Поговорим об авариях и ошибках в Авиамоделизме.

SAN

Редуктор полетел?
Вроде ещё не мороз.
Может ей срок вышел?

6wings
SAN:

Редуктор полетел?

угу. Он самый.

Вроде ещё не мороз.
Может ей срок вышел?

Новая, хорошая, родная хайтековская серва HS-81, отслужившая меньше месяца - одна из 4-х точно таких же на этом самолётике.
Правда, у меня на зумыче расходы экстремальные (почти ±90) с удлинителями качалок, но все нагрузки в пределах нормы. Подмерзла сама серва + тяжелее стал гнуться сгиб (крепление элерона к крылу), может, еще льдинка где в сгибе образовалась - мороз-то -2. Затрещала она как раз на ходе элерона вниз. Надо на земле проверку делать на полных расходах на этот предмет, а потом уж включать взлетно-посадочную фазу.
Зима, едрёнать - ох, не люблю я её 😦

SAN

Зима, едрёнать - ох, не люблю я её

Есть неудобства.
Зато на лыжах конвеер делать - 😃
Кстати, в прошлом году из-за травы на поле, не желающей ложиться под снег, пришлось для взлёта построить трамплин. Типа как на нашем авианосце. Интересное занятие с него взлетать.

6wings
SAN:

Зато на лыжах конвеер делать - 😃

я последнее время всё больше на харриере сажусь, так что лыжи не очень актуальны, но интересно - надо будет попробовать! 😃

Кстати, в прошлом году из-за травы на поле, не желающей ложиться под снег, пришлось для взлёта построить трамплин. Типа как на нашем авианосце. Интересное занятие с него взлетать.

А как же летом-то взлетали? Трава-то, поди, зимой выше не стала… Иль так покрепчала на морозе? 😃

Brandvik

Борт! Постоянный контроль заряда борта! Летал на планере, 2м размаху, на горке, часа 3, борт сел, спикировал в крону деревьев, в хлам!!! :.(

SAN

А как же летом-то взлетали? Трава-то, поди, зимой выше не стала… Иль так покрепчала на морозе?

Летом мы на середину поля выезжаем на машине.
Сначала с рук летали, потом площадка утопталась, стали с колес летать. А зимой доехать туда никак и пешком по колено, по пояс в снегу тоже неохота ползти. Так что отходим от дороги и леса метров 20-30 и вытаптываем себе окопы. Косу бы надо купить, самое дешёвое что видел в Леруа - около 3тыр. Сколько она проработает продавцы скрывают. 😃

amb2000
SAN:

Кстати, в прошлом году из-за травы на поле, не желающей ложиться под снег, пришлось для взлёта построить трамплин. Типа как на нашем авианосце. Интересное занятие с него взлетать.

Это где происходило, если не секрет?

SAN

Мы летаем не очень далеко за МКАДом, по Калужскому шоссе.

1 month later
Д_Заточник

Вчера разложили ДВСного тренера. В дрова, под списание. Восстановлению не подлежит. Летали на шнурке. Как это случилось:
Ученик - электролетчик, учитель - имеет навыки управления ДВСкой. Первая ошибка учителя - ученик летал низко и над головой, периодически обходя учителя по кругу. В результате - в нужный момент шнур тренерского разьема банально выдернулся из аппарата учителя. Вывод - не летаем низко и не летаем над головой, где трудно понять ориентацию модели. Стоим на месте и не наступаем на провода.
Ученик, имеющий неплохие навыки полетов на электричке попытался то же самое длать на тяжелом тренере с несущим профилем на очень малой высоте. Результат - время полета в землю менее минуты. Вывод -при смене системы не должно быть никаких выкрутасов, никакой акробатики вплоть до полного слияния с моделью и понимания каждого ее движения.
Сильный порывистый ветер в вираже положил модель, после чего она “жостко” вошла в планету. Вывод: правильная оценка погодных условий поможет избежать постройки нового пепелаца. Запас высоты позволил бы исправить ситуацию и спасти модель.
Еще раз повторюсь, что электрички при кажущейся простоте создают ощущение простоты, которое даже в малой авиации губительно для аппаратов тяжелее воздуха… Просто имейте это в виду при смене системы.

