Обзор нового вертолета JR Forza 450

epiloque
epiloque:

Сегодня завалился по причине вибраций. Снял хвост- вибрации остались, снял хаб - вибрации остались, снял тарелку - тоже вибрации.
Под подозрением остается вал ОР (взгляд замечает незначительные отклонения вала при старте) или разболтавшийся (разбитый при краше) подшипник верхней площадки, куда вставляется ОР. Ну и мотор тоже пока подозревается.
Вибрация не очень-то ритмичная, ощущение, что где-то подклинивает.
Да, хаб ОР немного (совсем чуть-чуть) болтается на валу в поперечном направлении. Т.е. посадочный диаметр хаба несколько больше, чем вала ОР, что дает возможность некоторого движения. В итоге, угол между валом ОР и межлопастным валом может быть не перпендикулярным. Не помню, так было при сборке или хаб разболтался.
Короче, “чем дальше в лес, тем толще партизаны”

нашли причину - подклинивающий обгонный подшипник (видимо последствие предыдущего падения).

Tigron

Ребята, извините за простынь, но накопилось много полезной информации.
Похоже зря мы нагнали на Форзу за сильно переднюю центровку. Вывесил вертолет с синей турингой 3S 2.2Ач 35С (200 гр) - центровка чуть-чуть передняя, как и положено вертолету (см. фотку в конце). Выправляется всего лишь 7 гр. на кончике хвоста, но это лишнее. У меня у миниТитана с той же батарейкой центровка более передняя.
Так, что крутите ваши ФБЛки. Я в Скокуме покапался - там для выравнивания на тик таках нужно подкрутить параметр tail drag compensation. Но эти эксперименты буду проводить уже в следующем сезоне.

Замучил вертолет с 350мм ZEAL-овскими лопастями. Как уже писал ранее - положительной разницы особо не заметил, но верт летит немного по другому. Сегодня, наконец, распечатал логи. Никакий разницы - гувернер по прежнему работает в районе 80%, но на питч-пампах стал иногда упираться в потолок. Думаю, что если поставить 14 пиньон и обороты поменьше (в районе 3000) то полетит не плохо.

Провел пробный полет на обкатанном свежем аккумуляторе GENS ACE/TATTU 3S 2700мАч 25С, который для Фантома. Летал на старом сетапе со стоковыми 325 погрызеными лопастями. Ребята - это бомба! 😃 Пак под стоковую кабину лезет на ура - закрывается даже легче, чем с турингами. Полетное время - 6 минут до 3.6-3.7В на банку. При этом я специально под конец мучил пак питч пампами и тик таками - никаких просадок. Короче, всем приверженцам консервативного 3S-сетапа - рекомендую.

А вот в борьбе с вибрациями я терплю неудачу. Покрутил мотор - вибрирует. Перебрал банку. Китайцы действительно криво одели ротор на вал. Выпрямил. В руке вибрировать перестал, но Скокум-зараза все равно ловит вибрации до 3000. Начинаю думать, что возможно дело в нагрузках с косозубого пиньона, т.к. в вибрациях сильная вертикальная составляющая. Но без хвоста вибраций практически нет.
С хвостом вообще особый случай - вибрации идут именно от сборки хаб - держатели. Крутил ее в дремеле - вибрирует. Взвесил держатели и выровнял их вес шайбочкой (разница была мизерная). Без лопастей вибрации прекратились, но стоит поставить любые лопасти - ппц возвращается. Короче, нужно ставить линксовский хвост и менее виброзависимую ФБЛку. Мотор, возможно, тоже придется менять, хоть мне это и не хочется делать. Возможно, в следующем сезоне попробую его со старой Турингой клоном скорпиона - посмотрим, что получится.

В этой связи задумался на тему перехода на 6 банок. Провел некоторые теоретические изыскания на тему массы и центровки.
По паспорту Скорпионы 22 серии должны быть легче стокового мотора на 19 гр. Для меня это немного странно, потому что габариты у них одинаковые. Однако, поверим паспортным данным. Скорпионы 25 серии должны быть по массе почти, как стоковый мотор (на 4 гр тяжелее). Хнова - на 10 гр тяжелее стока.
А вот 6 баночные батарейки все тяжелее 3 баночных от 45 до 80 грамм.
Если собирать топовый сетап с ХНовой на 1450 генсах, то это сильный до 85 грамм перевес на носу. Даже с кожухом хвоста центровку уведет.
Остается думать только на тему самого легкого варианта - скорпиона 22 серии на 1250 генсах. Но вот даст ли это такое время полета, как 3-х баночный сетап на 2700 генсах - большой вопрос. 😕

Форза в стоковой развесовке

alien131314

А где регуль стоит? В носу?
У меня получается с центровкой совершенно другая картина: с стоковым расположением регуля перевес на нос - ок. 40 гр. Акки - 3 баночные турниги. Но я проверяю центровку иначе, а именно - так, как это указано в алайновских мануалах, т.е. беру рукой за хаб ОР, поворачиваю верт в горизонтальную плоскость и смотрю, куда его развернет.

Tigron

Да, стоковый регуль в носу под батарейкой.

