Quique Somenzini Yak 54 73"

collapse

Все подумывал, чем бы заменить поднадоевшую бензиновую Фунтану-140…
Думал давно, сначала на отдаленную перспективу, потом более предметно…
Хотелось чегото более “самолетного”, не настолько фанистого. Думал о чуть большей нагрузке на крыло, и более “быстром” профиле. Выбор, однако большой - катаны, экстры, МХ-ы, Сушки, Яки и пр… Хотелось что-нить в размахе 185-200см и весе до 5-5,5 кг…
Второй заморочкой было - перейти от бензинового 3W28 на аналогичный по классу электромотор. При том же весе и итоговой стоимости у электрички рисовалось несско плюсов - во первых, это быстрая реакция на ручку, несколько большая энерговооруженность, и конечно, простота предполетной подготовки.
Решение пришло неожиданно, после просмотра прайсов на Гиперионовские моторы и регуляторы в прадничные дни. Шла хорошая распродажа, и я не задумываясь заказал Гиперионовский клон Хакера A60 22S - 5025|22, практически за пол-цены. Там же был заказан регулятор Титан 85HV. По получении мотор был опробован на стенде. С 10 банками 5000мА и винтом 20х10 он выдал порядка 7000об/мин на токе 84А, что составляет порядка 3,5кв мощности и около 11-12кг расчитанной тяги (проверить не удалось - лень было возиццо со стендом и безменом). Исхдя из этого я сделал вывод о целесообразности уменьшения винта аж до 18х10, что должно дать примелемую тягу в районе 9,5-10кг, а токи должны упасть ниже психологического барьера в 70А.
После длительного сравнения и почесываний за ухом выбор самолетов сузился до 4 моделей, и я принял решение - Quique Somenzini Yak 54 73" (185см).
Самолет очень популярный в размере 50сс и показал себя как один из лучших в своем классе, и я понадеялся что его младший брат должен летать во всяком случае более-менее сносно. Любительская съемка с участием самого Цемензини лишь добавила оптимизма.

Самолет был немедля заказан, и вот, спустя три недели - приехал.
Из австрии коробка приехала в целости и сохранности, никаких вмятин или дырок обнаружено не было. Упаковано все великолепно - коробка поделена на жесткие секции, каждая деталь завернута в “пузырьковый” пакет, вся мелочевка расфасована в отдельные и подписанные пакетики, в комплекте идут чехлы на крылья, хорошо отпечатанный подробный мануал, в общем, признак хорошего тона - на лицо 😉

Раскраска - “синяя”, низ полосатый, традиционный для QQ матовый полупрозрачный фонарь - самолет выглядит вполне читаемо и эстетично…

Неплохая фунитура - все на шаровых соединениях, кабанчики текстолитовые двойные (шарик зажимается между ними). Сервы руля высоты устанавливаются по бокам фюзеляжа, причем со смещением относительно друг друга. Приводы - титановыми (!) тягами с шестигранными наболдашниками в середине. Все тяги естессно под уже конкретный размер. Так же прилагаются накладные удлиненные качалки серв. Привод рудера - тросовый. Петли - обычные плоские с металическими осями, довольно приличные по качеству. Вобщем, все вполне типично для самолета такого размера. Что немного расстроило - хвостовое колесо. Примитивная схема со вклеиванием загнутой оси в руль направления. Никаких тебе пружинных приводов. На 50сс яке хвостовое колесо - анодированная алюминевая объемная стойка с приводом через пружину. А тут как то слишком банально. Ну и фиг с ней, закажем другое, получче. Так и не понял из чего сделана передняя стойка шасси. Похоже на стеклопластик. Теплая на ощупь, довольно легкая, и жесткая. Может и алюминий в порошковой окраске, но не уверен.

Из минусов (хотя, вполне ожидаемых) - вес. Все-таки это не фунтана 😉
Все вместе, сваленное на весы потянуло на 2,8кг. Т.е. если собирать все аккурантно, то получим взлетный порядка 5,5кг (с 10 банками 5000мА 20С)
С другой стороны, я же хотел некоторую нагрузку на крыло - я ее получил 😉
Площадь крыла - 69 кв.дм. 80 г/дм - ну, нормально. Не легко, но и нее сильно тяжело…
Самолет изначально предполагает установку только ДВС. Придеццо делать площадку под акки и изобретать свою мотораму. Правда, под рукой есть волшебный станок, поэтому главное не накосячить в автокаде - дерево то порежеццо не хуже родного кикиного, а то и лучше 😉.
К сборке пока не приступил - только закончился переезд моделки, сейчас чуть обживемся, и я начну. Скорее всего со следующей недели, благо что все для самолета есть… Сервы - HS-5985 по кругу, 5 штук, бортовое питание - 2S LiMn 2400 через ВЕС Цибульского. Возможно, закажу СС HV BEC, чтоб питаццо от ходовой батареи… Приемник будет AR7000.

collapse

Интересно, что в мануале указаны цветовые коды пленок, которые производит и использует Hangar 9. Я несколько раз слышал, что Кики с ними сотрудничает, и не исключено что для QQ Aircraft самолеты строгают именно там.

