Катапульта для импеллерников
Вас цена не смущает?
Я никому не предлагаю её покупать, а сделать тележку по такому принципу.
Ну и если чешуться руки ВОТ
Так я и давал ссылку на эту катапульту.
Всё сложно/трудоёмко, и на коленке не делается в принципе
Тогда только доработка резинки со шнуром до катапульты. Но придётся вбивать штыри. И быстро не получится пульнуть несколько самолётов. Разве что сделать несколько, тогда можно взлетать нескольким пилотам одновременно.
Устройство простейшее, в сложенном виде компактное. Перед взлётом ручку немного на себя, после схода сразу дать газ. Помощник не нужен, стартовый угол уже задан. Ещё вариант.
эта приспособа для того, чтобы приподнять траекторию разгона повыше, к примеру, над высокой травой?
Точно…
Видео испытания и старта с мной сделанных катапульт
понимаю , хвастаться не хорошо- но приятно))
и ещё интересное видео
Тогда только доработка резинки со шнуром до катапульты. Но придётся вбивать штыри. И быстро не получится пульнуть несколько самолётов. Разве что сделать несколько, тогда можно взлетать нескольким пилотам одновременно.
Устройство простейшее, в сложенном виде компактное.
Ну, почему же “только доработка резинки со шнуром до катапульты”? Есть варианты.😃
И штыри, ох, как не хочется забивать! Назабивался я уже, в прошлую осень. И то, только до декабря, где-то (точно не помню, когда морозы в прошлом году вдарили). Всю зиму импеллерники на шкафу пролежали, аж до апреля. Не, всё, что требует забивки хотя бы одного колышка в грунт, не подходит.
Да и салазки эти, с длинной-предлинной резинкой для размашистых планеров и летающих крыльев подходят гораздо больше, чем для маленького, но шустрого импеллерника. Не наберёт он нужной ему взлётной скорости с таким плавным разгоном и на таких коротких салазках. Тут или салазки надо длиннее делать, метра три, или резинку короче, чтобы старт был более энергичным.
Да и подумать, а какую выгоду эти салазки дают? Ведь та же самая резинка, тот же самый колышек… да уж лучше тот же кол с резинкой, да руками и оттягивать, без салазок. И ещё - салазки низкие, траектория вылета тоже низкая, полметра. А ну, как самолёт новый, ни разу не лётаный, да ещё по крену не оттримированный? Да он от этих салазок на 5 метров не улетит - крылами пойдёт землю пахать…
И не забывайте на костыль с резинкой приделывать парашютик))
“или резинку короче, чтобы старт был более энергичным.”
Это заблуждение.
А сколько весит ваш самолёт?
да уж лучше тот же кол с резинкой, да руками и оттягивать, без салазок.
Ну Вы же сами писали что раз на раз не приходится врукопашную запустить. А что мешает на Вашей уже готовой катапульте установить универсальный захват как на буржуйской самоделке. Ссылка есть, откройте галерею с картинками и подберите наиболее понравившийся вариант. Ни особых затрат, ни какой-то сложности в изготовлении я не вижу.
Ну Вы же сами писали что раз на раз не приходится врукопашную запустить. А что мешает на Вашей уже готовой катапульте установить универсальный захват как на буржуйской самоделке. Ссылка есть, откройте галерею с картинками и подберите наиболее понравившийся вариант. Ни особых затрат, ни какой-то сложности в изготовлении я не вижу.
Ну, я не говорил, что “раз на раз не приходится врукопашную запустить”. Я говорил, что:
- есть определённые проблемы запуска с одиночной палки (можно влететь в палку),
- есть проблемы с запуском с одиночной, даже длинной палки с длинным леером (длинный леер не даёт поднять на нужный угол траекторию старта),
- есть проблемы запуска с двух-палочной рогатки небольшой высоты (тоже самое, что и с длинным леером)
А вот высокая, в 2 метра, двух-палочная рогатка - вариант практически безаварийный. К чему я, в конце-концов, и пришёл.
