Мои большие ЛК.
Делюсь моим опытом постройки и полетов.
=========================================================
=========================================================
Мое первое большое ЛК.
ЕПП летающее крыло, увеличенная копия toro-900.
Модель “Robbe Hydrasnake”, куплена летом в магазине у метро “Улица 1905 года”, продавалась пустая - половины крыла без всего, материал ЕПП. Внешне по пропорциям выглядит как увеличенная копия toro-900. Особенно порадовала большая толщина крыла - улучшает прочностные характеристики конструкции и удобно чтоб убирать в крыло электронику и тд.
Параметры:
Размах 1400см, площадь 65 квадратных дециметров. Полный вес получился 2200-2300 грамм, нагрузка около 35 грамм на квадрат.
Электроника:
2 сменных аккумулятора 3s1p 2100 мА/ч, 12волт 25 ампер макс. Пилотажевский контроллер на 45ампер 12вольт, бесколлекторный пилотажевский двигатель на 12волт 40ампер макс 400ватт. Винт 12x6. Тяга выходит примерно 2000грамм. Семиканальный приемник, 40мГц, FM.
Корпус самолета:
Фюзеляжа нет, все элементы (2 аккумулятора, приемник и гироскоп) убраны в пазы прорезанные в крыле. Антена приемника и провода сервомашинок так же заглублены в неглубокие прорези в крыле.
Крыло имеет рамную конструкцию. Вдоль каждого крыла на всю длину внутри проходит продольная карбоновая трубка диаметром 12мм. Третья трубка соединяет эти две треуголником. Все три стыка трубок залиты эпоксидкой - получается прочная жесткая конструкция (если постучать - звук как у деревяшки). Прорезей в крыле не делалось - высверливалось отверстие на всю длину крыла дрелью с помощью алюминевой трубки диаметра 11мм (от вращения трубки на конце ЕПП плавился - получалось что трубка проплавляла канал). В получившееся отверстие вдвигалась карбоновая трубка смазанная эпокси.
Продольные трубки смещены к задней кромке крыльев - за ось центра тяжести крыла. Это исключило возможность флаттера на любых скоростях (центр жесткости крыла позади центра тяжести).
Все кромки крыла, включая рули и ушки, обклеены армированным скотчем. Так же крыло перетянуто скотчем на концах, в середине и в центре - для прочности. Крыло покрыто аквалаком, поверх покрашено краской из балончика - сверху оранжевой, снизу черной.
Крепление мотора:
Мотор крепится к деревянной раме. Рама представляет собой длинную полоску из прочной фанеры с уголком на конце (у меня уголок тоже из фанеры на эпокси), к которому привинчен бесколлекторный двигатель. Полоска фанеры обмотана двусторонним скотчем и приклеена сверху на стык половин к крылу, зафиксирована сверху арм. скотчем крест-накрест через все крыло (обмотано). Получается прочно и надежно.
Балансировка:
Были проблемы с балансировкой - центр тяжести получался слишком смещен назад весом двигателя. Для балансировки пришлось спереди вставить стальной штырь - без выноса груза вперед центр тяжести в нужном месте получить никак не удавалось. Выглядит эффектно (как дуло пулемета), но добавляет весу 😦
Зато есть плюс - при падении штырь втыкается в землю тем самым смягчая удар.
Управление:
Рули высоты и крена раздельные, всего 4 руля. Крепятся на скотче, для жесткости пропитаны лаком. Использовано 4 пилотажевские микро сервомашинки с железными редукторами, тягой 2кг.
Использовал подключение сервомашинок через кабели-разветвители (который разветвляется надвое), т.е. к одному каналу приемника по 2 сервомашинки, 2 канала на 4 руля. Благодаря этому не пришлось использовать программный микшер на пульте, освобождены каналы.
Сервы рулей высоты подключены через гироскоп - стабилизируется угол тангажа (т.к. обе сервы управляются с одного канала через разветвитель - не возникло проблем с подключением гироскопа).
Летные характеристики:
Летает на двух свежезаряженных 3s1p 2100мА/ч примерено 15 мин если активно, 20 если вяло. Горизонтально летит примерно на 30-40% тяги.
Максимальный угол набора высоты примерно 50-60 градусов.
Ощущения от полета:
Летает классно!
