Как построить самолет с РОТОРНЫМ двигателем!
Сеня полетал. Спасибо 111/Александр за участие. Постарался последоватьно продолжить доводку Осы до ума.
С чего б начать. Давайте видео вот
Кино неочень - снимали мало, т.к. батарейка камеры на нуле была. ДА и взлетали уже после заката. Темно и мутновато)))) Очобую изысканную муть добавляет какойто особый фильтр в ютубы. Правда если тма нажать под кином watch in high quality кино получше выходит…
Начнем попорядку. В данном испытании осы решил сделать следующее.
**
- Переделать микшер М-хвоста на механику и подцепить гиро F 350 на хвост в контроль РВ (она стоядла раньше в крене поэтому элероны были без диференцилов - на одном канале).
- Постафить F 351 гиро на элероны и задать диференцилы.
- Попробовать закрылки.**
Вот переделаный хвост, точнее механизация его, - сильно не пинать, придумывал сам)))) Но работает отлично)))))))) ЗАто думаю можно применить их на ЛК-дельте например. С 2-мя гирами крен-тангаж - песня будет. Никаких круток крыла не надо))))))))))
Заодно видно как обещал вскрытое крыло. Крыло открыть-закрыть - 10-15 минут включая перекидку гиров.
Ранее я не акцентировал внимание на том что самолет стал неустойчив по курсу на взлете. Седня погонял его по земле и понял что надо делать небольшой выкос мотора вправо, т.к. при разгоне затягивает влево и это тормозит самолет. Вторая ошибка - я привычно взлетал с включенным гиро на нормальном режиме (парирование отклонения от оси). В результате самолет разгоняется, пытается поднять хвост, а гиро парирует назад его((( Пытается задрать нос при взлете - тоже самое. Сразу не дошло. Но т.к. на разгоне заворачивает не до “ждать когда разгонится”. В итоге тяну ручку на себя, хвост прижимается к замле, а дальше не дает - уперлось колесо… Гира не понимает что это ещо не полет и продолжает загибать РВ до упора. В результате хвост становится тормозом. Потом когда скорость до отрыва на этом углу атаки крыла достаточная самолет отрывается и из-за загнутого РВ резко задирает нос и теряет скорость. Взлетал так 3 раза. Ых. Хорошая мысля приходит опосля.
Сделал закрылки вниз градуса на 3-4. Вобщем не помогло по тойже причине… Зато пробовал планировать на закрылках когда мотор съел топливо (первый взлет незаправленный был - треть бака…). Так вот парит пешком. Но без закрылков в режиме вкл. гиро планирует вообще здорово. Быстрее, но с очень малой потерей высоты. Этому факту радуюсь пока не приходит время сажать…
Ну посадку видно. Вот в чем проблема. При планировании без мотора или ХХ/малый газ самолет-зараза не теряет высоту. А ведь седня вечером было абсолютное безветрие… Там другие моделисты были в недоумеии. Они сначала подумали вообще не полетит - с топливом гдето 3.3 кг, а тут ( у них тренер был с 46-м раза в два с виду больше моего самолета, меньше или около 3 кг он…). Вобщем ползком над ними пропланирил они чуть шеи не сломали. Жена тоже… потом побежала за камерой, да поздно было. Сел более-менее.
Посадка блин… 😠
А садиться подурацки приходится. Изза такой летучести его приходится загонять носом к земле. Без ветра встречного он разгоняется в пикировании и выравнивать приходится над землей. А скорость немаленькая.
На малой высоте действительно эффект экрана - совсем не хочет садиться. При дной из посадок рассчитывал к ногам посадить. Так он зараза на ХХ продефилировал на полуметровой или меньше высоте фиг знает метров 20-30 :blink:. Я ждал когда снизится и не трогал ручки (на гирах). Потом стала приблежаться трава и пришлось чуть клюнуть носом и сесть жестковато.
В полете…
В полете пробовал разные режимы.
-
Без гиро, летит нормально, но по тангажу какойто неуклюжий. Прямо нехочет как ни тримируй - то вверх норовит, то вниз. На газу задирает нос, на малом поровнее.
-
Гиро в нормальном режиме. Решительно лучше. Тангаж успокаивается, но не глобально.
