Як-30 EDF 120

XASAN

Да, я видел эти приемники. Думал насчет гироскопов, но это все потом сначала нужно построить самолет и посмотреть что получится.😃

2 months later
XASAN

Запустил импеллер только для пробы, все работает. Сильно, до максимала пока не гонял. Довел газ до 20-25%, дальше страшновато стало т.к. держал в руке. По ощущению тянет неплохо, уже на 20% газа ощутимо, крутящего момента не почувствовал. Реактивная струя воздуха довольно ощутима, сдуло всю пыль и инструменты попавшие под нее.
Сейчас доделываю стенд и ставлю на него электронику и пр. Насчет стенда были разные мысли, первый вариант я начал собирать из алюминиевых профилей, но потом решил собрать из фанеры. Подвижную часть стенда сделал на мебельных шариковых направляющих, покупал в Оби. Материал фанера 8мм и 6мм. Чуть позже будет видео процесса гонки.😃

18 days later
XASAN

Выкладываю видео тестирования импеллера vasafan120. Удалось снять тягу чуть больше 7кг. Других замеров пока не делал. Тестировал с 2-мя 6S+6S последовательно соединенными аккумуляторами Gens ace lipo 5000mAh 6S1P 45C и парой Gens ace lipo 5000mAh 6S1P 60-120C. Аккумуляторы покупал в том году, сейчас летают на вертолете 700-го класса, видео ниже.
С аккумуляторами Gens ace lipo 5000mAh 6S1P 45C тяга немного не дотягивала до 7кг(где-то 6650-6800гр), через минуты три гонки импеллера остаток 6 х 3.85в по банкам. После гонки теплые на ощупь и немного подраздулись.
С аккумуляторами Gens ace lipo 5000mAh 6S1P 60-120C тяга превышала 7кг(где-то 7100-7150гр), через минуты 4-ре гонки остаток 6 х 4.05в по банкам. После гонки так же теплые на ощупь и совсем немного подраздулись.
Возможно со свежекупленными акками результат был бы получше. По данным производителя: тяга 7315гр при 27800об/м, на 12-ти банках при 42.5в/116А. Для этого проекта планирую покупать акки большей емкости, где-то 5200-5500мАч, чтобы хватало на 6-7 мин полета. Этих, думаю, маловато будет.
Регулятор практически не грелся, еле теплый. Думаю, хватило бы и 120-го регулятора при хорошем обдуве. Мотор импеллера грелся очень хорошо, чувствовалось через карбоновый корпус импеллера.
В целом импеллером доволен. Импеллер работает стабильно, без вибраций, с очень хорошей приемистостью. При увеличении газа выше 60% возникает очень сильный шум реактивной струи воздуха, от которого даже закладывает уши. На низких оборотах, где-то при 30% газа, появляется отдаленно напоминающий свистящий звук, как у настоящего реактивного самолета если стоять со стороны компрессора. Конечно, пришлось все поубирать от импеллера т.к. импеллер очень хорошо подсасывает, как пылесос, а мощная отбрасываемая струя воздуха сдувает все позади себя на удалении 4-5 метров. Даже стол на котором закреплен стенд пришлось дополнительно крепить, чтобы его не утащило.
Единственное, теперь придется покупать более емкие акки, чтобы хватало, поскольку я люблю летать динамично.😃

T-Rex 700E DFC с теми же акками.

Airliner-rc
XASAN:

6S+6S последовательно соединенными аккумуляторами Gens ace lipo 5000mAh 6S1P 45C

Именно на таких акках пользую Шубелеровские 128 мм импелеры (у меня их два на самолете, соответственно каждый питается от своего собственного пака 12S). На тестах полный разряд акков через 5 минут гонки в разных режимах. По факту полета на 6 минут хватает точно, так как режим максимальных оборотов используется только на взлете, тягу суммарно выдают 14+ кг на двоих (уже в мотогондолах).Правда у меня максимальные токи не более 105 Ампер. Так что мне кажется в вашем случае бОльшей емкости не потребуется, минут на 6-6,5 полета точно хватит.

XASAN
Airliner-rc:

Именно на таких акках пользую Шубелеровские 128 мм импелеры (у меня их два на самолете, соответственно каждый питается от своего собственного пака 12S)

А что за модель у вас с 2-мя 128 импеллерами, если не секрет?

Airliner-rc

В ветке про лайнеры моя темка есть про модель.

11 months later
XASAN

Дело наконец-то сдвинулось, хотя немного подзатянулось по разным причинам. На днях получаю нарезку и начну сборку, фото будет по ходу стройки.
Модель будет наборная, деревянная. Воздушные каналы импеллера и остекление фонаря будут формованные из стеклопластика и прозрачного ПЭТа.

На этой картинке первый опытный Як-104 б/н “30”, построенный 15-го мая 1960г, который в том же году переименовали в Як-30.

Несколько картинок, общие виды электронного макета модели-прототипа. Воздухозаборники и обводы фюзеляжа в районе сопла двигателя пришлось изменять и расширять, чтобы обеспечить оптимальные условия для работы импеллера.
Шасси здесь изображены условно, чертил я их с найденных картинок самолета в инете и получается, что размеры и габариты сильно расходятся с реальными. Над этим еще работаю.

ДедЮз

Прекрасный прототип. Тянет на Чемпионскую модель, если воплотить в сендвичах со всеми копийными атрибутами. Удачи!

