Тренер Cessna 150 из потолочки

lagush

Утром в пятницу я глянул прогноз погоды и заметил, что на воскресенье ожидается хорошая погода, а главное слабый ветер - 1-3 м/с.
Такую возможность я решил не упускать и с вечера пятницы начал усиленно доделывать свою Цессну. Работы оставалось не много - больше по-мелочам: доскотчевать, доделать отсеки в носу под АКБ и регулятор, сделать капот, отцентрировать винт.
К вечеру субботы все было закончено, все “кишки” установлены по своим местам, проверен ЦТ (получился примерно по центру лонжерона ), проведены пробные пуски двигателя и протестирована работа серв.
Напомню, что у меня Цессна сделана без элеронов - управление только РН и РВ. Для самостабилизации я увеличил угол V на 2 градуса.
Для переноски Цессны 150 была изготовлена коробка с крепежными элементами для крыла и фюзеляжа.
Итак, фото перед полетом. Т.к. была велика вероятность разбить модель в первый же день решил запечатлить на память Цессну еще живую 😃
Коробка напомнила чемодан Урри из фильма про Электроника 😃

Открываем… Там лежит Цессна.

Крыло закреплено на одну резинку. Резинки крепил сквозь картон, на обратной стороне - бамбучина, чтобы не вырывало резинку через бумагу.

Фюзеляж закреплен на четыре резинки. Резинки притягивают фюзеляж с помощью штатных “бамбучин” Цессны 😉

А теперь все снято и видны все резинки и крепеж:

Вот мотоотсек со снятым капотом. АКБ лежит под углом, закручен в поролон, регулятор просто лежит в своем отсеке.
Крышка капота защелкивается на двух магнитах. Крепление получилось слабое, наверно, магниты маленькие и слабые. Буду переделывать. Скорее всего, буду крепить на простой саморез, вкрученный в кусочек линейки.

Вот как сделаны тяги (спрятаны внутри корпуса в боудены):


Вот моделька в сборе:

Полеты.
Нашел неплохое поле, недалеко от дома, полное отсутствие людей и любопытных, достаточная площадь, мало деревьев. Покрытие - короткая трава. Рядом есть грунтовая дорога - в дальнейшем можно использовать для запусков и посадок с шасси.
Мотор - KDA 20-34
АКБ - Турнига 2S 1000 mah
Регулятор - Хобби Кинг - 18-20А
Аппаратура - Турнига 9х
Винт SF 8х6
Вес всех кишек без серв - 144 грамма.
Саму тушку не взвешивал - лень с работы весы нести.
Сначала хотел попускать модель на планирование, но трава не очень высокая… забоялся.
Решил сразу пускать в моторный полет. Благо ЦТ находится на нужном месте.
Первый запуск можно увидеть на видео. Я там нарезал самые удачные моменты съемки. Снимала дочка фотиком, да еще и качество забыла переключить с 320х240 на 640х480… А еще и ютуб пережал… Но в целом, все видно. В следующий раз возьму из нафталина свою миниDV-камеру - разрешение хоть и PAL, но качество будет нормальное. Плюс в ней достойный оптический зум имеется.
Первый полет длился чуть более минуты. Посадка была мягкая - как в симуляторе. Судя по всему, ЦТ у меня настроен под планирующий полет, т.к. если опустить стики, Цессна прекрасно планирует. В последующие запуски я забавлялся - загонял самолет верх, выключал мотор и медленно планировал против ветра, иногда зависая на месте.
В итоге отлетал один АКБ (больше не брал - думал, что не понадобится 😃).
Из внештатных ситуаций - дважды терял капот. Магниты не держали.
Первый раз делал петлю, капот слетел, я увидел этот момент и засек место падения. Нашел.
Второй раз давал газу на далеком расстоянии. Самолет задрал нос (надо летать на 30-50% газа, иначе Цессна прет верх), повернулся против ветра и сделала полу-петлю через крыло. Возможно, в этот момент капот слетел опять. Я этот момент не увидел. Потерю капота обнаружил только при посадке.
Искали долго - не нашли. Капот улетел в страну Потерянных Капотов. Буду делать новый, с нормальным креплением на винт или резинки. Не так красиво, но зато надежно.