Но все эти варианты требуют вбивания “колов” в землю. Что автоматически исключает для полётов зимний период. Катапульта типа “салазки плюс колышек с резинкой” обладает тем же самым недостатком. Плюс наличие низкой траектории старта, что само по себе повышает аварийность. Плюс время на сборку салазок, сопоставимое со временем установки 2-х стоечной рогатки.
установить универсальный захват
Имеется в виду c “V”-образными вилками?
А сколько весит ваш самолёт?
Самолёт не один. Импеллерников - 7 штук. Взлётный вес колеблется в пределах 350…550 грамм.
“или резинку короче, чтобы старт был более энергичным.”
Это заблуждение.
Поясните, пожалуйста, в чём заблуждение.
Ну я попытаюсь объяснить. Нормальная траектория взлёта с резинки зависит от положения крючка относительно ЦТ самолёта. У Ваших он вынесен видимо очень далеко вперёд, поэтому самолёт и разгоняется параллельно земле.
При правильном положении крючка самолёт идёт с набором высоты. При очень заднем положении крючка самолёт сразу вздыбливается, теряет скорость и отцепляется. Надо подбирать оптимальное расположение крючка (желательно регулируемое) чтобы траектория взлёта была довольно крутая, но без сваливания. Тогда и длинные палки городить не надо.
Имеется в виду c “V”-образными вилками?
Да.
тяга на резине не зависит от длинны.Она будет равной и на куске 10см растянутой в 5 раз и метр растянутой в 5 раз.
Самолёт не один. Импеллерников - 7 штук. Взлётный вес колеблется в пределах 350…550 грамм.
вполне можно пульнуть с несложной 2м катапульты, но резина у вас изначально не совсем подходящая, она тяжёлая и ограниченно тянется. Нужно максимально упростить и ограничить вес каретки
Денис видимо имел ввиду увеличение тяги на более мощном коротком жгуте. Только вот сохранить взлёт управляемым “выстреллив” самолёт вряд ли получится.
При правильном положении крючка самолёт идёт с набором высоты. При очень заднем положении крючка самолёт сразу вздыбливается, теряет скорость и отцепляется. Надо подбирать оптимальное расположение крючка (желательно регулируемое) чтобы траектория взлёта была довольно крутая, но без сваливания.
Хм… это, скорее, относится к планерам, для взлёта которых, да, используют длинную-предлинную резину, и, соответственно, с длинным разгонным участком. Да, если разгон длится секунды, там имеет смысл искать оптимальное положение крючка относительно Ц.Т., чтобы планер в процессе разгона набирал высоту.
Но маленький, размахом от полуметра, и чуть поболее, самолётик, имеющий приличную нагрузку на крыло и неважнецкое аэродинамическое качество (в разы худшее, чем у планера), нельзя разгонять медленно! Если мы попытаемся разгонять его по-планерному, длинной резинкой, дающей малое стартовое ускорение, он просто провалится на начальном участке разгона. Крыло не держит! Поэтому разгон должен быть максимально энергичным, и длится он доли секунды (а если точнее, 1/4 секунды). И безопаснее его дёргать за самый нос, не смещая к Ц.Т. крючок. Свою нормальную, эволютивную скорость (около 10-12 м/с) такой малыш набирает в самом конце разгона, а до этого - он кирпич с крылышками. Отсюда и отличия от взлёта “по-планерному” - сначала резкий бросок туда, куда тянет резина, отцеп, и набор высоты.
Вот показательное видео:
Если посмотреть покадрово, то видно, что близость крючка к носу не мешает самолёту разгоняться с углом атаки около 8-10 градусов. Но увы, высоту он при этом не набирает, а прёт туда, куда тащит его резина.
резина у вас изначально не совсем подходящая, она тяжёлая и ограниченно тянется.
Увы, за неимением гербовой пишем на простой
Смотрел я, сколько стоит хорошая резинка… присматривался к той, что используется для подводных ружей. Нуегона…, с таким ценником.
