Зальник Як-55: 66 см, 100 г

a_semchenko

Уважаемые коллеги,
на выходных построил очередной зальничек (точнее - комнатничек 😃). Цель постройки - иметь в наличии самолетик, на котором можно тренироваться прямо в комнате. Нет, я не строю планов вертеть водопады/штопора в комнате стандартной квартиры, но висение, силовые бочки, некие подобия харриеров и ножей вполне можно освоить и в комнате. Особую актуальность аппарат приобретает в связи с прекращением краткосрочной в наших краях поры - лета. А летать надо, а летать, как говорится, “охота”.
Вобщем, получился вот такой аппарат, это его первый полет.

www.youtube.com/watch?v=54eDsbcfSgs

Должен признаться, что это уже четвертый построенный вариант самолета. Три первых последовали примеру пары зальных бипланов - закончили жизнь, честно выполнив свой долг по обучению …меня -_-
Дальше расскажу о постройке, о вариантах аппарата и т.п.

С уважением, Алексей

a_semchenko

Совсем забыл - взлетный вес этого аппарата 95 г (это с батареей). До этого были аппараты 100, 105 и самый старый - 115 г. Качество полетов обратно пропорционально весу. Резерв для снижения веса есть - можно раздеть аккумуляторы, заменить провода на сервах, выбросить их нижние крышки и … все, вроде -😃
Вот, собственно, чертежи для склейки под А3 и А4.
Як-55_66см.rar

На них не изображены усилители фюзеляжа, которые видны снизу. Их размеры: спереди 2,5 см, сзади 2 см. Для облегчения лучше наделать отверстий диаметром 12-10 мм (спереди, на широкой части, 12, сзади 10). Да- там, где будет ставиться батарея - отверстия делать не нужно (см. фото)

Делал из розовой ламинатной подложки, толщина ее примерно 3 мм или чуть меньше. Надо выбирать подложку без насечек! Это важно, потому как прочность у такой подложки более изотропна.
Ни в коем случае не использовать зеленую подложку - очень ломкая и хлипкая.
В крыло вклеен лонжерон из карбоновой полосы, что осталась от потолочного Яка - ширина 3 мм, толшина 0,5 мм. В руль высоты - такая же полоска.
Детали вырезаются, навешиваются рули, затем детали красятся маркером для граффити, затем все склеивается циакрином с активатором (последний по совету Павла Белова набирается в небольшой шприц с тонкой иголкой, ативатор подается “адресно” к точкам приклеивания).
Вот несколько фото процесса:


-Сначала я приклеивал нижнюю часть фюзеляжа к готовой горизонтальной части,
-затем вставлял в предвалительно прорезанное отверстие серву элеронов - ее приклеивать не надо, потом надо посадить на термоклей, как и все сервы на этом аппарате,
-затем приклеивал верхнюю часть фюзеляжа,
-затем усилители снизу,
-затем все сервы на термоклей,
-затем механику рулей,
-затем усиливаем карбоновыми прутками… вобщем - чтобы удобно было собирать…
Далее расскажу о начинке аппарата.

С уважением, Алексей

MaestroEv

Моторсет-то , самое главное и написали!

a_semchenko
MaestroEv:

Моторсет-то

Пожалуйста.
Мотор HobbyKing 2402 Brushless Outrunner 2350kv 17г с винтом 7х3,5. Немного доработанный - дабы провода не обламывались, прикрутил их пластиковой ниткой к корпусу, залил циакрином, обрезал недалеко от корпуса мотора и нарастил гибкими проводами, которые припаял непосредственно к регулятору. Не забыть загнуть провода под прямым углом, пока термоусадка горячая!
Мотор крепится кусочками скотча - можно армированного, но я использовал в этот раз обычный. Прямо за ушки в пенопласту. Пенопласт предварительно в том месте, где будет крепиться мотор, надо оклеить скотчем - немного побольше, чем требуется для крепления мотора.



Да - не забыть в месте пересечения вертикального и горизонтального фюзелфжей сделать небольшую выемку под вал мотора - иначе будет цеплять.

Регулятор 12А.

Сервы ХК 4,3 г все. Качалки стандартные. С сервами вышла интересная вещь - не у всех них в нейтральном положении качалки стояли перпендикулярно продольной плоскости самолета. Пришлось подбирать (чего настоятельно рекомендую делать) из разных партий. Можно, конечно, и аппаратуру соответствующим образом настроить, но уж лучше по уму…
Плечи кабанчиков 12 мм, сделаны из пластиковой карточки.

Тяги - карбоновые прутки 1,2 мм, наконечники - кусочки канцелярских скрепок 0,9 мм, закрепленных на прутках при помощи термоусадки.
Приемник мультиплекс 5 каналов, корпус снят, заменен на самодельный из бумаги, оклеенной скочем.