toreo
Д_Заточник:

Вчера разложили ДВСного тренера. В дрова, под списание. Восстановлению не подлежит. Летали на шнурке. Как это случилось:
Ученик - электролетчик, учитель - имеет навыки управления ДВСкой. Первая ошибка учителя - ученик летал низко и над головой, периодически обходя учителя по кругу. В результате - в нужный момент шнур тренерского разьема банально выдернулся из аппарата учителя. Вывод - не летаем низко и не летаем над головой, где трудно понять ориентацию модели. Стоим на месте и не наступаем на провода.
Ученик, имеющий неплохие навыки полетов на электричке попытался то же самое длать на тяжелом тренере с несущим профилем на очень малой высоте. Результат - время полета в землю менее минуты. Вывод -при смене системы не должно быть никаких выкрутасов, никакой акробатики вплоть до полного слияния с моделью и понимания каждого ее движения.
Сильный порывистый ветер в вираже положил модель, после чего она “жостко” вошла в планету. Вывод: правильная оценка погодных условий поможет избежать постройки нового пепелаца. Запас высоты позволил бы исправить ситуацию и спасти модель.
Еще раз повторюсь, что электрички при кажущейся простоте создают ощущение простоты, которое даже в малой авиации губительно для аппаратов тяжелее воздуха… Просто имейте это в виду при смене системы.

не рассказ, а песня!! Имхо, конечно, но все эти выводы ученик с учителем должны оговаривать еще до первого взлета.Иначе зачем они друг другу…

6wings
  1. Не надо пользовать тренерские передатчики, у которых при разрыве соединения тренер-ученик управление не отдаётся автоматически тренеру.
  2. К ученику - На любой новой для себя модели надо сначала пробовать летать высоко - ты ж еще не знаешь как она себя ведет!
  3. К учителю - А зачем же давать ученику летать за (над) головой и низко?? Если видишь такое дело - отбирать управление немедленно, выводить в полётную зону и повыше.

странно всё это как-то…

SAN

Не надо пользовать тренерские передатчики, у которых при разрыве соединения тренер-ученик управление не отдаётся автоматически тренеру.

А такие бывают?!
Тумблер тренер-ученик - на передатчике тренера и у него в руках.
Те, с которыми я работал не имеют фиксации в положении “ученик”
Тренер должен держать его всё время пока ученик рулит.
(Довольно утомительно, кстати)
Или они передатчиками поменялись?

Д_Заточник

Вообще-то владелец самолета и ученик стоял рядом и с болью наблюдал все происходящее. Летал общий знакомый. Моральный ущерб потом компенсировали материально. Отдельная тема - давать или нет полетать на своем самолете?
Передатчики имеют одинаковые кварцы, и поэтому при отсоединении получаем 2 передатчика, работающих на одной частоте! Без комментариев. Поэтому до этого случая питание на тренерском передатчике не включалось, а пользовались аккумулятором ученика. Теперь будем всегда делать наоборот! Тогда управление в случае обрыва кабеля автоматически переходит к учителю без помех.
Когда учитель все-таки решил перехватить управление, то шнур уже валялся на земле… Ошибка учителя - довел ситуацию до неисправимой.
Так что выводы все же нужны. Человеческой жизни мало, чтобы самому насладиться прогулкой по всем граблям.

КНХ

По описанию 100% вина тренера. Я всегда держу самолёт ученика на такой высоте и в такой зоне откуда, по моему мнению, могу вывести. Если нет - немедленно беру управление и исправляю положение в пространстве. Пока, тьфу-тьфу, проишествий не было. Ну и глаз уж не отрывать от модели. Был один раз случай, расслабился, отвлёкся ну и потерял. Облачность, модель светлая и ученик потерял. Думал хана самолёту. Только каким-то чудом удалось обнаружить. С тех пор не отрываю взгляда.
Ещё случай был. Опытный моделист летал на биплане, рядом начал взлетать куда менее опытный и выделывал такие кренделя, что тот, первый, засмотрелся. Результат - биплан на полном газу в бетон.

