первый опыт постройки гусеничного шасси и стилизация его под 2У218

snowvlad

После натурных испытаний я решил внести следующие изменения:
во-первых, сделать новые рычаги. Из двух полос 20х4 параллельно. Ось рычага - из шпильки советского производства М12. Ось катка из болта, опять таки, советского производства, М10.


Во-вторых, добавить ещё по одному катку, увеличив тем самым общую длину шасси и гусеницы.
В-третьих, уменьшить ширину корпуса, приблизив пропорции к пропорциям выбранного оригинала. Прежде ширина корпуса была выбрана из расчета установки в него рамы с ракетной установкой. Теперь это условие потеряло смысл, так как узлы ракетной части размещались самостоятельно на корпусе танка.
В четвёртых - изготовить новый “верх” из алюминиевых листов вместо фанеры, с целью уменьшения веса.
Машинка приобрела более пропорциональный силуэт…


К этому времени пришли составляющие системы РУ и “покатушки” стали более удобными и зрелищными.

Разгрузка на “полигоне”:

Кстати - поворачиваемость после удлинения гусениц и в самом деле несколько улучшилась:

Ну, сама ракета тут - дело десятое:

Коснусь конструкции ленивца и ведущего колеса.
В качестве опорного узла использованы помпы от двигателя Логана. Есть у меня знакомый, который держит клубный автосервис машин Рено. Я попросил его подсобрать мне 4 б\у помпы. Узел замечательный. Во-первых - достаточно прочный с точки зрения вала и подшипников. Во-вторых - имеет достаточно большой крепёжный фигуристый фланец, который можно искромсать так, как надо для того, чтобы прикрепить его к борту корпуса.

К той части, по которой обычно работает забчатый ремень приварены 5 шпилек М6.

И на них одета внутренняя часть ленивца.

Внешняя часть дистанцируется от внутренней на величину двух гаек и двух шайб.

Ведущее колесо имело точно такую конструкцию, но между “шайб” закладывались на гайки, а фанерная “звезда”, которая таскает гусеницу за выступающие внутрь винты.

Вот эта самая “звезда” и показала свою несостоятельность на следующем выезде.

Показалось мне, что ракета смотрится достаточно мелко на фоне транспортного средства. То есть. совсем не соответствует прототипу:

сделал ракету побольше и гордо выкатил её на испытания.

И когда шасси пошло по сырой траве перескакивание гусениц по ведущим колёсам стало настолько сильным что в какой то момент танкетка просто не могла стронуться с места, вращая колёсами.
Последующая разборка показала, что винтами-гребнями подточило фанерные зубья, а роса на траве, смочившая все поверхности, стала смазкой, позволившей “гребням” ещё проще перескальзывать по ведущему колесу.

Ну и сама большая ракета получилась очень тяжелой, что сказалось на её полётных свойствах:

snowvlad

Ведущее колесо следовало переделать. Гребневое соединение меня больше не прельщало. Больно критичным оно оказалось к натяжению гусеницы и к шагу звеньев, а шаг всё время увеличивался. Гусеница имела неприятную тенденцию к растягиванию. Похоже, оси петель были слабоваты. Другого объяснения я не придумал.
Разработал звёздочку для внешнего, цевочного зацепления:

Коллега с другого форума, работающего на каком то заводе, изготовил четыре такие детали.
К каждому звену гусениц были приварены отрезки арматуры-катанки d6мм, с тем, чтобы концы выступали за края траков. Теперь высокие зубья гарантировано хватают траки и не позволяют гусенице проскакивать.


Характерной деталью ПУ 2У218 была решётка, защищающая ракету при транспортировке. Изготовление её для модели преследовало ещё одну цель - помочь поднять ракету не перегружая узел, держащий её за горлышко бутылки. Параллельно пришлось решать вопрос отведения этой решётки в строну, когда ракета уже поднята, заправлена и готова к старту. Пришлось ставить ещё один двигатель.

Для того, чтобы корпус не выглядел совсем пустым и голым навесил некоторые мелкие элементы, типа фар с решётками, закрывающихся люков, воздушных баллонов…

Процедура освобождения ракеты при старте (ракета не заправлена. Поэтому не взлетает, а слегка демонстративно подпрыгивает.

В планах замена моторов с редукторами…и, может быть, как то катки по другому сделать?..

Сергей_З

Очень интересная и необычная модель получается. С интересом смотрю за постройкой.
Если захочется и ракете придать реальный вид то поищите в нете ракету 8К14, там есть её чертежи, по моему, они из Моделист Конструктор. А стартовый агрегат у Вас, судя по баллонам, получается 2П19.

snowvlad
Сергей_З:

А стартовый агрегат у Вас, судя по баллонам, получается 2П19

Это оттого, что они оба на одной стороне?