Однако, хорошая тенденция - электрички массово подрастают. Незадолго до меня Jevgeniy начал собирать “одноклассника” - AJ Slick 70. Чуть меньше и легче, но весовая категория соизмеримая, а главное - оба от крайне компетентных “разработчиков” 😉, и весьма неплохо изготовлены. Интересно будет их сравнить, хотя бы виртуально.

collapse

Предсобрал оценить габариты. Ну, нормально. Не большой, и не мелкий.

Потихоньку навешиваю рули, примеряю стабилизатор… Вобщем, не дождался я следующей недели… 😁

slavyan
collapse:

С 10 банками 5000мА и винтом 20х10 он выдал порядка 7000об/мин на токе 84А, что составляет порядка 3,5кв мощности и около 11-12кг расчитанной тяги
.

Кирилл,как сильно греются мотор и регулятор при такой нагрузке?

collapse
slavyan:

Кирилл,как сильно греются мотор и регулятор при такой нагрузке?

Честно скажу, я крутил на максимуме секунды по 2-3, ровно для того чтоб дать винту раскрутиться полностью и зафиксировать точные показания - в помещении делать подобное более продолжительно у меня духа не хватает 😉
Так что мотор и регуль были просто теплые, ну, градусов 35-40 максимум.
То что мотор и регулятор переживет под 90А несско секунд - я почти уверен. Регулятор по идее должен в случае чего просто отрубиться по теплу (у него есть температурная отсечка) . Причем в полете вряд ли будут такие жесткие нагрузки…
Но я склоняюсь все же с будущему сетапу в виде акков 4000мА и винте 18х8-18х10.
Сейчас соберу и облетаюсь на этом, но токи по идее надо снижать…

skydiver

а какого размаха и веса фунтана была? лень в вашем блоге искать…😊
и насколько я понял таких больше не производят?

collapse
skydiver:

а какого размаха и веса фунтана была? лень в вашем блоге искать…😊
и насколько я понял таких больше не производят?

фунтана, если не ошибаюсь, 198см… Вобщем, принято считать ее 2-метровой… Вес у меня (с 3W28) - 5500г взлетный. Площадь - 73 кв.дм
Более не производится. Ей на смену пришел Су-29-140

Кстати, КуКу-Яки тоже не производятся.
Quique Aircraft закрылась чуть ли не год назад. Цемензини что-то подписал с Горизон-Хобби, и закрыл свою лавочку, даже сайт не работает. То что я заказал - какие-то остатки, доступные пока на Линдингере. Хотя там есть вся линейка, от 170см до 3-метровых. Если есть к ним интерес - стоит поспешить 😉

Гы 😁 Я в своем блоге уже сам с трудом разбираюсь 😉
Графоманство, говорят, не лечиццо 😁

slavyan
collapse:

Но я склоняюсь все же с будущему сетапу в виде акков 4000мА и винте 18х8-18х10.

Я вот тоже подумываю вместо 20х10 использовать 20х8. Боязно за регулятор,всё таки 84 ампера для него многовато.

collapse
slavyan:

Я вот тоже подумываю вместо 20х10 использовать 20х8. Боязно за регулятор,всё таки 84 ампера для него многовато.

Ну, формально, он все же 85A. Причем не пиковых. Да и не будет 84А в полете. Максимум, всплеск на резком выходе из висения, но это 1-2 секунды. Меня тогда уж больше мотор беспокоит - он вообще 75А маскимального тока. А у хакера - вообще 60 прописано 😉 Регулятор-то фиг с ним, отрубится по теплу и ладно. Сядем, без мотора насажался самолетов 😉. А вот мотор придеццо новый заказывать, если что случиццо 😉
Хотя, я хочу уменьшать винт не столько из за опасности что-то попалить, сколько просто из за большей экономичности, и из за возможности пользовать мелкие акки. Разница между 5000мА и 4000мА - порядка 250 грамм. Я уже как-то писал в блоге, что взял 2(4) сборки 5000 на пробу, посмотреть, как они будут необходимы по емкости. А это вполне уже ощущается в полете… 9-10 кг тяги для самолета весом в 5,2-5,5кг - за глаза. 18х10 на вскидку должен крутить порядка 8 тыс оборотов. Это немало по тяге… Да и мотору полезно - он как раз выйдет на режим максимального КПД.

slavyan

Я вот пожалуй сниму кулер с двигателя.Есть у меня подозрение,что без него будут лучше обмотки продуваться.😉

skydiver

а вы ещё как то в блоге писали что у вас несобраная фунтана валялась…)

А у хакера - вообще 60 прописано

Кстати да! Кирилл, прокомментируйте плиз заявленные максимальные токи у хакеров, а то вроде они сильно занижены. На ваш взгляд насколько? а то который раз пытаюсь подобрать себе хакер, смотрю на макс ток -ругаюсь, беру гипериона)))

Регулятор-то фиг с ним, отрубится по теплу и ладно.

