Поговорим об авариях и ошибках в Авиамоделизме.

bublik10

Доброго всем времени суток.
Я человек нобый на этом форуме, но в авиамоделизме давно.
Вот моя история.
П-51 Мустанг от Great Planes. Построил, обтянул пленкой под алюминий, опробовал - летает, положил на полку до лучших времен. Особо он мне не нравился, потому что здесь (в Канаде) у каждого бторого на поле такои.
Где-то через год достал, покрасил, решил взять на поле. Все нормально, проверил радио, все чин чинарем - взлетаем. Вырулил на полосу, полныи газ,… идет на взлет по полосе мои друг Серега… ручку на себя, отрыв - вижу крениться налево, пытаось подправить-ручку вправо - еще хуже - Мустанг переворачивается вверх ногами. В последнии момент подсознательно сбрасываю газ и ручку от себя, короче посадил на спину. Сорвал фонарь, срезал стабилизатор и вырвало мотор с моторамои. Ну думаю туда ему и дорога. А сам не могу понять - ведь летал же и неплохо. Тут один перец подходит и говорит - может серво на элеронах реверсировано. И тут меня осенило - точно, я же радио-то поменял и забыл. А когда проверял - все работает, а в какую сторону не посмотрел. Подсоединил элероны к радио, проверил - точно, наоборот.
Через неделю с отремонтированным опять на поле. Все проверил как положено, полныи газ, отрыв, в воздухе. Оказался на удивление приятныи в управлении самолет, с этого дня возил его с собои каждыи раз (сам то больше люблю пилотаж, Extra 300 моя рабочая лошадка) а на этом можно расслабиться, а на бреющем на полном газу это заглядение, он у меня с 4-х тактником. 😃 Короче пролетал все лето и вот однажды в осень иду как всегда на бреющем в 2 метрах от земли. Вдруг ни с того ни с сего Мустанг сваливается на крыло и на полном газу в землю. Вот и все 😜 …Три дня искали мы в таиге капот и крылья…

11 days later
6wings

Как я сжег в полёте 2312/20

Отлетал сегодня всего одну батарею на зумыче и сжег мотор.
Вчера отлетал 4 таких же батареи подряд - каждую по 6 минут.
Дома, когда заряжал, посмотрел - из каждой 2100 израсходовал
примерно по 1700.
Дай, думаю, сегодня поставлю таймер на 7 минут вместо 6…
На 6:20 движок намертво встал. Вот тебе и увеличил время 😦
Посадил зумыча почти к ногам на ВПП (хорошо, что летал рядом),
взял в руки - запах горелой изоляции, поставил новый пак - дергается,
но не крутит. Картина типичная.
Короче, не ставьте на на 2213 винт 12х38 - это опасно. На 11х47 раньше
спокойно вылётывал минут 8-9.
Кстати, сегодня летал не на полном газу, в основнов крутился перед носом
на не слишком больших оборотах. М.б. не хватало охлаждения потоком.
Конфигурация: 2213/20 + АРС 12х38 + Стамина-30 + 3s2100 16C
Кстати, не исключено, что Стамина-20 вместо 30 могла бы спасти положение.
Просто отключилась бы по перегреву и мотор остался бы цел.
Дома проверял в статике - этот движок на полном газу с 12х38 влегкую кушает 25 А.

“И опыт, сын ошибок трудных…”, блин 😦

Добавлено:

При ближайшем рассмотрении всё оказалось не совсем так как представлялось.
Разобрал мотор.
Оказывается, 2 витка на одном из зубов вылезали наружу из статора и оказались перетертыми магнитами ротора. Один их магнитов сдвинут и отклеен. Батарея израсходована всего на 1350 Мач.
Надо отнести это дело обратно в Пилотаж и показать людям. По-моему это явный брак.

Майк

Интересная тема:)
Чтоб не писать заново, привожу пример рас…тва:

первая

вторая

Сразу две аварии за один день, еще и крышку мотора сломал 😜
Опять же не досмотрел, не додумал, не предвидел…

6wings

Сегодня чуть не грохнул Суперзумыча - в воздухе на больших расходах защелкала - прям затрещала! - серва элерона. Перешел сразу в посадочную фазу, слава Богу, с минимальными расходам не щелкала, спокойно посадил. Сделал для себя вывод - для полётов зимой надо максимально снижать усилие для управляения рулевыми плоскостями - соединения замерзают. Сегодня прорежу ЕРР там, где крепятся элероны и осталю только три узкие “петли” из армированного скотча + буду следить перед взлетами, чтобы там случайно не оказалось снега или льда.

