Подскажите чайнику что это на крыле?

Prophead

А где можно посмотреть ?

P.S. Занимательное фото из “Ю-Т” №7 за 1985 год:

Всеволод

Еще одна интересная картинка.

Кажется, F3A сильно увлекаются такими причудами

ADF

А вот эта хрень - зовецо Т-канализатор. Типа, более ровный поток чтобы на руль направления поступал, делая и без того ровный пилотаж еще более скучным 😃

kimu
ADF:

А вот эта хрень - зовецо Т-канализатор.

Да не, там на крыльях гребешок 3 мм высотой.

Всеволод
kimu:

Да не, там на крыльях гребешок 3 мм высотой.

Кстати, в данном случае, гребни, скорее всего, необходимы лишь для того, чтобы препятствовать движению воздуха вдоль размаха, ибо крыто стреловидное.

ADF
Всеволод:

… препятствовать движению воздуха вдоль размаха, ибо крыто стреловидное.

Так если на такой гребешок поток под углом попадает - то с верхней острой кромки как раз образуется вихрь. А то, что он типа выравнивает поток - думаю не так сильно проявляется, если вообще проявляется… Чтобы выравнивать поток - должна быть плоскость куда более развитая, с оформленной серединой профиля и законцовкой, препятствующей образованию вихря (вон, примерно как у Т-канализатора, который на горбу).

Prophead

Если на гребне образуется вихрь - это как раз препятствует перетеканию. “Запилы” и прорези в передней кромке так и работают, являясь аналогами гребней.

ADF
Prophead:

Если на гребне образуется вихрь - это как раз препятствует перетеканию.

Ну естественно: вихрь поглощает энергию и создает некоторое сопротивление движению воздуха через него. Но поспольку он в принципе существует за счет перетекания воздуха через край - то перетекание происходит в любом случае, с той или иной скоростью.

Вообще было бы интересно рассмотреть, как этот вихрь взаимодействует с рулями. Как раз сейчас самолет строю, где предвидится вероятная проблема с безотрывным обтеканием рулей и из эффективности при малых углах отклонения - возможно какие-то доп. меры придется принимать, чтобы аппарат лучше управлялся.

Prophead
ADF:

Ну естественно: вихрь поглощает энергию и создает некоторое сопротивление движению воздуха через него. Но поспольку он в принципе существует за счет перетекания воздуха через край - то перетекание происходит в любом случае, с той или иной скоростью.

Гребни тоже не способны полностью остановить ток воздуха вдоль размаха. По меньшей мере, если они приемлемых размеров.

Вообще было бы интересно рассмотреть, как этот вихрь взаимодействует с рулями. Как раз сейчас самолет строю, где предвидится вероятная проблема с безотрывным обтеканием рулей и из эффективности при малых углах отклонения - возможно какие-то доп. меры придется принимать, чтобы аппарат лучше управлялся.

Хорошо взаимодействует. Отрыв наступает позже. Вот пример практической реализации:

kimu
Prophead:

Вот пример практической реализации:

Это турбулизаторы, ломают ламинарный поток делая его турбулентным (в нём медленнее нарастает погран слой и позже наступает срыв).
Бывают разной формы и принципа действия впоть до ямок и перепускных каналов.

Prophead:

Гребни тоже не способны полностью остановить ток воздуха вдоль размаха.

Последние лет 50 на быстро летающих самолётах его останавливают наплывами у фюзеляжа. Они кроме всего прочего создают вихрь подсасывающий воздух от законцовки к основанию крыла.

froller

Такие ставят на стреловидном крыле, чтобы уменьшить скос потока от корня к законцовке.
На пилотажной модели они, вероятно для увеличения боковой площади и, как следствие, путевой устойчивости.
Короче, чтоб скольжение было меньше и лучше летел на ноже.

kimu
froller:

Такие ставят на стреловидном крыле, чтобы уменьшить скос потока от корня к законцовке.

Если присмотреться, они стоят под углом к потоку (первый и второй ряд - носом к фюзеляжу, задом к законцовке => никак не могут уменьшить скос потока, третий - наоборот) и только перед элевоном.

Prophead
kimu:

Это турбулизаторы, ломают ламинарный поток делая его турбулентным (в нём медленнее нарастает погран слой и позже наступает срыв).

Что значит “ломают” ? Каждый из них создает довольно компактный вихрь, “перемешивающий” погранслой.

Последние лет 50 на быстро летающих самолётах его останавливают наплывами у фюзеляжа. Они кроме всего прочего создают вихрь подсасывающий воздух от законцовки к основанию крыла.

Вихрь с наплыва улучшает путевую устойчивость на больших УА.

kimu
Prophead:

Что значит “ломают” ?

Образное выражение. Картинке продувки в трубе с дымом больше подходит слово “ломают”, а не “создает довольно компактный вихрь”.

Prophead:

Вихрь с наплыва улучшает путевую устойчивость на больших УА.

Я написал “помимо всего прочего”.

Prophead
kimu:

Образное выражение. Картинке продувки в трубе с дымом больше подходит слово “ломают”, а не “создает довольно компактный вихрь”.

Где можно взглянуть ?

kimu

Не знаю, в универе показывали.
Нечто похожее есть в Альбоме течений жидкости и газа - Ван-Дайк М.

Только тут Re слишком маленькое, на большой скорости выглядеть будет почти так (течение сквозь решотку):

Prophead

На первом фото угол атаки пластины в несколько раз больше, чем у применяемых генераторов вихрей. Ну и Re конечно смешной. Второе фото тоже не показывает реальной картины - это так называемый “турбулентный спутный след с регулярными структурами”, ЕМНИП. Жаль, я надеялся посмотреть.

P.S. Интересная идея - убирающиеся генераторы вихрей на основе металла с эффектом памяти формы:

www.continuum-dynamics.com/lib-pro-puvg.html

froller
kimu:

Если присмотреться, они стоят под углом к потоку (первый и второй ряд - носом к фюзеляжу, задом к законцовке => никак не могут уменьшить скос потока, третий - наоборот) и только перед элевоном.

Если присмотреться, я говорил о стреловидном крыле, а не о треугольном. 😃
Такие гребни есть на Туполе и на ранних реактивных МиГах.

kimu
froller:

я говорил о стреловидном крыле, а не о треугольном.

Наверно надо было намекнуть что вы отстали от обсуждения постов на 5, а не писать под картинкой с “треугольником” об ниразу не упоминавшемся МиГе.
И треугольное крыло вполне себе стреловидно.

froller
kimu:

Наверно надо было намекнуть что вы отстали от обсуждения постов на 5, а не писать под картинкой с “треугольником” об ниразу не упоминавшемся МиГе.И треугольное крыло вполне себе стреловидно.

Ну, да… каюсь… мой косяк. 😦
Возвращаясь к теме: на модели, вроде, больше похоже на то, что на МиГе.