схема L297 + 7409 + irfz44

Anton_M

к вопросу о RC фильтре на вход SENSE L297.

вот диаграмма напряжения на токоизмерительном резисторе из апноута для драйвера SLA7070 компании Allegro - его полевые транзисторы примерно соответствуют irl510 irl520.

Как видно пульсации напряжения и тока достаточно велики и высокочастотны. Переходный процесс длится примерно 2 мкС - значит произведение КОМ на нФ можно взять 2.

в рассматриваемом в топике контроллере это 0.18 * 4.7 = 0.85 мкС - похоже адекватное значение, только резистор я бы взял 1 кОм и увеличил клнденсатор.

=======
в драйверах SLA7070 ШИМ регулирование осуществляется гарантированой длиной выключеного сосотояния ключей - 0т 7 до 12 мкС в разных режимах работы.

\\\\\\

и все я настаиваю что желучше ставть ограничение не надеясь на MOSFETы

вот выдержка из АпНоута Аллегро для драйвера SLA7070M

ИМЕННО ДЛЯ УНИПОЛЯРНОГО ВАРИАНТА !!! с Н-мостом проще…

" Avalanche Energy

In the unipolar topology of the SLA7070M series, a surge
voltage (ringing noise) that exceeds the MOSFET capacity to
withstand might be applied to the IC.

To prevent damage, the SLA7070M series is designed a MOSFET having sufficient avalanche
resistance to withstand this surge voltage.

Therefore, even if surge voltages occur, users will be able to use the IC without
any problems.

However, in cases in which the motor harness is long (длинный провода к мотору, высокая индуктивность) or the IC is used above its rated current or voltage, there is a possibility that an avalanche energy could be applied that
exceeds Sanken design expectations.

Thus, users must test the avalanche energy applied to the IC under actual application
conditions.

пользователь должен ПРОВЕРЯТЬ не превышение энергии в конкретном применении !!!

AZi

В апноуте на L297 написанно - не вкоем случае не навешивать на линии контроля тока никаких фильтров и вести из максимально короткими проводами, о как… 😉

И к томуже - компаратор(особо древние) если напр на его входе будет расти очень медленно - при подходе к переключению начнет ботаться туда суда и тем самым нарушит всю работу шима, такшто - чем быстрее ток будет пролетать контрольную точку - тем лучше…

Anton_M

я тоже за ДШ и на прошлых страницах выступал.

просто в схеме обсуждаемой в топике фильтр есть и я поразмышлял о номиналах его компонентов.

7 days later
karlson

Вопрос к профессионалам. Имею чудо станочек. Четыре оси на одну координату и две на другую. На каждую ось нацеплено по два ДШИ200-1. На каждый ДШИ200 приходится по контроллеру. Хочу заменить на обсуждаемый здесь контроллер.

  1. Сможет он потянуть 2 или 4 ДШИ200-1. Как будет осуществляться ШИМ?
  2. Использовать L297 + 7409 на 8 ДШИ200-1 и irfz44 на каждый отдельно?
  3. Двигатели разнесены на 1 метр. Хватит оптопар 817 или нужно еще что-то?
GOOD
karlson:

Вопрос к профессионалам. Имею чудо станочек. Четыре оси на одну координату и две на другую. На каждую ось нацеплено по два ДШИ200-1. На каждый ДШИ200 приходится по контроллеру. Хочу заменить на обсуждаемый здесь контроллер.

  1. Сможет он потянуть 2 или 4 ДШИ200-1. Как будет осуществляться ШИМ?
  2. Использовать L297 + 7409 на 8 ДШИ200-1 и irfz44 на каждый отдельно?
  3. Двигатели разнесены на 1 метр. Хватит оптопар 817 или нужно еще что-то?

Если это для увеличения мощности - может стоить подумать о редукторе?

karlson

Мощности хватает. Просто старые драйвера вышли из строя. Нужны новые. На одну координату 8 двигателей стоит, на другую 4. Просто не хочется изготавливать аж 12 драйверов. Может кто имел такую же проблему. 2 двигателя на один вал.