AlexandrCNH

Я вот понять не могу, что значит перевес на нос 40 гр.?
Это градусы или граммы? И то и другое сокращается не так.
Если это граммы, то тут еще плече играет огромную роль, и как это можно вычислить 40 г?

alien131314

Я понимаю, что плечо играет роль. Я смотрел в свое время, куда эти 40 гр. технически возможно подвесить, но, кмк, ради балансировки вешать на верт 7% от его веса - это извращение. Поэтому я просто перенес регуль в зад.

AlexandrCNH

А, это конкретный вес регуля. Тогда примерно ясно. 😃

epiloque

Сегодня включил стоковый гувер и установил полку 95%. Получил просадки по напряжению на всех своих АКБ. А на одной вообще регуль отрубил мотор на тиктаке ! (шасси на выброс). Похоже, что нужно снижать полку. Что интересно, когда летал без гувера на полке 95-90-95 или 100-95-100, такого не случалось. Как вариант, стоковый гувер - ВНО.

Dimenn

Вопрос Игорю, помниться жаловался на бабочку в полежавших лопастях, интересно какие именно лопасти, а то у меня запасов много, интересно что в первую очередь разломать.
И второй вопрос про обгонку, если память не изменяет то обгонка 6мм и прямо на вал, интересно как она ходит по времени (как часто стоит менять), а то что то меня обгонки заели последнее время.

epiloque
Dimenn:

Вопрос Игорю, помниться жаловался на бабочку в полежавших лопастях, интересно какие именно лопасти, а то у меня запасов много, интересно что в первую очередь разломать.
И второй вопрос про обгонку, если память не изменяет то обгонка 6мм и прямо на вал, интересно как она ходит по времени (как часто стоит менять), а то что то меня обгонки заели последнее время.

У меня обгонка прослужила около 100 вылетов. Но причиной такой ранней кончины было падение. Одно могу сказать, ее становится слышно, причем характерно слышно, даже при вращении рукой.

alien131314

про обгонку:
на 500м алайне я ее поменял через полторы тысячи вылетов - просто для профилактики, ни малейших проблем не было.
на форзе 450ке обгонка откатала точно больше 1000 полетов и я думаю, что примерно через 1000 полетов износится пиньон и я его поменяю, вместе с обгонкой.

Про лопасти:
На этой фотке эти лопаты - вторые сверху, но я их еще окончательно не задефектовал, точно есть бабочка, примерно 1 см., с геометрией все идеально, вал новый, но я конечно попробую 360е лопаты подкинуть, чтобы убедиться. Впрочем, такой косяк с дешманными лопатами у меня не впервой.

Dimenn
alien131314:

На этой фотке эти лопаты - вторые сверху

Понял, таких нет есть те что повыше.
А по поводу обгонки, в форсе она прямо на вал? И внутренний диаметр 6мм?

Tigron

Дмитрий,
На Форзе обгонка находится внутри пиньона. Внутренний диаметр 3мм, внешний 6,5мм. Конкретно там находится подшипник от печатной техники HF0306-KF
…schaeffler.de/…/HF..-KF*HF0306-KF;bkj98C7roLk9

Сергей,
То, что в стоковом регуле гувернер полное г… я писал давольно давно даже с графиками, но зато он легко цепляется всеми сенсорами к внешнему гувернеру. Если в Вашей ФБЛке внешнего гувернера нет - ставьте YEP40. На стоковом моторе его хватает за глаза и гувернер в нем работает отлично.
Полки гувернера на глазок не выставляют. Берите тахометр и ставьте как положено обороты под Ваш сетап. Обычно под гувернер ставят полку в районе 70-85%. На 95% на стоковом регуле у Вас обороты зашкаливали.

alien131314

Хочу сделать аферу - купить дешевые аналоговые сервы и использовать их как доноры для моторов стоковых серв. Моторы по размеру 1 в 1, пиньоны тоже 1 в 1, правда немного иначе одеты, но это можно пытаться решить. Думаю, что можно подобрать сервы, где вообще все будет 1 в 1.

Если это удастся, то срок рбаоты серв можно будет растянуть до 700-1000 акков, что уже делает эти сервы неплохими по соотношению цена/качество. Думаю, что потенциометр 2 срока службы мотора протянет легко.

alex2201

Игорь, мой коллега по вертолётному хобби делал замеры серв. hobbyking.by/moment-sily.html
В итоге оказалось, что TGY306HV тянут совсем немного ампер.

Измерил токи нагрузкой в небе KBar+4xTGY306.
Пиковый ток суммарно по борту не превысил 3А. Это хорошо.
©Andrei.K

Результаты измерений: www.dropbox.com/s/…/Момент силы сервы.xlsx?dl=1
Я отлетал на 306-ых уже около 1200 полётов. Норм сервы.

alien131314

Я видел эту таблицу. Сам измерял MKS92A+
Вот результат. Я думаю,что примерно такой же результат будет и у турниг, а разница - в методике измерения и в том, что осциллограф в отличии от тестера способен поймать короткие пики потребления. Кроме того, я делал pitchpump тест, а не мерял ток сервы под нагрузкой.
Результат косвенно подтверждается тем, что 5А бек 3 сервы тянуть категорически отказывается.

