Activity
При сравнении результатов расчета и эксперимента как-то оценивалось/учитывалось влияние различных входных условий в компрессор? Если бы расчетная модель включала входную трубу, то сравнение, наверное, было бы более корректным.
Из текста не очень понятно где располагались сечения А и В измерений за компрессором. Поясните, пожалуйста.
Расход воздуха в расчете оценивался? Если да, то как он соотносится с данными производителя?
- По трубе - ее в эксперименте в итоге убрали, было много проблем с запусками/перезапусками/переборками стенда из-за неустойчивой работы движка (потом выяснили, чтобы была виновата топливная система, но входную трубу тоже сняли на всякий пожарный). Так что в итоге испытывали без трубы 😃
- По поводу сечения B в статье Ашипка (только сейчас увидел 😃) Это сечение за КС (а не за компрессором), на входе в турбину. Сечение А было на выходе из компрессора, примерно на расстоянии 1 см от выходной кромки спрямляющего аппарата. Короче меряли за компрессором, перед и за турбиной. Перед компрессором не меряли, т.к. трубу как я и сказал в итоге сняли.
- По расходу воздуха - расчетный расход на макс. частоте вращения был где-то 0.44 кг/с (заявлено 0.45 кг/с), т.е. довольно близко. Но тут надо заметить, что конкретно в CFD качество моделирования такого компрессора и турбины довольно высокое (что и показал эксперимент), а вот с камерой беда, сплошное шаманство. Но да это и так всем известно 😃)
Вообще есть мысли загородить свой образец МГТД с блэкджеком и прочим, но это уже совсем другая история)
Ежели кому интересно - выпустили статью по испытаниям и моделированию работы Jetcat P200-RX
iopscience.iop.org/article/10.1088/…/pdf
Будут вопросы - спрашивайте 😃
Мне помогло на Р160 (недокручивала 5тыс):
-стик передатчика на полный газ;
-нажать и держать кнопку “manual” на GSU;
-одновременно нажать кнопку “+” с стрелкой вправо до достижения расчетных оборотов;
-фиксируем для себя сохранение параметров насоса.
Спасибо! Примерно так и оказалось - надо перенастроить насос было. Но это уже ладно, пока все циклы испытаний завершили, может как-нибудь потом дожгем на макс. тяге. В этом году будет публикация с результатами эксп. данных по движку и cfd моделированием. А так, пока работали, нашел пару интересных статей от египтян по нему же.
ijser.org/…/Reverse-Engineering-of-Micro-Turbojet-…
researchgate.net/…/331472989_Micro_TJE_centrifugal…
Форумчане, снова добрый день!
Продолжаем мучать двигатель (уже второй 😃 ) и возник вопрос.
Кто-нибудь знает какое должно быть напряжение на насосе на максимальном режиме у P200?
Просто в процессе работы двигатель доходит до 104…105 тыс об/мин и дальше не идет. Напряжение на насосе ровно 5V. На пульте справа показывает букву L
Проблема возникла сразу как стали запускать новый движок (второй), есть подозрение что какая-то настройка не дает насосу качать больше топлива.
Все характеристики (расход топлива, тяга) соответствуют расчетным при таких оборотах (порядка 15 кгс). Все шланги и фильтры штатные
В новом году все по-новому 😃
А точнее с новым ECU движок нормально подключился, стартером покрутили, все работает. Всем спасибо за комментарии 😃
Обратная сторона с процом + плата на двигателе
эх, в этом году немного не до того стало, до испытательного бокса не дошел 😃
Спасибо за советы
С наступающим всех! 😃
Я бы не торопился. Если в двигателе сидит неисправность, можно так же угробить новый ECU. Вечером скину фотки, куда потыкать мультиметром.
А вы пока крупным планом обе платы сфотайте
yadi.sk/i/g007ggOXew_2_g
yadi.sk/i/SR_bSeNHseGkhQ
это одна плата (я просто ее уже фоткал), вторую чуть позже тоже скину
Не нормально. Если блок управления Без двигателя но с подключенным gsu показывает JetTronic а с подкл. Двигателем молчит. Значит скорее всего плата в двигателе садит шину или не проходит инициализация. В любом случае вам нужна замена и блока ECU и самой платы двигателя.