Стартуе с броска, идет ровно, сразу почти без просадки. Если бросать против ветра - рывком сразу уходит вверх. Ветра не боится, при порывах не кренится и не рыскает. Само по себе летит прямо и ровно, точно сохраняя заданную траекторию. Из пике выходит по плавной дуге в прямой горизонтальный полет.
Управление очень точное и резкое, я считаю благодаря раздельным рулям крена и тангажа. Управлять очень приятно. Можно летать над самой землей. Может совершать резкие маневры, вплоть до входа в разворот с явным заносом. Делал бочку, петлю, колокол, обратную петлю, вращение. Делал трюк когда ставил крыло на выходе из горки на ребро и оно вертикально вращалось (то что обычные самолеты делают с помощью вертикального руля на хвосте). Может делать несколько петель подряд.
Флаттер отсутствует, крыло без проблем пикирует вертикально вниз с любой высоты на полном газу. Выглядит красиво - как ракета из тучи падает 😃 .
Отсутствует сваливание на крыло при любых низких скоростях. По крайней мере мне его получить не удалось - при снижении скорости крыло просто либо снижается и падает плашмя (при посадке), либо слегка опускает нос и начинает плавное снижение. Посадка получается ровная и мягкая (посадка на пузо).
Снизу в крыле проделал паз для телефона - летал с телефоном, снимал на встроенную камеру.
В общем как начнеш летать, остановиться невозможно!! 😉
Туту еще фотки в полете
rcopen.com/forum/f94/topic89292/108
А тут мои съемки с воздуха. Снимал камерой на крыле, сигнал транслировался на ноутбук и на портативный телевизор. Летал по камере - по экрану телека, на ноут писалось видео…
Камера стоит на серве, 3 положения: убрано, смотрит вперед, смотрит вниз.
k4vv.com/staff/video.php?url=ivan.flv
k4vv.com/staff/video.php?url=ivan2.flv
k4vv.com/staff/video.php?url=ivan3.flv
k4vv.com/staff/video.php?url=ivan4.flv
=========================================================
=========================================================
Сейчас приступил к постройке темпеста.
Это будет мое второе большое ЛК.
Первое тут -
rcopen.com/forum/f94/topic89292/91
rcopen.com/forum/f94/topic89292/108
К сожалению было разбито в дребезги из-за помехи на поле под г.Одинцово.
После восстановления стало весить под 3 кг (был мой первый эксперимент с обклейкой стеклом - клеил Эд-20+ПЕПА, вышло очень толсто и тяжело).
При таком весе летало - но кайфа нет.
Начал клеить большое ЛК из пенопласта. Вырезал струной два крыла площадью метр, обклеил стеклом 100гр на метр.
Вес двух готовых крыльев вышел 1400гр при площади метр. Склеенные вместе (скотчем) крылья ЛК держат на центре 6 кг без проблем когда ЛК опирается концами.
Но в феврале удалось купить в Москве ЕПП-шный “темпест”, причем не со сборными крыльями как штатный, а с цельными крыльями.
И решил сделать его.
Делать буду неразборным. Методика сборки будет как у предыдущего большого ЛК тут
rcopen.com/forum/f94/topic89292/91
- вдоль каждого крыла внутри высверливается алюминиевой трубкой ближе к задней кромке на всю длину канал, в него вставляется 12 мм карбоновая трубка.
Затем высверливается канал в задней части центроплана и вставляется третья короткая уголная трубка так, что получается треуголник из трубок - жесткая рама.
Три угла треуголника - стыки трубок - заливаются эпоксидкой. Очень прочно и легко. Лежащее на краях крыльев ЛК держит 5 КГ в центре легко.
Смещение трубок к задним кромкам крыла - исключает флаттер.
Центроплан обклею стеклотканью 100гр/метр квадратный, два слоя снизу шириной 30 см, три слоя сверху шириной 20 см.
Использую замечательный эпоксидный компаунд Этал-1472 отсюда
rcopen.com/forum/f40/topic127318/2
Электроника и двигатель будут от старого ЛК, двигатель пилотажевский заявленной тягой 2-2.5 кг.
Начал делать.
Развесовка пока получается:
Два голых полукрыла ЛК, ЕПП - 600гр.
С вставленными насухо карбоновыми трубками рамы - ~650гр.