М… Да. Теперь, когда Вы упомянули об этом - нашел описания и того и другого. Первый был для более лёгких неуправляемых ракет…

А тогда интересно, а что это за модификация?

Сергей_З:

Если захочется и ракете придать реальный вид то поищите в нете ракету 8К14, там есть её чертежи, по моему, они из Моделист Конструктор

Я посмотрю потом, но, боюсь, что ракета пропорциональной всё равно не получится. Я всё-таки бутылками оперирую. От них отталкиваюсь. Вернее - “натягиваю” на них ракету. И подъёмный узел у меня совсем не напоминает тот, что на настоящих установках. Там ракета практически на землю опускается. У меня же так не вышло. Я ведь начинал строить не с шасси…

Так то я “сдуру” даже построил макет Р-7… Потом понял, что она смотрится на самоходке слишком куръёзно:

Tankoman=
snowvlad:

А тогда интересно, а что это за модификация?

Это тактический РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 2К4 “ФИЛИН”

Производство пусковых установок велось на Кировском заводе в 1957-1958 гг. (всего произведено 36 шт.). Комплекс принят в опытную эксплуатацию под наименованием 2К4
war-book.ru/raketnyj-kompleks-2k4-filin/

Вот здесь (по ссылке) еще есть интересные “строго секретные” самоходные стратегические установки времен СССР
bastion-karpenko.ru/rk-15p696/

Особо впечатляет “Гном”

militaryrussia.ru/blog/topic-801.html

snowvlad
Tankoman=:

Особо впечатляет “Гном”

Мда. Действительно…

Сергей_З:

поищите в нете ракету 8К14, там есть её чертежи, по моему, они из Моделист Конструктор

Ещё одно соображение - получившаяся у меня рама стрелы не позволяет осуществлять пуск ракеты с 4 стабилизаторами.
Я думаю, что пока заморожу проект в части, касающейся самой ракеты и ПУ до 12 апреля. Всё таки изначальная цель заявиться на детском празднике. И копийность там на самом последнем уровне. Поглядим, что нам там устроит политика применения коронавируса.
А вот заменить двигатели, катки, то есть то, что не потребует таких переделок, которые нельзя остановить и скоротечно вернуться к первоначальному варианту - я попробую. Двигатели есть. Шестерни идут (заказаны). Я так понимаю, что мне нужно будет изготовить какие то фундаменты под моторы с редукторами… И когда они уже будут готовы и собраны, заменить этот комплекс на тот, что сейчас стоит - дело пары дней.

Кстати - вопрос. Так как редуктора шуруповертов имеют две скорости, можно ли переключать их дистанционно? Есть такой опыт у кого нибудь? Имеет ли смысл заморочиться с этим? В частности, интересует не только переключение скоростей, как таковых, для движения по прямой, но и возможность попробовать управление танком в более классическом варианте - плавный поворот выполняется приведением рычага соответствующего фрикциона в первое положение…
Или это вовсе утопия?

Tankoman=
snowvlad:

Кстати - вопрос. Так как редуктора шуруповертов имеют две скорости, можно ли переключать их дистанционно

Возможно и есть двухскоростные шурики ///Интересно посмотреть устройство…
из тех бюджетных, что я рассматривал для “большого танка” видел только переключатель - реверс сбоку на курке и предохранительная регулируемая муфта максимального крутящего момента со стороны вала.
Насчет двухскоростной коробки для танков, так это для фана, что бы можно и медленно и степенно забираться в горку и с дрифтом погонять по шоссе.
В общем случае крутящий момент электродвигателей подбирается с избытком.
Но нет ничего невозможного.
Мои опыты на самодельном редукторе - 16й масштаб

Сергей_З
snowvlad:

Это оттого, что они оба на одной стороне?

Нет, у 218го агрегата баллонов со сжатым воздухом было 2 (по одному с каждой стороны). а 2П19 стало 4 (по 2 с каждой стороны). Поскольку стартовые агрегаты визуально одинаковые, количество баллонов самое яркое отличие. По ним обычно агрегаты и различают. Это в принципе был один ракетный комплекс - 218й агрегат его ранняя модификация, а последняя модификация с пусковой установкой 9П117 на шасси МАЗ-543. Филин это уже совсем другой ракетный комплекс твёрдотопливной ракетой. Но шасси у них одинаковое.
По поводу установки 2х скоростной коробки. На танк не ставил, была на трофийке. Лично мне не понравилась. К самой коробке претензий нет, работала хорошо. Но я поставил мотор чуть по мощнее, подобрал редуктор и даже за бесплатно мне теперь не нужна 2х скоростная коробка. Но это моё личное мнение - на вкус и цвет все фломастеры разные.

snowvlad
Tankoman=:

Возможно и есть двухскоростные шурики ///Интересно посмотреть устройство…

Ну как же! Мне кажется, что сейчас трудно найти односкоростной… Впрочем - может быть я просто не в курсе… пользуюсь тем, что получаю на работе. А там покупают не самые дешёвые модели.