-
Гиры в удержании осей. Супер. :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Самолет послушный, рулится легко и очень точно. Можно ползти медленно, потом дать газу - он просто невозмутимо набирает скорость не меняя направление, крена и тангажа. Это видно на видео - пару полетов на гиро. Правда тут приходится переучиваться. Непривычно рулить ручкой РВ. Ранше ее побольшей части на себя тянуть надо, а тут после маневров - от себя надо двигать. Т.е. раньше ждал когда самолет сам примет горизонтальное положение, а с гирой на удержание тангажа - если ручку от себя не дать то самолет так и будет летеь с задранным носом. Выглядит причом это забавно…
Короткий V-хвост…
Хвоста всетаки хвотает. Благодаря немаленьким расходам и большим поверхностям рулей самолет по-фановски разворачивается, летит вверхнагами, петлю делает даже с этим грузом без особого разгона. Свечой вверх неможеn по причине недостатка тяги, ну и бочку от него не дождаться.
Закрылки
Да вещч полезная оказалась для этого конкретно самолета. Но при их активации возможен только нормальный режим гиро, чего впринципе достаточно в случаях, когда закрылки нужны.
Дифференциалы
На элероны 35%. При планировании на поворотах стал меньше терять скорость и проходить их гладко. Раньше сильно тормозило и можно было свалить легко (ну относительно легко – с моим профилем трудно свалить).
Мотор
Работает прекрасно. Холостые великоваты, но это думаю изза того что рарбюратор щас не совсем родной))) Бак стоит под двигателем, нормально высасывает (только нужно чтобы трубочка одна торчала для входа воздуха. Глушитель не ставил. Впрочем сейчас в этом пользу нашел - двигатель громче и его лучше слышно на большой высоте. Кстати на высоту теперь - легко. Просто даем полный газ, включаем гиры, задаем курс вверх градусов 20 и бросаем ручки. Прет вверх с 0.7 кг жалеза. Можно не трогать ничего и он улетит в космос 😄 если топлива хватит. Если при этом сделать 3-4 щелчка тримером руля направления – поднимается по спирали. Опять одна проблема – снимать его с высоты)))))))))))))))))) Снижаться не любит, а носом вниз разгонять страшно. Попробовал предложенный маневр S образное снижение. Работает, но разгонять страшно.
Что дальше
Шасси теперь всетаки поставлю повыше. Выкос мотора подобрать чтобы курс улучшить на взлете.
Вот только как приспособиться с посадкой… Думать буду. Надеюсь на ваши советы коллеги.
Ну и можно будет ставить фотоаппарат))))
Уф. Если кто дочитал – «снимаю шляпу»
Восхищаюсь вашей неутомимостью! Но с чего вы взяли что гироскоп не работает с бортовым электронным микшером ? Может у вас микшер “не той системы” ?
Гироскоп просто подключаестя в канал высоты, а дальше микшерделает свое дело. Так же стабилизируют летающие крыльяне пойму с какой проблемой вы столкнулись…
Я покупать не стал. По гиро консультируюсь с П.Иванкиным (Pivankin) - он на футабах 350, 351, 352 сабаку съел. Я повторно у него переспросил. Он ответил, что футабы меняют частоту сигнала изза чего нифига электронные микшеры не работают. он пробовал еще в том году - см. мему про Темпест в ЛК.
Да это проблема, на ЛК типа Темпеста приходится делить элевоны и ставить 4 сервы. Возможно есть такие микшеры которые сработают с Футабой 350 - покажите плиз = я куплю штуки 3 сразу!
С микшерами электронными работают дешевые гиры типа китайских с хобисити. Но у них нет режима удержания!
Кстати на память о невозможности применять Футабы эти даже в инструкции написано.
И вот здесь * GYA350/GYA351 cannot be used for elevons and V-tails - helikraft.com/…/GYA351+gyro+only+(GYA351).html
Можно почитать еще ФАК по футабам-гирам…
А, вот оно в чем дело, я совершенно упустил это из виду. Действительно, продвинутые гиры выадают ППМ сигнал повышенной частоты 200-300 гц вместо 50ти стандартных… Тут действительно выход через мех. микшер или обратиться к знакомому программисту который напишет и сделает электро микшер… Ну рад что уже готов мех. 😉
По поводу посадки. На посадке закрылки этому самолету не нужны у него несущая способность крыла избыточна ее нужно погасить, а закрылки ее только увеличивают. Если он планирует и не хочет садиться ему нужны тормоза, это значит что элероны нужно поднимать, а не опускать. Поэкспериментируйте, поскольку у вас элероны большие, начните с малых углов 5-10гр на большой высоте. Посмотрите как меняется глиссада. Поскольку у вас гира то сильно тормозиться самолет не будет. но начнет быстрее снижаться. Желательно гиру на посадке переводить в нормальный режим. Можно повесить их на 2х позиционный переключатель, а еще лучше на слайдер и на снижении задирать их не сильно, а как только самолет коснется земли задрать их по максимому, самик тут же прилипнет к земле, тоесть не будет козлить по взлетке.