Я бы вам помог, но мы в разных странах находимся.У вас два путя
- Отправлять это железо в германию на ремонт
- Найти на ибее или любой барахолке плату для двигателя. Плату можно от любого двигателя. Главное чтобы визуально была такая.
Ну и новый блок ECU, благо их наваломЕсли это будет у вас на руках за вечер можно все собрать и запустить.
ПС плату для двигателя надо будет прошить. Но это не сложно, дело 15 минут и перекура 😁
ППС можно попробовать и удаленно подиагностить.
Если умеете держать паяльник в руках и знаете как пользоваться мультиметром можем попробовать
С мультиметром то еще ладно, а вот с паяльником дружу не очень 😃 там все-таки на платах все маленькое такое
Ладно, сейчас тряхнем мошной на новый ECU, дальше будем посмотреть 😃
Я не специалист в Jetcat, но я бы попробовал отключить все возможные потребители от ECU, оставив только “показометр”…
А к ECU обязательно подключать силовые провода или оно и так должно запустится (вместе с “показометром”) при наличии 5-вольтового питания ?
Не плохо бы пощупать что именно на плате греется…
Пробовали 😃 подключали все, кроме двигателя. GSU показывает надпись JetTronic, ну и собственно больше ничего. Если к ECU подключить двигатель, но не подключать “регулятор тяги”, то ECU вообще не включается. Точнее включается, если зажать кнопку на самом ECU, но если отпустить, то тут же выключается. При этом GSU не показывает ничего, только светятся кнопки OK и Starter.
Греется центральный чип точно, ну и небольшие чипы у двигательного разъема.
Мне все-таки интересно - нормально ли, что в полностью отключенном ECU на выходах AirSpeed, GPS и RPM2 между + и - идет замыкание. Может кто-нибудь у себя глянет? Это быстро
Сегодня прозвонили все шлейфы - проблем не обнаружено. Все-таки есть вопрос к ECU - по ощущениям греется весьма прилично, я бы скачал, что он становится горячим. При этом за время попыток включения напряжение на батарейке просело на 0.6 В. Еще есть один момент - на ECU на выходах AirSpeed, GPS и RPM2 между + и - тестер звенит.
Что разбирали конкретно? Делали ли что нить с платой снимали тела вращения?
Если да то не стоит запускать вообще . Его нужно отправить производителю на ремонт
Снимали наружные корпуса и сопло для препарирования замерами, остальное не трогали, ротор тем более. Но думаю, что с замерами давления и температуры, торчащими из корпуса, он вряд ли поедет к производителю, банально не довезти 😃 Видимо придется прихватить всю электронную навеску, попроситься в магазине где брали и там все затестить. Просто перед тем как покупать что-то хотелось бы выяснить что точно. Просто думал может тут кто знает как потестить отдельные платы, кроме как на “живом” двигателе.
Как проявился дефект работал работ и раз и не работает?в этом случае нужно подбросить другой еку. Возможно проблема не в еку а в кольцевой плате та что стоит под сиреневом колпаке.
да он вообще кроме как в магазине и не работал. Его конечно частично разбирали в сторонней организации для постановки замеров, может и плату попортили. Если все удастся, то в 2019 смогу поделиться какие параметры отдельных узлов, думаю кому-то будет интересно, проект образовательный, так сказать 😃 Проблема в том, что двигатель год с момента покупки проболтался не у меня 😃 Если есть в Питере добрый человек со своим движком, то я бы хоть ecu для начала проверил, чтобы точно исключить. Но где ж его найти.
При нажатии на маленькой плате маленького выключателя стартер крутит мотор?
Нет, не реагирует
А мотор стартует ? Или не запускается?
Мотор никак не реагирует
Еку греется до какой температуры ? Он при работе еле тёплый обычно
по ощущениям довольно теплый, не горячий прямо, но и не еле-еле.
При включении стартер пищит?