Anton_M

дак если драйвер тянет к нему можно параллельно движки подключать.

ATLab
Anton_M:

дак если драйвер тянет к нему можно параллельно движки подключать.

А токи выравнивать? Или это уже не принято?

VShaclein
ATLab:

А токи выравнивать? Или это уже не принято?

А режим ключевой ?
Гораздо интереснее будет фазировать 4 движка. Но не смертельно.
Конечно же, если движки не используются в качестве подшипников, лучше бы использовать один.

karlson

Движки используются в качестве подшипников. Да и проблемно механику менять. Какие есть практические советы по подключению движков в параллель. 4 движка на один контролер навесить в самый раз. Но как это сделать практически?

VShaclein
karlson:

Движки используются в качестве подшипников. Да и проблемно механику менять. Какие есть практические советы по подключению движков в параллель. 4 движка на один контролер навесить в самый раз. Но как это сделать практически?

Если по току контроллер тянет, то только так - один контроллер.
Если контроллер с униполярными выходами - то все четыре движка только в параллель.
Если мостовая схема - можно в параллель, обмотки с разных ШД можно последовательно.
Лишь бы ток/напряжение соответствовали.

Почему четрые движка - это плохо.
Предположим, произойдет пропуск шага ШД на одном винте. А где один пропустит, там и два, там и три.
В результате каретка криво будет ходить (втулки/гайки напрягать), либо вообще ее заклинит.
Оно вам надо ?

Два ШД на одной оси так же могут работать хуже, чем один.
У ДШИ200 кажется 5% точность по паспорту.
Если на каждом шаге будет ошибка 5%, то к противоположной стороне может накопится на 5 шагов на одном, да еще 5 шагов на другом 😉
Шутка.
Впрочем, много и не надо.
Если хотя бы на полшага уйдет, пару уже дергать будет.

Не знаю, мне лично такое (с четырмя или с двумя ШД) решение не нравится - создает проблем больше, чем решает.

karlson

Машинка работает нормально (работала… 3 года). К пропускам шагов притензий не было. Нужно просто подключить нескольно двигателей на один контроллер. Как правильно это сделать?

VShaclein
karlson:

Машинка работает нормально (работала… 3 года). К пропускам шагов притензий не было. Нужно просто подключить нескольно двигателей на один контроллер. Как правильно это сделать?

Тогда, вероятно, все уже сфазировано и достаточно просто запараллелить.
Для двух движков с одной стороны винтов фазы 2 и 4 поменять местами.
(Двигатель должен крутиться в другую сторону, т.к. скорее всего развернуть на 180 градусов)

Если не сфазировано, да еще и концы обмоток не известно как расположены (актуально для ДШИ200), то сначала разобаться с обмотками - это, пожалуй, будет сделать сложнее всего.
Затем ослабить крепление валов, подать напряжение на фазу 1 и повернуть валы так, чтобы они заняли устойчивое положение. Закрепить.

ATLab
VShaclein:


Два ШД на одной оси так же могут работать хуже, чем один.
У ДШИ200 кажется 5% точность по паспорту.
Если на каждом шаге будет ошибка 5%, то к противоположной стороне может накопится на 5 шагов на одном, да еще 5 шагов на другом 😉
Шутка.
Впрочем, много и не надо.
Если хотя бы на полшага уйдет, пару уже дергать будет.

Вы о чем? У шагового двигателя не бывает накопленной погрешности, если нет пропуска шагов.
Пресловутые ±3% (5% только для ДШИ-200-0,5)- это ошибка установки положения ротора на данном конкретном шаге, отклонение от идеального положения.
Конечно, даже такая погрешность при жесткой фиксации неприемлема - двигатели будут бороться друг с другом, особенно если на конкретном шаге погрешности будут направлены в разые стороны. Поэтому, наверняка, предусмотрен механический демпфер.

karlson:

Мощности хватает. Просто старые драйвера вышли из строя. Нужны новые. На одну координату 8 двигателей стоит, на другую 4. Просто не хочется изготавливать аж 12 драйверов. Может кто имел такую же проблему. 2 двигателя на один вал.