ЗЫ Не знаю как это будет работать с гирой, но без нее самик обычно балансируется на большом угле атаки что вызвает торможение, а скорость снижения регулируется тягой двигателя.
Еще не маловажный аспект. Если для торможения пользовать флапероны (элероны в кач закрылков) то что бы они действительно тормозили их надо опускать на большие углы 60-90 гр. При таком положении управление по крену становится очень вялым вплоть до эффекта реверса. А вот при исплользовании элеронов в качестве спойлеронов управляемость по крену не ухудшает или ухудшает не значительно 😉
для посадки можно попробовать замикшить оба элерона вверх.
этому пепелацу желательна передняя стойка, причем такая, чтоб при стояночном положении у него нос был опущен, а хвост поднят.
размеры не мешало бы.
Вот тут, Александр, размеры. Добавлю - элероны навесные плоские по фановски. Хорда элерона 65 мм, средняя хорда РВ 85 мм. Профиль можно считать 16% корень и 18% конец близкий к Кларку Y.
По оба элерона вверх. Пробовал ставить этот режим вчера, правда с выкл. гироскопами. Закрылки оба вверх на 4-5 градусов гдето. В планировании включал. Самолет немедленно задирает нос. Пробовал вручную удерживать тангаж ручкой от себя - очень нестабильно получается. Попробовать тоже в НОРМАЛЬНОМ режиме гиро не получилось по времени. Да и небыло уверености что нормальный режим удержит хвост. Этот режим подбирать можно пробовать на большой высоте болемене покрутить самолет.
Как говорилось ранее в режиме удержания этот номер не пройдет, т.к. дуреет гиро от флаперонов (в режиме удержания).
ЗЫ. Попробовать оба флаперона до упора вверх идея хорошая. Попробую такие тормоза тоже.
К спойлеронам надо бы еще подмиксить руль высоты на пикирование…
ЗЫ Задирать такие лопухи вверх до упора может быть черевато полной потерей подьемной силы. Я вроде такого нигде не предлагал
ЗЫ-еще. Перднюю стойку не буду делать точно. Вопервых там фото в носу - затруднит монтаж ее, а во вторых при посадке в траву передняя стойка с таким весом в крендель сразу…
К спойлеронам надо бы еще подмиксить руль высоты на пикирование…
Да конечно. Надо подбирать только… Так не угадаешь сразу. Или пробовать может гира справится…
до упора вверх нельзя, нужно оставить ход для управления по крену.
до упора вверх нельзя, нужно оставить ход для управления по крену.
30…45 градусов вверх?
Можно повесить их на 2х позиционный переключатель, а еще лучше на слайдер и на снижении задирать их не сильно, а как только самолет коснется земли задрать их по максимому, самик тут же прилипнет к земле, тоесть не будет козлить по взлетке.
Задирать такие лопухи вверх до упора может быть черевато полной потерей подьемной силы.
Кстати да. Вспомнил. Я сначала настроил когда чуть вверх элероны попробовал взлететь и забыл их вернуть в прямое положение или выпустить закрылки. Незнай как разогнал самолет - а он взлетать наотрез отказался… 😃
На счет оставить ход для управления тут зависит от аппаратуры. Если энд поинты работают правильно и при включении микшеров не уплывают то можно и до упора. Если уплывают, то тогда надо оставлять запас на ход элерона, что бы серва не уперлась механически.
Пользую Спектрум ДХ7 и JR2720 - они одинаковые токо 2.4 и 40 частоты соотв. На Осе конкретно ДХ7
На счет оставить ход для управления тут зависит от аппаратуры. Если энд поинты работают правильно и при включении микшеров не уплывают то можно и до упора. Если уплывают, то тогда надо оставлять запас на ход элерона, что бы серва не уперлась механически.
если до упора (или энд поинт), то чем крен парировать?
если до упора (или энд поинт), то чем крен парировать?