как бы это по мягче про теплозащиту… С начала сгорит потом отрубится))

slavyan
skydiver:

С начала сгорит потом отрубится))

Да,такое с регулями часто происходит.

collapse
skydiver:

а вы ещё как то в блоге писали что у вас несобраная фунтана валялась…)

Кстати да! Кирилл, прокомментируйте плиз заявленные максимальные токи у хакеров, а то вроде они сильно занижены. На ваш взгляд насколько? а то который раз пытаюсь подобрать себе хакер, смотрю на макс ток -ругаюсь, беру гипериона)))

как бы это по мягче про теплозащиту… С начала сгорит потом отрубится))

Вот что-что, так про токи хакера ничего не могу сказать. У меня подозрение что хакеры больше страхуются. Но это только мое личное подозрение, не более того. Обмотки теже, провода теже…Фик знает. Тут ведь как - все зависит от каких-то мелких факторов. У меня, например, на мелкосучке (которая 30Е) максимальный ток на моторе 35А, на регуляторе - 40А. Я летаю регулярно достигая 43-44А. Отлетал акков 50, жестко так, порой до полных отсечек. И хоть бы что. Вот они попали в хороший обдув, и живут себе счастливо. На F3P-шнике максимальный ток мотора 5А. Я летаю до 12А… Год полетов - живой. При этом, года полтора назад спалил 3007, чуть его перегрузив. Поэтому, что либо коментировать просто боюсь.

ЗЫ. Фунтану несобраную продал, давно уже 😉

slavyan:

Я вот пожалуй сниму кулер с двигателя.Есть у меня подозрение,что без него будут лучше обмотки продуваться.😉

Кстати, да, хорошая идея. Надо попробовать. Вообще, могу в понедельник провести более вменяемый тест по токам. Не загонять мотор за 80А, а просто покрутить его в районе от 30 до 70А, пару-тройку минут. А потом выложу графики с логгера по токам, напряжению и температуре. Надо только подумать, куда в мотор температурный датчик запихнуть… можно, по идее, между обмотками прямо засунуть, там есть место…

O_Lenin
collapse:

Самолет изначально предполагает установку только ДВС. Придеццо делать площадку под акки и изобретать свою мотораму.

Слушай, а 4 болта М5-М6 не пойдут в качестве моторамы? У меня мотор чуть полегче, но не сильно - 550 гр, нормально держится, пока не жалуюсь 😃.

collapse
O_Lenin:

Слушай, а 4 болта М5-М6 не пойдут в качестве моторамы? У меня мотор чуть полегче, но не сильно - 550 гр, нормально держится, пока не жалуюсь 😃.

Скорее тогда - 4 шпильки. Там довольно большое расстояние - это Як-54, с длинным капотом. На них налетит грамм 150 точно. А это слишком.
Я скорее врежу 6-8мм карбоновые трубы, и посажу на них мотошпангоут. Как я делал на Ангеле… Если располагать трубы в виде трапеций, то конструкция получается мегадубовая. А весу - грамм 50 от силы…

GolDen
collapse:

Тут ведь как - все зависит от каких-то мелких факторов. У меня, например, на мелкосучке (которая 30Е) максимальный ток на моторе 35А, на регуляторе - 40А. Я летаю регулярно достигая 43-44А. Отлетал акков 50, жестко так, порой до полных отсечек. И хоть бы что. Вот они попали в хороший обдув, и живут себе счастливо.

Тут все дело в морозе. Летом этот номер наверняка не пройдет.

collapse
GolDen:

Летом этот номер наверняка не пройдет.

На чем-то проходит, на чем-то нет. У меня был всего один случай перегорания мотора, и ни одного - регулятора. Один мотор. Самолетов на 40… Но это не означает, что нужно летать на токах больше допустимых.
Регулятор 85HV расчитан на работу 85А номинального тока при температуре +20. Это прописано в мануале, в отличии от “турниджей” и прочих, гипериону я верю, т.к. на их регуляторах беспроблемно летаю со времен своего первого БК мотора. Я не вижу необходимости менять регулятор, если ПИКОВЫЕ токи лежат в пределах 85А. Только и всего.

skydiver
collapse:

Я не вижу необходимости менять регулятор, если ПИКОВЫЕ токи лежат в пределах 85А. Только и всего.

тут имелось ввиду про:

У меня, например, на мелкосучке (которая 30Е) максимальный ток на моторе 35А, на регуляторе - 40А. Я летаю регулярно достигая 43-44А.

😎

collapse
skydiver:

тут имелось ввиду про:

😎

А, этот-то… Фик знает, может и не переживет. Я его специально собрал на зиму, летать на небольших площадках. Хотя полетные токи лежат гдето в пределах 10-30А. За 40 - пиковые, несско раз за полет, по паре секунд. Так что может и летом прокатит. Сейчас облетаю кукуяк - необходимость в нем отпадет… Видимо, на днях разберу, тушку продам, а железяки в какой-нить фанчик воткну, с меньшей нагрузкой. 😉

slavyan
collapse:

Вообще, могу в понедельник провести более вменяемый тест по токам. Не загонять мотор за 80А, а просто покрутить его в районе от 30 до 70А, пару-тройку минут. А потом выложу графики с логгера по токам, напряжению и температуре

О,это было бы здорово.