В итоге было совершено 7-8 полетов. ВСЕ посадки были штатными, где хуже, где лучше, но без повреждений. Заметил только на лобике крыла дырочку от сухой острой травы и пару царапинок/проколов на стабилизаторе. Модель принес абсолютно целой, без поломок. Вот только капот улетел 😉
Тут часто пишут, что после первых полетов дрожат руки. У меня такого не было. После взлета выруливал без проблем (запускал при среднем значении газа - хватало), посадка как в симуляторе FMS (на одной из Цессна-подобных моделей, только в симуляторе приходилось активнее работать РВ - там самолет норовит опускать нос при планировании) - заводим модель на небольшую высоту против ветра, выключаем двигатель и планируем подруливая РН и РВ.
Выводы и вопросы.
Цессна задирает нос при максимальном газе. Этот момент меня не удивил - практически все с этим сталкиваются.
Методы устранения известны:

  • выкос вниз (у меня он изначально около 5 градусов)
  • уменьшить угол установки крыла
  • сделать микс ГАЗ+РВ
    Заметил, что моя Цессна норовит поворачивать на лево (если смотреть с хвоста) и летать против часовой стрелки (видно на видео в самом начале при первом запуске). Точно это выяснить не смог, т.к. поведение самолета очень сильно зависит от ветра и положения модели относительно ветра. Иногда, вроде, летит прямо, а иногда начинаются повороты.
    Левый поворот пробовал тримировать, но ничего путного (заметного на глаз) не получилось.
KeyM

Замечательный результат и аккуратная работа!

По повороту влево - рано делать выводы, нужно полетать в полный штиль. Свой в первый запуск так же поднял и полетел, было безветренно и самолёт летал ровно и предсказуемо, а во второй день был слабый ветерок и казалось, что крыло установлено не ровно. Установлены элероны, поэтому елозил попусту триммерами. После следующего полёта в штиль понял, что дело было не в бобине.
На всякий случай, посмотри с хвоста самолёта на все плоскости. Если что-то не ровно, то это будет видно на глаз.

Расскажи, как были приклеены магниты на капоте? Выбраны в потолочке углубления? По фотографии, где магниты в моторном отсеке видно, что площадь их не достаточна. Поэтому капот и срывало потоком воздуха от винта. Попробуй, если ещё найдётся пара магнитов, крепить капот так, чтобы ближе к двигателю он входил “в замок”, а магниты установить плашмя на другом краю. Саморез не нужно, это совсем лишнее. Гораздо удобнее, когда есть быстрый доступ к аккумулятору.
Для устранения задирания носа, я бы начал с самого простого - изменить выкос, а дальше будет видно.

Интересен полётный вес модели и сроки строительства.

sergass
lagush:

ЦТ у меня настроен под планирующий полет,

Примите поздравления с удачным облётом! С выключенным мотором модель и должна планировать. Делать выкос двигателя вниз более 6 градусов нецелесообразно. Вероятно, нужно уменьшить угол установки крыла(приподнять заднюю кромку) и снова отрегулировать режим планирования. После этого заняться подбором угла установки мотора. На максимальном “газу” самолёт и должен набирать высоту. Единственно, судя по фото, вентиляция аккумулятора и регулятора недостаточна. А греются они в полёте весьма ощутимо…

lagush
KeyM:

По повороту влево - рано делать выводы, нужно полетать в полный штиль.

Согласен. Причем, мне показалось, что чем больше даешь газ, тем больше уводило влево. Буду ждать штиля.

KeyM:

На всякий случай, посмотри с хвоста самолёта на все плоскости. Если что-то не ровно, то это будет видно на глаз.

На глаз все ровно.