Дык там уже нечего парировать. я думаю о включении такого дела на момент когда колеса земли касаются. А то на большой посадочной скорости получается и масса серьезное - продолжает по инерции фигачить по асфальту или подпрыгивать даже и лететь 😈 . Нужна педаль тормоза короче, или хоть ручник… 😊
Пока поставил шасси на 10 см выше и выкос двигателя сделал немного чтобы на взлете влево не уходило. Завтра вечером если погода не спортится попробую…
Насчет торможения подумал вот что испытать.
Почему не работает футаба 351 в режиме флаперонов? Она понимает сигналы на оба элерона некорректо и начинает поднимать (или опускать если сигнал флапероны вниз) оба элерона до упора. На малых углах самолет будет пытаться задирать нос или кабрировать соответственно, при большом отклонении элеронов как было сказано торможение. В этот момент хвостовая гира будет удерживать тангаж. Если настроить такой рехим и посадить его на тот тумблер где у меня глушение двигателя то наверное будет самое то. За несколько сантиметров до земли щелчок тумблером. Самолет если тормознет то прижмется к земле и будет тормозить закрылками (спойлеронами в данном случае). При включении перед самым касанием думаю сработает без драматической потери крена…
При таком положении (более 45гр. аэродинамическая эффективность теряестя и они просто тормозят) поднятие одного еще выше не дает никакого эффекта в парировании, а вот тот который опускается прекрасно парирует крен. 1) он перестает тормозить и самик начинает разворачиваться в сторону поднятого 2) опущенный элерон увеличивает подьемную силу и крыло уходит вверх. Вот так, это из личного опыта, все прекрасно работает. Просто все это настолько индивидуально для каждого крыла что сказать как это будет работать на самом деле очень сложно! Я сегодня столкнулся с непонятным для меня явлением! Самолет с поднятыми элеронами, примерно на 40гр. снижается медленнее и устойчивее чем чистым крылом! Тоесть он перестал сыпаться. Есть у меня несколько идей почему так но все же я озадечен.
Зы
О, тут надо быть очень остарожным! Если кулючить такой тормоз когда самолет еще не коснулся земли то вы рискуете растереть самик по асфальту! В первый момент включения происходит резкий бросок вниз, тем более с гирой, которая будет препятствовать увеличению угла атаки для поддержания подьемной силы.
Зы
О, тут надо быть очень остарожным! Если кулючить такой тормоз когда самолет еще не коснулся земли то вы рискуете растереть самик по асфальту! В первый момент включения происходит резкий бросок вниз, тем более с гирой, которая будет препятствовать увеличению угла атаки для поддержания подьемной силы.
А покажите фоту самолета посмотреть геометрию/профиль крыла и элеронов?
****
Вобзем пожертвовал нормальным режимом чтобы не возиться с тумблерами, настроил апу на режим тормаза в “посадочном” положениии тумблера флаперонов. т.е. замикшировал закрылки на максимум вверх на чувствительност в максимум режима удержания.
Получилось
FLAP
0 - без гиро - так взлетать и маневры после взлета
1 - полет на гирах в удержании
2 - переход в удержание и закрылки вверх почи 90 градусов. При этом поднятие происходит за 0.5 сек и гироскоп хвоста работает по максимуму в этот момент удерживая крен. Есть правда смутное опасение что поднятые так высоко закрылки будут оттенять хвост. Частично.
Чтобы не напрягать сервы редим 2 надо включать на секундочку и возвращать в положение 1. При этом сервы перестают переть вверх и гиры обе работают. При этом работает при задранных элеронах и гироскоп крена.
пощелкал. При определенном навыке получается щелчок и уходят элероны оба вверх но не до упора а в пределах 60-80 градусов. Думаю самое то для начала. Если делать очень короткий щелчок - то 45% плюс-минус 5. Вобщем приноровиться можно))))))))))))
Для обнуления просто щелчок до упора в Flap-0. И сервы возвращаются в нейтраль.
Отдельным тумблером можно полностью вырубить гиро.
По идее можно перекинуть гиру одну на управление от др. канала, и вероятно так и сделаю после испытаний этих. Пусть пока так. Привычно более менее.
Вот rcopen.com/files/48ad98b899707300771636ed Тут не видно но элероны до конца крыла.