тяга на резине не зависит от длинны.Она будет равной и на куске 10см растянутой в 5 раз и метр растянутой в 5 раз.
Естественно, но время воздействия на самолёт, т.е. время разгона будет разным.
Видимо, я не совсем понятно выразился. Я имел в виду очень простую вещь: мы имеем, допустим, 10-метровую резину.
Опыт 1: привязываем её к палке, цепляем на неё самолёт, растягиваем, отпускаем. Самолёт разгоняется плавно, с небольшим ускорением. В конце долгого (к примеру, 1 секунду) разгона, он достигает скорости 10 м/с.
Опыт 2: ту же самую резину складываем вдвое, все остальные действия те же самые. Разгон будет короче вдвое, но т.к. запасённая в резине потенциальная энергия та же самая, то и скорость на вылете будет та же, 10м/с.
Опыт3: та же самая резина, но складываем её уже вчетверо. Взлет будет ещё более энергичным, более коротким, и по времени, и по пройденному пути, но скорость на выходе будет те же самые 10 м/с.
Может методика запуска не отработана? Ну ведь запускают же люди “кирпичи с крылышками”, т.е. импеллерники. И с рук и с катапульт.
Увы, за неимением гербовой пишем на простой
Смотрел я, сколько стоит хорошая резинка… присматривался к той, что используется для подводных ружей. Нуегона…, с таким ценником.
поищите в спортивных борцовскую резину, по усилию бывает разная,у неё один недостаток-если порвётся, может и по мордочке…
газовые пружины от пневматичек достаточны стабильны , обеспечивают хорошую стартовую скорость , это из практики применения в арбалетах , ну или стандартные пружины от пневматики
Может методика запуска не отработана?
Ну, как сказать… То, что с рогатки и с одиночной палки было произведена не одна сотня запусков, это точно. На каждом выезде - по десятку взлётов (как минимум), 3-4 раза в месяц, много месяцев подряд. Уверяю: всё, что можно было отработать, отработали. И практический опыт однозначно говорит: в нашем случае старт с низких “салазок” с резинкой от колышка - не тот вариант, что нам подходит.
Мы пойдём другим путём.
Вторая часть марлезонского балета.
Мысли тужились-тужились, и, наконец-то, вытанцевалась изящная и простая конструкция. Некая компиляция катапульты и рогатки. Ведь что такое рогатка для выстреливания авиамоделей? Две вертикальные палки, к которым привязана резинка. Цепляем модель крючком за центр резинки и пуляем в небо.
А если её, эту самую рогатку, немного трансформировать?
Берём те же две ляминиевые палки, но располагаем их горизонтально, и соединяем в некую рамку, которая, помимо функции удерживания концов резины, будет выполнять и роль направляющих. Берём ту же самую резину, но т.к. палки у нас теперь не просто стойки, а уже направляющие, то дабы использовать всю длину трека для разгона модели, располагаем резину немного иначе – цепляем её концы с внешней стороны направляющих, перекидывая её на концах направляющих через пару роликов:
Что у нас получается? Некая рогатка-мутант: вроде составляющие те же (две палки + резинка), и принцип выстрела очень похож (цепляем модель крючком за центр резинки), но налицо и некоторые положительные моменты: появляется возможность уложить самолёт на направляющие, а добавив простейший станок, мы получаем возможность пулять в небо самолётом под необходимым нам углом:
Плюс ко всему, если организовать простейший механизм удержания/спуска, то отпадает надобность в помощнике.
Ну, и как приятный бонус, отпадает необходимость забивать палки в землю, а отсюда всесезонность, и оперативность развёртывания.