KeyM:

Расскажи, как были приклеены магниты на капоте? Выбраны в потолочке углубления? По фотографии, где магниты в моторном отсеке видно, что площадь их не достаточна. Поэтому капот и срывало потоком воздуха от винта. Попробуй, если ещё найдётся пара магнитов, крепить капот так, чтобы ближе к двигателю он входил “в замок”, а магниты установить плашмя на другом краю.

Магниты вклеены на Титан в углубления в потолочке. Т.к. капот делался в спешке, то нашел только такие магнитики.
Вообще, мне идея с магнитами не очень понравилась. Конечно, капот можно быстро и удобно открыть и выглядит красиво, но надежность, увы, не очень. Я понимаю, что при наличии прямых рук, можно все сделать хорошо, но я решил сделать 100% надежный вариант вариант - или саморез или крепление на резинке - вклею бамбучину и буду крепить по типа крыла. Не красиво, но зато надежно. А это главное в полетах.

KeyM:

Интересен полётный вес модели и сроки строительства.

Вес надо измерить, думаю, что не очень тяжелая. Клея израсходывал не более 100 грамм.
Сроки строительства… Начал где-то в конце мая. Строил постепенно, не торопясь, с перерывами.
По первому разу возникало много вопросов, думаю, как и у всех.

sergass:

На максимальном “газу” самолёт и должен набирать высоту.

Должен, но не так резко (сужу по другим видео, которых посмотрел много). У меня получалось, что на максимальном газу нормально летать не получалось - надо было постоянно прижимать самолет к земле РВ.

Единственно, судя по фото, вентиляция аккумулятора и регулятора недостаточна. А греются они в полёте весьма ощутимо…

Про АКБ согласен. Тем более он “укутан” в поролон. А вот в отсек регулятора воздух подается через четыре выреза в мотораме.
Думаю в новом капоте сделать сверху щель для “сквозняка”

sergass
lagush:

воздух подается через четыре выреза в мотораме.

Это входные отверстия. ОБЯЗАТЕЛЬНО(!!!) должны быть выходные, больше входных по площади ,как минимум, в полтора раза! Иначе циркуляции воздуха не будет!

Hensem

lagush,
Из чего делали тяги?Чем крепили к тягам наконечники?Из чего сделаны боудены? Кабанчики с hk которые для вклейки?

lagush
Hensem:

lagush,
Из чего делали тяги?Чем крепили к тягам наконечники?Из чего сделаны боудены? Кабанчики с hk которые для вклейки?

  • Тяги сделаны из стальной проволоки 0.8 мм от сварочного автомата. Дали обрезок на автосервисе. Длина тяги примерно 50-55 мм

  • Боудены сделаны из палочек для чистки ушей. Соединял палочки (жаль, что они очень короткие) с помощью отрезков (10-15мм) гелевого стержня, в который “ушные” палочки вставляются с усилием и хорошо держатся. Вечером могу разместить фото.

  • К сервам тяги крепяться стандартыми держателями тяг с ХК. В качалке сервы надо просверлить отверстие 2 мм для их установки.
    К кабанчику РВ тяга крепится тоже таким же держателем тяг. Просверлил в кабанчике предварительно 2 мм отверстия.
    К кабанчику РН тяга крепится пластиковой фигней, которая защелкивается на отверстии кабаначика. Сама эта фигня крепится к тяге с помощью самодельной резьбы, которую я напаял на кончик тяги. Впрочем, это я извращался, можно было применить стандартный держатель тяги, как и в РВ 😃

  • Кабанчики с ХК, для вклейки. Сделаны из полистирола, имеют два отверстия.
    Стоят копейки. Вклеивал в потолочку Титаном, предварительно, место вклейки поцарапал шилом для лучшего сцепления клея и пластика.

Маниакалис

Можно ли для склейки использовать клей “МОМЕНТ” или Силикон ?