SAN

Редуктор полетел?
Вроде ещё не мороз.
Может ей срок вышел?

6wings
SAN:

Редуктор полетел?

угу. Он самый.

Вроде ещё не мороз.
Может ей срок вышел?

Новая, хорошая, родная хайтековская серва HS-81, отслужившая меньше месяца - одна из 4-х точно таких же на этом самолётике.
Правда, у меня на зумыче расходы экстремальные (почти ±90) с удлинителями качалок, но все нагрузки в пределах нормы. Подмерзла сама серва + тяжелее стал гнуться сгиб (крепление элерона к крылу), может, еще льдинка где в сгибе образовалась - мороз-то -2. Затрещала она как раз на ходе элерона вниз. Надо на земле проверку делать на полных расходах на этот предмет, а потом уж включать взлетно-посадочную фазу.
Зима, едрёнать - ох, не люблю я её 😦

SAN

Зима, едрёнать - ох, не люблю я её

Есть неудобства.
Зато на лыжах конвеер делать - 😃
Кстати, в прошлом году из-за травы на поле, не желающей ложиться под снег, пришлось для взлёта построить трамплин. Типа как на нашем авианосце. Интересное занятие с него взлетать.

6wings
SAN:

Зато на лыжах конвеер делать - 😃

я последнее время всё больше на харриере сажусь, так что лыжи не очень актуальны, но интересно - надо будет попробовать! 😃

Кстати, в прошлом году из-за травы на поле, не желающей ложиться под снег, пришлось для взлёта построить трамплин. Типа как на нашем авианосце. Интересное занятие с него взлетать.

А как же летом-то взлетали? Трава-то, поди, зимой выше не стала… Иль так покрепчала на морозе? 😃

Brandvik

Борт! Постоянный контроль заряда борта! Летал на планере, 2м размаху, на горке, часа 3, борт сел, спикировал в крону деревьев, в хлам!!! :.(

SAN

А как же летом-то взлетали? Трава-то, поди, зимой выше не стала… Иль так покрепчала на морозе?

Летом мы на середину поля выезжаем на машине.
Сначала с рук летали, потом площадка утопталась, стали с колес летать. А зимой доехать туда никак и пешком по колено, по пояс в снегу тоже неохота ползти. Так что отходим от дороги и леса метров 20-30 и вытаптываем себе окопы. Косу бы надо купить, самое дешёвое что видел в Леруа - около 3тыр. Сколько она проработает продавцы скрывают. 😃

amb2000
SAN:

Кстати, в прошлом году из-за травы на поле, не желающей ложиться под снег, пришлось для взлёта построить трамплин. Типа как на нашем авианосце. Интересное занятие с него взлетать.

Это где происходило, если не секрет?

SAN

Мы летаем не очень далеко за МКАДом, по Калужскому шоссе.

1 month later
Д_Заточник

Вчера разложили ДВСного тренера. В дрова, под списание. Восстановлению не подлежит. Летали на шнурке. Как это случилось:
Ученик - электролетчик, учитель - имеет навыки управления ДВСкой. Первая ошибка учителя - ученик летал низко и над головой, периодически обходя учителя по кругу. В результате - в нужный момент шнур тренерского разьема банально выдернулся из аппарата учителя. Вывод - не летаем низко и не летаем над головой, где трудно понять ориентацию модели. Стоим на месте и не наступаем на провода.
Ученик, имеющий неплохие навыки полетов на электричке попытался то же самое длать на тяжелом тренере с несущим профилем на очень малой высоте. Результат - время полета в землю менее минуты. Вывод -при смене системы не должно быть никаких выкрутасов, никакой акробатики вплоть до полного слияния с моделью и понимания каждого ее движения.
Сильный порывистый ветер в вираже положил модель, после чего она “жостко” вошла в планету. Вывод: правильная оценка погодных условий поможет избежать постройки нового пепелаца. Запас высоты позволил бы исправить ситуацию и спасти модель.
Еще раз повторюсь, что электрички при кажущейся простоте создают ощущение простоты, которое даже в малой авиации губительно для аппаратов тяжелее воздуха… Просто имейте это в виду при смене системы.

toreo
Д_Заточник:

Вчера разложили ДВСного тренера. В дрова, под списание. Восстановлению не подлежит. Летали на шнурке. Как это случилось:
Ученик - электролетчик, учитель - имеет навыки управления ДВСкой. Первая ошибка учителя - ученик летал низко и над головой, периодически обходя учителя по кругу. В результате - в нужный момент шнур тренерского разьема банально выдернулся из аппарата учителя. Вывод - не летаем низко и не летаем над головой, где трудно понять ориентацию модели. Стоим на месте и не наступаем на провода.
Ученик, имеющий неплохие навыки полетов на электричке попытался то же самое длать на тяжелом тренере с несущим профилем на очень малой высоте. Результат - время полета в землю менее минуты. Вывод -при смене системы не должно быть никаких выкрутасов, никакой акробатики вплоть до полного слияния с моделью и понимания каждого ее движения.
Сильный порывистый ветер в вираже положил модель, после чего она “жостко” вошла в планету. Вывод: правильная оценка погодных условий поможет избежать постройки нового пепелаца. Запас высоты позволил бы исправить ситуацию и спасти модель.
Еще раз повторюсь, что электрички при кажущейся простоте создают ощущение простоты, которое даже в малой авиации губительно для аппаратов тяжелее воздуха… Просто имейте это в виду при смене системы.

не рассказ, а песня!! Имхо, конечно, но все эти выводы ученик с учителем должны оговаривать еще до первого взлета.Иначе зачем они друг другу…

6wings
  1. Не надо пользовать тренерские передатчики, у которых при разрыве соединения тренер-ученик управление не отдаётся автоматически тренеру.
  2. К ученику - На любой новой для себя модели надо сначала пробовать летать высоко - ты ж еще не знаешь как она себя ведет!
  3. К учителю - А зачем же давать ученику летать за (над) головой и низко?? Если видишь такое дело - отбирать управление немедленно, выводить в полётную зону и повыше.

странно всё это как-то…

SAN

Не надо пользовать тренерские передатчики, у которых при разрыве соединения тренер-ученик управление не отдаётся автоматически тренеру.

А такие бывают?!
Тумблер тренер-ученик - на передатчике тренера и у него в руках.
Те, с которыми я работал не имеют фиксации в положении “ученик”
Тренер должен держать его всё время пока ученик рулит.
(Довольно утомительно, кстати)
Или они передатчиками поменялись?

Д_Заточник

Вообще-то владелец самолета и ученик стоял рядом и с болью наблюдал все происходящее. Летал общий знакомый. Моральный ущерб потом компенсировали материально. Отдельная тема - давать или нет полетать на своем самолете?
Передатчики имеют одинаковые кварцы, и поэтому при отсоединении получаем 2 передатчика, работающих на одной частоте! Без комментариев. Поэтому до этого случая питание на тренерском передатчике не включалось, а пользовались аккумулятором ученика. Теперь будем всегда делать наоборот! Тогда управление в случае обрыва кабеля автоматически переходит к учителю без помех.
Когда учитель все-таки решил перехватить управление, то шнур уже валялся на земле… Ошибка учителя - довел ситуацию до неисправимой.
Так что выводы все же нужны. Человеческой жизни мало, чтобы самому насладиться прогулкой по всем граблям.

КНХ

По описанию 100% вина тренера. Я всегда держу самолёт ученика на такой высоте и в такой зоне откуда, по моему мнению, могу вывести. Если нет - немедленно беру управление и исправляю положение в пространстве. Пока, тьфу-тьфу, проишествий не было. Ну и глаз уж не отрывать от модели. Был один раз случай, расслабился, отвлёкся ну и потерял. Облачность, модель светлая и ученик потерял. Думал хана самолёту. Только каким-то чудом удалось обнаружить. С тех пор не отрываю взгляда.
Ещё случай был. Опытный моделист летал на биплане, рядом начал взлетать куда менее опытный и выделывал такие кренделя, что тот, первый, засмотрелся. Результат - биплан на полном газу в бетон.

SAN

Передатчики имеют одинаковые кварцы, и поэтому при отсоединении получаем 2 передатчика, работающих на одной частоте! Без комментариев

Ну что-то ваши знакомые намудрили!
По-хорошему питание ученику идет от передатчика тренера и ВЧ-блок у него блокируется, в крайнем случае кварц выдёргивается (заранее).
Был случай, когда выдёргивал самолёт ученика из-за спины и, чтобы крутануться, пришлось просто “разорвать” тренерский шнурок, благо у нас прямо на шнурке разъём был типа аудиоджека.

Д_Заточник

Возможно питание передатчиков через шнурок. При включении любого из передатчиков запитываются оба. А вот кварц у ученика зря не вынули.

MWW
КНХ:

Ещё случай был. Опытный моделист летал на биплане, рядом начал взлетать куда менее опытный и выделывал такие кренделя, что тот, первый, засмотрелся. Результат - биплан на полном газу в бетон.

Подобный случай у меня был 😕 , только не с такими трагическими последствиями 😃 , здесь описывал: rcopen.com/forum/f22/topic47183/40