Так как, в отличии от рогатки, резинка сложена вчетверо, то уже этим счетверённым резиновым пучком самолёт за стартовый крючок не дёрнуть, пришлось импровизировать на ходу, и вживлять в середину резинового жгута кусок толстого провода, потом подумал, и добавил туда на всякий случай скобу из толстой медной проволоки:
В конструкцию катапульты сразу были заложены сошки, а вернее, станок. «Ноги» складываются:
Длина направляющих осталась прежней, 165 см, длина разгонного участка – 110 см, расстояние между стартовыми рельсами увеличил до 28 см.
Спусковой механизм упростился ( в сравнении в первой, неудачной катапультой) – стал короче, курок/педаль – фактически одна деталь. В отличии от первой катапульты курком удерживается не челнок, а ляминиевая пластинка-«зацепка», которая верёвкой крепится к половинкам резинки.
И всё! Никаких тебе челноков, амортизаторов, «ныряющих пальцев» и двигающихся штоков!
Фактически это – компактифицированная рогатка, оснащённая направляющими для установки самолёта, и спусковым механизмом.
Первым чести быть выброшенным в небо удостоился массо-габаритный макет, а попросту, бутылка с псевдокрылышками (чтобы было, чем лежать на направляющих), вторым номером пошёл 250-граммовый Та-152Н, догруженный ляминиевыми чушками до 450 грамм.
Затем, после нескольких успешных стартов с «подопытными кроликами», своей очереди дождались и Як-15 с «Шутинг Старом»
Ура! Получается!
Теперь выдохнули, и, загибая пальцы, считаем.
Что мы выиграли, сделав это устройство?
- Всесезонность – летать можно круглый год, мёрзлая земля не помеха.
- Скорость сборки/разборки увеличилась в разы (реально 1,5-2 минуты)
- Отпала необходимость в помощнике
Ну, и, если сравнивать не с рогаткой, а с катапультой №1, то у данной катапульты один огромный ПЛЮС, перекрывающий все остальные – она РАБОТАЕТ!:clap:
В процессе первых опытов вылезли и первые же недостатки. Сразу же переделал тянущую скобу. Вместо прежней аляповатой конструкции сделал так: резинку разделил на две половинки и между них приспособил скобу из стальной 2мм проволоки (велосипедная спица). Эта скоба дёргает самолёт за крючок:
Есть ли ещё недостатки, и можно ли их устранить? Думаю, что в процессе эксплуатации недостатки вылезут, но кое-что видно уже сейчас:
-
При выстреле половинки резинки по инерции слетают с роликов. Частично эту проблему я устранил, введя некий тормозящий фал с резинкой (катетер Пеццера), не дающий стартовой скобе улетать далеко за ролики. Но всё равно, скорость большая, стартовая резина имеет определённую массу, и проблема до конца не устранена. Поправить соскочившие нити несложно, 4-5 секунд на оба ролика, но всё равно, хоть и небольшая, но проблема.
Володя Громоздов предложил поставить пару ограничительных «П»-образных скоб на ролики. На двух крайних снимках эти скобы уже стоят, правда, в деле они ещё не испытаны. -
Проблема вторая (она присутствовала и на первой катапульте, просто до её решения дело не дошло) – самолёт, просто положенный на рельсы, при полной даче газа снимается с крючка и пытается уползти вверх по направляющим. Выстреливать в небо самолёт с неработающим мотором, а потом, уже в воздухе, давать полный газ чревато – в момент раскручивания крыльчатки создаётся мощный кренящий момент, противоположный по направлению. А учитывая, что размах не очень большой, реакции пилота может просто не хватить для того, чтобы парировать его элеронами.
При старте с рогатки, да и с палки с резинкой, этой проблемы нет, так как удерживая самолёт на растянутой резинке, можно спокойно давать движку полный газ.
Провёл маленький опыт – зацепил «Шутинг Стар» весами за нос и потащил по направляющим вверх. При полной массе в 480 грамм(с батарейкой) это усилие составило около 350 грамм. Что сопоставимо с тягой импеллера, плюс/минус. На видео хорошо видно (вернее, слышно), что пришлось применять компромиссный метод взлёта – перед стартом даю газ примерно на 50-60%, а через секунду после выброса «топлю тапку в пол». Не очень удобно, затрудняется взлёт.