Hensem

С нетерпением жду новое видео Сергея.Очень интересно как будем делать воздуховоды в мотораме. Зостопорился на этом моменте. Хочу сразу сделать отверстия до того,как мотораму вклею в фюзеляж.
Один вечер убил на постройку самолёта.Увлекательное это дело скажу я вам =))) С первого раза вырезать боковины фюзеляжа не вышло. То криво нож пойдет,то зазубрины на потолочке оставлю. Всё сломал и начал делать заново. Идеально ровно вряд ли вышло.Кое где снова появилась зазубрины,но я надеюсь,что они будут скрыты скотчем. В общем я рад,что занялся этим делом. Одно удручает - есть вероятность,что я через месяц уеду в другую страну на 10 месяцев и так и не успею облетать модель =(((

Sivik
alt:

.

А что за красивый самолёт у вас рядом на видио ?

cross_tver
Маниакалис:

Можно ли для склейки использовать клей “МОМЕНТ” или Силикон ?

Если “Момент”, то “Монтаж” он специально для пены. Силикон держать если и будет, то плохо. Лучше все же поискать “Титан” или хотя бы его аналог, спрашивать надо “хороший клей для потолочной плитки”. Но “Титан” - это наше все! 😃 Я его иногда даже для бальзы использую.

alt
Hensem:

Урааааааа!!!

Совершенно напряг со временем. Сегодня вот это уже снимали ночью, закончили монтаж в пять утра. 😃

Алексей_Александрович

Радость была недолгой! Улетело мое чудо! Дело было так: неудачная посадка, повело мотораму, решил еще полетать(не придал особого значения поломке). Взлет и начинает тянуть вправо, я рулить - получаются всякие петли и бочки. Кое как набрал высоту, и зря, как понял позднее. Управлению не поддается, крутится как юла, и по ветру уходит. Я убрал газ, он круги нарезает и уходит пока из виду не скрылся. Искать не стал, т.к. не знаю место падения. Вот как бывает.😦
Сори за оффтоп.

Epox

Привет всем!!!
Собираюсь сделать Cessna 150 по видео Alt.
Подскажите какие чертежи печатать???
Есть новые и старые, в папке со старыми ещё какие-то polya.

Выражаю благодарность Alt за видео!!! они экономят часы прибывания не форуме!!!

alt
Epox:

Подскажите какие чертежи печатать???

banned link

Epox
alt:

banned link

а как их напечатать на А4 принтере???

alt
Epox:

а как их напечатать на А4 принтере???

Повторюсь. Я не предлагаю их печатать. А что если не принтера?!! А просто предлагаю их начертить!! Размеры для этого и даны?!

Hensem

Сергей. Сейчас как раз строю крыло. Сделал каркас крыла из линеек как на вашем видео. Так вот вы там говорили о том,что на центральной рейке нужно с каждой стороны отчертить 35мм и к этой рейке приложить две длинные рейки с каждой стороны. А вот на чертеже,что вы дали выше вы отчерчиваете 30мм. Эти 5мм - существенны?
И внизу,где перегородка батарейного отсека на чертеже вы отметили 45мм,а я по видео делал и получилось примерно 20мм. Переделывать?

alt

Ну вообщем нет!! Это не суть важна. Прошу прощения, за не правильность толкования. От 30 до 35.

Завтра выложу ещё один ролик. Вообще получается их будет 8 последний облёт.

JIexa21

Сергей, большое спасибо за вашу работу. Я бы вам оскара дал за самое лучшее “потолочное” видео. 😃
Есть вопрос: по вашему способу крыло получается двояко-выпуклое - т.к. как не клей, а низ все равно изгибается. Это как-нибудь отражается на полете?

alt
JIexa21:

рыло получается двояко-выпуклое - т.к. как не клей, а низ все равно изгибается. Это как-нибудь отражается на полете?

Профиль крыла естественно это самая основная часть. Оно должно быть так как оно должно быть! 😃 Низ будет плоским, верх выпуклым.

JIexa21:

Я бы вам оскара дал

Не надо мне его!! 😃 просто радостно будет то что этот труд пойдёт кому то на пользу. Спасибо за признательность, ну и за то что оценили мои старания. Но повторюсь. Это моё виденье, то как вижу я. То как делаю, и то как можно делать. Может кто и будет делать ни так. Но главное, то что есть зерно, есть понятие. Ещё раз просто спасибо за признательность!!