SAN

Передатчики имеют одинаковые кварцы, и поэтому при отсоединении получаем 2 передатчика, работающих на одной частоте! Без комментариев

Ну что-то ваши знакомые намудрили!
По-хорошему питание ученику идет от передатчика тренера и ВЧ-блок у него блокируется, в крайнем случае кварц выдёргивается (заранее).
Был случай, когда выдёргивал самолёт ученика из-за спины и, чтобы крутануться, пришлось просто “разорвать” тренерский шнурок, благо у нас прямо на шнурке разъём был типа аудиоджека.

Д_Заточник

Возможно питание передатчиков через шнурок. При включении любого из передатчиков запитываются оба. А вот кварц у ученика зря не вынули.

MWW
КНХ:

Ещё случай был. Опытный моделист летал на биплане, рядом начал взлетать куда менее опытный и выделывал такие кренделя, что тот, первый, засмотрелся. Результат - биплан на полном газу в бетон.

Подобный случай у меня был 😕 , только не с такими трагическими последствиями 😃 , здесь описывал: rcopen.com/forum/f22/topic47183/40

Алексей-Кома
SAN:

…Те, с которыми я работал не имеют фиксации в положении “ученик”
Тренер должен держать его всё время пока ученик рулит.
(Довольно утомительно, кстати)…

Супругу водил на шнурке в симуляторе!
Действительно, рука от тренерской кнопки ноет жутко!!!

А с фиксацией положения “ученик”! - разве такое может быть??? И если да, то считаю,
что неправильно!!!