XASAN

В прошлом году летом ездил в центральный музей ВВС в Монино, для более подробного ознакомления с прототипом. Там находится отреставрированный экспонат двухместный Як-30. Самолет, конечно, произвел впечатление, выглядит очень красиво и живьем выглядит несколько иначе, чем я его представлял себе по найденным чертежам в инете.
Более подробно, чтобы не повторяться, можно почитать в моем дневнике rcopen.com/blogs/41820/20609

На этих фото можно оценить масштаб воздухозаборников и хвостовой части фюзеляжа в районе сопла двигателя. В реальности они оказались очень маленькими, чем я представлял их себе по тем картинкам что нашел в инете. Поэтому пришлось все это увеличивать и расширять, чтобы приспособить импеллер. Если использовать модельную турбинку, возможно, все это можно сделать более копийно.

В последнее время в инете появляется информация о восстановленных экземплярах, которые выкупили у ОКБ Яковлева и довели до летного состояния. Это несколько бортов Як-32 и Як-30.
Почитать можно здесь igor113.livejournal.com/395173.html и здесь igor113.livejournal.com/648672.html

Видео

skitalec

Доброго дня, Уважаемые коллеги!
Приветствую Хасан! Посмотрел видео и честно, потрясён как самолёт летает и смотрится в воздухе.
Я желаю тебе сделать самолёт на уровне оригинала и кстати. Окрас очень понравился!!! Возможно, в этом году я буду в Ваших краях с показательными полётами.

С Уважением Андрей.

alex-27

Хасан , каковы параметры модели будут ? размах и длинна?

XASAN
alex-27:

Хасан , каковы параметры модели будут ? размах и длинна?

Длина около 2-х метров, размах 1800мм, высота 680мм.

skitalec:

Возможно, в этом году я буду в Ваших краях с показательными полётами.

Если будет время, приезжайте в гости, наша тема rcopen.com/forum/f22/topic303409 В посте #57 на втором видео наша полоса.

8 months later
XASAN

Потихоньку строю самолет. Каркас почти собрал, осталось дособирать съемные консоли крыла и можно начинать обшивать. Лазерный станок с ЧПУ сильно облегчает жизнь, не представляю, как все это пришлось бы пилить лобзиком. Практически все детали каркаса выполнены из фанеры, чтобы унифицировать и использовать более доступный материал. Получается легкая и прочная конструкция.
Воздушные каналы импеллера пока в процессе, еще не готовы. Заказал выточить болванки на фрезерном станке.

Дерево клею этими клеями. Эпоксидкой клею силовые места и фанерные переклеи, все остальное клеем ПВА. Если где-то нужно что-то прихватить, использую суперклей или циакрин.

Места под регулятор и ходовые аккумуляторы.

Airliner-rc

о, наконец то продолжение 😃 заждался уже.

XASAN

Катастрофически не хватает времени, но дело движется!😃

valek82

А регулятор будет как-то обдуваться? А то не совсем понятно по фото.

XASAN

Конечно. Там будет лючок с профилированным окном, через которое будет прогоняться воздух на радиатор регулятора. Потом покажу.
Сам регулятор сильно не греется, я гонял импеллер на стенде, он теплый был, рукой можно было дотронуться.

a_centaurus
XASAN:

детали каркаса выполнены из фанеры,

Скажи, пожалуйста, какая фанера? Толщина?

XASAN

Практически везде фанера толщиной 3мм. В силовых местах я использовал березовую фанеру, остальное фанера тополь.

11 months later
XASAN

После небольшого простоя наконец вернулся к проекту. Начал делать болванки для изготовления фонаря и воздушных каналов импеллера. Детали нарезаны лазером, материал березовая фанера толщиной 3мм. Болванки получаются большие, потребуется время на их изготовление.😃

Такая получается система воздушных каналов, состоящая из нескольких частей.

Сегодня поработал с настоящим самолетом-прототипом, подробнее в моем дневнике rcopen.com/blogs/41820/23015

3 months later
Seva_Avdonkin

Хасан я может слепой и не нашел , есть ли в теме ссылка на 3д модель ? Если нет попрошу по возможности выложить в доступ , тк планирую як-32 и ваши наработки будут очень полезны , спасибо .

nn
XASAN:

Мне порекомендовали площадь входа воздухозаборника принять равной активной площади импеллера, площадь ометаемой лопастями, т.к. вентилятор 14-ти лопастной этого вполне достаточно

в это очень хотелось бы верить, но практика обычно не такова((. я бы сначала “погонял” мотоустановку в сборе, с входным и выходным каналами, перед склейкой набора, чтобы было проще доработатать его с дополнительными каналами подпитки.
и еще я никогда не слышал про зависимость площади входного канала от количества лопастей, можно меня просветить?))

XASAN
Seva_Avdonkin:

Хасан я может слепой и не нашел , есть ли в теме ссылка на 3д модель ? Если нет попрошу по возможности выложить в доступ , тк планирую як-32 и ваши наработки будут очень полезны , спасибо .

После облета что-нить выложу.

nn:

я бы сначала “погонял” мотоустановку в сборе, с входным и выходным каналами, перед склейкой набора, чтобы было проще доработатать его с дополнительными каналами подпитки.

Я так и планирую, сделаю каналы и продую с импеллером.

nn:

и еще я никогда не слышал про зависимость площади входного канала от количества лопастей, можно меня просветить?))

Не могу, я не проводил столько экспериментов. Я пользовался советами производителя данного импеллера.😃

Делаю болванки на фонарь и воздушные каналы. Болванки наборные.

kirill1958

Эх в ваш проект Р-60 так прям и напрашивается!

XASAN

Давно уже напрашивается! Откладываю потихоньку деньги на турбинку, надеюсь не разлетятся. Но для начала нужно довести этот проект, чтобы модель полетела с импеллером, работы еще много, идей миллион!😃