Вот, например - сверху красный движковый переключатель.

Устройство - я позже сфотографирую. А по факту - редуктор - две планетарки, расположенные одна за другой. И движком перемещается внешнее кольцо одной из планетарок либо блокируя её, и тогда шурик работает только с одной ступенью понижения оборотов, либо освобождая, и тогда работают обе планетарки…

Сергей_З:

у 218го агрегата баллонов со сжатым воздухом было 2 (по одному с каждой стороны). а 2П19 стало 4 (по 2 с каждой стороны). Поскольку стартовые агрегаты визуально одинаковые, количество баллонов самое яркое отличие. По ним обычно агрегаты и различают

ЗдОрово! Наконец то какая то ясность. Я то находил разные фотографии этих установок и думал, что различия оттого, что разные заводы выпускали, либо какие то более ранних выпусков, а какие то - позже… Хотя - да, в принципе, так оно и есть. 😃

Tankoman=:

Насчет двухскоростной коробки для танков, так это для фана

Сергей_З:

По поводу установки 2х скоростной коробки. На танк не ставил, была на трофийке. Лично мне не понравилась.

Ага. Я вас услышал. Пока заморачиваться не стану.

Tankoman=
snowvlad:

Устройство - я позже сфотографирую. А по факту - редуктор - две планетарки, расположенные одна за другой. И движком перемещается внешнее кольцо одной из планетарок либо блокируя её, и тогда шурик работает только с одной ступенью понижения оборотов, либо освобождая, и тогда работают обе планетарки…

Спасибо за пояснения.
По моим экспериментам лучше иметь “нейтралку”…для буксировки модели…

snowvlad
Tankoman=:

лучше иметь “нейтралку”…для буксировки модели…

Во-истину - так! Не могу не согласиться. Тут давеча молодой паренёк (сын подруги жены) сумел таки сорвать гусеницу на обсуждаемой модели так, что она сошла с звёздочки внутрь, к корпусу и расклинилась там. Устроили мы небольшой пикничок у гаража семьями. И я ему дал “погонять”. Так пришлось эту сорокакилограммовую машину на руках тащить в гараж.

Tankoman=:

Спасибо за пояснения.

Да будет Вам! Не поверю, что моделист с таким опытом и не знал, как устроен шуруповёрт… Подначка? 😃

Сергей_З:

у 218го агрегата баллонов со сжатым воздухом было 2 (по одному с каждой стороны). а 2П19 стало 4 (по 2 с каждой стороны).

Интересно, а для чего вообще эти баллоны на “внешней подвеске”? Не для запуска же дизеля? Для этого баллоны должны были внутри корпуса быть, по идее… Если они были у изначального ИС-2… (я просто не знаю, использовался в то время сжатый воздух для запуска дизеля или нет). Или из-за переделки танка в ПУ что то помешало их размещению на штатных местах?

В самой ракете, конечно, тоже сжатый воздух используется… Но не думаю, что эти баллоны служили для наполнения баллонов ракеты… Туда ведь прямо компрессором модно было качать…

Сергей_З:

поищите в нете ракету 8К14

Нашел такой замечательный ресурс…

raketa-8k14.narod.ru/index1_12.html

Не моделизм, конечно. Но ещё интереснее. Полностью описывается устройство и работа ракеты… Освежил в памяти…

Tankoman=
snowvlad:

Да будет Вам! Не поверю, что моделист с таким опытом и не знал, как устроен шуруповёрт… Подначка?

Ни в коей мере
Просто давно думал, как попроще из планетарного редуктора сделать коробку передач и вообще не рассматривал дорогие модели шуруповертов.
Сейчас неуследишь за ассортиментом… а ведь были времена когда на обычную электродрель записвались в очередь…
И опять же - что бы на ходу, накатом, плавненько, без остановк, переходить с первой передачи на вторую и обратно, нужна нейтралка.
Вариант с двухскоростным шуриком пойдет в “копилку идей”

snowvlad
Tankoman=:

Сейчас неуследишь за ассортиментом…

Так то - да. Я и не пытаюсь мониторить обновления всевозможных гаджетов.
Но отчего то так получалось, что все шуруповерты, что попадали ко мне в руки - были двухскоростные.