Насчет писка не скажу, сегодня послушаю, но при отключении питания он реагирует и мотор совсем чуть-чуть проворачивает, как бы дергается
Кабель проверьте. Стартер и Ок могут светиться при отсутствии обмена.
Спасибо! В понедельник проверю. А который конкретно? Шлейф от ECU до I/O board? или от I/O board до GSU? На I/O board тоже горят зеленая и желтая лампы, а если отключить GSU, то еще красная посередине
Че за батарейка? Двигатель новый или б/у. Калибровку делали?
батарейка штатная. Двигатель новый, покупался 1.5 года назад, запускался только один раз - при покупке в магазине в Москве. Про калибровку - при первом запуске вроде делали, чтобы запустить, но что тогда подключали к каналу тяги не помню уже. Сейчас не делали - все собрали как есть и непонятно почему не включается 😃 К каналу тяги сейчас подключили сервотестер, запитанный от Ардуино.
Всем доброе время суток!
Возникла проблема с сабжем - после монтажа двигателя на стенд (летать не планируем 😃 ) и подключения всех кабелей и батареи на GSU загорается экран, но на экране пусто, горят лампы Starter и Ок. Индикатор на ECU светит зеленым, сам ECU постепенно нагревается.
Есть подозрение, что в ECU что-то сгорело, но явных следов при вскрытии коробочки не обнаружено.
Что посоветуете? Менять ECU? Или может его как-то можно подиагностировать?
Заранее спасибо 😃
ссылка на изображение места бедствия yadi.sk/i/q-AyKkQYG-rW6w (почему то картинка в сообщение вставляться не хочет)
Одно дело когда следы от балансировки на колесе а другое когда на сопрягаемых элементах не учавствующих в балансировке)
да как знать, с учетом того, что там запасы прочности не сильно больше 1, в некоторых местах на колесе турбины они прямо так… смело прошлись 😃 хотя я конечно утрирую, но рекомендацию не стоять в плоскости вращения на всякий случай блюду 😃)
Если поставить родные тела вращения, то да.
Не знаю как в России а у нас нету специалистов которые могут сделать грамотно программу обработки колеса компрессора нет.
Заготовка, что выше имеет большое количество дефектов.
У колеса турбины отлетают лопатки из-за дефектов литья. Опять таки нет технолога, который бы помог разобраться в тонкостях этого дела.
Лить аустенитные стали это то еще удовольствие.
а 3Д печать не пробовали? там для роста производительности можно и только над статором поработать, а ротор не трогать. Вообще когда мы с коллегами потрошили 200-ую кошку, то качество изготовления было вроде ничего. Хотя следы от балансировки те еще, это да 😃
Господа, подскажите кто в теме, на Jetcat алюминиевое колесо компрессора перед сборкой с валом предварительно нагревается, чтобы посадка с натягом была или же оно свободно должно надеваться, а крутящий момент передается только через затяжку гайкой? Просто по видео www.rcmarket.net/…/model-r-c-turbines-assembly оно свободно надевается/снимается.
На радиальной так и будет с КПД, у джет ката осевые там соответствующие КПД.
я знаю, что турбины разного типа, но разница кпд там пара процентов в одной размерности, никак не 10. Просто, если нет никаких измерений, то к расчетам надо относиться вдвойне внимательно, а то потом выясняется, что параметры не те и тягу приходится достигать поднятием температур свыше планируемых, что чревато.
Влияние реактивного сопла учтено граничным условием на выходе с рабочего колеса турбины. Зазоры съедают 2…3% к КПД.
учтено то учтено, только обычно такой учет делают чисто по площади на срезе сопла, что не всегда верно, важен еще характер изменения площади по всей длине сопла. Самый простой способ, как ни странно, это добавить сопло и минимизировать тем самым количество граничных условий. Зазор же влияет не только на кпд самой турбины, но и на углы истечения потока и соответственно на тягу.
Там есть еще нюансы с рабочей средой - в стандартно заданных в cfx продуктах сгорания керосина jetA только теплоемкость прописана нормально от температуры, а вот вязкость вообще одним числом только, что неправильно. Такая же ерунда с воздухом (там даже хуже).И это все влияет на кпд.