Собранное с вклеенными карбоновыми трубками на эпокси, и залитыми 3-мя стыками трубок - 700-750гр.
С центропланом, обклеенным стеклотканью на эпокси - 800-850гр.
Взвешивание собранного планЁра вместе с двиглом, акками и пр. в пакетике дает предпологаемый полетный вес в райное 1800 - 1900гр.
При площади темпеста это будет 27-30 грамм на квадрат. Весьма не плохо.
Вот подумываю - не позакидывать ли его пару раз без двига и с маленьким аккомулятором.
Тогда вес будет где-то 1000-1200 грамм, при площади темпеста в 70 квадратов это будет ~17 грамм на квадрат - должен
хорошо парить как планер.
Фотки будут.
Доделал “Tempest”.
Электроника на борте:
2 сменных аккумулятора 3s1p 2100 мА/ч, 12волт 25 ампер макс. Пилотажевский контроллер на 45ампер 12вольт, бесколлекторный пилотажевский двигатель на 12волт 40ампер, макс 400ватт. Винт 12x6, тяга выходит примерно 2+ кг.
Гироскоп, поставлен на угол тангажа как в первом моем большом ЛК.
Центр тяжести на 29см от носа - соответсвует инструкции Tempest -а.
Окончательный вес в полном снаряжении вышел 1900гр.
Осталось навести блеск - заправить провода в крыло и покрасить краской.
Сверху будет оранжевый, снизу черный, как обычно. Думаю еще сделать звезды черной краской на крыльях.
Вот фотки почти готового ЛК:
Teмpest полу готовый, верх
низ
Teмpest почти готовый, верх
Низ
нос
центроплан
И вот еще докучи, фотка самодельного ЛК площадью метр из пенопласта, обклеенного стеклотканью на смоле.
Склеил крыло, но потом удалось купить Tempest.
=====================
У меня раздельные рули крена и тангажа(высоты) - по моим субъективным ощущениям, самолет рулится вкуснее с раздельными.
Кстати, с раздельными рулями высоты и крена есть еще один плюс - при отказе любого одного из 4-х рулей самолет остается управляемым. Хуже - но посадить можно.
На первом ЛК так было - после “посадки в дерево” я не заметил, что проводок левой сервомашинки руля крена отсоединился и запустил крыло. Конечно, сразу почувствовал, что с ним что-то не так, но тем не менее оно хуже, но рулилось - и я его успешно приземлил.
Выражаю свое восхищение автору первого на фотках летающего крыла (которое красное и со штырем) Только вместо штыря я бы посоветовал повесить топор - так люди хотя бы мучиться не будут - сразу кирдык (извините не выдержал - прошу понимать сказанное как добрую шутку)
да и второе крылошко тоже убивственное!
надо учиться летать - а не пвтаться сделать модель которой можно сосны валить
вы еще остро отточенные лезвия по передней кромке пустите - грибы собирать
Помните,
“Не падает только тот кто не летает!”.
Вы пробовали сами клеить модель? Жесткость это первейшая вещь для “вкусного” полета. Достичь ее при сохранении малого веса - не просто.
У меня жесткость достигается вклеенной карбоновой рамой + центроплан (самое нагруженное на излом место) дополнительно армирован стеклом, что дополнительно предает жесткость на излом.
Как я говорил - крыло жесткое, звук при стуке - деревянный. При этом малый вес.
Опыт полетов у меня большой (год почти каждый выходной), и клею именно сообразно впечатлениям от первого ЛК.
Завтра в субботу с утреца буду облётывать крыло в Ясенево.
Посмотрим как покажет себя крыло. Надеюсь на вкусный полет. 😃
Хорошо что я в Ясенево не летаю
моя первая модель - это было крыло - торик
потом еще были 2 торнады
я к чему - да - я сам клеил модели - и извращался с углем
но ни штырей ни других усилений лба не делал - причем по моему опыту с пенопластом - уголь в передней кромке пенопластовой модели ломает на ура!
