DHC-6 на принтере
Всем привет! По просьбе товарища решил смоделировать
De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter для печати на 3д принтере. Исходя из предыдущего опыта и запросам любителей стендовой авиации, изначально модель решил проектировать в без привязки к конкретному масштабу, то есть будет некие заполненные твердые тела (фюзеляж, крыло, стабилизатор, мотогондола) и оболочка из которых буду вытягиваться только после масштабирования. Для понимания, необходима к примеру стендовая модель, масштаб 1/26 от оригинала, масштабируем заготовку до данного размера, создаем из твердых деталей оболочку - стенку необходимой ширины, делим детали под рабочую область принтера и в печать.
Так же произойдет и с летающей версией, которую я планирую сделать в масштабе 1/13 то есть размах 152 см., длина фюзеляжа 121 см. По весу пока точно сказать не могу но думаю при стенке 0.9мм можно уложиться в полетный вес до 1700 грамм. Площадь крыла в данном масштабе 24,6 дм.2 и думаю в предполагаемом весе модель будет летать превосходно. Профиль крыла выбран Clark-Y.
Теперь о самом проблемном, хороших чертежей данной модели я так и не нашел. Каждый чертеж, имеющийся на свободных ресурсах, кардинально отличались по размерам. В итоге в основном модель проектировалась и продолжает проектироваться по фотографиям. Благо есть люди имеющие доступ к данному самолету и по запросу присылают фото нужного узла. Для примера это место стыковки киля с фюзеляжем. Рисовал данную часть несколько дней чтобы более менее было схоже с оригиналом, а были бы сечения фюзеляжа и хвостовой части думаю столько времени я бы не затратил.
Интересно) Геннадий вы больше не из нашей секты((( отвернулись от веры в великий пенопласт!
Да почему))))))), есть пару моделей пенопластовых и 737-500 имеется на 80% собранный. К весне соберу.
Дайте подсказку по расположению отсека аккумулятора для моего боинга, я его расположил сразу после центроплана в сторону носа, правильно ли? у вас опыта больше, остальная авионика будет в центроплане, кроме того есть вопрос по выбору профиля крыла) 😎 а также угол установки крыла на оригинале +1
Да, я располагался батарею перед центральном. По профилю либо полусимметричный либо Clark-Y
Продолжаем строить. Увеличил твердое тело до масштаба 1/13, теперь размах крыла составляет 152см., фюзеляж 121 см. Площадь крыла 24,23 дм2. Все детали сделал оболочкой 0.9 мм. В итоге вес, как показала программа получился 1312 грамм. Нужно еще в крыле добавить несколько сечений для увеличения твердости, что конечно добавит веса. Теперь немного по рассуждаем о весе: сервоприводы 6 штук - 100 грамм, батарея 200 грамм, моторы, регуляторы оборотов и провода еще 200 грамм, углепластиковая трубка в крыло 50 грамм. Итого ориентировочный взлетный вес 1860 грамм. Исходя из чего нагрузка на крыло составит 77 грамм/дм.2. Можно часть деталей которые не несут нагрузку сделать оболочкой 0.7 мм, что завтра и попробую. Сразу же посмотрел центр тяжести, который отмечен на фотографии. Очень хорошо, как раз в носу будет размещена батарея, что сдвинет центр тяжести на нужную точку.
А почему сразу не рисовал модель в нужном масштабе?
Логика простая, запросы есть на стендовые и летающие модели в разных масштабах и угадать сразу я не могу. А заготовка (твердое тело) легко масштабируется и придается нужная толщина оболочки. Уже есть опыт с АТР, ряд запросов был на стендовый, с размахом до 60см, и моя ошибка была в том, что я не сделал некую заготовку, а сразу каждую деталь прорисовывал оболочкой, теперь же при масштабировании, стенка увеличивается либо уменьшается что приводит к ухудшению качества печати, либо к увеличению веса модели.
Как при масштабировании регулируется толщина задней кромки к примеру?
Вот как разотри знака после запятой меня и смущает. Но видимо в случае с 3д печатью это не так критично как при матричных технологиях и фрезеровке.
При 3d печати это вообще не критично, а если это касается стенок, то присутствует только плюс. Спекаемость стенок за счет наложения слоев становится намного лучше.
Решил немного углубится в расчеты, чтобы выбрать наиболее подходящий масштаб модели с оптимальной нагрузкой на крыло. Масштабировал от 1/13 до 1/16, в надежде что вес будет уменьшаться значительно кратно уменьшению площади крыла в соответствии с масштабом. Итог такой, масштабируя пустой планер в данных диапазонах, при одинаковой толщине стенки 0.9мм, нагрузка на крыло практически не уменьшается. Для примера масштаб 1/13 - вес планера 1363 грамма, площадь крыла 24,32дм2, нагрузка 56,04гр./дм2, при масштабе 1/16 соответственно вес 909, площадь крыла 16,36, нагрузка 55,56гр./дм2. Но это расчеты пустого планера, добавив в данным расчетам еще 600 грамм, все меняется кардинально. В масштабе 1/13 - нагрузка 80,7 гр./дм.2; 1/16 - 92,2 гр./дм.2. Теперь вот сижу и думаю на каком летном масштабе остановится.
Немного смущает все таки нагрузка и решил еще немного подсчитать. Сейчас модель прорисована в пропорциях с оригиналом. Если делать масштаб 1/15 с крылом от 14того масштаба, изменений пропорций заметно не будет, но в конечном счете нагрузка сократится с 88 гр./дм2 до 79 грамм. Теперь вопрос на сколько ниже будет скорость сваливания ?
Надо посчитать. Онлайн калькуляторов полно, считают конечно плюс-минус (не учитывают характеристик профиля и закрылки), но все же
делать масштаб 1/15 с крылом от 14того масштаба
не спортивно. У Вас и так пропорции тренера-верхнеплана. А нагрузку нужно снижать другими методами 😃 (умеьшеием толщины стенки с внедрением пеношпангоутов, например)
Спасибо Дмитрий, мои сомнения пропали. Делаю в оригинальных размерах. В общем наиболее подходящий масштаб 1/14. Размах чуть более 140см. Решил что передняя часть по заднюю кромку крыла и само крыло будет со стенкой 0.9мм, а все остальное 0.65. Для сравнения напечатал пробную деталь, со стенками 0.9, 0.85, 0.75 и 0.65. И в итоге толщина стенки 0.65 меня вполне устраивает.
На фото видно что 0.9 и 0.85 даже ступенька не просматривается.