Закреплен на резинке - под нее наклеены кусочки скотча с обеих сторон фюзеляжа

Аккумуляторы. Пробовал несколько вариантов, остановился на этом:

Вес 17 г, самое то. Летает минут 7-8, но я ставлю таймер на 5, пусть послужат подольше -😃
Аккумуляторы крепятся на липучку велкро - крючочки на аккумулятор, шерстка на усилитель фюзеляжа, туда, где нет отверстий.
Центровка - примерно 30%.
Да - края капота, углы крыльев оклеены тонким скотчем. На всякий случай.

С уважением, Алексей

eysymont

В своё время тоже построил аналогичную модель. Из-за применения серв с ХК по 1,7 гр. приёмника “Оранж” и акков на 120мА. получилось полегче, около 50гр. при размахе 600мм.
Как снег пойдёт, опять такой "мелкотнёй " займусь.

На улице при ветре 5-6 м\с можно пускать, но лучше, когда потише.

a_semchenko

Еще добавлю пару слов о том, как и что устанавливать
Про сервы и тяги:




Так крепится приемник - узелок именно с этй стороны, чтобы было удобнее засовывать приемник:

Так крепится регулятор - парой капель термоклея:

eysymont:

На улице при ветре 5-6 м\с можно пускать

“Не верю” (с). Валерий, при таком ветре зальник не полетит. Это ж 15-20 км/ч.

ССМ=
eysymont:

В своё время тоже построил аналогичную модель. Из-за применения серв с ХК по 1,7 гр. приёмника “Оранж” и акков на 120мА. получилось полегче, около 50гр. при размахе 600мм.

Валерий, а моторчик какой ?

eysymont
ССМ=:

Валерий, а моторчик какой ?

Вот такой www.avionix.ru/catalog/detail.php?SECTION_ID=8451&… До этого модель на одной банке с другим мотором и линейными сервами весила 30гр. Но тяги явно не хватало.

a_semchenko:

“Не верю” (с). Валерий, при таком ветре зальник не полетит.

Напрасно. Посмотрите, хотя бы, видео у Павла Белова. У него и в 10 м\с. зальники летят.

a_semchenko
eysymont:

и в 10 м\с. зальники летят.

Ссылки есть?
Чем ветер меряли? При 4 м/с ветер уже свистит в ушах, при 10 шапки с голов снимает… какие тут могут быть зальники?
Короче - я не гарантирую, что мой зальник полетит даже в 4 м/с.

eysymont
a_semchenko:

Короче - я не гарантирую, что мой зальник полетит даже в 4 м/с.

Полетит, только управлять некомфортно. У меня ещё есть ЯК из ЕРР 5мм. по размерам и “начинке” аналогичен Вашему. Весит тоже около 100гр. Акки 300мА и проп 7х3,5. Шикарно в ветер летит. Но для зала скорость большая.
Вообще, идея постройки маленькой модели для полётов в небольших помещениях коварная. Это не раз обсуждалось в разных темах на Форуме. Для обеспечения нормальной нагрузки при таких габаритах необходимо уложиться в полётный вес около 30гр. , что требует квалификации не начинающего моделиста и довольно дорогого “борта”. Проще и дешевле построить классический зальник из потолочки весом до 140гр. На нём и в квартире можно “повисеть”.

a_semchenko:

Ссылки есть?

Конкретно в ветер зальники не снимал, но пару лет назад в “яме” на слёте пускал модель “FBL”(квадратное ЛК “в шашечку”). После 4-той минуты её видно. В тот день ветер 4-5 м\с был точно. А моделька весила 130гр. Кстати, там и Павел на зальнике “вышивает”. Видео длинное получилось. Если есть время и настроение, посмотрите.

video.mail.ru/mail/eysymont/31/67.html

Ветер для лёгкой модели не такая уж помеха. У меня и 50-и граммовый вертолёт при 10м. нормально 3D “кувыркает”.

a_semchenko
eysymont:

В тот день ветер 4-5 м\с был точно.

Валерий, видео я просмотрел - интересное оказалось.
Теперь о практической возможности. На ролике скорость ветра явно не 10 м/с (что чуть менее 36 км/ч). Попробуйте высунуть модель из машины на такой скорости - поотрывает все, что торчит (=что не вошло в руку).
Из чего я делаю вывод, что просто перепутаны единицы измерения - да, при ветре 5-10 км/ч летать на зальнике можно вполне. Но никак ни при 10 м/с.

Предлагаю дальше не спорить о полетах легких моделях в сильный ветер, по крайней мере, без приложения показаний ветромера. Все-таки не легкие модели предназначены больше для штиля.

С уважением, Алексей

18 days later
a_semchenko

Як получился довольно крепким, все поломки ограничиваются поломанным носом - пропеллер рубит, когда слетает с пропсейвера. А при падениях - без проблем. Эта розовая подложка очень похожа на распущенный пеноплекс - очень гибкая и легкая. Помогает и оклейка скотчем концов крыльев и морды.
Вот фотки, которые сделала моя дочка, 6 лет. Летаю в комнате 😉.

