на поле, полетел сам. Движок МДС-6.5 капризничал, сходил с режима, не хотел летать. Вместо него был куплен первый китайский клон ОС Мах и тренер-низкоплан от “Сеагулл”. Летал на нем месяц, паралельно собирая из КИТа “Somethin’ Extra” от SIG (это такой полу-фанфлай среднеплан с толстенным профилем и огромными рулями). Ее мне облетал Анатолий Львов. Тренер был благополучно заброшен на шкаф, летать стал на этой Экстре. И о симуляторе не забывал, купил Реал Флайт. Сейчас, когда есть время и возможность, летаю на бензине 50СС и на метровой пенопластовой электричке (по полчаса после работы, благо поле рядом есть).
Мой сын начинал по-другому. Сначала симулятор, потом курс обучения в Тушино у Анатолия Ивановича Глоткина на шнурке. Этим летом полетел самостоятельно, после клубного тренера на бензиновой Экстре-260 1,8 м. Летает уже лучше, чем я. Одну разбил (часов в 10 утра делал обратную петлю, зашел на солнце и зарулился, потерял самолет). Сейчас взяли ему такую же, себе Экстру-300 от Composite-ARF 2,12 м.
Да, я сам думаю, надо брать несколько уроков у Глоткина, переучиваться летать нормально, а не криво, как сейчас.
Мое мнение: симулятор + несколько полетов с опытным инструктором на шнурке. Самолет может быть любым, но хорошо летающим. ИМХО.
Да, я сам думаю, надо брать несколько уроков у Глоткина,
Опытный люд говорит, что оно всяко на пользу идет, причем независимо от уровня пилота… Типа как плановое ТО у машины - мозги поднастроить, руки подрегулировать 😉
Согласен на все 100!