Особенности конструкции пилотажек

Viktor07
SVK=:
  1. тонкие профили крыла и стабилизатора, существенная стреловидность крыла по передней кромке - для поддержания постоянной высокой скорости полета.

- существенная стреловидность крыла по передней кромке - это не из этой оперы (не для скорости, так как скорость в F3a очень “дозвуковая”)😉.
Это один из способов улучшения устойчивости модели по крену (в динамике) и соответственно мера от сваливания, не зависимо от курса (что то типа V-крыла планера - парителя, но V - тут не катит, так как F3A модель должна лететь одинаково устойчиво как в прямом, так и в перевернутом полете и на вертикалях).

SVK=:

…идеальный F3A на низкой скорости и высоких углах атаки (e.g. на харриере) будет склонен более склонен к срыву чем 3D и пилоту придется очень филигранно его “ловить”.

Совершенно наоборот!

  • “идеальный F3A” (где б такой найти?😉), и даже не совсем идеальная модель для F3A очень и очень “…не склонны к срыву”!
    Ввести (“сорвать”) правильно настроенную модель F3A в классический штопор (даже при небольшом встречном ветре) - совсем нелёгкая задача, и часто очень трудновыполнимая!
    А в общем - “просто полёт” на модели F3A достаточно легкий, комфортный и гораздо приятнее чем на других моделях, но это только до начала первой фигуры комплекса.😃
SVK=
Viktor07:
  • существенная стреловидность крыла по передней кромке - это не из этой оперы (не для скорости, так как скорость в F3a очень “дозвуковая”).
    Это один из способов улучшения устойчивости модели по крену (в динамике) и соответственно мера от сваливания, не зависимо от курса

Виктор, вы совершенно правы. Пересмотрел справочник по аэродинамике и вынужден признать свою ошибку. Действительно на наших скоростях эффект от стреловидность по передней кромке в основном выражается в повышении устойчивости по крену.

Viktor07:
  • “идеальный F3A” (где б такой найти?), и даже не совсем идеальная модель для F3A очень и очень “…не склонны к срыву”!
    Ввести (“сорвать”) правильно настроенную модель F3A в классический штопор (даже при небольшом встречном ветре) - совсем нелёгкая задача, и часто очень трудновыполнимая!

А вот здесь пожалую с вами не соглашусь.
Вы подменяете понятия рассматривая срыв потока и вход в штопор как одно и тоже явление.

Относительно низкая толщина профиля и как следствие малый радиус кривизны носка профиля F3A пилотажек приводит к тому что на низких скоростях при увеличении угла атаки срыв потока происходит резко.
Т.е. если на “селедке” сбросить скорость и “перетянуть” ручку “на себя”, самолет резко “сорвется” . Другое дело что после срыва модель достаточно быстро вновь набирает скорость и самостабилизируется за счет особенностей конструкции, что и не дает ей после срыва самопроизвольно войти в штопор.

В то же время срыв потока с толстого крыла фан-флая с носком большого радиуса происходит при значительно больших углах атаки не так резко. Т.е. 3D модель будет лететь на харриере покачивая крыльями или просто парашютировать на значительно больших углах атаки чем F3A. При этом т.к. срыв потока происходит не так резко - пилоту легче парировать эти раскачивания.

mavr

А что, 3D модели это только фан-флаи? Мне кажется, на них красиво не полетаешь. Только повисеть да побарахтаться, и то - в безветрие. Честно говоря, я разницы между этими двумя классами моделей все меньше нахожу. В 3D все самое красивое это штопорное, т.е. срывное, многие фигуры делаются на высоких скоростях. Профиля тонкие, стреловидность есть как и в F3A. Посмотрите на модели Extreme Flight, Sebart для 3D - похожи она на фан-флаи? Или мы про разные 3D думаем? А комплексы F3A все больше и больше содержат элементов из 3D.

vlad_den

Семен, спасибо, тема интересная, однако, все несколько отдалились от первых поставленных вопросов. Ответы так и не получены. Очень хочется узнать мнение по этому поводу искушенных пилотов!

6wings

тема, вообще, странная: Семен сначала, вроде как, спросил, а потом сам себе же в основном и отвечал 😃
Поэтому кто, куда и от чего тут “отдалился” - мне, например, непонятно.
На первый вопрос о том, почему крыло и горизонтальная часть стабилизатора НЕ находятся на одной оси (в одной плоскости), ответ тоже был дан: для того, чтобы хвост находился в обдуве и не затенялся крылом.
Второй вопрос - почему селедки летают ровнее, вроде, тоже разобрали…

Viktor07
SVK=:

Вы подменяете понятия рассматривая срыв потока и вход в штопор как одно и тоже явление.

Их подменить невозможно, так как одно из этих понятий является следствием другого…😉. В противном случае штопор или штопорная бочка не есть то, что значит!

Так же не забывайте, что “способность” модели к “штопору” зависит не только от профиля и формы крыла! Я выше писал - “… правильно настроенную модель F3A…”

DUO

На первый вопрос о том, почему крыло и горизонтальная часть стабилизатора НЕ находятся на одной оси

думаю не так все просто
РВ практически полностью закрыт а самолет совсем не древний

а СУ26 выпушенный 10-ю годами ранее имеет полностью открытый РВ

Viktor07
SVK=:

Господа,
разглядывая, фото различных F3A пилотажек (Европа, Angels Shadow, Azurit, Sebart Angel, Oxalys etc.) я обратил внимание что установочные плоскости стабилизатора и крыла не совпадают, а точка приложения тяги также не лежит ни в одной из этих плоскостей.

При проектировании моделей нужно учитывать все . Смещение оси (и установочные углы) двигателя , крыла и стабилизатора относительно строительной горизонтали модели выбираются из конструктивных и аэродинамических соображений. Тут очень много разных факторов, которые в совокупности определяют летные и другие свойства модели.