7 days later
Pacifik

Отличный самолётик!
Понравился! Аккуратно, симпатично и летит здорово!
А есть чертежи оригинал, чтобы ничего клеить не надо было? 😉

А то уже зима на носу и начал подумывать тоже о зальничке!

a_semchenko
Pacifik:

А есть чертежи оригинал, чтобы ничего клеить не надо было? 😉

на А0 что ли? -))

Pacifik
a_semchenko:

на А0 что ли? -))

меня это очень даже устроит! =)
плоттер на работе большой просто! )))

Pacifik
a_semchenko:

Ок, сделаем -))

Буду признателен!
Спасибо! 😉

Можно даже не обязательно в pdf, а в любой CAD системе (AutoCAD, Solid, Kompas…)

afa14

Алексей, сервы нормально отрабатывают?

у меня аналогичные были на мелколете, так раздражало, что на три-четыре щелчка триммера было одно движение сервы

a_semchenko
afa14:

сервы нормально отрабатывают?

Константин, так и есть, но для моих текущих нужд этих серв, HK-4,3, вполне хватает. Точность у них плохая, дискрет перемещения ужасный. Зато легкие, дешевые и довольно долговечные - серва на РН начала немного дергаться (стик немного вправо - она сначала вправо, затем влево, затем опять вправо) часов через 50 очень интенсивной эксплуатации. И еще они дико рычат -😃
Подрасту (в смысле - денег подкоплю) - возьму что-нибудь получше. В принципе, есть цифровые по 6 г, работают в тысячу раз лучше, но они тяжелее. А лишние 5 граммов на зальнике - это существенно.

С уважением, Алексей

afa14
a_semchenko:

В принципе, есть цифровые по 6 г, работают в тысячу раз лучше, но они тяжелее.

у меня на зальнике стоят 8граммовые цифры на элерон и РВ. на РН вобще десятка цифра. вот это прикол! лишние граммы компенсируются отменной точностью реакцией на команды!

а вес Вы можете съэкономить на регуле. этому мотору 6А за глаза

кстати, вобще существуют цифры мелкого размера?

a_semchenko
afa14:

лишние граммы компенсируются отменной точностью реакцией на команды

Константин, при полетах в комнате кроме всего прочего очень важно соблюдать тишину -😃 Чем больше вес, тем громче работает мотор, проверено. Да и при наработке моторики точность особая не нужна. Это уж когда дело до применения навыков дойдет…

afa14:

а вес Вы можете съэкономить на регуле

Это так.

afa14:

вобще существуют цифры мелкого размера

Да, конечно! Но, как правило, скорость таких серв невелика. Хорошие аналоговые сервы дороги, те же Даймонды 47, например. Но это на будущее.

Pacifik:

Благодарю

Вэлкам -😃

a_semchenko

Посмотрел на имеющийся Турниджи плюш 6А и положил обратно в коробку - у него бек всего на 0,8А (на моих 2А). Что-то мне подсказывает, что могут возникнуть неожиданные проблемы. Но регулятор все же заменил. На такой же, 12А. Вот как это получилось.
Вечером пришел домой - погода, вроде, наладилась - дождь кончился, и ветра не было. И хотя был небольшой туман и мокрая трава, решил полетать на стадионе. Полетал. Нормально, вроде, все. Пару раз уронил слегка в травку - все цело. Ловлю рукой для смены аккума, ставлю свежий - регуль молчит. Несколько минут танцев с бубнами - тоже молчит. Светодиод на нем так слабо-слабо светится, но аппаратура работает, рули двигаются. Пришлось идти домой. Подумал, намок регуль, сушить надо.
Сушил пару часов, не помогло. Заменил.
Думаю, что-то сгорело от попадания воды при посадке в травку. Но почему он сдох после замены аккума - ума не приложу.

Кстати, обнаружилась интересная вещь - малейшая деформация кромок пропеллера приводит к двум нежелательным явлениям:
1-сильному увеличению шума СУ
2-заметному снижению тяги СУ.
Кромки у меня мнутся на концах винта при контантах со стенами и мебелью. Раньше я не обращал на это внимания, а теперь вот обращаю - даже простое выравнивание ногтями дает поразительные результаты - мотор работает очень тихо и тянет хорошо.

Обнаружил это при полетах на Ультимате, подаренном Павлом Забелиным. Летал под мостом на работе (а где еще тут летать? -😃) и не успел поднять с инверта, положил на шебень. Концы пропеллера немного подгрызены. Не обращаю внимания и опять отправляю в полет. Не тянет!! Меняю аккумулятор - не тянет опять! Начинаю догадываться, что дело не в аккумуляторе -😃 Смотрю - кромки концов винта немного загнуты, деформированы - примерно 1 см в длину и около миллиметра в ширину. Совсем чуть-чуть. Выправляю, запускаю - тянет. Не шумит.

afa14

у меня на зальнике плюш 6А. нормально справляется с тремя цифровыми сервами и моторчегом 2204

а про пропеллеры Вы абсолютно правы!