от ударов
и ничего лучше арм скотча на передней кромки - ничего нет
посмотрите на бойцовки - у них у всех лобик из пенопласта и дополнительно арм скотч - и это при том что все остальное бальза и фанера
Конечно - “Колхоз дело добровольное” (С)
но я рядом с таким колхозом ни летать ни находиться не желаю
Ничего не имею против изготовления и летных качеств, но на крыло со штырем напрашивается еще и сирена - чтобы предупреждать возможных пострадавших, ну или гипнотизировать жертв и вселять в них чувство неотвратимости 😅
зачем усилять? на этом форуме большинство пришло к выводу что чем легче моделька, тем лучше летит и при крашах меньше повреждений сама себе приносит
Дело в разных размерах.
Мелкие крылья могут летать и так и может даже лучше без усиления. Для больших усиление желательно - т.к. нагрузки на излом гораздо больше + при ударе чаще всего рвется центроплан.
Смотрите например тут rcopen.com/forum/f94/topic70724
и тут rcopen.com/forum/f94/topic88303
товарищи строят большие ЛК “Tempest” и самодельные - центропланы/носы усиливают.
Особенно товарищ vorona.org большой сторонник этого. Глядя на его фотки и опыт полетов www.vorona.org - думаю есть основания ему верить.
На своем опыте так же пришел к аналогичным выводам - усиление центроплана и носа полезно.
- гораздо проще крепить мотораму на жесткий стеклопластик, чем на хлипкий пенопласт/епп + скотч.
не трогай ворону-орг 😃 товарисч начал исправляться 😃
Ну нравится вам усиливать - усиливайте
Я одно время так с шасси поступал 😃
просто такая моддель становиться в несколько раз опаснее для окружающих - и при этом ну не получите вы необходимого эффекта - тк начнут другие факторы вылезать
to fdpd
а сколько штырь весит?
Несмотря на посредственную погоду опробовал крыло.
Летает отлично на всех режимах.
Фотки:
Готовое ЛК нос, видно обратное V
Верх
Низ
Полет:
После полета
Завтра снова летаем!
и здесь штырь
дарю идею - если не можешь побороть центровку - ставь моторчик спереди - и тянуть лучше будет и с центровкой проблем нет - все равно модель для травмирования
Нормально все пока со штырем - когда бедет фотик на крыле, ЦТ будет где надо без балансира.
Ура, снег перестал, летаем!
Будет видео.
Скоро буду ставить камеру на поворотной серве и летать по видео, как на первом ЛК. Монтировать буду в крыло, чтоб она пряталась туда при посадке. Фотки процесса установки камеры тоже будут.
Выкладываю обещанные видюшки.
Несмотря на мороз, 21-го и 22-го февраля полетал. Опасался, что в -10 самолет не политит, из-за того, что аккумуляторы просядут от холода - но ничего, полетел нормально и летал на удивление хорошо. Аккумуляторы я держал под курткой, и вставлял в отсеки в самолете в последний момент - т.е. стартовал самолет с теплыми аккумуляторами, а в полете они слегка грелись от работы.
В первый полет 21-го воткнул самолет в снег на выходе из виража - из-за того, что слишком увлекся, так сказать забылся что я не самолет, а стою на земле 😃 Эти скольжения на виражах и нырки свечкой вверх по инерции, правда захватывают, как полеты в снах 😃
К счастью глубокий снег чем хорош - тем что прощает любые падения. Обошлось без повреждений самолета.
Полет №1 21-02-2009
video.mail.ru/mail/fdpd/Flight/128.html
Полет №2 21-02-2009
video.mail.ru/mail/fdpd/Flight/129.html
Полет №1 22-02-2009
video.mail.ru/mail/fdpd/Flight/127.html
—
Что это? “Я такой “пароход” вижу каждый день, через неделю после отхода запах в порту не выветривается!” - цитата. Что хотел показать автор? Ну летит и что? Вы камеру повесить хотели - где она? Где видео с борта? Зачем оно надо? Много зачем для такого нелепого проекта…
Что это? “Я такой “пароход” вижу каждый день, через неделю после отхода запах в порту не выветривается!” - цитата. Что хотел показать автор? Ну летит и что? Вы камеру повесить хотели - где она? Где видео с борта? Зачем оно надо? Много зачем для такого нелепого проекта…
Блин… Ещё один Гуря всплыл. Что хотел сказать автор?.. многое… и то что собрал, и то что летает и что хочется поиметь на борту для полного счастья. Вы себя супер пупер асом - конструктором сами назначили? или сказал кто? Вместо того чтобы подсказать дельное начинается… пальцы веером … сопли пузырями…