Олег_Олегович

Тема более чем интересная, но я долго размышлял по поводу стоит ли вообще ввязываться в данную беседу. Есть серьезные сомнения о том, что какие либо секреты о строительстве F3A будут озвучены. Это немалый доход конструкторов данного типа моделей, а стоимость правильно спроектированного и собранного самолета я думаю известна. Я думаю это одна из причин слабой популярности данного класса моделей в России. Чертежей хорошей пилотажки практически не найти, философию проектирования не один мастер не выдаст, так озвучиваются общие фразы, а дальше соображайте сами. Конечно было бы очень поучительно, если кто то из конструкторов на примере конкретного самолета объяснил о принятых решениях постройки и о полученных результатах в полете, но это врят ли будет озвучено для широкого круга лиц. Поэтому только общие фразы и домыслы и догадки.

DUO

коль тема про конструктивные решения то интересует вопрос организации механизма изменяющего центр тяжести самолета прямо в полете
я себе это представляю как серву лебедочного типа , которая перемещает груз который закреплен на тросе или направляющей через некий блок в хвостовой части самолета
ктонить видел живьем как оно устроено или может есть предложения по реализации ?

6wings
DUO:

вопрос организации механизма изменяющего центр тяжести самолета

опасная это тема применительно к самолётам 😃
Вот, к планерам - пожалуйста, сколько хошь. Только в них со свободным местом обычно напряженка.

kim51
DUO:

думаю не так все просто
РВ практически полностью закрыт а самолет совсем не древний

а СУ26 выпушенный 10-ю годами ранее имеет полностью открытый РВ

Или я совсем ослеп или “где”?.. Единственное что вижу на фото так это то ,что у Яка менее разнесены оси крыла и стабилизатора чем у Су 26.Ну так все равно же разнесены,а не на одной оси.Раз так ,то вы об чем?

y_oleg

PS: Честно говоря, почему не делают плоские “селедочные” фюзеляжи на 3D самолетах я не знаю 😃[/QUOTE]
Reaktor от Грэтплэйн,собственно фюз у Грувика и есть селедка:).

А вопрос по дистанционному изменению центровки вызывает интерес.Хотелось бы услышать поподробнее от знающих,
и по теории применения в Ф3А.

aau

С изменяемой центровкой довольно интересно. Во время срывного разворота, штопора и еще кое-когда применяется. Реализуется передвижением аккумуляторного отсека.


Фото сделано на самолете Сергея Бутузова с его разрешения. Виктор Мандрика использует подобную систему.

P.S. это и Ola Fremming у себе в блоге публиковал
blog.ofremmi.info/sh.php?blogUID=324e4a93372ad793f…

y_oleg

Это вероятно силовая батарея передвигается,а как быть с двс.Наверно веса бортового ака будет недостаточно?

DUO

ну да , в электроварианте смещение силовой батареии весом почти в 1,5 кило на 5-7 см , а вот на 3D-шном ДВС я вижу только использование лебедочной сервы , двух блоков и груза который двигается вдоль направляющей как на промышленных весах
при этом груз меньше канечно а расстояние перемещения больше
есть еще идеи ?

Русинов_Сергей
DUO:

использование лебедочной сервы , двух блоков и груза

А оно со всем этим хотя бы взлететь сможет?

DUO:

есть еще идеи ?

Телескопические стойки моторамы и титановый винт с упорной резьбой.

DUO

А оно со всем этим хотя бы взлететь сможет?

а в чем собственно проблема ?
лебедочная серва , на ней колесо ( такое как на фото белое) , в хвосте блок на оси ( такое же колесо) ,направляющая из карбонового прута (квадрат 3 мм) ( на фото железные прутья) , перемещаемый груз 150 - 200 грамм и тросик
в грузе отверстие , он одевается на направляющую и тросом перемещается по ней
вся конструкция будет легче чем мы видим на фото за исключением перемещаемого груза
-------------------------

Телескопические стойки моторамы и титановый винт с упорной резьбой.

ага и система гидравлики или пневмопривод который все это будет двигать 😁

Русинов_Сергей
DUO:

ага и система гидравлики или пневмопривод который все это будет двигать

Да, чё-то я погорячился. 😃
Никаких винтов, мощная серва должна справиться. 😃

y_oleg

Не вижу смысла использовать это приспособление в 3Д,по любасу летаем с весьма задней центровкой.А вот Ямада плюс Ф3А по центру бак почти 0,5литра ,резонансная труба и доступного мес практически тю-тю.Хотя под гаргротом до стабика почти 0,8 метра.Наверно лебедка типа яхтенной справится,вес борт.питания максимум около 200гр.и перемещать его придется миллиметров на 200-300 как минимум.НННда конструкция выресовывается несколько некомпактная.Может кто заинтересуется и попробует впихнуть это дело в фюз пилотаги при помощи автокада или еще какой умной программы,а то сам к великому стыду не владею.

mavr

Господа, не выдумывайте ничего с лебедками. Мэтры наверняка сейчас посмеиваются, читая вас. 99.9% пилотов на чемпионатах летают без этих прибабахов и летают очень хорошо. Если хотите летать хорошо - лучше тренироваться. А делать примочки только ради примочки, чтоб потом рассказать… ну тогда наверное лушче в копии податься. Извините.

А поводу секретов конструкторов пилотажек. Нету их. Берете любой фирменный самолет, обмериваете его, делаете болванку и - вперед. Главно сделать все ровно. Но даже если будет криво… все равно будет лететь и неплохо, если настроить с умом. Но в 99% случаев опять-же будут мешать руки пилота а не техника.