Про 1200 полетов. У меня мкс сдох на 600 с классическими симптомами износа коллектора. Может, не повезло - фиг его знает…

epiloque
Tigron:

Дмитрий,
На Форзе обгонка находится внутри пиньона. Внутренний диаметр 3мм, внешний 6,5мм. Конкретно там находится подшипник от печатной техники HF0306-KF
…schaeffler.de/…/HF..-KF*HF0306-KF;bkj98C7roLk9

Сергей,
То, что в стоковом регуле гувернер полное г… я писал давольно давно даже с графиками, но зато он легко цепляется всеми сенсорами к внешнему гувернеру. Если в Вашей ФБЛке внешнего гувернера нет - ставьте YEP40. На стоковом моторе его хватает за глаза и гувернер в нем работает отлично.
Полки гувернера на глазок не выставляют. Берите тахометр и ставьте как положено обороты под Ваш сетап. Обычно под гувернер ставят полку в районе 70-85%. На 95% на стоковом регуле у Вас обороты зашкаливали.

Tigron:

Дмитрий,

Сергей,
То, что в стоковом регуле гувернер полное г… я писал давольно давно даже с графиками, но зато он легко цепляется всеми сенсорами к внешнему гувернеру. Если в Вашей ФБЛке внешнего гувернера нет - ставьте YEP40. На стоковом моторе его хватает за глаза и гувернер в нем работает отлично.
Полки гувернера на глазок не выставляют. Берите тахометр и ставьте как положено обороты под Ваш сетап. Обычно под гувернер ставят полку в районе 70-85%. На 95% на стоковом регуле у Вас обороты зашкаливали.

Спасибо, Дмитрий!
YEP40 - дешево и сердито, похоже.
Такую высокую V-образную полку рекомендовал производитель на helifreak. Там было написано, что можно даже ставить 100-95-90-95-100 И НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ гувер! Хотя в инструкции (мы все знаем) 80%. Я на таких полках и летал без гувер и без особых проблем… включил его и получил два падения за два дня по отрубу…
Вот и “стою я на асфальте в лыжи обутый, то ли лыжи не едут, то ли я …”
В Микробисте есть гувер, но только для нитро. Как я понимаю, подружить его как-то с фазами электромотора нельзя?

В общем-то я сейчас себя спрашиваю: " а так ли мне уж нужен гувер на конкретной модели вертолета, получу ли я значимые преимущества?"

AlexandrCNH
epiloque:

В общем-то я сейчас себя спрашиваю: " а так ли мне уж нужен гувер на конкретной модели вертолета, получу ли я значимые преимущества?"

Да.
Рулиться верт будет ближе к симулятору и это реально чувствуется. Если не запитаете от FBL, то обязательно включите гувер на YEP-40.

Dimenn

Извиняюсь немного не в тему, но по собственному опыту 325-ка 3s на гувере 40-го епа (акки 2200) летает лучше чем по кривым но душится.
360-ка 3s с тем же 40-м епом но на гувере бара не душиться совсем (акки 2600 из за центровки)
А вот другая 360-ка на 6s на кастле с гувером бара вообще нормально летать не хочет.

Tigron

Вообще-то у Форзы на шестеренке есть посадочные места под магниты (большая редкость для 450-к). Другое дело, что гувернер для электро отличается от нитро гувернера алгоритмом.
Сам не пробовал, но слышал, что и YGE, и тем более YEP со старой прошивкой очень посредственно дружат с внешними гувернерами из-за мудреного сигнала автотайминга и тормозной реакции на газ. Зато собственный гувернер в них работает очень хорошо по тем же причинам.
Я свою Форзу с внешним гувернером Скокума задушить могу хвостом. У товарища стоит YEP40. Внешне мне показалось, что на питч пампах он работает постабильней. Правда у товарища свежие батарейки. На одной из них и моя Форза полетела без просадок.

alien131314
epiloque:

" а так ли мне уж нужен гувер на конкретной модели вертолета, получу ли я значимые преимущества?"

попытался собрать мысли в кучу и сформулировать, чем же мне помог гувернер.
Я, кстати, недавно полетал по кривым.
Мысли получились следующими:

При правильном понимании назначения гувернера он позволяет несколько сэкономить батарейки. Удивительно, но это так.
Делается это за счет того, что гувер позволяет несколько снизить обороты. В том числе за счет того, что с гувернером в конце и начале акка обороты - одинаковые.
Если летать по кривым - особенно с убитыми как у меня акками, то очень сложно настроить кривые ( я так вообще использовал кривые+миксы ), чтобы ничего не недокручивало или перекручивало бы.

НО
если бы мне надо было бы для гувернера что - то покупать, я бы этого делать не стал и летал бы на кривых. Собственно, с гувернером я начал летать не так давно, до этого летал на кривых и не парился.
пысы: насчет симуляторности - не знаю, в настоящее время мой верт от симуляторности вообще далек - из - за серв и сопливых качалок+ низкие обороты из -за погибающих акков, но я все равно летаю и не парюсь 😃