LeON_ID

Мои ошибки и аварии.
Преамбула. Другу по случаю досталось несколько Л.А.Т.В. (толи подарил кто, толи за долги расчитались) 2 планера, электричка пенная, верт элекрический малый, кордовый двс и моделька от в-мар - стик размахом 1,5 м с двс в раскраске красный барон, красивая до ужаса. Ну пригласил он меня на полетушки, сам летал всего несколько раз и жутко мандражировал - я тогда еще не понимал почему - подумаешь летающая игрушка)) Как заводили, настраивали отдельная песня… в итоге поднял он модель в воздух, покружил и худо-бедно посадил. (- винт) благо их впридачу отдали много. Заменили винт и снова на впп. Взлетел. Я и грю - дай порулить. Сначала отпирался, мол не сможешь (сам то он к тому времени в симуляторе руку набил, а мой опыт ограничился пенной хней с 2 моторами с дискретныйм передатчиком типа тех что в отделе игрушей за тысячу продают) Но я уговорил. Мол зачем ты меня тогда позвал, если не даешь порулить?! ну естественно с полной ответственностью за последствия. В общем поднял он самолет повыше и передал мне пульт. Толи пристрастие к авиасимулятором толи мой талант летчика (бу-го-га) но я стразу освоился с рулежкой. газ зафиксировал на середине, а правый джойстик на передатчике действовал так же как и джойстик в любом компутерном симуляторе - в общем ничего сложного. Первый раз адреналин выделился и измазал штаны в предательский коричневый цвет, когда я развернул самолет носом к себе. Залихватски было выполнено несколько бочек (Андрюха схватился за голову) но в итоге разобрался и самолет не уронил. Я удивился - управление по элеронам стало зеркальным, благо быстро сообразил. В авиасимах такого нет - там ты все время в кабине сидишь… Ну в общем разобрался что к чему, сделал несколько кругов блинчиком над полем в обе стороны. потом восмерку пару раз. Дай думаю петлю. Газу чуть болше, штурвал на себя - как это просто! Самолет сделал крассивую довольно ровную петлю. Тут я понял как это просто - летать! Дале еще пару петель, а потом, когда уже я совсем понял что являюсь ассом-р.у.-моделистом я совершил череду маневров… наверное весь комплекс ф3а или как оно там называется не выполнил, но впечатление на друга произвел)))) Андрюха смотрел одним глазом. после первой связки фигур самолет вышел в горизонтальный полет ровно и четко. Ну точно асс подумал я о себе. При том, что сам Андрей литал блинчиком и только раз решился на петлю, причем после выполнения он весьь трясся от адреналина, как он сам пояснил. Тогда я не понимал откуда адреналин. Сам ты на земле с пультом от игрушки. подумаешь…время оставалось, таймер из 15 минут отсчитал меньше 10. Я и грю - “а я еще и не так могу, смотри”. Андрюха тоже поверил что я асс и стал смотреть 2-мя глазами и даже хвататься за голову перестал и причитать “Леньчик, поспокойней” Ну я опять газ полный и рукоятки в крайние позиции то туда то сюда. снова лихие виражи, все круто, но что-то пошло не так. А точнее с самого начала было не так. Во первых высота при которой я начал эти маневры была недостаточной, а во вторых - все таки ассом я не был… Заставить самолет выполнять финты в воздухе может даже ребенок (ручками знай дрыгай) а вот сделать это кронтролируемо… в общем когда самолет летел вниз - я добавил газу и взял рус на себя отпустив все прочие ручки. я не знал пузом он ко мне или спиной (окраска одинаковая) но посчитал, что если элеронами не дрыгать - то вспывет, ко мне или от меня - это потом разберусь. Не знаю почему но самолет не всплыл. классический овощь 90гр. движок сантиметров на 20-30 ушел в землицу(я ж газку то добавил)))))) наружу хвост торчит, красный такой . В общем дрова. Даже так - ДРОВА. Благо земля рыхлая - кое как измазавшись по локоть выковырял движок и направился к Андрею. Когда самик воткнулся - я отдал ему передатчик и побежал в поле - это меня и спасло, т.к. он собирался лишить меня жизни, ну или покрайней мере оторвать яйца. Ну значит пока я искал и откапывал он уже поостыл. Пришел и говорю: вот - держи свой самолет. Надо было видеть его лицо в этот момент))) В общем так прошел мой первый полет. Надо сказать что охоту летать не отбило, а совсем наооборот. В течении следующих трех дней я отдал бабло за разбитый самолет (Андрюха тут же купил все новое), а к тому что у меня уже было (дрова с движком измазанным в земле) докупил передатчик, и новый самолет (тренер высокоплан с V) Движок отмылся и оказалось что с ним все ок. Ну там еще всакие помпы, карючки, накалы…
Свой личный самолет почему-то игрушкой не показался и перед 1-м взлетом я тоже изрядно мандражировал (странно когда летал на чужом вообще было пофик, наверное потому что рисковал только баблом, лицом и яйцами))) а тут цельный самолет, мой самолет. Очень было страшно за него… В общем поднял в воздух. Руки трясуццо, ноги трясуццо - радости полные штаны. Полетав блинчиком сделал пару петель и на посадку в травку. “Крутить финты” на своем самоле чего-то не очень хотелось.
ту би континьюд…

6wings
SAN:

А такие бывают?!
Тумблер тренер-ученик - на передатчике тренера и у него в руках.
Те, с которыми я работал не имеют фиксации в положении “ученик”
Тренер должен держать его всё время пока ученик рулит.
(Довольно утомительно, кстати)
Или они передатчиками поменялись?

  1. Например, МРХ. При пропадании РРМ от ученика (в т.ч. обрыве шнура, выскакивании штеккера из разъема) независимо от нажатия кнопки “ученик” управление возвращается к тренеру
  2. Насчёт “утомительно” - зависит от конструкции кнопки. У меня совершенно не утомительно почему-то.
SAN

независимо от нажатия кнопки “ученик” управление возвращается к тренеру

Так о том и речь была, что управление самолётом всегда остается у тренера. Либо автоматически, либо тумблером - это уже не принципиально.