Tankoman=
snowvlad:

Нашел такой замечательный ресурс…

Здорово, вот уже и СКАД Р-17 (индекс ракеты 8К14, по классификации МО США и НАТО SS-1c Scud 😎 рассекретили

Сергей_З
Tankoman=:

вот уже и СКАД Р-17

Этот ракетный комплекс имеет наверно самое большое количество разных индексов и названий. При этом часто смешивают индексы ракеты, ракетного комплекса и пусковой установки. Если кому интересно то вот не полный перечень. Ракетный комплекс - Р-11, Р11М, Р-17, 9К72, SS-1(a.b.c), Scud, Эльбрус, неофициально Керосинка. Стартовый стол 8У22, гусеничные стартовые агрегаты 8У218 и 2П19, колёсная пусковая установка 9П117, пусковые установки на колёсных полуприцепах (индексы не знаю). Ракеты 8А61, 8К11 и 8К14. При этом в составе одного комплекса иногда применяли разные агрегаты. Если сюда ещё добавить огромную номенклатуру агрегатов наземного оборудования то получим полный взрыв мозга:) “Контрольный выстрел в голову” - ещё был морской вариант для подводных лодок! Да ещё добавьте арабские варианты типа Эль Хуссейн и китайские!
Баллоны на бортах для заправки ракеты. Их количество изменили в связи с изменением её конструкции.

snowvlad
Tankoman=:

что бы на ходу, накатом, плавненько, без остановк, переходить с первой передачи на вторую и обратно, нужна нейтралка.
Вариант с двухскоростным шуриком пойдет в “копилку идей”

Попробовал сегодня переключать шуруповёрт “на ходу”.
В общем то - переключается без затыков. Это Бош. Был у меня интерсколл - тот, бывало, недовключал первую передачу.

Сейчас у меня лежат наготове два мотор-редуктора Скил. На выходных буду в гараже - попробую, как они переключаются.

Сергей_З:

При этом в составе одного комплекса иногда применяли разные агрегаты. Если сюда ещё добавить огромную номенклатуру агрегатов наземного оборудования то получим полный взрыв мозг

Очень хорошо. Значит, то, что моя моделька сильно отличается от оригиналов - сойдёт за мировоззрение. В смысле - что я где то видел и такой прототип. 😃

Сергей_З:

Баллоны на бортах для заправки ракеты.

Да. Вычитал в инструкции: “2. Дозаправка изделия сжатым воздухом до давления 200+10 кгс/см2 производится из воздушных баллонов СА.”

snowvlad

Соорудил кое какой шанцевый инструмент. Из металла и дерева. Всё как взаправду. Привёз в гараж. Примерил… Мелковато получилось.

Tankoman=

Вот попалось на глаза фото
Почти ваш вариант…но из Северной Кореи

Сергей_З
Tankoman=:

но из Северной Кореи

Да как и писал ранее вариантов у этого ракетного комплекса столько что ни кто не знает. А корейцы судя по фото стартовый агрегат переобули. Похоже катки и узкая гусеница от китайского БТР. Или ошибаюсь?

Tankoman=
Сергей_З:

Да как и писал ранее вариантов у этого ракетного комплекса столько что ни кто не знает. А корейцы судя по фото стартовый агрегат переобули. Похоже катки и узкая гусеница от китайского БТР. Или ошибаюсь?

Да кто его знает, кроме самих корейцев и их кореек 😃
У них свой путь развития. Можно конечно загуглить в поиске (найти картинку Google) но нужно будет ставить переводчик с корейского или китайского…
Еще для прикола

9 days later
snowvlad
Tankoman=:

что бы на ходу, накатом, плавненько, без остановк, переходить с первой передачи на вторую и обратно, нужна нейтралка.

Сегодня собрал “в кучу” два редуктора и сделал ползун для переключения передач.

В общем - нейтралки нет. Кольцо муфты перескакивает сразу с одного крайнего положения в другое. При этом на стоящих двигателях, естественно, не редко зубья муфты утыкаются в зубья шестерён. Но, так как поводки муфты пружинные - при включении моторов передача довключается. При вращении переключение происходит с “рыком”. И это ещё на холостом ходу. Полагаю, что под нагрузкой передача может даже не выключится.
Тем не менее - пока оставлю эту конструкцию. Опробую на ходу, какая передача удачнее и тогда уже зафиксирую её постоянно. От идеи управлять поворотом танка переключением передачи одного из двигателей отказался.

На переключение поставил сервопривод. Потом сниму…