IMHO, проще всего починить старые: не нужно гадать что и как включать, и решение временем проверено (3 года?).

VShaclein
ATLab:

Вы о чем?

Вы слово “шутка” пропустили.

ATLab:

У шагового двигателя не бывает накопленной погрешности, если нет пропуска шагов.
Пресловутые ±3% (5% только для ДШИ-200-0,5)- это ошибка установки положения ротора на данном конкретном шаге, отклонение от идеального положения. Конечно, даже такая погрешность при жесткой фиксации неприемлема - двигатели будут бороться друг с другом, особенно если на конкретном шаге погрешности будут направлены в разые стороны.

Замечательно.
Худший случай - 20%.
Это если 4 “зуба” и на каждом ошиблись по максимуму.
Вряд ли критично для работы.
Будет лишь потеря мощности и точности.
При условии, что при фиксации валов не внесена дополнительная ошибка.
Кстати, прогиб винтов, вероятно, тоже какую-то, есл не б`ольшую, ошибку вносит.
Не накопится ли ?

ATLab:

Поэтому, наверняка, предусмотрен механический демпфер.

Смеетесь, какой демпфер ?
Если вместо подшипников - двигатели.

karlson

Попробую более раскрыть задачу. Машина работала 3 года. И сейчас если ее подчинить - будет работать дальше. Но работает она по 10 часов в день. Двайвера сильно греются + прикручены к двигателям. Вентилятор поставить негде. Вопросов с балансировкой нет. Вопрос с драйверами.

  1. Можно их собрать в одном месте (блок от компьютера), когда линии будут до 2 метров.
  2. Можно посадить на один драйвер 2 (лучше 4) двигателя сразу.
  3. Как это сделать. На каждый двигатель свои ключи, или хватит одних, но мощных?
VShaclein
karlson:

Попробую более раскрыть задачу. Машина работала 3 года. И сейчас если ее подчинить - будет работать дальше. Но работает она по 10 часов в день. Двайвера сильно греются + прикручены к двигателям.

Жуть.
Движки же тоже греются.
И то и то охлаждать нужно.

karlson:

Вентилятор поставить негде. Вопросов с балансировкой нет. Вопрос с драйверами.

  1. Можно их собрать в одном месте (блок от компьютера), когда линии будут до 2 метров.
  2. Можно посадить на один драйвер 2 (лучше 4) двигателя сразу.
  3. Как это сделать. На каждый двигатель свои ключи, или хватит одних, но мощных?

Так ответили же уже.
Все ШД на один канал.
При условии, что ключей последнего хватает по току.

ATLab

А вот вопрос тем, кто уже делал драйвер для униполряного ШД на базе схем L297+7408+IRLZ44.

Удалось ли добиться:

  1. чтобы двигатели не свистели (несильное шипение возможно)
  2. чтобы транзисторы IRLZ44 работали без радиаторов
  3. если удалось добиться результатов п.1,п.2, то
    3.1 на каком двигателе (индуктивность, сопротивление обмотки, напряжение),
    3.2 при каком напряжении питания драйвера
    3.3 при каком токе в обмотке
    3.4 при каком значении Rизм.
Mobi

Удалось 😎
Двигатели работают плавно и не свистят
После 3х часов работы транзисторы стали слегка теплыми
Двигатели ДШИ-200-3
Напряжение питания-30В
В полушаговом режиме двигатель потребляет 2А в полношаговом 1.7А
Rизм-0.39 Ом
Есть одно но! таких результатов удалось добится при помоши источника стабильного тока на ИМС стабилизатора напряжения.