Надо постараться как-то решить и эту проблему.
- Педальку надо переделать - зело неудобная, надо подлиннее.
Мои поздравления. Недостатки устранятся, а преимущества уже сейчас перевешивают.
Класс!!! Я бы угол взлёта уменьшил.
Уже уменьшил, подпилил передние ноги. Угол выброса, действительно, избыточный. Был около 35-36 градусов, уменьшил до 30. Посмотрим, как получится; если надо, ещё откочерыжу.
Поздравляю! Простая и изящная идея. Даже захотелось сделать ))
Устраняем недостатки.
-
П-образные скобы на роликах себя полностью оправдали – было произведено около десятка стартов, и ни разу резинки не слетали.
-
Проблема удержания самолёта на стартовой позиции тоже успешно решена.
Закрепил шарнирно пару ляминиевых палок, прижимающих крылья самолёта к рельсовым направляющим:
Долго думал, чего бы такого шершавого на них наклеить, чтобы повышенное сопротивление было, по всему выходило, что необходимо что-то вроде мягкой пористой резины.
Решение нашлось! Вот оно:
Копеечная кухонная протиралка, продающаяся практически в каждом магазине. Нарезал полосками и наклеил на направляющие и прижимающие палки. Прижимы слегка подпружинил (вернее «подрезинил»).
Всё, теперь самолёт при даче полного газа никуда не едет, и ветром его не сдувает. Старт стал более простым, пилот в первые мгновения после выброса модели не запаривается проблемой «дачи газа на полную», а целиком концентрируется на управлении.
Для того, чтобы поставить самолёт на стартовую позицию, даже палки не надо откидывать – на передних торцах палок наклеил кусочки пластика, похожие на загнутые вверх кончики лыж (они видны на фото). Самолёт просто ставится на середину разгонного трека, перед прижимами, и одним движением подаётся назад – задние кромки крыла приподнимают прижимы за «кончики лыж», и уходят под них, а крюк-зацеп сам цепляется за стартовую скобу на резинке (понятное дело, что перед этим резина взведена, и стартовая скоба поднята вверх). Этот момент неплохо виден на втором старте “Шутинг Стара”.
Смотрим кино:
Выявился ещё один интересный момент: «Вампира» я не мог ставить под прижимы, у него аккурат в этом месте расположены сервы с тягами и кабанчиками на элероны. Плюс не-пойми-какой хвост, который не даст опуститься прижимам. Вампира ставил поверх прижимов, на которые я и сверху тоже наклеил эту кухонную протиралку.
И ничего, на полной газу держится, не уезжает! Видать, приличное сопротивление создаётся этой пористой фигнёй! Вполне может статься, что хватает трения между крылом и направляющими, без прижимов. Надо провести эксперимент.
Стало гораздо удобнее.
Также немного, примерно на 3см, опустил две поперечные (те, что с дырочками) пластины, к которым крепится спусковой механизм. Это необходимо для нормального старта самолётов, брюхо которых опускается ниже направляющих, среднепланов, к примеру, МиГ-15. В противном случае он бы стоял на направляющих, положив хвостовую часть своего фюзеляжа на спусковой механизм. А это не айс.
И уменьшил угол выброса, катапульта стала пониже на 15 сантиметров, угол выброса теперь около 30 градусов. Самолёт меньше зависает на горке после старта:
Ради интереса отметил время приведения катапульты в рабочее положение (из сложенного состояния). 15 секунд, не более. Этот момент есть на видео, в самом начале.
Также попробовал стартовать с лентой, тоже никаких проблем – лента ни за что не цепляется, самолёт с ней нормально стартует.
Остаётся решить ещё один важный вопрос: как же всё-таки приспособиться выбрасывать с этой катапульты самолёты, которые так или иначе, в силу конструктивных особенностей, не встают на имеющиеся направляющие?