О, тут надо быть очень остарожным! Если кулючить такой тормоз когда самолет еще не коснулся земли то вы рискуете растереть самик по асфальту! В первый момент включения происходит резкий бросок вниз, тем более с гирой, которая будет препятствовать увеличению угла атаки для поддержания подьемной силы.
Да, это понятно, поэтому сначала на большой высоте посмотрю как будет…
Посидел посмотрел видео посадок своих из кучи материало (большинство в вютуб и не клал т.к. качство съемки или масштаб (зум) не везде ок 😕(((( ). Обнаружил одну интересную вещ.
Стиль посадки у меня довольно простой. Снижаюсь (обычно самолет сам снижается, но иногда и быстренько целюсь в место посадки носом вниз). Потом ориентируюсь самолет сажать ровно по колесам в том числе. повспоминал что я делаю. Перед касанием когда скорость падает я подтягиваю ручку на себя и… в половине случаев перетягиваю. Посмотрел как садилась оса в первой версии. Там не перетягивал. А суть в том что короче хвост стал и самолет резче реагирует на РВ. В полете это ощущалось но было не критично.
Второе. Были посадки в таком стиле более менее. Но вот еще фокус - в высоте передних стоек шасси. Я больше заморачивался по этому поводу на предмет взлета - недостаточного угла атаки, но и на пасадке короткие шасси передние мешают. Задрав нос в момент пасадки как я привык у меня происходит касание сначала задним колесом. Оно отталкивает хвост если касание сильное, если нет, то самолет изза даже небольшого изменения угла атаки быстро валится ижестко садится, т.к. передние колеса до земли еще далеко. С большими же шасси посадка у меня обычно на 3 точки в таких случае, либо касание передними колесами или задним колесом с разницей в пару сантиметров…
Сейчас шасси переставлены и стали выше на 10 см. в носу. Самолет заметно задрав нос стоит. Думаю это смягчит посадки, т.к. возможность на 3 точки сажать улучшается. Чтобы действия были точнее надо будет увеличить экспоненту РВ да и расходы поменьше сделать. Хотябы для посадки режим.
вот такие соображения.
Короткое видео
Видно тут отчасти - вырезал и сделал с замедлением Осу в первом варианте - взлет (там я по курсу стиком подруливал т.к. выкос еще не довел до ума вправо), и 3 посадки. В тот день сажал вообще небрежно и незадумываясь. Хлоп и рулить к базе 😄
Результат вечера. Приехали на самом закате увы. На бошльших шасси взлетел хорошо, Без закрылков. Сел - отлично. Без закрылков и тормозов. На три точки. Единственный момент - в безветрие надо лететь на разворот подальше чтобы успеть снизиться и еще и потерять скорость до нормальной посадочной. Это следствие большого веса самолета.
Потом второй взлет. С дуру решилтаки поставить режим тормоза снижения. Нельзя такие вещи делать в торопях(((( Чтот в сумерках не так нащелкал. На взлете самолет закренило влево. Удержал и набрал метров 10 высоты. Думал посажу. Как оказалось спутал впотемках и нащелкал
чото. Элоероны уходят на крен (не от гиро. На разбирался пока…). Вобщем самолет заскользил на крыло и стал падать. Подрулил как мог и под 40 градусов ушел в земл… Повреждения - оторвало фанерку для шасси и помялся нос… до дюралевого бампера)))))))
И эт ос высоты 10 метров и весом в 3.3 кг (полный бак…). Оса неубиваема. При осмотре с женой пришли в выводу что фотоаппарат с 95% вероятностью не пострадал бы. На то нос заполнен поролоном толщиной 15 см до бампера.
вопщем с гордостью укрепил свою репутацию строителя бетонобойных самолетов))))))))).
С посадкой разобрался. Будет ветер - так вообще влегкую пройдет.
Сейчас напрягает оставшаяся курсовая неустойчивость на взлете. Выкос мотора вправо не помог. После разгона всеравно уходит влево, даже если на замле катится немного вправо… Есть соображения как решить задачу?!
Вот мааааленькое видео взлет-посадка (посадку плохо видно увы, но она очнь мягкая вышла наконец. На 3 точки или заднее колесо чуть раньше)). Неудачный взлет не снимали - уже темновато было и киндеры шалили…
Из изменений:
шасси +100 мм высоты. Гиро на взлете выкл. Чувствительность гир снижена 20% от прежнего. Центровка не изменилась. Расходы РВ и РН уменьшины также на 20%. Все вместе всказалось очень положительно…