Просто кпд в 88.5 % на такой геометрии очень сомнителен, особенно с таким коротким и редким сопловым, где уже на входной кромке отрыв видно. На тех же jetcat-ах кпд турбины в районе 77-79%, а там все вылизано будь здоров.
Не только сопловой аппарат, но и весь узел газовой турбины. Для справки: Тг* = 900 К, Рг* = 241 кПа, Мощность турбины 28,5 кВт, КПД* = 0,885
Можете еще сопло к расчетной области добавить, оно на перепад давления на турбине влияет, ну и радиальный зазор в лопатках ротора - по сетке не сильно толще будет, но по параметрам турбины поточнее.
У вас это не кольца, а пружины для преднатягя, и разверните подшипник.
ок, спасибо, просто движок разбирал не я лично, посему не все плотно рассмотрел как что стояло) мне уже только фото и модели присылали, не во всем еще разобрался. Больше как-то по газодинамике 😃
судя по картинке, что-то страшное там чертиться))) Я другие кольца имел ввиду)))
ок, я уже понял) ну в джеткете вблизи подшипников больше колец вроде не было)
вжись бы не догадался…
согласен, утро пятницы, бывает, я покрупнее ракурс хотел просто сделать и контекст потерялся))) интересно, кстати, почему в компрессоре таких кольца 2, а в турбине одно, мистика… 😃
мне тоже сюрреализм нравится, это чьей кисти, Бретон, Дили, Пикассо?
шютник) это модель опоры jetcat p200 за компрессором
может быть и путаю 😃 без картинки трудно сказать, просто недавно разбирали Jetcat, там как раз между подшипником и кожухом вала стоят кольца, правда металлические. И там внутренний диаметр кольца ощутимо меньше внутреннего диаметра кожуха, но и с валом зазор приличный, картинку приложил. Я эти кольца имел в виду
Впринципе делаеться легко учиытвая, что они готовую крыльчатку взяли, у нас такая же степень сжатия расчетная)
Мы печатали колесо микротурбины, не выгодно очень.
Да работать может, вопрос с каким КПД)
Вопрос к знатокам, - зачем в корпусе подшипника стоят резиновые кольца?
Может для уплотнения и контроля расхода утечки воздушно-топливной смеси от компрессора в турбину, которая смазывает подшипники? Хотя может я путаю и говорю про другие кольца, которые между обоймой подшипника и буртиком на валу.
Upd. нет, та шайба, про которую я написал жиклером не является 😃 может ориентирует поток бежать ближе к нижней обойме подшипника. Может действительно типа демпфера
потому шо в поле ему будет пыль наждаком, а за спиной кс с температурой, всё это уже проходили и давно…
Ну почитайте тогда диссер еще от 2009 Schilling “Untersuchungen zum Betriebsverhalten von Mikrogasturbinen” по Jetcat P-200, там и результаты измерений температур статора есть и расчеты. По диффузору максимум чуть меньше 200С намеряли, так что с ULTEM1010 поиграться можно 😃 Плюс корпуса над ротором и статором компрессора. Так что все упирается скорее в технологичность.
для одноразовых да, быстро, дешего, годно…
ну почему одноразовых, статору то ничего не будет, там по диффузору можно неплохо по массе выиграть. По ротору да, надо считать ресурс.
А напечатанные варианты известны? У индусов видел колеса компрессоров от турбонаддувов напечатанные. Ну и форсунками для эйрбаса они хвастались…
вот ребята из ВОЕНМЕХА печатали из пластика ULTEM1010, для компрессора вполне годно
interplastica.ru/files/22.pdf
Всем добрый день 😃 может быть у кого-то из форумчан есть под рукой Jetcat p300? Не подскажете какой там наружный диаметр на входе в рабочее колесо компрессора? Лопаток вроде насчитал 7 нормальных + 7 сплиттеров
Просто сейчас работаю над мГТД, но под рукой только p200, который сильно неоптимален по соотношению вес/тяга (правда по нему много разного рода публикаций), хочу вернуть ему тягу на 300-310Н